МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности развития в Республике Беларусь

    Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).

    Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в СКВ в декабре 2008 г. составляла 13,4% годовых, увеличившись на 2,4 процентного пункта относительно декабря 2007 г, (11%).

    Достижение целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

    Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состоянию на 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17-21%). Основными источниками роста собственного капитала явились инвестиции в уставные фонды банков, увеличение прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли банков.

    Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по системе на начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%).

    Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн, руб., или 21% от всех пассивов банков.

    Если на начало 2008 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2009 г. - 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

    Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.

    Особенностью прошедшего года стал ускоренный рост средств, размещенных в банках центральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн. руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.

    Резкое обострение ситуации с ликвидностью в банковском секторе произошло в IV квартале 2008 г. в результате снижения остатков на рублевых счетах населения. Разрыв между активами и обязательствами банков составлял 7,9% для краткосрочных и 23,1% - для долгосрочных активов и обязательств. При этом необходимо отметить, что проблемы с ликвидностью наиболее существенным образом проявились у крупнейших государственных банков, несмотря на значительную финансовую поддержку со стороны Правительства Республики Беларусь.

    В течение 2008 г. и в I квартале 2009 г. наблюдалось снижение доли долгосрочных (свыше одного года) обязательств банков при одновременном росте удельного веса долгосрочных активов. Как следствие, разрыв между долгосрочными активами и пассивами вырос с 14,5% на 1 января 2008 г. до 15,7% на начало 2009 г. и достиг 23,5% к 1 апреля текущего года. Разрыв между краткосрочными активами и обязательствами, составлявший 1,9% по состоянию на начало 2008 г., достиг 4,3% на 1 апреля 2009 г.

    Однако в связи с кризисными явлениями в мировой экономике несколько замедлились темпы привлечения средств нерезидентов, В целом за 2008 г. они увеличились в 1,27 раза, составив на начало 2009 г.5,8 трлн. руб., но их доля в пассивах банков сократилась, начиная с середины истекшего года с 13,9 до 10,8%.

    Резервы для привлечения в банковскую систему средств населения имеются значительные. Сопоставления, проведенные в Национальном банке, показали, к примеру, следующее: на 1 ноября 2008 г. российскими банками в расчете на душу населения в эквиваленте долларов США было привлечено средств на 795 долл. больше, а украинскими - на 101 долл. США больше, чем белорусскими банками. Если белорусские банки выйдут хотя бы на украинский показатель, это означает привлечение порядка 1 млрд. долл. США дополнительных ресурсов. Если будет обеспечен российский уровень привлечения средств физических лиц, то это увеличит ресурсную базу банков почти на 8 млрд. долл. США.

    Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год [15, c.22-27].



    2.3 Основные направления развития банковской системы Республики Беларусь


    Усиливая направленность денежно-кредитной политики на сдерживание инфляции и стабилизацию платежного баланса страны, в этом году Национальный банк в соответствии с программой, поддержанной Международным валютным фондом, существенно ограничивает объемы рефинансирования банков. В этих условиях потенциал поддержки, которую окажет банковский сектор экономике, будет во многом зависеть от эффективной работы банков по привлечению средств населения и привлечению ресурсов из-за рубежа. На активизацию работы по этим, направлениям Национальный банк и ориентирует банки в настоящее время.

    Вместе с тем для обеспечения достаточного притока зарубежных ресурсов в экономику страны необходима скоординированная работа по трем основным направлениям. Первое - это деятельность банков по организации заимствований у своих зарубежных партнеров. Здесь большое значение имеет привлечение ресурсов в различных формах. Кроме того, важную роль может сыграть привлечение предприятиями связанных кредитов зарубежных банков на закупку импортного оборудования.

    Сохраняется важная роль иностранных кредитных линий, предоставляемых на реализацию инвестиционных проектов в Беларуси. Мы также рассчитываем на то, что иностранные банки, являющиеся стратегическими инвесторами в банках нашей страны, продолжат политику наращивания уставных фондов своих дочерних структур.

    Белорусским банкам с иностранным участием рекомендовано активизировать работу со своими инвесторами по увеличению объемов финансирования национальной экономики, в том числе банков, с их стороны. В рамках этой работы в настоящее время правительством Беларуси подписаны меморандумы с рядом российских банков - Внешэкономбанком, Сбербанком, готовится подписание соглашения с ВТБ-Банком. Заключено также соглашение о сотрудничестве с французским банком "Сосьете Женераль", чья международная банковская группа в Беларуси представлена Белросбанком - дочерней структурой российского Росбанка, входящего в состав этой группы.

