Банковская система России: пути развития
Что касается
вступления в ВТО, то можно полагать, что этот шаг — ключевой элемент российской
интеграции в международную экономику, но эта задача является одной из самых
сложных. Обсуждение вопроса о вступлении в ВТО стран с большой и многоукладной
экономикой требует, как правило, много времени (Китаю для вступления
потребовалось 16 лет; Россия начала переговоры в 1993 г.). В настоящий момент
США, Россия и Европа едины во мнении о том, что вступление России в ВТО
является желанной целью. Вопрос лишь в том, когда это произойдет и на каких
условиях. Россия и Запад получат значительные преимущества от вступления России
в ВТО. Потери России в торговом обороте из-за того, что она не является членом
ВТО, оцениваются в 3 млрд. долларов в год. Вступление России в ВТО также даст
толчок проведению необходимых и важных реформ внутри страны и предоставит
России место за столом, где устанавливаются международные правила торговли. Для
Запада членство России в ВТО означает снижение тарифных и нетарифных
ограничений, совершенствование отчетности и прозрачности при заключении сделок.
Однако,
несмотря на то, что президент РФ В. В. Путин поддерживает вступление России в
ВТО, среди аналитиков корпораций внутри страны и за рубежом растет скептицизм.
Причиной этих опасений в основном можно считать отсутствие
конкурентоспособности со стороны России. Как только российская экономика
откроется навстречу процессам глобализации, российские корпорации и банки вряд
ли смогут конкурировать с более сильными предприятиями Запада. Такие сомнения
имеют под собой определенные основания. Без создания стимулов к повышению
конкурентоспособности российских компаний Россия может оказаться скорее жертвой
глобализации вместо того, чтобы получить выгоды от этого процесса. Российский
скептицизм также зиждется на опасениях, связанных с чрезмерными требованиями
ВТО, в соответствии с которыми, в частности, конкретные правительственные
распоряжения или определенные государственные субсидии могут расцениваться как
незаконные, нарушающие правила торговли.
Всемирная торговая
организация (ВТО), выступающая преемницей действовавшего с 1947г. Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января
1995г. В настоящее время членами организации являются 146 стран. Еще свыше 30
стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные переговоры
о присоединении. [7]
С момента создания ГАТТ
обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой
торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП), в
которых принимают участие все члены организации. Особенностью многосторонних
переговоров в отличие от "секторальных" (то есть по отдельным
вопросам) является комплексный и, как правило, долговременный подход к
обсуждению всех проблем повестки, при этом решения по ним принимаются
"пакетно".
Такой подход позволяет более полно
учитывать интересы всех участников переговоров. При этом принимаемые
согласованные решения характеризуются в целом большими масштабами и по
конечному результату более эффективны, что в итоге оказывает глобальное
воздействие на развитие мировой торговли. Начиная с 1947 г. под эгидой ГАТТ
прошло восемь раундов МТП, последний из которых – Уругвайский (1986-1994 гг.),
завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО.
С конца 40-х годов главными целями
деятельности ГАТТ/ВТО являются либерализация мировой торговли путем перехода к
ее регулированию преимущественно тарифными методами при последовательном
снижении уровня импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров,
количественных ограничений и других препятствий в международном товарообмене.
[27]
Значимость и степень воздействия норм
и правил ВТО на развитие международной торговли определяются практически
универсальным характером деятельности этой влиятельной организации, так как ее
членами и наблюдателями в настоящее время являются почти 4/5 всех независимых
государств мира, а их удельный вес в международном товарообмене чрезвычайно
высок.
В 1999 году, по данным
Секретариата ВТО, на долю стран-членов организации приходилось около 92%
мирового товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами. Ведущую роль
здесь играют страны так называемой группы "квадро" – США, Евросоюз,
Япония и Канада, удельный вес которых в международной торговле составляет почти
2/3 (63,1% – в сфере торговли товарами и 67,5% – в области поставок
коммерческих услуг). [17]
С возникновением ВТО и подписанием
пакета документов Уругвайского раунда была преодолена двойственность функций
ГАТТ. Последний представлял собой многостороннее соглашение в области
регулирования международной торговли и в то же время – исполнительную
организацию, действующую на временной основе, по претворению в жизнь и контролю
за выполнением данного соглашения, что на практике было не всегда эффективно.
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников организации в сфере мировой торговли
на базе пакета соглашений Уругвайского раунда и служит организационно-правовой
основой современной системы международной торговли. Документы ВТО определяют те
ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться
правительства стран-членов организации при создании и практическом применении
национальных законодательных и нормативных актов в сфере международной
торговли. [2]
ВТО функционирует
во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными
отличиями:
– является
постоянно действующей организацией;
– осуществляет
мониторинг за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в
принципиально новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности и т.д.);
– обладает
гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия
решений (прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);
– эффективно контролирует выполнение
соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила,
включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений,
ратифицированных странами-членами организации.
