МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета

    - Риски на стадии предоставления кредита,

    - Риски на стадии использования кредита,

    - Риски на стадии возврата кредита.

    Из-за потенциально опасных последствий кредитного риска важно провести всесторонний анализ банковских возможностей по оценке, администрированию, наблюдению, контролю, осуществлению и возврату кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов. Данный анализ должен также определить адекватность финансовой информации, полученной от кредитополучателя, которая была использована банком при принятии решения о предоставлении кредита. Риски по каждому кредиту должны периодически переоцениваться, так как им свойственно изменяться.

    Управление кредитными рисками производится по следующему плану:

    1)                управление кредитным портфелем;

    2)                кредитная функция и операции;

    3)                качество кредитного портфеля;

    4)                неработающий кредитный портфель;

    5)                политика управления кредитными рисками;

    6)                политика по ограничению кредитных рисков;

    7)                классификация активов;

    8)                политика по резервированию для компенсации кредитных потерь.

    Безопасное предоставление кредита зависит от полноты и точности информации по каждому аспекту финансового положения кредитополучателя. Исключение может быть сделано только в том случае, когда кредит изначально выдавался на условии, что ликвидный залог будет использоваться в качестве источника выплат. Кредитная политика должна определять требования к финансовой отчётности организаций и частных лиц – кредитополучателей всех категорий. Необходимы директивы по финансовой отчётности, имеющей аудиторское заключение, промежуточной финансовой отчётности, по отчёту о движении денежных средств и прочим отчётным документам. Эти директивы должны устанавливать процедуры анализа кредитов внешними проверяющими для периодической корректировки данных [33].

    Целостность и достоверность кредитного процесса зависят от объективных кредитных решений, которые обеспечивают приемлемый уровень риска по отношению к предполагаемому доходу. Кредитный процесс должен включать анализ кредитных руководств и прочих письменных методик, применяемых различными отделами банка, задействованных в этом процессе. Он также должен охватывать процедуры по созданию, оценке, утверждению, выдаче, отслеживанию, инкассации и обработке различных кредитных инструментов.

    Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга (процедура сопровождения кредитной сделки) за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путём внутреннего анализа и создания системы отчётности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля [32]. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы её доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат. Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности – является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля и информационных технологий.

    Кредитный риск количественно может быть оценен как отношение объёма невыполненных обязательств по возврату предоставленных банком на тех или иных условиях заёмных средств (или неуплаченных клиентами процентов по ним) к общему объёму обязательств клиентов (или причитающихся к уплате процентов) и рассчитывается на основе кредитной истории банка.

    Анализ рисков в рамках управления финансовой устойчивостью коммерческого банка заключается в выделении специфических рисков, характерных для рассматриваемого банка, последующая их оценка, а также прогноз, касающийся вероятности существования рисков в будущем (ближайшем и в отдалённой перспективе), определение их состава и размера.

    Участники банковского сектора подвержены разнообразным рискам, главным из которых является кредитный риск.

    Кредитный риск связан для банка с потерей дохода или даже снижением величины уставного капитала по причине не возврата заёмщиком кредита и процентов за пользование им. На величину кредитного риска влияют разнообразные внешние и внутренние факторы. Внешние факторы практически не поддаются воздействию банковского менеджмента, такие, например, как ухудшение рыночной конъюнктуры. Банковские служащие активно управляют внутренними факторами, среди которых следует, прежде всего, выделить оценку качества кредита и диверсификацию новых кредитных вложений.

    Управление рисками может осуществляться с различных позиций:

    1. Прямое директивное управление рисками – подход к управлению рисками, в рамках которого оценка предполагаемых рисков доводится до высшего руководства организации, которое принимает окончательное решение о целесообразности проведения операции. Такой подход эффективен при небольшом количестве проводимых операций [27]’

    2. Риски за счёт лимитирования операций, т.е. количественные характеристики отдельных групп операций, выделяются или по их типу, или по лицам, несущим ответственность за операции.

    3. Ограничение рисков за счёт механизмов оценки эффективности с учётом риска.

