МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственно-правовое регулирование банковской деятельности в РФ

     

     

    2.3 Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну

     

    Исполнительное производство редко становится объектом внимания высших судебных инстанций. Конституционный Суд РФ фактически вообще не обращался к анализу положений законодательства в данной сфере. И вот, наконец, ситуация изменилась. Это произошло в связи с необходимостью разрешения вопроса о соотношении исполнительного производства с другим, не менее важным правовым институтом - банковской тайной.

    Примечательно, что режим банковской тайны наконец-то стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, поскольку участникам споров о порядке доступа к банковской тайне катастрофически не хватало мнений высших судов Российской Федерации по этому вопросу*(1). В постановлении от 14 мая 2003 г. N 8-П, принятому по запросу Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа, КС РФ высказал свое мнение о возможности доступа судебного пристава-исполнителя к сведениям, составляющим банковскую тайну.

    При этом суд признал не противоречащим Конституции РФ положение п.2 ст.14 ФЗ «О судебных приставах» в его нормативном единстве с положениями п.2 ст.12 того же Закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

    Данную правовую позицию КС РФ можно распространить и на сведения о счетах и операциях по счетам юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

    Обратимся к сути проблемы. Согласно ст.14 ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон о приставах) информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный срок.

    В то же время ст.857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, установленном законом.

    Как ранее отмечалось, право доступа к банковской тайне государственному органу и его должностным лицам, исходя из признания сведений, составляющих банковскую тайну, информации с ограниченным доступом (п.1 ст.12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»), может быть предоставлено в случае прямого указания на это в федеральном законе с установлением соответствующего порядка доступа*(2).

    Таким критериям отвечают ФЗ «О банках и банковской деятельности», Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Наиболее развернуто право доступа к банковской тайне определено в ФЗ «О банках и банковской деятельности»[60]. В нем указано, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией данным гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

    Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией физическому лицу (владельцу счета), судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

    Отказываясь предоставлять судебным приставам-исполнителям информацию, многие банки исходили из того, что приставы не указаны в ст.26 Закона о банках. Таким образом, приоритет был отдан букве закона в соответствии с требованиями ст.857 ГК РФ.

    Аналогичная позиция отражена и в Письме ВС РФ от 12.11.2001 N 110-5/общ. При этом ВС РФ предложил приставам получать нужные сведения через суд, выдавший исполнительный лист.

    В то же время практически все сходились во мнении, что в силу своего предназначения судебный пристав-исполнитель должен иметь право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, а ст.26 Закона о банках не соответствует реалиям времени.

    По нашему убеждению, абстрактное право получать сведения и документы, перечисленные в п.2 ст.14 Закона о приставах и в некоторых иных федеральных законах, не означает права доступа к банковской тайне как несоответствующее смыслу последней.

    В этой связи вызывает сомнение вывод КС РФ (абз.9 п.5 мотивировочной части постановления) о том, что п.2 ст.857 ГК РФ и п.2 ст.14 Закона о приставах корреспондируют друг с другом. Содержащееся в ст.857 ГК РФ словосочетание «в случаях и в порядке» предполагают соответствующую регламентацию в ином федеральном законе порядка получения сведений, составляющих банковскую тайну. В Законе о приставах никаких «случаев и порядка» не содержится.

    «Закрепление в законе отступлений от банковской тайны... не может быть произвольным», «этим должны предопределяться устанавливаемые законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками», - пишет КС РФ в своем постановлении (абз.5 п.3, абз.3 п.4). Но разве норма, признанная судом конституционной, закрепляет отступление от режима банковской тайны и регулирует вопросы доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну?

    КС РФ, разрешая противоречие между буквой закона и потребностями жизни, уже не в первый раз использовал прием сравнения конституционно значимых целей правового регулирования и прав, гарантированных Конституцией РФ.

    Как указал КС РФ, право на тайну банковского счета, банковского вклада и операций по ним закономерно вытекает из гарантированных Конституцией РФ прав на неприкосновенность частной жизни и личную тайну (ст.23, 24 Конституции РФ). В то же время, подчеркнул КС РФ, в Российской Федерации гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

    «Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется... « Логика постановления состоит в том, что гарантии неприкосновенности частной жизни и личной тайны не могут обеспечиваться за счет умаления гарантий на судебную защиту прав и свобод. Соотнося указанные конституционные права, КС РФ отдал приоритет последним.

    Разделяя мнение, что судебный пристав-исполнитель в силу своего назначения должен иметь доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, хочется все же заметить следующее.