Важнейшими функциями ВТО являются:
– контроль за
выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
– проведение
многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными
странами-членами;
– разрешение
торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена
ВТО на то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит
принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца.
Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране-истцу право быть
выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов
и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой
страны-ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за
нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное,
что никто не может заблокировать эту процедуру);
– мониторинг
национальной торговой политики стран-членов;
– техническое
содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
– сотрудничество
с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и
неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной
экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО
соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных
областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным
валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения
предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов,
согласованность действий и устранение дублирования в работе).
К
основополагающим принципам и правилам ВТО относятся:
– предоставление режима
наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на безусловной основе. (В
соответствии со статьей I ГАТТ-94 ("Общий режим наиболее
благоприятствуемой нации") страны-члены обязаны предоставлять товарам
других участников ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который
предоставляется товарам из какой-либо "третьей" страны. Таким
образом, ни одна страна-член ВТО не должна устанавливать никаких особых
торговых преимуществ или дискриминационных ограничений для других
стран-членов);
– взаимное предоставление
национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. (Статья III ГАТТ-94 ("Национальный режим в
отношении внутреннего налогообложения и регулирования") подразумевает, что
после прохождения импортными товарами таможенной границы к ним на национальном
рынке должен применяться режим, не менее благоприятный, чем тот, который
действует в отношении товаров местного производства, особенно в сфере
налогообложения);
–
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
– отказ от использования
количественных ограничений и других нетарифных мер;
– транспарентность
(прозрачность) торговой политики;
– разрешение торговых споров
путем консультаций. [2]
Основными целями
многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды,
способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту
в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная
среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается
прежде всего применением "связанных" импортных тарифов (уровни таких
пошлин согласованы и не подлежат превышению), а также перечней обязательств
стран-членов ВТО по формату доступа на их национальные рынки иностранных
поставщиков услуг.
Многие из
соглашений ВТО содержат положения о транспарентности, то есть предусматривают
"прозрачность" и доступность национальной законодательной и
нормативной базы, включая обязательность представления соответствующей
экономической информации путем ее нотификации (уведомления) ВТО, Регулярное
рассмотрение этих уведомлений, а также использование механизма обзора торговой
политики всех стран-членов – ВТО формируют транспарентную среду как на
национальном, так и международном уровнях.
В итоге общие
преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой
страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:
– создание
более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе
предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами
ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
– доступ к
механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных
интересов, если они ущемляются партнерами;
– использование ВТО в качестве
средства реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного
участия в многосторонних торговых переговорах. [9]
Особенности институциональной и
договорно-правовой базы ВТО в отличие от других международных организаций
определяют специфику процесса присоединения новых стран. Процедура получения
полноправного членства в ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО,
достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт
стран-соискателей, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже
процедуры и правила полностью распространяются и на Россию, которая начала
процесс присоединения в 1995 году. В настоящее время российская делегация,
завершив в целом "информационный" этап, приступила к полномасштабным
двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, в ходе которых
будет определена существенная часть условий нашего членства во Всемирной
торговой организации. [28]
ВТО построена на принципах
взаимности, в соответствии с которыми страна-соискатель идет на определенные
уступки, то есть платит "вступительный взнос" за присоединение,
получая, в свою очередь, возможность полноправного доступа к системе
международной торговли, регулируемой нормами и правилами ВТО, включая все
льготы и преимущества. Под этим подразумевается распространение на
присоединяющуюся страну выгод от взаимных уступок, сделанных другими членами
ВТО в ходе предыдущих раундов МТП, в том числе получение статуса РНБ, если
соискатель его ранее не имел.
На первом этапе в рамках специальных
Рабочих групп на многостороннем уровне осуществляется детальное рассмотрение экономического
механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на основе
официально представленных ею документов. После этого начинаются консультации и
переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной
организации. Они проводятся преимущественно на двустороннем уровне со всеми
заинтересованными странами-членами ВТО, то есть страна-соискатель согласовывает
с ними свои будущие обязательства в ВТО. Такие двусторонние переговоры касаются
прежде всего "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся
страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и
услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по
соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает
права, которыми обладают другие члены, что практически будет означать
прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных
действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться
с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого
обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной
процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа
на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными
документами:
– докладом
Рабочей группы, где изложен весь пакет обязательств, которые страна-соискатель
примет на себя по итогам переговоров;
– Протоколом о
присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на двух и
многостороннем уровнях;
– списком
обязательств по тарифным уступкам в области торговли товарами и сельскому
хозяйству (меры внутренней поддержки и экспортные субсидии);
– перечнем
специфических обязательств по доступу на рынок услуг, а также списком изъятий
из РНБ.
