МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методология экономического анализа

    Методология экономического анализа

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

    1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ                         5

    2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СТОХАСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ                                15

    3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ                   21

    4. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА                                                        35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     42

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                44

    ВВЕДЕНИЕ

      Анализ – весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практической и научной деятельности человека. Аналитические методы настолько распространены, что зачастую под словом «анализ» понимают любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Процедуры и методологические принципы анализа входят составной частью в любое научно-практическое исследование, когда исследователь переходит от простого описания явления к изучению его строения.

       По классическому определению анализ представляется лишь как один из логических приемов мышления. «Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения» [14, с.5].

      Характеристика анализа как способа мышления предполагает, что с его помощью можно выявить структуру процесса или явления, свести сложное к простому, построить классификацию явлений, выделить сущность объекта. «Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого»[14, с.6]. Таким образом, исследование как понятие процесса познания все-таки шире. Существование аналитического и синтетического методов познания позволяет сформулировать анализ как первую, наиболее важную, незаменимую стадию любого исследования.

        Если исходить из этого, термин «экономический анализ» подразумевает аналитический этап исследования в области экономики – экономических систем, отношений, процессов, то есть  как объектов, так и субъектов экономики.  Учебными планами высших экономических учебных заведений, как правило, предусматривается поэтапное изучение экономического анализа. Основное внимание при этом уделяется обзору  различных приемов, которые могут быть использованы при проведении аналитических расчетов, обосновывающих какое-либо управленческое решение. Любой специалист, имеющий отношение к организации и управлению бизнесом, должен владеть определенным аналитическим инструментарием, знать и понимать логику проведения аналитических процедур. Принятию всякого решения предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления предприятием – от топ-менеджеров до рядовых специалистов – просто обязан быть хорошим аналитиком. Угроза потенциального банкротства незримо присутствует при принятии управленческих решений, особенно если речь идет о стратегическом решении финансового характера. Значит, анализ должен выполняться не только в ретроспективе, но и в перспективе. При этом не нужно стремиться к абсолютной точности – необходимо выявить тенденции, как уже сложившиеся, так и только складывающиеся. Для этого аналитик должен обладать такими качествами, как способность к обобщению, умение сопоставить и оценить взаимное влияние большого количества факторов, умение замечать незначительные на первый взгляд признаки изменения ситуации. Кроме того, проведение квалифицированного анализа требует знания многих наук – экономики, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии. В основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения компьютерных технологий, а значит, проведение экономического анализа невозможно без знания информатики.

    Объектом исследования данной работы является методология исследования.

    Предметом является процесс и методика использования соответствующих методов.

    Целью работы является исследования методов, методологических принципов их построения и подходов по их использованию.

    Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:

    - исследованы основные методы анализа;

    - определены принципы их построения и подходы по использованию.

    1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ

    1.1.         Построение моделей факторного анализа

        По характеру взаимосвязи между показателями различают модели детерминированные и стохастические. Детерминированная (функциональная) связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.  Связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, называется стохастической или вероятностной.

       Для применения приемов факторного анализа необходимо составить модель, то есть представить формулу расчета анализируемого показателя. Модели могут быть [2, c.45]:

       1. Аддитивные. Значение анализируемого показателя определяется как сумма показателей-факторов. Такая модель имеет вид

                                                  У = А + В + С.

            Примером аддитивной модели может быть валовая прибыль предприятия, которая складывается из таких составляющих, как прибыль от реализации, результат от прочей деятельности и сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

        2. Мультипликативные. Значение анализируемого показателя определяется как произведение показателей – факторов. Такая модель имеет вид

                                                    У = А * В * С.

             Большинство моделей, используемых в факторном анализе - мультипликативные. Например, выручку можно представить как произведение количество продукции на стоимость единицы продукции. Суммарные материальные затраты предприятия – произведение трех факторов – количество произведенной продукции, норма расхода материала на единицу продукции, стоимость единицы материальных ресурсов.   

        3. Кратные. Значение анализируемого показателя определяется как частное от деления двух факторов. Такая модель имеет вид

                                                      У = А / В.

            В качестве примера можно привести показатель фондовооруженности, определяемый делением стоимости основных средств на численность работающих.

        4. Смешанные. Такие модели могут иметь разную форму и представлять собой различные комбинации аддитивных, мультипликативных и кратных моделей:

                                                  У = А * (В + С);

                                                  У = А / (В + С);

                                                  У = (А / В) * С.

           Примером такой модели может быть определение фонда оплаты труда как произведения средней заработной платы и численности. При этом средняя заработная плата представляет собой сумму нескольких составляющих - тарифной составляющей, доплат стимулирующего характера и доплат компенсирующего характера:

                                  ФОТ = ( ЗП тар + ЗП стим + ЗП комп) * Ч.

