МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности развития в Республике Беларусь

    Организационное устройство банков обусловлено его производственными функциями, потому организационная структура управления банками построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ним задачи. Более крупный банк предлагает и более широкий спектр услуг своим клиентам. Размеры банка являются определяющим, но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средние и мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению. На экономические показатели деятельности банков, в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

    Организационная структура управления крупных банков, созданных на базе существовавших отделений Белорусской конторы Госбанка СССР, гораздо сложнее. Крупные банки Республики Беларусь, такие, как АКБ "Приорбанк", АКБ "МинскКомплексбанк", АКБ "Белвнешэкокомбанк", менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую часть своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом - они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков, и имеют больший доступ к мировому капиталу.

    К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:

    предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

    кассовое обслуживание;

    открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,

    осуществление расчетов по их поручению;

    ломбардная деятельность;

    факторинг и форфейтинг;

    поручительство (предоставление гарантий);

    доверительное управление активами;

    банковское хранение;

    предоставление сейфов в имущественный найм;

    перевозку ценностей;

    деятельность по обмену валюты;

    инвестиционное посредничество;

    финансовое посредничество;

    дилинг с наличной и безналичной валютой;

    деятельность депозитария;

    инвестиционное консультирование;

    финансовое консультирование;

    деятельность инвестиционного банкира;

    деятельность инвестиционного поверенного;

    выпуск векселей;

    скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

    Коммерческий банк может осуществлять свою деятельность и в иных сферах [14, с.73-78].



    2. Состояние банковской системы Республики Беларусь и особенности ее развития


    2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы


    При всей серьезности существующих сегодня внешних вызовов белорусская экономика уверенно противостоит кризисным явлениям. Сохранена работа предприятий реального сектора экономики, обеспечиваются стабильный уровень доходов населения и социальные гарантии. Реальные денежные доходы населения в январе 2009 года на 7,7 % превысили уровень января 2008 года в соответствии с таблицей 1.

    Таблица 1 - Отдельные макроэкономические показатели Республики Беларусь


    1 квартал 2009 г.

    1 квартал 2008 г.

    Сальдо

    Рост ВВП в сопоставимых ценах, %

    101,1

    111,2

    -10,1

    Рост выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах, %

    95,5

    115,8

    -20,3

    Рентабельность продаж, %

    9,8

    14,9

    -5,1

    ИПЦ, конец периода к декабрю предыдущего года

    106,1

    104,1

    2,0

    Запасы нереализованной промышленной продукции к среднемесячному объему производства, %

    91,8

    52,9

    38,9

    Удельный вес убыточных предприятий, %

    13,1

    10,5

    2,6

    Международные резервы, млн. долл. США

    3955,2

    4746,6

    -791,4

    Товарный экспорт, темпы роста, %

    51,9

    168,7

    -116,8

    Товарный импорт, темпы роста, %

    67,9

    156,3

    -88,4

    Поступление валютной выручки, рост в %

    152,9

    60,5

    92,4


    Примечание - Источник: [13, с.10, таблица 3]

    Хотя внешние кризисные явления сказались на темпах роста, производства, в Беларуси нет масштабного экономического спада, который уже стал реальностью в целом ряде стран, Темп роста ВВП в Беларуси в январе-феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 102,3%, показаны на рисунке 1. Инфляционные процессы не выходят из-под контроля. Остается управляемой ситуация на внутреннем валютном рынке, в рамках прогнозного коридора находится динамика обменного курса национальной валюты относительно корзины иностранных валют.


    Рисунок 1 - Темпы роста ВВП и требования банков к экономике в 2006-2008 годах в сопоставимых ценах, %


    Примечание - Источник [15, с.24]

    Важный параметр потенциала банковской системы - ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн. руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).

    В уставные фонды банков с преобладающей долей государственной собственности государством внесены средства, которые увеличили банковский капитал в общей сложности на 3 трлн. рублей. В целом к концу 2008 года нормативный капитал банковского сектора страны достиг 11,3 трлн. рублей, увеличившись за год на 73,3 % в соответствии с рисунком 2

    Продолжала развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2009 г, достиг почти 8,7 трлн. руб.


    Рисунок 2 - Нормативный капитал банков в 2006-2008годах, трлн. руб.


    Примечание - Источник [15, с.25]

    С 1 января 2009 года увеличены требования к минимальному размеру нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), с 10 млн. до 25 млн. евро в эквиваленте.

    Нельзя не упомянуть также действия, предпринятые в целях обеспечения стабильности на внутреннем валютном рынке Беларуси. Для поддержания его стабильного функционирования и выполнения внешних обязательств наших предприятий Национальному банку в конце прошлого года пришлось израсходовать значительную часть золотовалютных резервов. В результате величина международных резервных активов в национальном определении на 1 января 2009 года снизилась по отношению к началу 2008 года на 1,3 млрд. долларов США и составила 3,66 млрд. долларов. В настоящее время их объем поддерживается приблизительно на этом же уровне. Причем на 1 марта текущего года они были равны 3,81 млрд. долларов.

    2 января 2009 года проведена разовая корректировка курса национальной валюты направленная на повышение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, а также на достижение баланса между спросом и предложением иностранных валют на национальном валютном рынке. Эта мера была настоятельной и неизбежной.

    Сегодня уже можно сделать вывод, что она оказалась оправданной, позволив поддержать ценовую конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках и избежать при этом массового оттока вкладов и вывода из страны капитала зарубежных инвесторов. В то же время не удалось предотвратить всплеск повышенного спроса со стороны населения на иностранную валюту и некоторые товары длительного пользования. Физические лица в январе текущего года купили иностранной валюты почти на 600 млн. долларов больше, чем продали. К настоящему времени ситуация в основном стабилизирована, в феврале среднедневное приобретение валюты населением уменьшилось по сравнению с январем почти в 2,5 раза.

