Существенное
влияние на развитие инфляционных процессов в РБ в 2002 г. продолжало оказывать
увеличение цен, прежде всего на поставляемые из России топливно-энергетические
ресурсы, интенсивное наращивание денежной массы, девальвация белорусского
рубля.
Наибольшее
влияние на сдерживание инфляции в 2002 г. оказало усиление государственного
воздействия на процессы ценообразования.
Вместе
с тем практика усиления государственного регулирования цен привела к ряду
отрицательных последствий, среди которых - накопленный и нереализованный инфляционный
потенциал у производителей. Навес инфляции издержек составил 15 - 17 %.
Оценка
инфляционного потенциала со стороны спроса также свидетельствует об его
увеличении с 13% в январе до 21 % в ноябре.
Общая
цель экономической политики определена Указом Президента Республики Беларусь,
утвердившего взаимоувязанный комплекс целевых параметров «Прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2003 год». Важнейшие из них - обеспечение устойчивости
экономического роста, начавшегося в 1996 г., его здоровой (инновационно-инвестиционной
и неинфляционной) основы и социальной направленности. Среднемесячный темп
инфляции в 2003 г. предусмотрен в размере не более 2%.
Проведенный
в НИЭИ анализ реальных процессов инфляции позволяет определить основные
инфлятогенные факторы, некоторые их причинно-следственные цепочки, а также
наметить главные концептуальные направления антиинфляционной политики на 1998
г. по степени их прогнозируемой важности. Это:
-
повышение
роли политики (внешней и внутренней) нашего государства в экономической сфере,
политических факторов и структур, включая
-
обеспечение
доверия населения, всех конструктивных сил и движений трудящихся к
антиинфляционному (в том числе) курсу правительства;
-
как
результат снижение инфляционных ожиданий у населения;
-
противодействие
инфляции в сфере денежного обращения, включая макропроцессы
-
ограничения
влияния монетарных факторов инфляции;
-
оптимизации
денежно-кредитной системы;
-
перестройки
налоговой системы;
-
регулирования,
таким образом, спросовых ограничений и динамики общего уровня цен; противодействие
инфляционной уязвимости ценообразования, включая микропроцессы
-
ограничения
издержек на уровне субъектов хозяйствования, ресурсосбережения;
-
финансового
оздоровления, регулирования рентабельности предприятий (в том числе борьбы с
убыточностью);
-
государственного
регулирования цен на социально значимые и др. товары и услуги;
-
использования
максимума резервов для роста объемов производства, создания рабочих мест и
занятости;
-
структурное
регулирование спроса и предложения, рынков товаров и услуг, включая
государственное регулирование монополий, экспорта, импорта, закупочных цен,
уровня рентабельности и т.д.;
-
противодействие
«импортируемой» инфляции, включая внешнеполитическое и внешнеэкономическое
обеспечение новых рынков, встречных товарных потоков и услуг в страны, ввозящие
продукцию в Республику Беларусь;
-
выбор и
отладка инструментов реализации антиинфляционной политики с учетом переходной
специфики экономики страны, конкретно складывающейся экономической среды, как
полученной по «наследству» (разрыв связей, недогрузка мощностей, неплатежи
получателей и т.п.), так и по результатам действий в 2003 г. (своих и наших
партнеров) с прогнозной оценкой их на 2004 г.
Указанные
шесть направлений, конечно, не исчерпывают всей их совокупности, имеющей
отношение к явлениям инфляции, но они, на наш взгляд, важны именно в 1998 г.
Непременным
условием действенности и эффективности реализации указанных антиинфляционных
задач является комплексность и взаимоувязанность их осуществления. Речь идет о
комплексной программе, включающей инструменты всех видов макро- и микроэкономической
политики, в частности, денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой, доходов
и расходов населения, структурной, инвестиционной, инновационной, социальной и
других, об инструментах, адекватных природе задачи и нацеленных на удержание
инфляции в определенных пределах.