    Допущение мысли, что получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, используя абстрактное право на получение информации и документов, может обесценить само понятие банковской тайны, и, кроме того, оно способно породить новые споры, поскольку подобные нормы имеются, в частности, в Законе РФ «О милиции» и в некоторых других федеральных законах.

    Продолжая ход мысли КС РФ, можно обосновать, что выявление и пресечение преступлений (например, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий) важнее обеспечения тайны личной жизни. В таком случае режим банковской тайны окончательно может потерять смысл.

    Весьма примечательна идея, содержащаяся в абзаце пятом п.5 постановления.

    КС РФ делает вывод, что если обязанность предоставлять необходимую информацию, закрепленная п.2 ст.14 Закона о приставах, распространяется на всех, следовательно, она распространяется и на банки. Возникает закономерный вопрос: в чем тогда разница между общедоступной информацией и информацией, составляющей банковскую тайну? Забота КС РФ об исполнении судебных актов понятна, но избранный им способ решения вопроса представляется спорным.

    Чувствуя некоторые слабости своей позиции в этой части, КС РФ указывает, что «с федерального законодателя не снимается обязанность согласовать законодательство Российской Федерации, которым регламентируется режим банковской тайны и устанавливаются обусловленные им взаимные права и обязанности банка, иной кредитной организации и государственных органов и их должностных лиц, с гражданским законодательством, процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов».

    Это можно понимать в том смысле, что необходимо в соответствии с требованиями ст.857 ГК РФ упорядочить круг лиц, имеющих право на доступ к банковской тайне и детализировать саму процедуру доступа. Однако если бы КС РФ признал норму п.2 ст.14 Закона о приставах не соответствующей Конституции РФ, наверное, законодатель был бы более оперативен в приведении закона в соответствие с изменившимися общественными отношениями.


    —————————————————————————————————————————————————————————————————————————

    *(1) Единственным документом по данной проблематике оказалось Письмо Верховного Суда РФ от 19.11.2001 N 110-5/общ, по запросу Ассоциации российских банков, Письмо выражает скорее частное мнение подписавшей Письмо заместителя Председателя ВС РФ Сергеевой Н.Ю.

    *(2) См.: Акимов А.К. Есть ли у банков тайны от налоговой полиции? // «эж-ЮРИСТ» N 27, 2002.



    3. Выводы. Пути совершенствования регулирования банковской деятельности


    Банковская реформа в России, основанная на формировании двухуровневой банковской системы, включающей Банк России и коммерческие банки, была начата более 10 лет назад.

    Финансово-экономический кризис 1998 г. привел к тяжелейшим последствиям как для банковской системы, так и для экономики страны в целом. Перед Банком России, органами исполнительной и законодательной власти, перед самими кредитными организациями были поставлены сложнейшие задачи, потребовавшие не только срочных мер по стабилизации, но и переосмысления многих вопросов банковской реформы. В ноябре 1998 г. был принят важный совместный документ Банка России и Правительства Российской Федерации «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации». Благодаря его успешной реализации было положено начало нового этапа реформирования и развития банковского сектора в России. В целом был преодолен коллапс платежной системы и системный банковский кризис, созданы основы для реструктуризации кредитных организаций.

    С начала 2001 г. разгорелись жаркие дискуссии относительно дальнейшего развития реформирования банковского сектора. Первоначально проект реформирования банковской системы был представлен Центральным банком РФ, а 8 февраля опубликован в «Вестнике Банка России» под заголовком «Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации». Позднее, в июле, был представлен альтернативный проект рабочей группы по банковской реформе Российского союза промышленников и предпринимателей. Рабочую группу возглавил А.Л. Мамут, председатель наблюдательного совета МДМ-банка. «Проект Мамута» был представлен 16 июля на заседании Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации. Однако этот документ какой-либо широкой поддержки не получил.

    После длительных дискуссий 30 декабря 2001 г. Правительство Российской Федерации и Банк России приняли окончательную редакцию документа под названием «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации». По сравнению с предыдущими качество представленного документа заметно лучше. В нем более четко были прописаны задачи и основные средства реформирования банковской системы, уточнены многие формулировки, устранен ряд пробелов и противоречий.

    К позитивным переменам следует отнести четкость ответов на те вопросы, которые вызывали наибольшее беспокойство в банковском сообществе. Речь идет прежде всего о капитализации банков. «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации» установила четкие ориентиры: рублевый эквивалент банковского капитала должен быть не ниже 5 млн евро (п. 4.2.3)

    Скорректированы отдельные положения документа, связанные с такими острыми вопросами, как переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В частности, предусмотрено, что переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности должен осуществляться кредитными организациями одновременно с другими секторами экономики (п. 7.2.3).