    Рассмотрим основные этапы процесса управления риском:

    1)                анализ риска;

    2)                выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности;

    3)                непосредственное воздействие на риск;

    4)                контроль и корректировка результатов.

    Управлять риском – значит, предпринимать действия, направленные на поддержание такого его уровня, который соответствует стоящим в данный момент целям управления [38]. Управление риском как процесс включает в себя этапы планирования стратегии в области риска, реализацию стратегических ориентиров банка с помощью совокупности тактических методов, идентификацию риска, определение и анализ факторов риска, разработку и осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, измерение, оценку, прогнозирование, снижение, избежание, минимизацию последствий реализации риска.

    Анализ риска – начальный этап, имеющий целью информацию о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ состоит из выявленных рисков и их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе [7]. Главное здесь – не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски.

    Оценка – это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба [12]. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

    Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идёт в двух противоположных направлениях – от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором – на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия.

    Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.

    После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на рис. 6 тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.

    И, наконец, заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учётом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы системы обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками, с учётом информации о произошедших за этот период убытках.

    Кредитный риск является комплексным, т.е. зависит от воздействия множества факторов, что осложняет его оценку и прогнозирование [44].

    Факторы, связанные с предприятиями-кредитополучателями:

    1)                 Неопределённость юридического статуса предприятия-кредитополучателя, отсутствие лицензирования и патентования деятельности или истечения срока их действия, что приводит к неправоспособности и недееспособности субъекта сделки и признанию его деятельности на рынке незаконной.

    2)                 Слабое финансовое состояние предприятия-кредитополучателя, его низкая платёжеспособность и финансовая устойчивость, потеря собственного капитала вследствие убыточности, неспособность рассчитываться по взятым ранее обязательствам, неустойчивость денежных потоков, превышение оттока денежных средств над их притоком.

    3)                 Значительная физическая и моральная изношенность основных производственных фондов, устаревшие технологии, что создаёт вероятность остановки производства в результате отказов оборудования, аварий, производственного брака.

    4)                 Отсутствие у предприятия-кредитополучателя прав собственности на имущество, в том числе передаваемого в залог.

    5)                 Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, наличие на рынке товаров-аналогов, что предопределяет трудности с её продажей из-за невысокого качества и высокой себестоимости и как следствие – сокращение получаемой выручки от реализации; отсутствие маркетинговых исследований потребительских предпочтений, слабое управление обновлением ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованием, системой продвижения и стимулирования сбыта с учётом требований рынка и конкуренции; слабая коммерческая работа, отсутствие собственной сбытовой сети и устойчивых каналов сбыта [31].

    6)                 Неудовлетворительная организация труда, социальные проблемы в коллективе, накопленная задолженность по заработной плате, высокая текучесть кадров, что создаёт вероятность остановки производства по причине забастовок и увольнений.

    7)                 Искажение данных учёта и отчётности, недостоверность сведений предлагаемой для анализа и оценки отчётности, наличие на балансе реально неликвидных оборотных средств.

    8)                 Отсутствие заинтересованности руководства предприятия в развитии производства, отсутствие необходимой управленческой квалификации у первых лиц предприятия-кредитополучателя.

    9)                 Возможность злоупотреблений со стороны управляющих предприятием.

    10)            Слабый финансовый анализ и планирование, отсутствие программы стабильного развития предприятия в будущем, недостаточное экономическое обоснование кредитуемого мероприятия [11].

    11)            Недостаток платёжеспособных покупателей продукции, неэффективная работа с дебиторами по возврату задолженности.

    Факторы, связанные с банком:

    1)           Недостаточная внутренняя инструктивная база; отсутствуют в письменном виде точные стандарты и методическое обеспечение кредитования: инструкции, регламенты по проведению кредитной операции, кредитная документация, нормативно-методическое обеспечение проведения анализа финансового состояния предприятия, инвестиционных проектов развития производства, качественной оценки бизнес-планов; отсутствует чётко сформулированная кредитная политика [45].