В
результате ежегодного выполнения такой программы в рамках параметров Прогноза
социально-экономического развития РБ каждое министерство, госкомитет, облисполком,
концерн, производственное предприятие или финансовое учреждение будет осуществлять
планомерную, целенаправленную антиинфляционную деятельность по конкретным
количественным показателям для каждой сферы, отрасли, региона в конкретных
временных отрезках.
Естественно,
что особая роль в организации этой работы в стране принадлежит правительству и
центральным экономическим ведомствам прежде всего на макроэкономическом уровне.
Здесь весьма важен круг проблем, рассмотренных в Генеральной схеме управления
народным хозяйством (концепция которой утверждена правительством в 1996 г.).
Они касаются разделения функций, полномочий, сфер ведения, определения областей
деятельности, где то или иное министерство является головным координатором, и
т.п. В Генсхеме предложены механизмы системной координации и управления,
которые вполне могут использоваться в проведении антиинфляционной политики в
Республике Беларусь. Но собственно механизмы регулирования инфляции специфичны,
что требует адекватных подходов к их построению.
Поддержание
плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля является
приоритетной задачей денежно-кредитной политики в 2002 году. Официальный
обменный курс белорусского рубля за январь-сентябрь 2002 года снизился к
российскому рублю на 12,7 процентов (или на 1,3 в среднем за месяц), к доллару
США на 18 процентов (или на 1,9 процента в среднем за месяц) и соответственно
составил на конец периода 58,95 и 1 865 рублей.
Ситуация на рынке
наличной иностранной валюты в январе-сентябре 2002 года характеризовалась
превышением спроса населения на иностранную валюту над ее предложением. Чистый
спрос на иностранную валюту в январе-сентябре составил 370 миллионов долларов
США, что 1,2 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.
Вместе с тем,
ситуация на рынке наличной иностранной валюты улучшилась. Чистый среднемесячный
спрос на иностранную валюту со стороны населения стал снижаться. Если по итогам
января-июля 2002 года он составлял 48 миллионов долларов США, то в августе уже
35 миллионов долларов США, в сентябре – 1,5 миллиона долларов США.
Рублевая денежная
эмиссия, рублевая денежная масса, валовые кредиты банков. Эмиссионная
деятельность Национального банка в январе-сентябре 2002 года формировалась в
основном под влиянием операций, связанных с увеличением золотовалютных резервов
государства за счет покупки Национальным банком иностранной валюты, финансированием
дефицита республиканского бюджета, рефинансированием банков и выполнением
функций центрального банка страны.
Данные и другие
операции Национального банка привели к увеличению за январь-сентябрь 2002 года
рублевой денежной базы на 22,9 процента.
Рублевая денежная
масса на 01.10.2002 составила 1,8 триллиона рублей, увеличившись за
январь-сентябрь 2002 года на 42,1 процента (или на 4 процента в среднем за месяц).
Положительным фактором следует отметить опережающие темпы роста срочных
рублевых депозитов по сравнению с другими агрегатами РДМ. За январь-сентябрь
2002 года срочные рублевые депозиты увеличились на 82,6 процента, в том числе
срочные рублевые депозиты населения на 99,5 процента.
Увеличение
рублевой денежной массы сформировало прирост ресурсной базы банков, что
позволяет расширить кредитные вложения банков. Так валовые кредиты банков (в
национальной и иностранной валюте) за январь-сентябрь 2002 года увеличились на
37 процентов, в национальной валюте – увеличились на 42,1 процента. Прирост
валовых кредитов банков в иностранной валюте составил 12,4 процента.
Валовые кредиты
банков экономике за январь-сентябрь 2002 года увеличились на 34,8 процента, в
том числе в национальной валюте на 35,3 процента.
Положительным
моментом является уменьшение в общем объеме кредитных вложений банков удельного
веса проблемных кредитов (с 15,1 процента на 01.01.2002 до 11,8 процента на
01.09.2002). За январь-сентябрь 2002 года проблемная задолженность сократилась
на 0,8 процента. Однако обращает на себя внимание факт, что за восемь месяцев текущего
года проблемная задолженность банков в национальной валюте выросла на 106,6
процента, при том, как в иностранной валюте она сократилась на 37,5 процента.