        При составлении любых моделей факторного анализа необходимо учитывать причинно-следственные отношения показателей. Например, с точки зрения арифметики два приведенных ниже выражения справедливы:

        Выручка = Производительность труда * Численность;

        Производительность труда = Выручка / Численность.

        Оба этих выражения можно использовать для расчета неизвестной величины. Однако только одно из них можно использовать в качестве аналитической модели - можно сказать, что объем производства зависит от производительности труда, но нельзя сказать, что производительность труда зависит от выручки предприятия.

       При проведении факторного анализа часто используется метод расширения факторных моделей. Например:

                                                    У = А / В.

       Ту же модель можно записать в виде

                                             У = (А/С)* (С/В).

       В этом случае вместо двух абсолютных (количественных) факторов получаем для анализа два относительных (качественных) фактора.

       Наиболее известным примером является формула Дюпона:

       Рентабельность активов = Прибыль / Активы;

       Рентабельность активов = (Прибыль/ Выручка)* (Выручка/Активы).

        При этом первый сомножитель – рентабельность продаж, второй сомножитель – оборачиваемость активов. Действительно, рентабельность (отдача) активов зависит от того, насколько рентабельную продукцию производит предприятие, и от того, насколько быстро происходит оборот вложенного в активы капитала:

        Рентабельность собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал;

            Рентабельность СК = (Прибыль/Выручка)*(Выручка/Активы)*(Активы/СК).

        При этом первый сомножитель – рентабельность продаж, второй – оборачиваемость активов, третий – структура капитала.

    1.2. Метод цепных подстановок и абсолютных разниц

            Метод цепных подстановок является одним из базовых методов экономического анализа, который применяется для анализа мультипликативных моделей. При этом каждый фактор последовательно изменяется с базисного на отчетное значение, тогда как остальные остаются без изменения.

       Можно проводить расчеты в таблице. Предположим, что анализируемый показатель  «А» представляет собой произведение трех факторов (Ф1, Ф2, Ф3).

        Абсолютное изменение показателя известно. Необходимо определить суммы факторного влияния – насколько изменился результирующий показатель под влиянием изменения конкретного фактора. Размер факторного влияния Аф1, Аф2, Аф3 будет определяться следующим образом [4, c.33]:

    Таблица 1.1.

    Фактор 1

    Фактор 2

    Фактор 3

    Анализируемый

    показатель

    Размер влияния на анализируемый показатель

    Базисный

    Базисный

    Базисный

    Базисный  (Б)


    Отчетный

    Базисный

    Базисный

    Условный 1 (У1)

    Аф1 = У 1 – Б

    Отчетный

    Отчетный

    Базисный

    Условный 2 (У2)

    Аф2 = У 2 – У 1

    Отчетный

    Отчетный

    Отчетный

    Отчетный (О)

    Аф3 = О – У 2

        Общая сумма факторных отклонений дает абсолютное отклонение (изменение) показателя. Достоинством приема является то, что количество факторов не имеет значения и не влияет на методику расчета, увеличивается только количество «шагов» расчета.

        Для примера представим выручку условного транспортного предприятия как произведение следующих факторов – количество машин, количество рейсов одной машины, количество пассажиров за одну поездку и стоимость проезда одного пассажира:

                                   В = М * Р * П * С .

         Данные о значении факторов в базисном и отчетном периоде представлены в таблице 1.2.

                                                                                                    

         Таблица 1.2.

    Показатель

    Обозначение

    Базисный

    период

    Отчетный период

    Количество машин

    М

    25

    30

    Количество рейсов

    Р

    10

    8

    Количество пассажиров

    П

    40

    35

    Стоимость проезда

    С

    150

    200

    Выручка

    В

    1500000

    1680000

        Абсолютное отклонение выручки составит  + 180000 р.

       Рассчитаем факторные отклонения. Если все факторы будут иметь базисное значение, сумма выручки составляет 1500000 р.

       Затем мы будем постепенно заменять значения факторов с базисного значения на отчетное:

    В базис = 25*10*40*150 =1500000

                                                                        1800000-1500000 = + 300000.

    В усл 1 = 30*10*40*150 = 1800000

                                                                        1440000 – 1800000 = - 360000.

    В усл 2 = 30*8*40*150   = 1440000

                                                                        1260000 – 1440000 = - 180000.

    В усл 3 = 30*8*35*150   = 1260000

                                                                       1680000 – 1260000 = + 420000.