    Следует также отметить, что в декабре 2008 года для предотвращения необоснованного оттока иностранной валюты были установлены ограничения на авансовые платежи (предварительную оплату) по импорту, которые в настоящее время постепенно смягчаются по мере стабилизации ситуации на валютном рынке.

    Оценивая эффективность принятых мер, можно утверждать, что они достигли основной цели - обеспечили устойчивость работы банковского сектора и экономики страны в целом. Ситуация в банковском секторе стабильна, характеристики безопасности его функционирования и показатели качества активов остаются в пределах установленных параметров. Обеспечивается безопасное устойчивое функционирование национальной платежной системы. Сохраняющиеся трудности не носят критического характера, банковский сектор Республики Беларусь обладает достаточным потенциалом для их преодоления во взаимодействии с реальным сектором экономики.

    В складывающихся условиях среди приоритетных направлений кредитования остаются поддержка предприятий, ориентированных на производство экспортной и импортозамещающей продукции, строительство жилья, продовольствие. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов в 2009 году оценивается в объеме 7-7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство - 2.9-3,8 трлн. рублей.

    В текущем году правительство и Национальный банк продолжат активное взаимодействие с правительствами и центральными банками других государств, международными финансовыми организациями по привлечению новых государственных кредитов. Уже достигнутые результаты позволяют достаточно оптимистично оценивать перспективы их получения.

    Не менее важное направление привлечения зарубежного капитала - это прямые инвестиции непосредственно в нефинансовый сектор экономики нашей страны. За 2008 год, согласно предварительным данным платежного баланса, прямые иностранные инвестиции в экономику республики составили 2,1 млрд. долларов США. Хотя это в 1,2 раза превышает уровень 2007 года, с учетом масштабов экономики нашей страны такой объем прямых иностранных инвестиций представляется явно недостаточным.

    Если ранее при установлении обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам фактически осуществлялась его привязка к доллару США, то в этом году в механизме курсообразования существенно усилилась роль других валют, наиболее значимых для экономики нашей страны показаны на рисунке 3. Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль.


    Рисунок 3 - Динамика обменного курса белорусского рубля


    Примечание - Источник [15, с.23]

    Основным курсовым ориентиром при этом стала стоимость корзины, которая рассчитывается как среднее геометрическое с равными весами этих валют в составе корзины. На начало действия нового механизма рублевая стоимость корзины составила 960 рублей. В течение 2009 года Национальный банк будет обеспечивать стабильность стоимости корзины посредством сохранения ее значения в пределах коридора +/ - 5% относительно ее первоначальной стоимости [Экономика Беларуси №1 2009 с 22-27].

    Развитие банковского сектора и кредитная политика направлены на достижение целей социально-экономического развития страны и преодоление отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Прирост активов банков оценивается на уровне 35-42%. Это означает, что к концу 2009 г. обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50-51%. Требования банков к экономике возрастут на 36-44%. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов составит 7 - 7,5 трлн. руб., в том числе на жилищное строительство - 2,9-3,8 трлн, руб. [13, с.8].


    2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь


    До настоящего времени финансовый сектор Республики Беларусь достаточно успешно справлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков продолжают оставаться в приемлемых диапазонах. В целом выполняются пруденциальные нормативы и другие надзорные требования в соответствии с таблицей 2.

    Таблица 2 - Отдельные показатели финансовой устойчивости применительно к банковской системе Республики Беларусь

    В процентах

    01.01.2008

    01.04.2009

    Коэффициент достаточности нормативного капитала

    19,31

    20,18

    Коэффициент достаточности капитала первого уровня

    14,03

    15,63

    Рентабельность капитала

    2,30

    2,09

    Рентабельность активов

    13,8

    13,81

    Текущая ликвидность

    98,78

    112,37

    Краткосрочная ликвидность

    1,97

    1,11

    Удельный вес проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску

    1,92

    2,23

    Отношение проблемных активов за минусом фактически созданного резерва к капиталу

    5,21

    6,31

    Несбалансированность долгосрочных активов и обязательств по срокам

    14,50

    23,5

    Несбалансированность краткосрочных активов и обязательств по срокам

    1,9

    4,3


    Примечание - Источник: [13, с.8, таблица 1]

    Белорусские банки, количество которых составляло 31 по состоянию на начало 2009 г., можно условно разделить на три основные категории:

    4 крупных системообразующих банка, контролируемых государством, совокупный объем активов которых превышает 75% активов банковской системы. В дополнение к своей коммерческой деятельности эти банки играют важную роль в реализации государственных программ, обслуживают подавляющее большинство предприятий государственной формы собственности, наиболее активно работают с населением и пользуются значительной финансовой поддержкой государства в форме рекапитализации и размещения депозитов органов государственного управления;

    20 банков, контролируемых иностранным капиталом и существенно отличающихся по размеру (от "Приорбанк" ОАО - третий по величине банк в стране по размеру активов, относящийся к группе Райффайзен, до более мелких организаций, являющихся дочерними структурами банков, базирующихся в странах СНГ и дальнего зарубежья). Эти банки ориентированы в основном на обслуживание розничных клиентов и компаний в частном секторе, хотя работают также и с государственными предприятиями, предоставляя отдельные услуги, например, торговое финансирование;

    7 прочих банков, к которым относятся преимущественно организации, контролируемые резидентами, занятые обслуживанием более мелких корпоративных клиентов и населения [Банкаўскі веснік 2009№19 с 7-8].

    Рассматривая кредитование в настоящих условиях, следует отметить проявившиеся в последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь - декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд, руб.

    Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившее в 2007-2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны со всей ответственностью подходить к классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервы в полном объеме.

    Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.

    Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.