    2)           Не проводится тщательная оценка кредитоспособности заёмщика, занижаются требования к уровню платёжеспособности и надёжности; недостаточна либо недостоверна информация о кредитополучателе, отсутствует его кредитная история; отсутствует контроль за использованием полученных кредитов, что не позволяет разработать меры во избежание ситуации непогашения кредита и процентов; отсутствует реальное обеспечение по кредитуемой сделке или в качестве залога приняты ценности, труднореализуемые на рынке, а также подверженные быстрому обесцениванию; завышена стоимость залога; отсутствует проверка его фактического наличия, состояния, прав собственности залогодателя.

    3)           Недостаточная правовая подготовка сотрудников банка, в результате чего не выполняются нормы гражданского законодательства по оформлению кредитного договора, договора залога и прочих кредитных документов. Это зачастую приводит к отказу арбитражного суда от рассмотрения иска или даёт партнёру законные возможности не выполнять своих обязательств по сделке.

    4)           Злоупотребление должностными лицами банка служебным положением в результате концентрации чрезмерных полномочий одного лица при принятии решения о кредитовании, выдача «дружеских», необоснованных кредитов, утаивание реальных сведений о рисках и потерях; ошибочность управленческих решений; несовершенство организационной структуры управления кредитованием (излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства, несовершенство процедур), неопределённость должностных полномочий и ответственности каждого исполнителя; отсутствие долгосрочных стратегий развития кредитных операций, развитие банка в новых, нетрадиционных сферах, неоправданное увеличение числа новых клиентов с неустойчивой репутацией; внесение частых изменений в политику банка по предоставлению кредитов, вызывающих дестабилизацию его деятельности и падение конкурентоспособности на рынке услуг [28].

    5)           Искажение данных учёта по выданным кредитам и скрытие от контролирующих органов фактов утраты активов: пролонгация безнадёжных кредитов вместо их перенесения на счета просроченной задолженности по основному долгу и процентам и своевременного формирования резервов под возможные потери по кредитам, погашение просроченных кредитов и процентов за счёт вновь выдаваемых кредитов [11].

    6)           Недостоверность или отсутствие анализа и прогноза ситуации в производстве, в кредитуемой отрасли, в экономике региона.

    7)           Отсутствие или недостаточность информации о состоянии и наполняемости расчётного счёта, размере и составе картотеки документов, непогашенных в срок, открытых ранее кредитополучателем счетов в данном и других банках, о наличии просроченной задолженности по кредитам, суммах оборотов по счетам предприятия.

    Когда потенциальный кредитополучатель обращается за кредитом, банк старается оценить его кредитоспособность, или, другими словами, оценивает кредитный риск потенциального займа. Во время поиска и отбора причин возникновения кредитного риска банк анализирует ряд факторов. В различных странах существуют разные системы оценки кредитного риска банков [39]. Но почти все такие системы включают следующие факторы: макроэкономическая конъюнктура, финансовое состояние кредитополучателя, качество менеджмента фирмы-кредитополучателя, личностный фактор, и др.

    В 2000г. было проведено исследование по выявлению причин кредитных рисков в Беларуси. Исследование проводилось посредством опроса специалистов кредитных отделов крупнейших белорусских банков. Объектом исследования были банки, чья доля в совокупных кредитах экономике составляла около 35%.

    В немалой степени снижению кредитного риска способствует разработка и определений условий кредитного договора по каждой конкретной сделке. Зачастую применение типовых форм договоров приводит к несоответствию условий договора условиям кредитной сделки [22]. Поскольку содержательную часть кредитного договора составляют его существенные условия, определённые Банковским кодексом Республики Беларусь, то они должны быть тщательно продуманы, чтобы чётко отражать суть кредитуемого мероприятия, способствовать снижению кредитного риска по данной сделке и получению приемлемого дохода по кредиту.

    Для снижения риска непогашения кредита необходимо организовать систему кредитного мониторинга, основанную на постоянном (ежемесячном, ежеквартальном) сравнении реальных параметров в прогнозных балансах предприятия. В перечень контролируемых параметров необходимо включить прибыль и её использование, размер собственного капитала, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, наличие готовой продукции и производственных запасов. В случае отклонения от запланированных параметров банками рассматривается вопрос о принудительном взыскании задолженности. Данное право банков фиксируется в кредитном договоре.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.