    Второе направление - работа по привлечению иностранных заимствований на межгосударственном уровне, проводимая правительством и Национальным банком. В числе уже достигнутых результатов этой работы - заключение соглашения с МВФ о кредите на сумму почти 2,5 млрд. долларов США, с Российской Федерацией - на сумму 2 млрд. долларов. Первые транши этих кредитов нами уже получены и пополнили золотовалютные резервы страны. Успешное выполнение нашей страной обязательств, принятых в рамках этих соглашений, обеспечит дальнейший доступ к заимствованиям.

    Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения. Динамика депозитов населения стабилизировалась. Проводимые антиифляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции. Необходимо постепенно перейти от роста проектных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить выполнение прогнозных параметров основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год.

    Вместе с тем в 2009 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения её целей и задач.

    Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.

    Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.

    Вопрос настолько актуален, что Национальный банк предлагает обсудить возможность введения на текущий год специального индикативного параметра по наращиванию требований банков к экономике за счет привлекаемых ресурсов нерезидентов. В этом плане большие надежды возлагаются на банки с участием иностранного капитала, которым настоятельно рекомендуется, используя свой опыт, деловой авторитет и потенциал материнских структур, активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику.

    В качестве примера результативной работы банков по привлечению иностранных ресурсов в экономику Республики Беларусь следует отметить "Приорбанк" ОАО. Так, исходя из информации банков, за 2008 г. общий объем привлеченных банковской системой ресурсов нерезидентов в иностранной валюте составил 4,216 млрд. долл. США, из них 1,01 млрд. долл., США, или 24%, было привлечено данным банком. Другим банкам следует изучить и максимально использовать в своей деятельности опыт работы "Приорбанк" ОАО по привлечению иностранных инвестиций.

    Особая задача стоит перед российскими дочерними банками, которые должны обеспечить привлечение требуемого объема кредитных ресурсов в российских рублях. Эти ресурсы - основа средств, направляемых на минимизацию последствий мирового финансово-экономического кризиса в республике. Соответствующие решения руководства России имеются.

    На протяжении 2008 г. и в I квартале 2009 г. темпы роста активов и внебалансовых обязательств, взвешенных с учетом риска, значительно превышали темпы увеличения капитала банков, составив 153,6% по итогам 2008 г. и 155,4% - по итогам I квартала 2009 г. Интенсивное кредитование банками экономики привело к дальнейшему и достаточно резкому усилению существовавшего и ранее несоответствия требований и обязательств банков по срокам, что способствовало возникновению сложностей с ликвидностью банков.

    По мере усиления инфляционных и девальвационных ожиданий население начало активно переводить депозиты в белорусских рублях в сбережения в иностранной валюте. Несмотря на то, что общее снижение средств на текущих и вкладных счетах физических лиц в банках было незначительным, составив менее 1%, отток рублевых депозитов за октябрь - декабрь 2008 г. составил порядка 8% от общего объема валютных и рублевых вкладов населения при одновременном приросте валютных вкладов на такую же величину.

    Возникшие проблемы банков во второй половине 2008 г. - начале 2009 г. не ограничились ухудшением ситуации с ликвидностью. Растущая потребность нефинансового сектора в банковских кредитах на фоне снижения обеспеченности предприятий оборотными средствами, снижения благосостояния домашних хозяйств привели к чрезвычайно высоким темпам роста активов банков и ухудшению их качества.

    Быстрый рост активов банков, подверженных кредитному риску, сопровождался увеличением объемов проблемной задолженности предприятий и населения. Благодаря быстрому росту активов банков удельный вес проблемной задолженности остается незначительным - по состоянию на 1 апреля 2009 г. удельный вес проблемных активов составляет немногим более 2% от общего объема активов. Однако на годовой основе этот показатель возрос практически в полтора раза, а объем проблемных активов в абсолютном выражении увеличился в III квартале 2008 г. - I квартале 2009 г. на 82,6%.

