МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ипотечные банки и их роль в кредитовании предпринимательской деятельности

    К концу 50-х годов XIX в. казенные банки, концентрировавшие почти все накопления денежных капиталов, вошли в полосу глубокого кризиса, вызванного, прежде всего, нарушением сбалансированности относительно краткосрочных пассивов с долгосрочными активами, как по срокам, так и суммам. Заемные средства привлекались преимущественно на непродолжительный срок, а размещались в долгосрочные ссуды. Срочно принятые меры: снижение процента по депозитам, попытки их обращения в долгосрочные займы через выпуск «непрерывно-доходных» билетов – вызвали отток вкладов и переход многих вкладчиков со своими сбережениями в сферу акционерного капитала.

    Судьба крепостнических банков была предрешена. В апреле 1859 г. «высочайшим» повелением запрещался залог имений во всех государственных кредитных учреждениях [43]. Однако приказы, подчиненные Министерству финансов, а через год передавшие свои дела только что учрежденному Государственному банку Российской империи, еще около тридцати лет продолжали принимать платежи в погашение ссуд от своих заемщиков.

    В условиях экономической модернизации второй половины XIX – начала XX в. ипотечный кредит получил значительное развитие. Происходила трансформация института ипотечного кредита из механизма социальной поддержки дворянства в экономический инструмент привлечения капитала. Эта трансформация проявлялась в формировании новой разветвленной сети ипотечных кредитных учреждений: государственных, частных и общественных. Инфраструктура финансового рынка, обеспечивающая ипотечное (поземельное) кредитование, в конце XIX в. представлена на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Разновидности ипотечных кредитных учреждений в России конца XIX в.


    За 1860 – 1915 гг. объемы ипотечного кредитования значительно возросли. Это, безусловно, свидетельствовало о росте инвестиций в сельское хозяйство, не смотря на то, что, по мнению историков, значительная часть кредита расходовалась непроизводительно [34, с. 12].

    Однако в отличие от ситуации первой половины XIX в. источником ипотечного кредита стали выступать не наличные средства населения, сосредоточенные в виде вкладов на счетах ипотечных учреждений, а средства, получаемые в результате выпуска государственными, акционерными, взаимными банками ценных бумаг, имевших государственную гарантию, которая обеспечивала спрос на них на фондовом рынке. Для дореволюционной практики кредитования сельхозпроизводителей характерны системность, масштабность, последовательность в развитии, многовариантность текущего, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Без этих факторов земельное реформирование не могло быть успешным в принципе.

    После революции 1917 г. залоговое право в России продолжало существовать, но в условиях, когда не было экономической почвы для применения института залога. В 1922 г. в ГК РСФСР (примечание к ст. 21) упразднено деление имущества на движимое и недвижимое в связи с отменой частной собственности на землю. В 1923 г. образованно два частных коммерческих банка и около 40 обществ взаимного кредита, общая сумма баланса которых не превышала 3 % в совокупном балансе.

    Институт залога начал возрождаться в России только в 1990-е годы, точнее в 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации «О залоге». Свое правовое очертание ипотека получила в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

    В 90-е годы прошлого века современное реформирование земельных отношений в российском аграрном секторе столкнулось с большими проблемами, страдая от высокой инфляции, низкой покупательной способности населения, задержки и отсутствия платежей за поставку продукции, трудностями институциональной перестройки и отсутствием системы кредитования.

    Государство было вынуждено принимать меры преодоления последствий кризиса, в том числе и путем создания льготных по сравнению с остальными секторами экономики условий кредитования. За период реформ политика льготной финансово-кредитной поддержки несущественно видоизменялась, сохраняя свою суть – государственные кредиты сельскому хозяйству по-прежнему были практически единственным источником займов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Среди инструментов государственной аграрной финансово-кредитной политики выделялись централизованный кредит, предоставляемый правительством из государственного бюджета, а также товарный кредит, его периодическое списание и возврат регионами через выпуск сельских облигаций, ознаменовавший собой переход к «более рыночным» формам взаимодействия между правительством и заемщиками [35, с. 81 – 83].

