Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития
Оптимальное решение
технической стороны передачи обеспечения позволит банку в случае невозврата
кредита быстро решить вопрос с реализацией обеспечения, а квалифицированная
оценка рыночной цены обеспечения поощряет заемщика к своевременному погашению
долга.
Вообще, на моей
практике, вопрос обеспечения является индикатором для распознания заведомо
невозвращаемых кредитов. Стоит сотруднику кредитного подразделения четко
построить схему принятия обеспечения, провести высокопрофессиональную оценку
стоимости и ликвидности предоставляемых материальных активов, как сразу
становится ясным был бы кредит “проблемным” или нет.
Желательно для банка
наличие тесных контактов с наиболее профессиональными участниками рынка,
товары которого принимаются банком в качестве обеспечения. Профессионалы
окажут содействие в проведении качественной экспертизы товара, возможно,
предоставят информацию о заемщике и его рыночной позиции в тот или иной период,
составят оптимальную схему возможной реализации товара в случае невозврата. В
моей практике именно информация от профессиональных участников того или иного
рынка о заемщике, даже о конкретной партии товара и возможной ситуации во
время ее продажи как обеспечения, предотвращала от выдачи заведомо проблемных
кредитов. Чем более квалифицированных экспертов получится банку привлечь в
качестве оценщиков, тем больше он застрахован от принятия в качестве обеспечения
низкокачественного, малоликвидного, узкоспецифического, дефектного, сезонного
товара по завышенным ценам. Этих же компетентных специалистов можно привлекать
также в качестве реализаторов обеспечения, так как профессиональный торговец
продаст товары, выступающие в качестве обеспечения, гораздо быстрее и лучше,
чем банковские служащие.
Важнейшей завершающей
процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение
кредитного договора.
III. Третья стадия кредитного
процесса -
контроль за использованием кредита.
Использование ссуды
означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по
обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие
использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить
поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты
процентных денег.
Главная цель этой
стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу
и погашение ссуды.
Разумеется, по каждой
ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий.
Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным
заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время,
если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень
дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса
между осторожностью и максимальным использованием
всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Трудности с
погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс,
который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка
может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых
трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и
защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем
ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует
учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов.
Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими
обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:
— подрывается репутация банка, так
как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия
вкладчиков, инвесторов и т. д.;
— увеличатся административные
расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного
персонала и непроизводительного расходования времени на поддержание статус-кво;
— повысится угроза ухода
квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в
условиях падения прибыльности операций;
— средства будут заморожены в
непродуктивных активах;
— возникает опасность встречного
иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве
ссуды привели его на грань банкротства.
Все эти потери могут
дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Особо остановимся на
основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд .
1. Ошибки,
допущенные персоналом банка
при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем
контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
— недостаточно строгое отношение к
заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);
— непрофессионально проведенный
финансовый анализ;
— плохое структурирование ссуды
как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями
предприятия, спецификой отрасли и т. д.;
— недостаточное обеспечение ссуды
(например, завышенная оценка залога и т. д.);
— ошибки в документальном
оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы
банка);
— плохой контроль над заемщиком в
период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения
и т. п.).
2. Неэффективная
работа компании, получившей ссуду:
— слабое руководство;
— ухудшение качества продукции и
вытеснение ее с рынка;
— неэффективный маркетинг из-за
отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
— слабый контроль за финансами
компании (рост дебиторской задолженности, накладных расходов и т. п.).
Кроме того, важную
роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение
экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательства,
технологические прорывы и т. д.
Как я уже говорил,
трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются
многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое
положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в
срок или вообще превратиться в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы
обнаруживаются путем:
— анализа финансовых отчетов;
— личных контактов с должником;
— сообщений третьих лиц;
— сведений из других отделов
банка.
В период действия
кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о
прибылях и убытках, отчетов о поступлении наличности и других материалов. Их
тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на возникающую
опасность. Банк должен обратить внимание на:
— непредставление финансовых отчетов
в установленные сроки;
— резкое увеличение дебиторской
задолженности;
— замедление
оборачиваемости запасов;
— снижение доли краткосрочных
активов;
— непропорциональный рост
краткосрочной задолженности;
— снижение коэффициента
ликвидности;
— увеличение доли основного
капитала в сумме активов;
— снижение объема продаж;
— рост просроченных
долгов;
— возникновение убытков от
операционной деятельности;
— изменение условий коммерческого
кредитования и т. д.
Для банка важно
постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом — посещать компанию и
ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие
неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов.
Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
— изменение поведения или привычек
высшего руководящего состава;
— супружеские проблемы
руководителей;
— резкое изменение отношений с
банком, нежелание сотрудничать;
— замена ключевых сотрудников;
— увлечение созданием новых
предприятий, скупка недвижимости;
— плохое составление финансовых
отчетов;
— принятие необоснованного риска;
— установление нереалистичных цен
на продукцию;
— медленная реакция на ухудшение
рыночных условий;
— слабый
операционный контроль;
— отсутствие преемственности в
руководстве;
— потеря важных клиентов;
— создание спекулятивных запасов;
— отсрочки замены устаревшего
оборудования и т. д.
