Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития
Так, в частности, предприятие-заемщик
может предусматривать для себя в кредитном договоре следующие права:
- требовать от банка
предоставления кредита в объемах и в сроки, предусмотренные договором;
- обратиться в банк с
необходимыми обоснованиями и расчетами для внесения изменений в условия договора;
- досрочно погасить
задолженность по ссуде; расторгнуть договор при несоблюдении банком его условий
или по своим экономическим соображениям;
- требовать
пролонгации срока договора по объективным причинам.
Банк вправе:
- производить
проверку обеспечения выданного кредита, в том числе на месте (у заемщика), и
целевого использования кредита;
- прекращать выдачу
новых ссуд и предъявлять ко взысканию ранее выданные при нарушении заемщиком
условий кредитного договора, а также при выявлении .
случаев недостоверности отчетности, запущенности в бухгалтерском учете,
неоднократной задержки уплаты процентов за кредит;
- взимать с заемщика
при пролонгации кредита соответствующее комиссионное вознаграждение;
- пересматривать в одностороннем порядке процентные ставки за
пользование кредитом в случае изменения уровня процентной ставки ЦБР, нормы
обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБР, уровня
инфляции национальной валюты;
- производить
начисление и взыскание компенсации за неиспользованный кредит (в случае
официального отказа заемщика от кредита или его части в течение срока действия
договора).
Заемщик обязуется:
- использовать выданный кредит на
цели, предусмотренные в договоре;
- возвратить
предоставленный кредит в обусловленный договором срок;
- своевременно
уплачивать банку проценты за пользование кредитом;
- своевременно
представлять баланс и другие документы, необходимые банку для осуществления
контроля за ссудой;
- обеспечить
достоверность представляемых в банк данных для получения кредита и последующего
контроля за его использованием;
- предоставлять
кредитору доступ к первичным отчетным и бухгалтерским документам по его
требованию по вопросам, касающимся выданного кредита;
- представлять
кредитору сведения о всех полученных и планируемых к получению у третьих лиц
кредитах;
- заблаговременно
информировать банк о предстоящем изменении организационно-правовой формы или
другой реорганизации;
- при реорганизации
или ликвидации незамедлительно погасить задолженность по кредиту с полной оплатой
процентов независимо от договорного срока погашения кредита.
Обязанности банка
по кредитному договору заключаются в следующем:
- предоставить кредит
заемщику в объемах и в сроки, предусмотренные в договоре;
- информировать
заемщика о фактах и причинах досрочного взыскания банком кредита;
- в срок до __________ числа начислять проценты за предоставленный
клиенту-заемщику кредит;
- информировать
заемщика об изменениях в нормативных документах по вопросам кредитования и расчетов, вносимых по решению ЦБР, органов власти и
управления.
За нарушение условий
кредитного договора в IV разделе предусматривается ответственность
сторон, в том числе и имущественная.
Так, банк за нарушение
заемщиком взятых на себя обязательств может приостанавливать дальнейшую выдачу
кредита, предъявлять его к досрочному взысканию,
сокращать сумму предусмотренного к выдаче по договору кредита, увеличивать
процентную ставку по нему и т.д. Заемщик может потребовать от банка возмещения
убытков, возникших вследствие непредоставления ему совсем или предоставления в
неполном объеме предусмотренного по договору кредита (в размере не более пени,
уплачиваемой предприятием своим контрагентам по хозяйственным договорам). В то
же время сам заемщик в случае неполного использования выделенного ему банком
кредита уплачивает последнему неустойку в размере
платы банком за привлеченные кредитные ресурсы и
недополученной маржи в отчетном периоде. При всем этом необходимо иметь в
виду, что неизбежность и неотвратимость наказания за невыполнение взятых на
себя по договору обязательств не означают, что субъекты кредитных отношений не
имеют права на взаимные всевозможные льготы и поощрения по условиям его
выполнения[11].
В качестве дополнительных
условий к кредитному договору могут выступать, например, требования банка
к заемщику: без согласия до погашения кредита по данному договору не давать
взаймы; не выступать гарантом по обязательствам третьих лиц, а также
индоссантом или поручителем; не продавать и не передавать в любую форму
собственности своих активов, а также не передавать их в залог в качестве
обеспечения по ссудам других кредиторов; не допускать слияния или консолидации
с другими предприятиями.
4.5. Кредитный
мониторинг. Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов
по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в
периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля
банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.
Кредитный архив — это
база кредитного мониторинга. Там сосредоточивается вся необходимая документация
— финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности,
залоговые документы и т.д.
Каждый банк имеет
свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в
следующие разделы:
— документы по ссуде (копии
кредитного соглашения, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство
на право подписи документов);
— финансовая и экономическая информация
(балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы, отчеты о
денежных поступлениях, бизнес-планы, налоговые декларации);
— запросы и отчеты о
кредитоспособности (справки кредитных агентств, телефонные запросы,
переписка);
— материалы по обеспечению ссуды
(документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге,
документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. п.);
— переписка и памятные записки
(переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров,
справки о состоянии текущего счета клиента).
Как уже говорилось,
кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно —
главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества
портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его
репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за
качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и
выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики
банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав
портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных
отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства
со стороны банка.
Программы контроля
над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализации, принятых там
методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много ссуд
предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, может проводить
систематическую проверку дел своих заемщиков каждый месяц. Часто применяется
дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке
один раз в квартал, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и
контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и
периодический — по ссудам ниже определенной величины кредита.