    Заметным этапом в создании системы кредитования стала продажа Агропромбанка в середине 1996 г. В конкурсе на его приобретение участвовали известные банки: Сбербанк, Столичный банк сбережений (СБС), Инкомбанк и др. Сразу после приватизации Агропромбанка «СБС-Агро» стал играть заметную роль в кредитовании аграрного сектора. В первый год работы Фонда льготного кредитования «СБС-Агро» распоряжался 80 % государственных кредитов.

    Фонд льготного кредитования (ФЛК) был образован в 1997 г. в соответствии с Постановлением правительства РФ № 224 «Об экономических условиях функционирования АПК Российской Федерации в 1997 году» для кредитования сельхозпредприятий всех форм собственности. Уполномоченным банкам было выгодно работать с ФЛК, операции со средствами которого не облагались налогом на прибыль. Однако ФЛК не оправдал возлагаемых на него надежд, прежде всего потому, что из-за заблокированности счетов большинства сельскохозяйственных предприятий деньги доставались не самим предприятиям, а аффилированным структурам банков. Кроме того, существование льготной ставки само по себе искажает рынок кредитов, и банки, потенциально способные работать с аграрным сектором, не могли этого делать из-за неконкурентоспособности предлагаемой ставки.

    Безусловно, положителен тот факт, что впервые за все время существования льготных кредитов деньги стали распределяться через коммерческие банки, администрации областей (45 % средств банки перечисляли областным администрациям). Банки были заинтересованы в возврате средств, однако рисковали все еще бюджетными, а не своими деньгами.

    Финансовый кризис 1998 г. усугубил проблемы возврата денег в ФЛК, т. к. 8 из 12 уполномоченных банков, включая Агропромбанк, через который проходила основная доля кредитов, обанкротились [21, с. 325]. После ликвидации банковской группы «СБС-Агро» и продажи активов Агропромбанка был возрожден государственный банк – Россельхозбанк, на который возлагались надежды более эффективного управления бюджетными средствами для кредитования сельского хозяйства.

    Таким образом, в 90-е годы XX в. в практике кредитования аграрного сектора использовались в основном списание, реструктуризация долгов, отсрочка платежей и финансирование всех независимо от эффективности хозяйствующих сельхозпредприятий.


    1.3 Зарубежный опыт формирования системы земельно-ипотечного кредитования агробизнеса


    В западных странах в качестве разновидности ипотечного кредитования традиционно широко практикуется кредитование под залог сельскохозяйственных земель. Оно осуществляется через систему специальных банков, часто называемых «земельными», «сельскохозяйственными», «аграрными» и т. п., посредством долгосрочного кредитования на условиях ипотеки. Процентные ставки под залог дифференцируются в зависимости от ценности земли, положения должника, степени риска. Источником ипотечного кредитования является эмиссия банками облигаций как ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью. Наряду с банками такое ипотечное кредитование могут проводить ссудо-сберегательные ассоциации, кооперативы взаимного кредитования, страховые компании.

    Зарождение современной системы ипотечных банков произошло в Германии во второй половине XVIII в. путем создания специальных кредитных касс для кредитования дворян под залог их земельных угодий (под 4 % годовых). В 1767 г. был создан первый прообраз современных ипотечных банков – Силезский ландшафт, который впервые стал выпускать закладные листы [44, с. 326]. Данный кредитный союз был создан государством с целью привлечения ресурсов для выдачи кредитов на выгодных для заемщика условиях. Позже закладной лист превратился в ценную бумагу, которую эмитировал непосредственно ландшафт под выдаваемые им ипотечные кредиты.

    Так как обеспечением выступали дворянские поместья, закладные листы имели хорошую ликвидность. Заемщик выплачивал ландшафту полугодовые проценты, которые передавались кредитору по закладному листу. Выпуск закладных листов был привилегией только ландшафтов и осуществлялся только по разрешению правительства.