    К несомненным достоинствам «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» следует отнести также и то, что она включает два приложения, которые, во-первых, закрепляют основные положения предлагаемых к разработке нормативно-правовых актов и, во-вторых, определяют перечень необходимых для их реализации мероприятий.

    С момента принятия «Стратегии» прошло уже два года, и можно подвести некоторые итоги ее применения. Большая часть целей и задач, поставленных в Плане первоочередных мероприятий по реализации в 2001-2003 гг. положений Стратегии, успешно решены (20 из 32 пунктов выполнены полностью, оставшиеся находятся в процессе реализации). Реформирование банковской системы потребовало дальнейшего совершенствования не только подходов и методов, но и постановки новых стратегических задач в связи со значительными изменениями валютного и банковского законодательства, экономической ситуации в стране. Назрела необходимость принятия новой Стратегии. На заседании Правительства РФ 11 ноября 2003 г. ряду федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфину России, ФКЦБ России, МАП России) с участием Банка России было поручено дополнительно проработать вопросы развития банковской системы и до 1 февраля 2004 г. представить в Правительство Российской Федерации проект новой редакции «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».

    Уже в феврале 2004 г. такой проект был направлен в Правительство и тогда же в целом одобрен. Смена состава Правительства РФ дает надежду на то, что план банковской реформы может быть значительно улучшен.

    «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 г. и на период до 2008 г.» призвана обеспечить дальнейшее реформирование банковской системы в России. Основная задача на предстоящие четыре года состоит в повышении роли банковского сектора как основного финансового посредника в процессах трансформации накоплений в кредиты и инвестиции.

    Стратегия закрепляет следующие основные цели дальнейшего реформирования банковского сектора:

    1)     повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и их трансформация в кредиты и инвестиции;

    2)     укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;

    3)     дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

    4)     предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации преступных доходов и финансирования терроризма;

    5)     развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;

    6)     укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.

    В целом указанные цели близки по содержанию к поставленным в предыдущей редакции Стратегии (2001 г.). Закреплен и ряд новых целей, в том числе развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций, укрепление их функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями. Указанные нововведения играют важную роль в развитии банковского сектора России.

    Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, подготовленный проект «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 г. и на период до 2008 г.» (далее также - Стратегия) по многим параметрам не соответствует требованиям законодательства (в том числе и конституционного), допускает чрезмерную декларативность и по многим вопросам не разъясняет конкретных мер и механизмов выполнения поставленных задач и целей.

    Главная задача состоит в выявлении ключевых недостатков Стратегии и поиске возможных путей совершенствования ее норм.

    Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации недостаточно полно отражает требования Конституции о федеративном устройстве. Только в одном вопросе - о формировании конкурентной среды - представленный документ учитывает фактор федеративного устройства Российской Федерации. В результате отдельные положения Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации вызывают обоснованные сомнения в их конституционности.

    В частности, данное замечание может быть высказано в отношении положений пункта 3.2.1, согласно которому Правительство Российской Федерации берет на себя обязательство продолжить осуществление выхода из капиталов кредитных организаций. В этом случае необходимо уточнить, что речь идет только об обязательствах федерации, а не ее субъектов. Отметим в связи с этим, что Правительство Российской Федерации не имеет права решать вопрос о целесообразности, а уж тем более принимать обязательства о сокращении участия субъектов Российской Федерации в капитале региональных банков. Такие положения противоречат требованиям Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5, 71, 72), а также о сохранении субъектами Российской Федерации всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации (ст. 73).

    Таким образом, в текст Стратегии должны быть внесены изменения, учитывающие фактор федеративного устройства.

             Несмотря на включение в число основных целей Стратегии задачи по укреплению доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения (п. 1.1.5), приоритет в этом документе отдан интересам кредитных организаций в ущерб правам их вкладчиков. Об этом свидетельствуют, в частности, положения, согласно которым предполагается:

    «В целях обеспечения формирования реальной срочной структуры пассивов и снижения риска ликвидности банковского сектора, пересмотреть положения ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации и внести в указанную статью изменения, предоставляющие кредитным организациям право предусматривать в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата вклада» (п. 5.2.4).

    Отметим в связи с этим, что решение данного вопроса стоит первым пунктом в списке первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии в 2004-2006 гг., что свидетельствует о реальной угрозе исключения права на досрочный отзыв вкладов. Такой подход представляется неправомерным и противоречащим Конституции РФ.