    Как показывает опыт антикризисной политики во многих странах мира, в условиях системной нестабильности первоочередными задачами центральных банков, министерств финансов, органов финансового надзора и регулирования являются оживление финансовых рынков, сохранение устойчивости банков и небанковских финансовых организаций, поддержка нефинансового сектора экономики. Эти задачи являются относительно краткосрочными и решаются с применением таких инструментов, как государственные гарантии финансовым организациям, поддержка их ликвидности, реструктуризация проблемных активов, изменение требований к капиталу.

    В Республике Беларусь учитывается мировой опыт антикризисной политики, поэтому во второй половине 2008 г. - начале 2009 г. Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.

    В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом снижения доверия населения к банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинансирования.

    В целях снижения нагрузки на рублевую ликвидность с 1 декабря 2008 г. были снижены нормативы резервных требований, причем по привлеченным средствам физических лиц в белорусских рублях - до 0. Помимо этого, в связи с недостаточностью у банков высоколиквидных активов, которые можно было бы использовать в качестве залога, в дополнение к стандартным операциям поддержания ликвидности Национальным банком в конце октября 2008 г. было принято решение о предоставлении банкам беззалоговых кредитов в национальной валюте на срок до трех месяцев.

    Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейших банках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов. Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличился за 2008 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательств банковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковском секторе в декабре 2008 г. было принято решение о дополнительной капитализации государственных банков в размере 3,1 трлн. руб., или порядка 1,4 млрд. долл. США в эквиваленте.

    Однако, как показывает опыт других стран, возникшие в банковском секторе проблемы сложно решить только с помощью введения государственных гарантий на выполнение банками своих обязательств, краткосрочных инструментов монетарной политики, поддержки ликвидности и рекапитализации банков. Не менее важным является решение задач, связанных с построением такой системы финансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижению вероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов [13, с.7-14].


    2.4 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь


    Национальная банковская система занимает центральное место в экономической системе, обеспечивая текущие трансакции между основными экономическими агентами, аккумулирование сбережений основных экономических агентов и содействуя инвестиционной активности.

    Инвестиционную активность национальной банковской системы следует признать крайне низкой. Исправлению положения должно способствовать увеличение сбережений физических и юридических лиц в форме банковских депозитов, а также расширение кредитования реального сектора. Несмотря на увеличение объема банковского кредитования реального сектора, данный показатель остается на низком уровне.

    Расширение банковского кредитования реального сектора обусловлено влиянием следующих факторов:

    поступательное развитие белорусской экономики, содержание которого составляет устойчивый рост основных макроэкономических показателей (произведенного ВВП, промышленной продукции, капитальных инвестиций и проч.);

    дефицит обращающихся финансовых инструментов, в результате чего процентные ставки по наименее рискованным и наиболее ликвидным инструментам находятся в отрицательной реальной области. Коммерческие банки вынуждены расширять кредитование реального сектора для обеспечения текущей прибыли.

    К числу проблем банковского кредитования также относятся низкий уровень активов/пассивов банковской системы, слабая возможность ее участия в инвестиционном процессе.

    Расширение банковского кредитования реального сектора могло быть более существенным, однако даже достигнутые скромные результаты способны при определенных условиях вызвать банковский кризис. Как указано выше, расширение кредитования предприятий произошло частично вследствие оживления производственной деятельности и роста спроса на кредиты, а также из-за дефицита обращающихся финансовых инструментов. Наиболее надежными заемщиками выступают предприятия экспортного сектора, но их финансовые потоки зависят от внешних условий, которые могут измениться в худшую сторону. В этом смысле "успешность" деятельности банковского сектора в области предоставления кредитов реальному сектору отражается лишь в виде "бумажной" прибыли (т.е. фиксируемой в банковских балансах, но реально не полученной). Перспективы увеличения эффективности банковской системы для содействия инвестиционной активности и поступательному развитию национальной экономики будут определяться возможными сценариями реформирования данного сектора. Так, после системного финансового кризиса 1998 г. белорусская банковская система могла развиваться по трем базовым сценариям (либо их комбинации), предусматривающим: государственную поддержку банковской реформы (политическая, законодательная и финансовая); привлечение иностранных банков на внутренний рынок; самостоятельное восстановление банковской системы (в рамках существовавших условий и за счет располагаемых средств). Как известно, в посткризисный период предпочтение было отдано последнему сценарию.