    Важную роль ландшафты сыграли в выработке единых стандартов выдачи ипотечных кредитов. Деятельность современных немецких ипотечных банков регулируется специальным законом об ипотечных банках, вступившим в силу 01.01.1900 г. Об эффективности этого закона говорит тот факт, что с 1900 года в Германии не было ни единого случая банкротства ипотечного банка.

    В основе принятого закона Германской империи об ипотечных банках лежали следующие цели:

    -                   создание правовых условий для функционирования системы рационального рефинансирования на рынке капитала;

    -                   создание правовой среды для привлечения средств инвесторов в ключевые отрасли народного хозяйства;

    -                   защита интересов инвесторов и заемщиков (при создании закона учитывалось то, что «утрата доверия к этим банкам будет связана с потерями сбережений широкими слоями населения»).

    Закон об ипотечных банках определяет ипотечные банки как частноправовые кредитные институты, деятельность которых направлена на: выдачу ссуд под залог внутренних (отечественных) земельных участков (и построек на них) и выпуск долговых обязательств (ипотечных закладных листов) на основе выданных ипотечных кредитов; предоставление ссуд внутренним публично-правовым организациям и институтам или получение полной гарантии (поручительства) от таких организаций и институтов на предоставление ссуды и выпуск долговых обязательств (коммунальных долговых обязательств) на основе приобретенных требований.

    Деятельность ипотечных банков основывается на принципах надежности, ликвидности, эффективности. Принцип надежности ипотечных банков состоит в минимизации риска неплатежеспособности эмитента закладных листов, что осуществляется за счет ограничения проведения операций с низким уровнем риска, а также за счет формирования определенного состава покрытия под обязательства по закладным листам таким образом, что даже в случае банкротства эмитента инвестор полностью получит как сумму инвестиций, так и процентный доход. Принцип ликвидности заключается в соответствии эмитируемых закладных листов требованиям ликвидности для международных инвесторов. Принцип доходности состоит в том, что закладные листы предлагают инвесторам более высокую доходность, чем государственные ценные бумаги, обладая при этом практически таким же высоким кредитным рейтингом. Иногда даже закладные листы приносят инвесторам больший доход, нежели государственные облигации небольших европейских государств, имеющих более низкий рейтинг [41, с. 88].

    В настоящее время в Германии работают как частные, так и государственные банки, которые специализируются на выдаче кредитов под залог земли и строений. Ипотечный кредит, как правило, долгосрочный и не может превышать 60 % стоимости земельного участка. Сельскохозяйственный кредит, предоставляемый ипотечными банками, составляет 7,5 % в общем объеме аграрных ссуд. Кредиты под залог земли выдаются на покупку сельскохозяйственной техники (до 5 лет), строительство сельскохозяйственных объектов (до 20 лет) с отсрочкой платежа на 5 лет. Многие из европейских стран при построении систем ипотечного кредита используют практику германских ипотечных банков. Однако подобной четкой сформировавшейся системы ипотечных банков в других зарубежных странах нет. Современная система кредитного обеспечения использования земли, например в США, складывалась более ста лет. Потребовалось много всесторонних дискуссий и обсуждений, более сотни внесенных проектов, прежде чем Конгресс США в 1916 г. одобрил компромиссный закон по данной проблеме. На основе этого закона для выдачи долгосрочных ссуд под залог земли было создано 12 земельных банков, доходы которых были освобождены от всех видов налогов на федеральном уровне и на уровне штатов [39, с. 108].

    Земельные банки получили право финансировать покупку земли предоставлением под ее залог кредита на срок от 5 до 40 лет. Кредитные ставки определялись самими банками, но исходя из минимального уровня.

    Федеральный резервный банк США разрешил коммерческим банкам приобретать облигации земельных банков как ликвидные инструменты. По этим облигациям солидарную ответственность несли все земельные банки, а не правительство США. Таким образом, система земельных банков США первоначально сложилась как государственно-кооперативная со стартовым государственным капиталом (правительством было выделено 125 млн. долларов) и под существенным государственным контролем.