Много могут раскрыть
банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с другими деловыми партнерами:
— получение банком запросов о
кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в
оплате товаров;
— запросы о компании со стороны
новых ее кредиторов;
— извещение страховой компании об
аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий;
— предъявление к оплате платежных
документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;
— появление практики покупки
компанией товаров исключительно на условиях предоплаты.
Наконец, другие
отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков
на банковском счете клиента и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной)
ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита.
Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для
восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти
усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав
платежа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и
т. п. Последний вариант — объявление неплательщика банкротом, но это наименее
желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см.
Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий").
Банк должен
действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым
кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на
имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения
долга.
Первый при выявлении
проблемной ссуды шаг — объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо
уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему
доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме
того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов.
Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного
взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося
долга.
Затем кредитный
работник банка должен организовать встречу с представителем компании и
обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к
сотрудничеству, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом
или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить
клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий,
который может включать:
— продажу активов;
— сокращение накладных расходов;
— изменение маркетинговой
стратегии;
— смену руководства и назначение
новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может
заключаться в продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить
документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться
залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога:
обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант —
сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
IV. Четвертая стадия кредитного
процесса -
возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает
обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов.
Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного
подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально
сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без
проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только
закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как
перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит
невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного
подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого
проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных
ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования
его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего
быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по
нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита
при возникновении любой кризисной ситуации.
Вот здесь и проходит
проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения
в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки
испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь
уместно напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о
сложностях и проблемности их практического применения.
Глава III.
Банковское
кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования,
которые предоставляют собой требования к организации кредитного процесса. В
зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования
необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. Например, на стадии программирования
последние необходимо увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью
проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с
поступлением выручки, погашением задолженности и уплатой процентных денег.
Изолированность в применении принципов кредитование дает однобокость в оценке
кредитного процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и
возникновении проблемных ссуд.
К принципам
кредитования относятся:
а) возвратность и
срочность кредитования;
б)
дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность
кредита;
г) платность
банковских ссуд.
Рассмотрим подробнее
каждый из принципов.
1. Возвратность
является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию
от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности
кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью
кредита, его атрибутом.
Возвратность и
срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования
временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти
средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с
различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое
кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они
подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату)
владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому
"золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых
требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.
Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.
Срочность
кредитования
представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип
срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в
строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор
времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности
кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных
средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой
количественные изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается
срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое
подлинное назначение.
2. Дифференцированность
кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно
подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение.
Ссуда должна предоставляться только тем хозорганам, которые в состоянии его
своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна
осуществляться на основе показателей кредитования, под которой понимается
финансовое состояния предприятия, дающее уверенность в способности и готовности
заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества
потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на
ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень
рентабельности на текущий момент и в перспективе.
Степень
кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является
показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного
с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту.
3. Обеспеченность
кредита закрывает один из основных кредитных рисков - риск непогашения
ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то банковское дело
превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск ведения операций
привел бы к резкому росту процентных ставок.
Надо отметить, что
решение проблемы обеспеченности кредита зависит от типа кредитования и от
субъекта ссуды. Если говорить о большой компании, успешно работающей на
протяжении десятилетий, имеющую хорошую и длительную кредитную историю,
занимающую лидирующие позиции на рынке, возглавляемую известными
профессионалами, то решение вопроса с обеспечением кредитов требует одного
подхода. Правда, надо сказать, что российская банковская практика дает примеры
проблемных кредитов, приводящих к банкротству крупных банков. Например,
Западно-Сибирский металлургический комбинат не вернул кредит Кредобанку, что
выразилось в банкротстве старейшего российского банка. Господин Агапов, являясь
одним из ведущих профессионалов в финансовой области, не принял в учет чисто
российский "форс-мажор" - "завод решил не возвращать кредит и
вот банка нет, а завод продолжает работать." Конечно, такой российской
специфики кредитной работы нельзя научится ни по каким учебникам и здесь
возможно только обучение на ошибках других, чтобы не допускать своих.
Если рассматривать
вопрос ссуды для малого предприятия, только зарегистрированного и начинающего
свою предпринимательскую деятельность с нуля - то здесь без решения вопроса с
обеспечением выдавать кредит нельзя. Интересна позиция с обеспечением при
потребительском кредитовании, где возможен статистический подход оценки
кредитного риска (например, метод кредитного скоринга для отбора заемщиков) и
обеспечением может являться хороший набор определенных критериев
ссудополучателя.
Техника кредитного
скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале
40-х г.г. для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Дюран отмечал, что
выведенная им формула "может помочь кредитному работнику легко и быстро
оценить качество обычного претендента на ссуду, но в экстраординарных случаях
ее прогнозные качества ослабевают."
В российских условиях
чистое применение коэффициентов Дюрана невозможно (наверное именно наши случаи
кредитования попадают в разряд экстраординарных), хотя мне были известны
успешные попытки применения подобного подхода при массовом кредитовании
физических лиц (пример разработанной в российском банке анкеты унифицированного
сбора сведений о потенциальном заемщике см. в Приложении 6).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|