    В настоящее время перспективен сценарий, предусматривающий привлечение иностранного капитала в банковскую систему. Помимо притока капитала данный сценарий предполагает внедрение наиболее прогрессивных зарубежных банковских технологий на внутреннем рынке. Приход зарубежных финансовых институтов в виде филиалов крупнейших банков одновременно с внедрением мировых управленческих стандартов для среднего и высшего звена мог бы принципиально изменить как финансовый потенциал, так и управленческие основы белорусской банковской системы. Однако нынешнее состояние финансовой сферы Беларуси, в том числе банковской, - основное препятствие для вхождения крупнейших зарубежных финансовых институтов на белорусский рынок.

    В настоящее время Национальный банк Республики Беларусь фактически полностью контролирует ключевые финансовые потоки в банковской системе. Следует отметить, что контроль за финансовыми потоками от экспортной выручки очень важен как для белорусской экономики в целом, так и для финансовой сферы в частности. Существенная часть финансовых поступлений в государственный бюджет направляется на развитее социальной сферы реального сектора экономики. '

    Таким образом, проведение банковской реформы сопровождается противоречивой ситуацией, характеризующейся неспособностью белорусской системы самостоятельно восстановиться после финансового кризиса, отсутствием средств у Национального банка на реформирование системы при низкой заинтересованности внешних инвесторов в данном секторе белорусской экономики. Национальная банковская система лишь частично восстановилась после финансового кризиса, однако реальный сектор экономики предъявляет более высокие требования. С позиции содействия поступательному развитию реального сектора, противодействия внешним шокам, а также обеспечения адекватными инвестиционными услугами белорусской экономики эффективность национальной банковской системы представляется невысокой. Национальный банк Республики Беларусь постоянно реализует меры, связанные с восстановлением и дальнейшим развитием финансовых рынков, которые так же, как национальная банковская система, восстанавливаются самостоятельно и постепенно.

    Национальным банком Республики Беларусь на существующие финансовые ресурсы и сравнительно низкое предложение рыночных финансовых инструментов определяю сохранение процентных ставок по рыночным финансовым инструментам в отрицательной реальной области. Именно государственные институты доминируют на национальных финансовых рынках, определяя их развитие в краткосрочной перспективе.

    Достаточно широк спектр финансовых инструментов, используемых на рынке данного вида, но финансовую стабильность и стимулирование инвестиционной активности в надлежащем объеме они не обеспечивают. Проблема состоит как в недостаточной емкости действующего облигационного рынка, уровня его ликвидности и рисков, так и в отсутствии рынка производных инструментов, позволяющего внешним и внутренним инвесторам страховать собственные инвестиции от рисков различного рода. Решение данной проблемы видится в расширении рынка внутреннего долга, создании соответствующей законодательной базы и в привлечении на внутренний рынок прочих крупных участников (помимо контролируемых Национальным банком Республики Беларусь финансовых структур), содействии развитию прочих сегментов финансового рынка.

    Развитая национальная банковская система и эффективные финансовые рынки призваны содействовать росту сбережений основных субъектов хозяйственной деятельности в виде банковских депозитов, их трансформации в инвестиции в реальный сектор через банковский сектор, а также противодействовать внешним воздействиям для сохранения внутренней финансовой стабильности. В данном контексте экономическая безопасность Беларуси напрямую связана с банковской системой и финансовыми рынками. В конечном счете именно способность национальной финансовой сферы нейтрализовать внешние отрицательные воздействия, аккумулировать ресурсы в виде дополнительных поступлений средств в бюджеты государства и предприятий определяет независимость (и безопасность) национальной экономики в среднесрочной перспективе.

    Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются также меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.

    Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ - Финансового агентства развития (далее - Агентство). Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.

    Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.

    В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовых ресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укрепление доверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов банков; улучшение качественных параметров деятельности банков [13, с.14].


    Заключение


    В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

    Для стабилизации ситуации был принят ряд мер. Банковскому сектору оказана дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства в лице правительства и Национального банка. Так, Национальным банком внедрен механизм исключительного беззалогового кредитования банков. Снижены нормативы обязательного резервирования от привлеченных средств, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов, в сумме около 500 млрд. рублей.

    Особое значение имели меры по повышению финансовой устойчивости белорусских банков и, соответственно, укреплению доверия к банковскому сектору страны. Значительную роль в этом плане сыграло принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 года №22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)". В соответствии с ним государство гарантировало полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и во вклады в банках Беларуси, и возмещение 100 % суммы этих средств.