Одним из главных условий
присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального
законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в
соответствие с положениями пакета Соглашений Уругвайского раунда. После
завершения стадии переговоров Генеральный совет утверждает итоговый доклад
Рабочей группы и Протокол о присоединении. Последним этапом является
ратификация законодательным органом страны-соискателя указанных документов.
[12]
В итоге, после достижения консенсуса
по спорным вопросам и оформления необходимых документов, страна может считать
себя полноправным членом организации.
Присоединение к ВТО – объективный
процесс, обусловленный высокой динамикой интеграции страны в систему
мирохозяйственных связей, необходимостью "открытия" западных рынков
для отечественной продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии.
Именно потенциал этого повышения в контексте безальтернативности задачи
реализации сравнительных преимуществ российской экономики, возможность развития
конкурентоспособных производств национальной специализации – вот главная
выгода, которую РФ получит от вступления в ВТО.
Этот шаг, конечно, окажет большое
влияние на экономику России, на методы управления внешнеэкономическими связями
и характер взаимодействия с мировым сообществом. Однако влияние вероятнее всего
будет неоднозначным. Существует закономерность для всех вступивших в ВТО стран
– рост экспорта в тех отраслях, где эффективность производства выше, чем у
зарубежных конкурентов, и рост импорта в тех, где эффективность национальной
экономики ниже. [11]
Либерализация внешнеторговой
деятельности, правовое оформление и внедрение рыночных методов ее регулирования
обеспечили создание базовых условий цивилизованного включения российской
экономики в систему мирохозяйственных связей. Дальнейшая интеграция России в
мировое экономическое сообщество ради максимального использования потенциала
внешнеэкономических связей для развертывания радикальной и прогрессивной
структурной народнохозяйственной перестройки становится стратегическим
императивом торгово-промышленной политики.
Однако на этом пути существует ряд
серьезнейших препятствий. Во-первых, российская экономика критически зависима
от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топлива и сырья, мировая
конъюнктура рынков которых подвержена резким колебаниям. Сильна наша зависимость
и от импорта, особенно потребительских товаров (в частности, продовольствия) и
технологического оборудования.
Во-вторых, в современной системе
мирохозяйственных связей Россия пока представлена главным образом в качестве
субъекта торговли товарами, будучи слабо вовлеченной в международную кооперацию
производства, в торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, в
миграцию капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой
научно-технический и информационный обмен. Степень открытости отечественной
экономики и структура внешнеэкономических связей РФ явно не соответствуют
внутренним потребностям страны, масштабу и глубине стоящих перед ней проблем.
При этом никоим образом не решена задача обеспечения равноправного и
недискриминационного доступа российских товаров и услуг на рынки зарубежных
стран.
Хуже того, новейший этап интеграции
российской экономики в систему мирохозяйственных связей характеризуется
постоянным усложнением условий этого доступа. Так, Россия занимает одно из
ведущих мест по числу введенных против ее экспорта ограничительных, включая
откровенно дискриминационные, мер: в 1992–2001 гг. их перечень вырос с 13 до
123, а количество стран, применяющих такие меры, достигло 26. Причем, если
против традиционных сырьевых продуктов российского экспорта (речь идет о нефти,
природном газе, древесине и цветных металлах) зарубежные партнеры не применяют
практически никаких ограничений даже с учетом того, что Россия не является
членом ВТО (логично прогнозировать их отсутствие и в дальнейшем), то против
отечественной продукции, имеющей значительную долю добавленной стоимости
(такой, скажем, как прокат черных металлов, газетная бумага, минеральные
удобрения и текстиль), задействованы или готовятся к принятию более сотни
лимитирующих мер. По оценкам Минэкономразвития России, в результате уже
применяемых подобного рода ограничений страна ежегодно теряет до 3,5 млрд.
долл., и есть основания сомневаться в том, что наше присоединение к ВТО
приведет к ликвидации этого прессинга.
Машино-техническая и
наукоемкая продукция гражданского назначения составляет лишь незначительную
часть российского экспорта. Однако коль скоро она (оборудование для тепловых,
атомных и гидроэлектростанций, для металлургии, и др.) оказывается
конкурентоспособной на внешних рынках, ее производители сталкиваются с жестким,
зачастую недобросовестным, противодействием иностранных конкурентов. Вступление
же России в ВТО опять же вряд ли изменит данную ситуацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|