    Современный рынок ипотечных кредитов в США является одним из наиболее мобильных и эффективных рынков финансовых услуг. Начиная с 30-х годов XX в. структура и организация рынка ипотечных кредитов в США постоянно развиваются и усложняются, включая все большее количество участников – специализированных компаний, инвестиционных и финансовых институтов, которые активно взаимодействуют на двух уровнях.

    Первым уровнем является «первичный рынок» ипотечных кредитов, на котором происходит предоставление банками или другими кредитными институтами кредитов заемщикам. В качестве первичных кредиторов выступают ссудо-сберегательные ассоциации, ипотечные компании, коммерческие банки, взаимосберегающие (кооперативные) банки, кредитные союзы.

    Второй уровень, на котором первичные кредиторы осуществляют рефинансирование выданных долгосрочных ипотечных кредитов и получают доступ к долгосрочным ресурсам для дальнейшего кредитования, представлен специализированными институтами вторичного рынка ипотечных кредитов.

    В США распространена система предоставления земельными банками ипотечного кредита на льготных для фермеров условиях. Эти банки, в свою очередь, управляются Фермерской кредитной ассоциацией. Средства черпаются из фондов, созданных специально для ипотечного кредитования фермеров. Ипотечный кредит под залог земли выделяют и коммерческие банки, но под более высокий процент либо с выплатой разницы в процентных ставках за счет государства. Федеральная сельскохозяйственная ипотечная корпорация организует вторичный сбыт долговых обязательств фермеров и их кооперативов, способствуя развитию вторичного рынка ипотечных расписок фермеров и сельских домовладельцев.

    Анализ развития гражданско-правового института ипотеки и подход к организации ипотечного кредитования в зарубежных системах показывает, что основное их различие заключается в принципах формирования ресурсной базы и соответствующих механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для ипотечного кредитования. В мировой практике используются две базовые организационно-финансовые схемы, по которым развивается ипотека:

    1)                одноуровневая (немецкая или европейская), когда привлечение средств в систему происходит через ипотечные банки (рис. 1.3);




            Выпуск        Денежные        Погашение             Ипотечные       Платежи в

         закладных        средства          закладных                  ссуды           погашение

            листов                                                                                                                           

     





    Рисунок 1.3 – Одноуровневая организационно-финансовая схема земельно-ипотечного кредитования

    2)                двухуровневая (американская, англо-американская), когда привлечение необходимых ресурсов осуществляется посредством организации вторичного рынка ипотечных кредитов через небанковские кредитные организации – ипотечные агентства (рис. 1.4). Двухуровневая организационно-финансовая система базируется на трех составляющих:

    -                   ипотечное страхование, гарантирующее ипотечные кредиты от риска невозврата;

    -                   рефинансирование – покупка ипотечных ценных бумаг, выпущенных банками;

    -                   секьюритизация – выпуск на базе банковских ипотечных ценных бумаг других, более ценных и, соответственно, более ликвидных на рынке ценных бумаг).


                                    Передача                                      Ипотечные

                                       обязательств                                       ценные

                                                                                                    бумаги                                                                                                                                                                                                      

                                                      Денежные                                    

                                                       средства                                       Денежные

                                                                                                              средства

                                           Ипотеки                                  

                                                      

     









    Рисунок 1.4 – Двухуровневая организационно-финансовая схема земельно-ипотечного кредитования


    Одноуровневая схема характеризуется устойчивостью и простотой. В то же время двухуровневая схема значительно результативнее одноуровневой как по объему привлекаемых финансовых ресурсов, так и динамике развития [30, с. 106].

    Как следует из опыта стран с развитой рыночной экономики, в системе сельскохозяйственного кредита ипотечные кредиты занимают важное место. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что система соединения банковских и земельных капиталов выработала особые финансово-кредитные институты. Сюда можно включить земельные, сельскохозяйственные и коммерческие банки, товарно-кредитные корпорации, ассоциации производственного кредита, администрации по делам фермеров, небанковские кредитные организации (ипотечные агентства) и т. д.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.