    Отменено декларирование денежных средств, размещенных физическими лицами на счетах и во вклады в банках Республики Беларусь, их выдачи, а также перевода со счетов в банках других государств в банки Беларуси. Кроме того, декрет существенно укрепил финансовый потенциал Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

    В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2009 г, будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является удержание стабильности банковского сектора, защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

    Необходимость формирование резервов, используя преимущественно валюты стран - основных торговых партнеров. Нельзя допускать в международных финансово-экономических отношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широко использовать национальную валюту.

    В истекшем году банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения

    Принципиально важным сегодня является проведение взвешенной процентной политики. Национальный банк исходит из того, что сложившийся в настоящий момент уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения. Проводимые антиинфляционные мероприятия позволят по мере замедления темпов инфляции постепенно перейти от роста процентных ставок по депозитам и кредитам к их постепенному снижению. Это сделает кредиты банков более доступными для предприятии и населения и создаст дополнительный стимул к достижению высоких темпов экономического роста.

    Национальный банк и банковский сектор в соответствии с утвержденными главой государства основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год продолжат последовательно проводить политику, направленную на обеспечение стабильности белорусского рубля, формирование макроэкономических и финансовых условий, содействующих экономическому развитию страны


    Список использованных источников


    1.      А.А. Максютов. Основы банковского дела. Москва 2001.

    2.      Богданкевич С. Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса? [Банковская система РБ; денежный рынок РБ; ресурсы банков] // Национальная экономическая газета. - 29 апр. 2005г. - №31 - с.22

    3.      www.nbrb. by - сайт Национального банка Республики Беларусь

    4.      Д. Полфреман. Основы банковского дела. Москва 2003.

    5.      Егоров Г. АГлавный внешнеторговый банк. [Банки РБ; ОАО “Белвнешэкономбанк”; банковская система] // Экономика Беларуси. - 2005 г, - № 2 - с.84-86

    6.      Желиба Б.Н. Денежно-кредитная политика и национальная валюта [Денежно-кредитная, кредитно-денежная политика РБ; национальная валюта, банковская система РБ] // Экономика и управление. - 2005 г. - №1-с.22-27

    7.      К.Р. Тагирбеков. Основы банковской деятельности. Москва 2002.

    8.      Ковалев М. Банковский рейтинг; итоги 1 квартала 2005 года. [Банковская система РБ, итоги 1 кв, 2005 г, I (монетарная политика, рейтинг, рентабельность, кредитный портфель, ликвидность, услуги)] // Национальная экономическая газета. - 7 нюня 2005 г, - №41 - с. б-7

    9.      Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

    10. О работе банковской системы Могилевской области в 2004 году и задачах на 2005 год. [Банковская система Могилевской области (итоги 2004 г., планы на 2005 г.).] // Могилевские ведомости. - 2 апр. 2005 г. - № 49-50 - с.4

    11. Отчет об исполнении основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год. [Банковская система; платежная система; годовой бухгалтерский баланс Национального банка РБ на 1.01.2005 г.] // Банковский вестник. - 2005 г. - №24 - с.3-29

    12. Прокопович П.П. О6 итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год и задачах банковской системы на 2005 год, [Денежно-кредитная политика РБ за 2004 год; банковская система РБ, задачи на 2005 год] // Банковский вестник" - февраль 2005 г. - № 4 - с.4-9

    13. Дубков С. Банковская система и банковский надзор в Республике Беларусь в условиях мирового финансового и экономического кризиса / С. Дубкова // Банкаўскі веснік. - 2009. - № 19. - С.7-14.

    14. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе - марте 2005 г. [Денежно-кредитная, кредитно-денежная сфера РБ (янв. - март 2005 г.); валютный рынок; внешняя торговля (структура); монетарная политика; рынок ценных бумаг; банковская система] // Банковский вестник (ннформ. вып.). - май 2005 г. - № 15 - с.6-18

    15. Сац Л.П. Банковский сектор: ситуация стобальная / Л.П. Сац // Экономика Беларуси. - 2009. - № 1. - С.22-27.


    Приложение А


    Рисунок А - Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении


    Примечание - Источник [15, с 23]



    Приложение Б


    Рисунок Б - Структура обязательств банков


    Примечание - Источник собственная разработка


    Приложение В


    Рисунок В - Формирование типа поведения банковской системы и банка


    Примечание – Источник Банкаўскі веснік, красавік 2006 с. 34


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.