Проверка ссуды может
состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия
заемщика, проверке документации, обеспечения и т.д. При контрольной проверке
вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам
кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое
состояние клиента, рентабельность операции и т. д.
Многие банки в ходе
очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий
итоговую оценку кредита по ряду параметров. Выше уже приводился пример
рейтинговой оценки качественных характеристик кредита. В других методиках
ссудам присваивается номер (1, 2,3 и т. д.), который соответствует одной из
категорий — «Наивысшее качество», «Удовлетворительно», «Маржинальная
ссуда», «Критическая ссуда», «Убыточная ссуда, подлежащая списанию» (пример
такой классификации - см. Приложение 8).
Классификация ссуд по
рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим,
что по результатам последней проверки «Критические ссуды» составляют 5 % всего
портфеля, тогда как ранее они составляли не более 1,5%. Необходимо выяснить
причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения. Если рост
критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с
определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе
проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и
подразделений банка.
Аудиторская
проверка ссуд
производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта
проверка аналогична описанному выше контролю кредитного портфеля, но она, как
правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с
кредитными отделами.
Аудиторский контроль
имеет целью ответить на следующие вопросы:
— каково состояние кредитных
архивов банка, проводится ли их обновление;
— осуществляет ли руководство и
рядовые сотрудники кредитных подразделений регулярное обследование портфеля
ссуд;
— правильно ли
определен рейтинг;
— соответствует ли работа
кредитного отдела письменному меморандуму о кредитной политике;
— каково общее
качество банковского портфеля;
— достаточны ли резервные фонды
банка для покрытия убытков по безнадежным ссудам.
Результаты
аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется
совету директоров, соответствующим комитетам банка, руководителям подразделений
банка и старшим кредитным инспекторам. В отчете должна быть сделана оценка
качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика
эффективности работы руководства и персонала кредитных отделов. Кроме того,
аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению сложившихся
методов и форм кредитования в банке.
Таким образом, лишь
совокупное применение элементов механизма кредитования дает уверенность в
формировании качественного и соответствующей заданной доходности кредитного
портфеля банка, а также обеспечение надежных путей возврата суммы основного
долга и получение прибыли кредитным учреждением от основного вида банковских
операций в современной российской финансовой практики.
Заключение
В настоящее время
российские банки отказались от действовавшей практики кредитования под
совокупный обьект, равно как и от применявшихся ранее методик кредитования по
остатку и по обороту. Хотя в перспективе и эти методы кредитования, безусловно,
могут применяться, однако лишь как частный случай, используемый в отдельных
ситуациях только тогда, когда банк будет видеть в этом необходимость. В
большинстве случаев банки в современной ситуации ориентируются на использование
метода предоставления кредитных ресурсов, основанного на экономических факторах
и позволяющего сочетать прежде всего интересы банков как коммерческих
образований, а во вторую очередь, интересы их клиентов и народного хозяйства в
целом.
В перспективе
характерными особенностями организации системы коммерческого кредитования банков
будут являться :
1. Ориентация на экономические
(качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса
о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности
социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет
являться единым критерием для всех банковских учреждений страны.
На практике это будет
означать, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации
только той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а
ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, действующим
мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации
были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием
денежных средств у потребителя.
Аналогично, если речь
идет о долгосрочном
кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в
наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом
будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения
потребностей общества и его отдельных членов.
Характерным примером
эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей
общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные
компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу
угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость
того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих
общественных потребностей с выгодой для себя. В качестве индикатора
общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее
как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций.
Количественное выражение данных характеристики находят в количестве заявок на
производство отдельных видов товаров и услуг со стороны юридических лиц,
заключенных хозяйственных договоров и т.д. Немаловажной характеристикой
размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях
свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в
роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может
выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующий на изменение
потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в
определенной степени уровень прибыльности компаний.
Только при ориентации
на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов
хозяйственной деятельности, которые связаны с производством продукции,
пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не
отдельных предприятий. И только при этом будут
сочетаться интересы
хозяйства в целом и банков как самостоятельных хозрасчетных предприятий в
условиях коммерческого банковского дела, что будет служить гарантией возврата
предоставленных средств, обеспечивать будущую платежеспособность клиента и
получение устойчивой банковской прибыли.
2. В результате межрегиональной
конкуренции и дерегулирования финансовые услуги и продукты становятся
однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла
конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков
друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы
укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно
либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков,
которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со
своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли.
Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки все активнее будут
прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне- и краткосрочных
маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками
банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых
технологий для автоматизации банковский сделок.
3. С появлением в стране банковских
учреждений негосударственного типа - коммерческих банков, организованных в
форме паевых товариществ и акционерных обществ, функционирующих на коммерческих
принципах, положено начало иной модели организации кредитного дела,
отличительная черта которой - организация кредитного дела в рамках и на базе
привлеченных банками в форме депозитов ресурсов. Тем самым в принципе
исключается возможность неограниченного предоставления кредитов, как
это практиковалось государственными специализированными банками, в том числе
и на безвозмездной основе, для покрытия финансовых прорывов и
бесхозяйственности. Организация кредитного дела на коммерческий началах привела
к разработке иных подходов к методике и критериям кредитования, пересмотру
традиционных установок.
Приложение
№ 1
Специализированные
кредитно-финансовые
организации
|
Почтово- сберегательные
системы
|
- лизинговые
фирмы
-
факторинговые фирмы
- ломбарды
- кредитные
товарищества
-
инвестиционные компании
- финансовые
компании
- расчетные
(клиринговые) центры
- пенсионные
фонды
- страховые
общества
и т.д.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|