На 01.09.2002 доля проблемных кредитов в национальной валюте составила 10,1
процента, а в иностранной – 13,3 процента.
Процентная
политика. Ставка рефинансирования и процентные ставки по другим инструментам
Национального банка устанавливаются на уровнях, обеспечивающих превышение
процентных ставок на депозитно-кредитном рынке уровня инфляции и превышение
доходности по операциям в национальной валюте над доходностью активов в
иностранной валюте. Тенденция к замедлению темпов инфляции с февраля 2002 года
создали условия для поэтапного снижения ставки рефинансирования с 66 процентов
в январе до 40 процентов годовых в сентябре текущего года. Несмотря на снижение
номинального значения ставки рефинансирования значение поддерживалось на
положительном уровне и за январь-август 2002 года составило 2,2 процента в
среднем за месяц.
Основные итоги
работы народного хозяйства Беларуси в январе-октябре 2002 года.
Январь-октябрь 2002 г.
Январь-октябрь 2002 г. в % к январю-октябрю
2001 г.
Октябрь 2002 г.
в % к
Справочно:
январь-октябрь 2001 г. в % к
январю-октябрю 2000 г.
октябрю 2001 г.
сентябрю 2002 г.
Валовый внутренний продукт в
сопоставимых ценах
104,1
103,6
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Продукция промышленности, млрд.
руб.
16773,1
103,9
105,9
94,7
104,9
Производство потребительских
товаров, млрд. руб
5905,6
103,1
99,0
98,8
105,7
продовольственных
2748,3
101,2
95,5
92,6
106,3
непродовольственных
2828,9
103,6
101,7
105,2
106,0
алкогольных напитков
328,4
115,6
104,4
97,3
102,0
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Продукция сельского хозяйства в
хозяйствах всех категорий (оценка), млрд. руб.
5780,1
100,1
102,0
Производство продукции в
сельскохозяйственных организациях, тыс. т
картофель(на 7.10)
570,1
75
67
овощи (на 7.10)
99,6
98
63
сахарная свекла (на 7.10)
1080,6
77
109
реализация скота и птицы (в живом
весе)
550,4
98
99
102
109
производство молока
2678,6
103
91
76
111
средний удой молока от коровы, кг
2224
104
93
77
112
получено яиц, млн. шт.
1386,5
88
83
104
91
Государственные закупки продукции
сельского хозяйства заготовительными организациями в хозяйствах всех
категорий, тыс.т.
льноволокно
21,9
127
62
сахарная свекла
948,9
100,5
86
скот и птица (в живом весе)
416,8
101
107
106
98
молоко
2475,2
96
81
75
108
яйца, млн. шт.
820,9
99,2
84
103
92
СТРОИТЕЛЬСТВО
Инвестиции в основной капитал,
млрд. руб.
3125,4
105,2
94,0
94,4
100,3
в том числе строительно-монтажные
работы
1558,6
106,7
98,7
84,9
97,6
Ввод в действие жилых домов,
тыс.кв.м. общей площади
2326
102,5
126,8
28,9
85,0
в том числе в сельской местности
760
101,2
119,5
50,8
86,5
ТРАНСПОРТ
Грузооборот предприятий транспорта
общего пользования1) - всего, млн. ткм
29818,2
110,6
123,1
108,7
93,4
в том числе:
железнодорожного
27902,4
111,9
126,0
108,1
93,7
автомобильного
1888,2
94,2
91,5
117,9
89,9
воздушного
27,6
117,7
312,6
120,2
191,6
ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ
Розничный товарооборот, млрд. руб.
9256,1
112,6
111,5
102,9
125,4
Объем платных услуг, млрд. руб.
1930,1
108,4
104,4
96,3
108,3
Индекс потребительских цен
126,52)
139,6
101,7
132,52)
Среднемесячный прирост индекса
потребительских цен за период с начала года, %