    Согласно Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Не менее категоричны формулировки ст. 18 Конституции: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов». В защиту прав вкладчиков говорят также положения ч. 2 ст. 35 о праве каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично, а также нормы ч. 2 ст. 45 Конституции о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, ч. 2 ст. 55 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    С учетом названных конституционных норм вряд ли возможно согласиться с самой постановкой задачи по ограничению прав вкладчиков.

    Вопросы конституционно-правового статуса Банка России, форм его взаимодействия с Правительством Российской Федерации в тексте Стратегии развития банковского сектора не отражены. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2). Следовательно, необходимо дополнить текст Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации соответствующими положениями о Банке России.

    Это необходимо сделать с учетом следующих обстоятельств:

    1)        устойчивость банковской системы в целом во многом зависит от устойчивости конституционно-правового статуса Банка России;

    2)        залогом успеха не только банковской реформы, но и экономического развития в целом является отлаженное взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России.

    Однако действующая редакция Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в полной мере этим требованиям не отвечает.

    Конституция Российской Федерации устанавливает целый ряд норм, регламентирующих конституционно-правовой статус Центрального банка. Особое значение имеют нормы ст. 75 Конституции:

    1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

    2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

    Таким образом, Конституция Российской Федерации наделяет Центральный банк России особым и самостоятельным конституционно-правовым статусом.

    Вместе с тем п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции закрепляет за Правительством Российской Федерации обязанность обеспечивать проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Таким образом, Конституция непосредственно устанавливает не только гарантии независимости Центрального банка России, но и обусловливает его тесное взаимодействие с Правительством Российской Федерации.

    Указанные конституционные задачи, безусловно, должны быть отражены в тексте «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». При этом не требуется включать какое-либо подробное изложение вопроса о параметрах независимости Банка России либо формах его взаимодействия с Правительством Российской Федерации, а также иными органами государственной власти. Достаточно зафиксировать позицию по столь важным вопросам, что, несомненно, будет способствовать устойчивости банковской системы в целом.




    Заключение

     

    Итак, сделаем некоторые выводы проделанному исследованию.

    1. Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Большей частью правовое регулирование банковской деятельности строится на ведомственных актах Банка России.

    2. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

    3. Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом.

    4. Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации.

    5. Действующее законодательство разделяет банковскую деятельность на операции и сделки. Виды банковских операций и сделок, которые могут совершать кредитные организации четко отграничены законодателем.

    6. В современном законодательстве четко зафиксировано правило «четырехзвенной структуры» управления кредитной организацией, в соответствии с которым в системе органов управления кредитной организации должны присутствовать все органы управления, предусмотренные корпоративным законодательством: собрание учредителей (участников) - совет директоров - единоличный исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган.

    7. В настоящее время в Российской Федерации действуют в два раза меньше кредитных организаций по сравнению со статистикой на лето 1998 года. В тоже время, число кредитных организаций постепенно растет. Развитие банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений макроэкономической ситуации в стране, обусловленных, в том числе благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности. Достигаются рост производства товаров и услуг, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности, обеспечивается стабильная ситуация на финансовых рынках. В тоже время экономическая ситуация, сохраняющиеся финансовые риски не позволяют развиваться банковской системе.

    8. Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора является внедрение в полном объеме международно признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

    9. В работе неоднократно подчеркивается о существовании новой «Стратегии развития банковского сектора… «, проводится его критический анализ.

    Следующим логическим этапом развития банковского законодательства можно было бы определить принятие Банковского кодекса, который стал бы стержнем всего банковского права.




























    [1] Конституция РФ, п. 3 ст. 55.

    [2] Пресс-релиз АРБ от 28.04.2005г.

    [3] УПК РФ

    [4]ФЗ «О Центробанке», статьи 73, 77 и 78.

    [5]Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. Курбатов А.Я., М. Бек. 2004г.
     

    [6] Бессонов Б.Н. Политика, власть, управление // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. — М.: РАГС, 1997.

    [7]

    [8] Правовое регулирование банковской деятельности. Под ред. проф. Е.А. Суханова — М.: Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР“, 1997.

    [9]Кожина Л.М., Кожина И.М. Коллизии государственного регулирования банковской системы / Экономика и политика в переходном обществе: кризис взаимодействия. — М., 2001.

    [10] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000. 

    [11] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Банка России. -31 июля 2002 г. - №43.

    [12]«Федеральный закон О банках и банковской деятельности (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002г.

    [13]В частности можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»  и др

    [14]             Требования к кредитным организациям, установленные ЦБ РФ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности; при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

    [15] Указание ЦБР от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» // Нормативные акты по банковской деятельности. - выпуск №4. - 2000 год.

