МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система России: пути развития

    Что касается вступления в ВТО, то можно полагать, что этот шаг — ключевой элемент российской интеграции в международную экономику, но эта задача является одной из самых сложных. Обсуждение вопроса о вступлении в ВТО стран с большой и многоукладной экономикой требует, как правило, много времени (Китаю для вступления потребовалось 16 лет; Россия начала переговоры в 1993 г.). В настоящий момент США, Россия и Европа едины во мнении о том, что вступление России в ВТО является желанной целью. Вопрос лишь в том, когда это произойдет и на каких условиях. Россия и Запад получат значительные преимущества от вступления России в ВТО. Потери России в торговом обороте из-за того, что она не является членом ВТО, оцениваются в 3 млрд. долларов в год. Вступление России в ВТО также даст толчок проведению необходимых и важных реформ внутри страны и предоставит России место за столом, где устанавливаются международные правила торговли. Для Запада членство России в ВТО означает снижение тарифных и нетарифных ограничений, совершенствование отчетности и прозрачности при заключении сделок.

    Однако, несмотря на то, что президент РФ В. В. Путин поддерживает вступление России в ВТО, среди аналитиков корпораций внутри страны и за рубежом растет скептицизм. Причиной этих опасений в основном можно считать отсутствие конкурентоспособности со стороны России. Как только российская экономика откроется навстречу процессам глобализации, российские корпорации и банки вряд ли смогут конкурировать с более сильными предприятиями Запада. Такие сомнения имеют под собой определенные основания. Без создания стимулов к повышению конкурентоспособности российских компаний Россия может оказаться скорее жертвой глобализации вместо того, чтобы получить выгоды от этого процесса. Российский скептицизм также зиждется на опасениях, связанных с чрезмерными требованиями ВТО, в соответствии с которыми, в частности, конкретные правительственные распоряжения или определенные государственные субсидии могут расцениваться как незаконные, нарушающие правила торговли.

    1.4 ВТО: цели и принципы организации


    Всемирная торговая организация (ВТО), выступающая преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995г. В настоящее время членами организации являются 146 стран. Еще свыше 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные переговоры о присоединении. [7]

    С момента создания ГАТТ обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП), в которых принимают участие все члены организации. Особенностью многосторонних переговоров в отличие от "секторальных" (то есть по отдельным вопросам) является комплексный и, как правило, долговременный подход к обсуждению всех проблем повестки, при этом решения по ним принимаются "пакетно".

    Такой подход позволяет более полно учитывать интересы всех участников переговоров. При этом принимаемые согласованные решения характеризуются в целом большими масштабами и по конечному результату более эффективны, что в итоге оказывает глобальное воздействие на развитие мировой торговли. Начиная с 1947 г. под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов МТП, последний из которых – Уругвайский (1986-1994 гг.), завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО.

    С конца 40-х годов главными целями деятельности ГАТТ/ВТО являются либерализация мировой торговли путем перехода к ее регулированию преимущественно тарифными методами при последовательном снижении уровня импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном товарообмене. [27]

    Значимость и степень воздействия норм и правил ВТО на развитие международной торговли определяются практически универсальным характером деятельности этой влиятельной организации, так как ее членами и наблюдателями в настоящее время являются почти 4/5 всех независимых государств мира, а их удельный вес в международном товарообмене чрезвычайно высок.

    В 1999 году, по данным Секретариата ВТО, на долю стран-членов организации приходилось около 92% мирового товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами. Ведущую роль здесь играют страны так называемой группы "квадро" – США, Евросоюз, Япония и Канада, удельный вес которых в международной торговле составляет почти 2/3 (63,1% – в сфере торговли товарами и 67,5% – в области поставок коммерческих услуг). [17]

    С возникновением ВТО и подписанием пакета документов Уругвайского раунда была преодолена двойственность функций ГАТТ. Последний представлял собой многостороннее соглашение в области регулирования международной торговли и в то же время – исполнительную организацию, действующую на временной основе, по претворению в жизнь и контролю за выполнением данного соглашения, что на практике было не всегда эффективно.

    ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере мировой торговли на базе пакета соглашений Уругвайского раунда и служит организационно-правовой основой современной системы международной торговли. Документы ВТО определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства стран-членов организации при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере международной торговли. [2]

    ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными отличиями:

    – является постоянно действующей организацией;

    – осуществляет мониторинг за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в принципиально новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и т.д.);

    – обладает гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений (прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);

    – эффективно контролирует выполнение соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила, включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений, ратифицированных странами-членами организации.


    Важнейшими функциями ВТО являются:

    – контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

    – проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

    – разрешение торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена ВТО на то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране-истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны-ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);

    – мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

    – техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

    – сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).

    К основополагающим принципам и правилам ВТО относятся:

    – предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на безусловной основе. (В соответствии со статьей I ГАТТ-94 ("Общий режим наиболее благоприятствуемой нации") страны-члены обязаны предоставлять товарам других участников ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо "третьей" страны. Таким образом, ни одна страна-член ВТО не должна устанавливать никаких особых торговых преимуществ или дискриминационных ограничений для других стран-членов);

    – взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. (Статья III ГАТТ-94 ("Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования") подразумевает, что после прохождения импортными товарами таможенной границы к ним на национальном рынке должен применяться режим, не менее благоприятный, чем тот, который действует в отношении товаров местного производства, особенно в сфере налогообложения);

    –   регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

    – отказ от использования количественных ограничений и других нетарифных мер;

    – транспарентность (прозрачность) торговой политики;

    – разрешение торговых споров путем консультаций. [2]

    Основными целями многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды, способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается прежде всего применением "связанных" импортных тарифов (уровни таких пошлин согласованы и не подлежат превышению), а также перечней обязательств стран-членов ВТО по формату доступа на их национальные рынки иностранных поставщиков услуг.

    Многие из соглашений ВТО содержат положения о транспарентности, то есть предусматривают "прозрачность" и доступность национальной законодательной и нормативной базы, включая обязательность представления соответствующей экономической информации путем ее нотификации (уведомления) ВТО, Регулярное рассмотрение этих уведомлений, а также использование механизма обзора торговой политики всех стран-членов – ВТО формируют транспарентную среду как на национальном, так и международном уровнях.

    В итоге общие преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:

    –   создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    – доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами;

    –  использование ВТО в качестве средства реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах. [9]

     


    1.5 Процедура присоединения


    Особенности институциональной и договорно-правовой базы ВТО в отличие от других международных организаций определяют специфику процесса присоединения новых стран. Процедура получения полноправного членства в ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры и правила полностью распространяются и на Россию, которая начала процесс присоединения в 1995 году. В настоящее время российская делегация, завершив в целом "информационный" этап, приступила к полномасштабным двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, в ходе которых будет определена существенная часть условий нашего членства во Всемирной торговой организации. [28]

    ВТО построена на принципах взаимности, в соответствии с которыми страна-соискатель идет на определенные уступки, то есть платит "вступительный взнос" за присоединение, получая, в свою очередь, возможность полноправного доступа к системе международной торговли, регулируемой нормами и правилами ВТО, включая все льготы и преимущества. Под этим подразумевается распространение на присоединяющуюся страну выгод от взаимных уступок, сделанных другими членами ВТО в ходе предыдущих раундов МТП, в том числе получение статуса РНБ, если соискатель его ранее не имел.

    На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп на многостороннем уровне осуществляется детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на основе официально представленных ею документов. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Они проводятся преимущественно на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО, то есть страна-соискатель согласовывает с ними свои будущие обязательства в ВТО. Такие двусторонние переговоры касаются прежде всего "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают другие члены, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

    В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

    –  докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

    – Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на двух и многостороннем уровнях;

    – списком обязательств по тарифным уступкам в области торговли товарами и сельскому хозяйству (меры внутренней поддержки и экспортные субсидии);

    – перечнем специфических обязательств по доступу на рынок услуг, а также списком изъятий из РНБ.

    Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета Соглашений Уругвайского раунда. После завершения стадии переговоров Генеральный совет утверждает итоговый доклад Рабочей группы и Протокол о присоединении. Последним этапом является ратификация законодательным органом страны-соискателя указанных документов. [12]

    В итоге, после достижения консенсуса по спорным вопросам и оформления необходимых документов, страна может считать себя полноправным членом организации.


    1.6 О выгодах и потерях России в результате присоединения


    Присоединение к ВТО – объективный процесс, обусловленный высокой динамикой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, необходимостью "открытия" западных рынков для отечественной продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии. Именно потенциал этого повышения в контексте безальтернативности задачи реализации сравнительных преимуществ российской экономики, возможность развития конкурентоспособных производств национальной специализации – вот главная выгода, которую РФ получит от вступления в ВТО.

    Этот шаг, конечно, окажет большое влияние на экономику России, на методы управления внешнеэкономическими связями и характер взаимодействия с мировым сообществом. Однако влияние вероятнее всего будет неоднозначным. Существует закономерность для всех вступивших в ВТО стран – рост экспорта в тех отраслях, где эффективность производства выше, чем у зарубежных конкурентов, и рост импорта в тех, где эффективность национальной экономики ниже. [11]

    Либерализация внешнеторговой деятельности, правовое оформление и внедрение рыночных методов ее регулирования обеспечили создание базовых условий цивилизованного включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей. Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество ради максимального использования потенциала внешнеэкономических связей для развертывания радикальной и прогрессивной структурной народнохозяйственной перестройки становится стратегическим императивом торгово-промышленной политики.

    Однако на этом пути существует ряд серьезнейших препятствий. Во-первых, российская экономика критически зависима от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топлива и сырья, мировая конъюнктура рынков которых подвержена резким колебаниям. Сильна наша зависимость и от импорта, особенно потребительских товаров (в частности, продовольствия) и технологического оборудования.

    Во-вторых, в современной системе мирохозяйственных связей Россия пока представлена главным образом в качестве субъекта торговли товарами, будучи слабо вовлеченной в международную кооперацию производства, в торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, в миграцию капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой научно-технический и информационный обмен. Степень открытости отечественной экономики и структура внешнеэкономических связей РФ явно не соответствуют внутренним потребностям страны, масштабу и глубине стоящих перед ней проблем. При этом никоим образом не решена задача обеспечения равноправного и недискриминационного доступа российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран.

    Хуже того, новейший этап интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей характеризуется постоянным усложнением условий этого доступа. Так, Россия занимает одно из ведущих мест по числу введенных против ее экспорта ограничительных, включая откровенно дискриминационные, мер: в 1992–2001 гг. их перечень вырос с 13 до 123, а количество стран, применяющих такие меры, достигло 26. Причем, если против традиционных сырьевых продуктов российского экспорта (речь идет о нефти, природном газе, древесине и цветных металлах) зарубежные партнеры не применяют практически никаких ограничений даже с учетом того, что Россия не является членом ВТО (логично прогнозировать их отсутствие и в дальнейшем), то против отечественной продукции, имеющей значительную долю добавленной стоимости (такой, скажем, как прокат черных металлов, газетная бумага, минеральные удобрения и текстиль), задействованы или готовятся к принятию более сотни лимитирующих мер. По оценкам Минэкономразвития России, в результате уже применяемых подобного рода ограничений страна ежегодно теряет до 3,5 млрд. долл., и есть основания сомневаться в том, что наше присоединение к ВТО приведет к ликвидации этого прессинга.

    Машино-техническая и наукоемкая продукция гражданского назначения составляет лишь незначительную часть российского экспорта. Однако коль скоро она (оборудование для тепловых, атомных и гидроэлектростанций, для металлургии, и др.) оказывается конкурентоспособной на внешних рынках, ее производители сталкиваются с жестким, зачастую недобросовестным, противодействием иностранных конкурентов. Вступление же России в ВТО опять же вряд ли изменит данную ситуацию.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.