    В отчет = 30*8*35*200   = 1680000


         По итогам расчетов можно сделать вывод, что за счет увеличения количества машин предприятие получило дополнительную выручку в сумме 300000 рублей, а за счет увеличения тарифа – в сумме 420000 рублей. В то же время сказалось отрицательное влияние таких факторов, как уменьшение количества рейсов одной машины и уменьшение количества пассажиров на каждом рейсе (недополучено выручки на сумму360000 и 180000 рублей соответственно).

       Прием цепных подстановок считается основным приемом факторного анализа, но имеет существенный недостаток – наличие так называемого «неразложимого остатка». Это означает, что при изменении порядка факторов в модели изменяется сумма факторных отклонений. Поэтому при составлении моделей для проведения факторного анализа существует следующее правило – сначала указываются количественные, а затем стоимостные показатели. Если необходимо обеспечить высокую точность расчетов, используются логарифмический или интегральный прием.

             Метод абсолютных разниц является разновидностью приема цепных подстановок. Каждый фактор последовательно представляется в виде разницы между отчетным и базисным значениями. Остальные показатели принимаются в отчетном или базисном значении  в зависимости от расположения в формуле (соответственно до анализируемого фактора или после него).

        А = Ф1 * Ф2 * Ф3;

        Аф1 = (Ф1о – Ф1б) * Ф2б * Ф3б;

        Аф2 = Ф1о * (Ф2о – Ф2б) * Ф3б;

        Аф3 = Ф1о * Ф2о * (Ф3о-Ф3б),

    где Ф1б, Ф2б, Ф3б – факторы в своем базисном значении;

    Ф1о, Ф2о, Ф3о – факторы в своем отчетном значении.

            1.3. Логарифмический метод и метод взвешенных конечных разностей

            Логарифмический метод и метод взвешенных конечных разностей применяются также для определения размера факторного влияния при анализе мультипликативных моделей. Их преимущество состоит в том, что они устраняют такой существенный недостаток предыдущих методов, как наличие «неразложимого остатка» путем логарифмирования мультипликативной модели в первом из методов и путем деления неразложимого остатка – во втором.

         Логарифмируя мультипликативную модель, можно получить следующее выражение [6, c.84]:

    D А = кФ1 * D А  +  кФ2 * D А + кФ3 * D А,

        где D А – абсолютное отклонение анализируемого показателя;

    кФ1, кФ2, кФ3 – коэффициенты, показывающие долю влияния данного фактора на анализируемый показатель.

       Примечательно, что при этом нет необходимости рассчитывать все факторные отклонения – можно рассчитать только степень (долю) влияния наиболее актуального фактора.

       Коэффициенты рассчитываются по формулам:

    К Ф1 = (ln Ф1о – ln Ф1б) / (ln Ао – ln Аб);

    К Ф2 = (ln Ф2о – ln Ф2б) / (ln Ао – ln Аб);

    К Ф3 = (ln Ф3о – ln Ф3б) / (ln Ао – ln Аб),

    где Ао, Аб – значение анализируемого показателя соответственно в базисном и отчетном периодах;

    Ф1б, Ф2б, Ф3б – значение факторов в базисном периоде;

    Ф1о, Ф2о, Ф3о – значение факторов в отчетном периоде.

             Метод взвешенных конечных разностей чаще используется для двухфакторных моделей. При этом разница, рассчитанная при изменении положения факторов, делится пополам и прибавляется к наименьшему значению факторного влияния. 

       Предположим, что мультипликативная модель имеет вид

                                                 А = В * С.

        Тогда значение факторных отклонений А в и А с рассчитывается следующим образом:

                                А в = ∆ В * Со  +  (∆ В * ∆ С) / 2;

                                А с = ∆ С * В о +  (∆ В * ∆ С) / 2,

     где ∆ В, ∆ С – изменение показателей – факторов за период;

    В о, С о – базисное значение показателей – факторов.


        1.4. Методы долевого участия и выравнивания начальных точек анализа

            При помощи метода долевого участия определяется влияние изменения структурных сдвигов на итоговый показатель. Рассмотрим пример.

            Предприятие выпускает продукцию трех видов – А, Б и В. Продукция имеет разную рентабельность. Соответственно, общий финансовый результат может измениться за счет изменения количества продукции или рентабельности единицы продукции.

             Прибыль = Прибыль на ед. продукции * Количество продукции

    Для упрощения примера предположим, что рентабельность единицы продукции не изменялась [6, c.53].

    Таблица 1.3

    Вид

    Количество

    Прибыль на ед.

    Структура 

    БП

    Факт количество по структуре  БП

    Прибыль

     БП

    Прибыль

    условная

    Прибыль фактическая

    БП

    ОП

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.