    [16] См.: Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994.

    [17] закреплен в Директиве от 18 декабря 1989 г. «Об индексе платежеспособности кредитных организаций» (89/647/ЕЕС)

    [18] Долан Эдвин Дж., Кэмпбелл Колин Дж., Кэмпбелл Розмари Дж. Деньги, банковское дело и денежно–кредитная политика/ Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. — Л., 1991.

    [19] Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. N 1 «О порядке регулирования деятельности банков»

    [20]В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 24 июня 1999 г. N 586-У

    [21] Official Journal of European Communities, N L 110, 06.04.1992.

    [22]Директивой ЕС от 6 апреля 1992 г(92/30/ЕЕС) (ст.1-2). 

    [23]Директива ЕС от 6 апреля 1992г.  (п.1-2 ст.4; п.1 ст.6)

    [24] FDrake R., Rider J. European Financing Laws. London, 1994. P. 9

    [25] Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации/ Отв. ред. и сост. П.Д. Баренбойм. — М.: Юридический Дом “Юстицинформ“, 2000. 

    [26] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общей редакцией Ю.В. Кудрявцева. — М.: Фонд “Правовая культура“, 1996

    [27] Гражданско-правовой статус Банка России /Под редакцией П.Д. Баребойма и В.И. Лафитского. — М., 2001. — 80с. (Союз юристов России. Серия Конституционная экономика).

    [28]Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. — М.: Издательство Московского независимого института международного права,1997.-208 с

    [29] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г.)

    [30] Пастушенко Е. Правовое значение официальных разъяснений Банка России // Российская юстиция. – №11. - ноябрь 2001 г

    [31] Столяренко В.М. Центральный банк: проблемы правового статуса. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001.

    [32] Пастушенко Е.Н. Нормотворческая функция Банка России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2001. — 4. С. 98-103.

    [33] Конституция РФ, ст. 11.

    [34] Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. — М.: Издательство Московского независимого института международного права,1997

    [35] ст. 8 Конституции РФ.

    [36]Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 — ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“.// Российские законы. Сборник текстов. — М.: Изд-во БЕК, 2001.

    [37]Согласно ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, решение должно быть оформлено нормативным актом. В ином случае оно не является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

    [38] предусмотренного ст. 8 Конституции РФ

    [39]Базельские принципы — Рекомендации Базельского Комитета по банковскому надзору “Основополагающие принципы эффективного банковского надзора“

    [40] Банковская система России. Настольная книга банкира. М., 1995. Книга I. С.60

    [41]  Агентство по реструктуризации кредитных организаций является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и. Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»

    [42] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    [43]Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. — М.: Дело, 1997.

    [44]Официально существующие запасы золота и иностранной валюты в центральном банке  и финансовых органах страны, а также в международных валютно-кредитных организациях.

    [45]Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615–1 “О валютном регулирование и валютном контроле“ // СПС “Гарант“, ООО НПП “Гарант–Сервис“, Москва, 2002

    [46] Согласно ст. 15 федерального конституционного закона о Правительстве РФ от 17 декабря 1997 г. № 2 — ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“..

    [47] Согласно ст. 97 Федерального закона о Центральном банке РФ

    [48]Столяренко В.М. Центральный банк — как орган государственной власти. — М., 1999. 

    [49] Асадов А.М. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (административно-правовой аспект). Автореферат дисс. к.ю.н., Екатеринбург. — 1997. — 

    [50] в соответствии ст. 11 Конституции РФ

    [51] Приказ ЦБР от 15 сентября 1997 г. N 02-395 «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» // Экспресс-Закон. - октябрь 1997 г. - N 42

    [52] в отличие от ст. 26 ГК РСФСР 1964 г

    [53]Федеральный закон “О банках и банковской деятельности“. Введение. Текст. Комментарии /Под ред. К.Д. Лубенченко. — М.: Издательский дом “Банковское дело“,1998.

    [54] ст. 90, 99 Гражданского Кодекса РФ.

    [55] Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации

    [56]ст. 14, Федеральный закон “О банках и банковской деятельности“..

    [57]Инструкция Банка России “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности“ от 23.7.98 №75-И // СПС “Гарант“, ООО НПП “Гарант–Сервис“, Москва, 2004

    [58] Попов И.С. Индивидуально — правовой акт в банковском регулировании с позиций банковского права / Банковское право. — 2000. — 3. — 

    [59]Ерицян А.В. Пруденциальное регулирование и контроль // Банковское дело. — 2001. — №2. — С. 39 — 42

    [60] ст.26 ФЗ «О банках …»


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.