Финансовые ресурсы государства
Непосредственное
обслуживание предприятий и населения осуществляют коммерческие банки. Они
оказывают своим клиентам следующие банковские услуги: привлекают средства во
вклады и в депозиты, предоставляют кредиты, осуществляют расчетно-кассовое
обслуживание, валютные операции, инкассацию наличных денег и некоторые другие
услуги при наличии лицензии Национального банка.
По форме
собственности банки могут быть государственными, акционерными, коммерческими.
Ныне действующее законодательство не допускает создания частных банков, однако,
в первой редакции закона разрешалось создание частных банков. Создать банк могут
не менее трех юридических и физических лиц, доля каждого участника не может превышать
35 процентов уставного фонда. По национальному составу участников банки могут
быть белорусскими, совместными с участием иностранной стороны и иностранными.
Банки в своей
деятельности не зависимы от государства и не отвечают по обязательствам
государства, равно как и государство не отвечает по обязательствам банков.
Согласно Закону о
банках и банковской деятельности, в банковскую систему не входят небанковские
организации. Тем не менее, такие финансовые институты в республике
функционируют. По законодательству развитых стран в банковскую систему, кроме
центрального банка и коммерческих банков, входят так называемые парабанковские
учреждения, к которым относятся пенсионные фонды, страховые компании,
инвестиционные фонды, сберегательные кассы и некоторые другие. Развитые
рыночные отношения предполагают наличие в денежно-кредитной сфере
специализированных финансовых структур. Коль скоро, как было отмечено, они в
республике существуют и их правовой статус, цели и функции подпадают под
определение «небанковские финансовые организации», последние в законодательном
порядке должны быть установлены как звено в банковской системе Республики
Беларусь.
Несмотря на
непродолжительный период существования национальной банковской системы, ее
развитие происходит в достаточно сложных условиях, являющихся отражением
проводимой в Беларуси экономической политики, специфики рыночных преобразований.
В настоящее время функционирует около 30 банков, ряд которых имеет достаточно
развитую филиальную сеть. Они способны обеспечить своими услугами хозяйствующих
субъектов и население.
Главная цель
реформирования и реструктуризации банковской системы - это формирование
сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных
внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к
оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.
Основными
проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость
(по состоянию на 1.04.01 она располагала активами в сумме всего лишь 2 млрд.
долл.), из которых собственные средства составляли менее 17%, 44% - средства клиентов,
а 10% - средства Национального банка. Почти половина всех активов банковской
системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых
представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного
сектора. Общая сумма сомнительных, просроченных и пролонгированных кредитов
составляет 19,2% от выданных ссуд. В низкоприбыльных государственных ценных
бумагах размещено 8,7% активов. Отчисления в обязательные резервы составляют
4,7%. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов,
позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.
Весьма негативно
на финансовое состояние банковской системы влияет концентрация примерно 78%
всех активов в шести уполномоченных полугосударственных банках, вынужденных
работать по государственным программам, связанным с кредитованием
низкоэффективного АПК и жилищного строительства. Представляемые им взамен
льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют
эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают
определенные искажения в его работе.
Финансовое
оздоровление банковской системы должно проводится по двум направлениям:
·
реструктуризация
задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;
·
рекапитализация
самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую
систему.
Реструктуризация
сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться
двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным
путем.
В случае отказа
предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать
начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия
согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).
Рекапитализация
самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя
следующие мероприятия.
1. В целях оперативной
безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять
чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской
системы.
2. Существенно
повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух
лет после перехода к радикальным реформам.
3. Расширить
спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных
небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных,
лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая
переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.
4. Стимулировать
первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных
финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных
рейтингов.
5. Обеспечить
переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и
предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым
аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего
банковского рейтинга.
6. Ограничить
операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным
кредитам (на 1.04.01 общая сумма сомнительных кредитов в 153 млрд. рублей
покрывалась резервами на эти цели на 84% без учета пролонгированных
просроченных кредитов, а с учетом последних всего лишь на 57%).
7. Предложить
всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает
5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного
оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с
заемщиками и инициирования процедур банкротства.
Помимо этого,
принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому
оздоровлению:
·
в течение
2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих
международный рейтинг;
·
разработать
механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не
соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей
банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью
(либо Агентством по реструктуризации банков);
·
установить
предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения
их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.
Правительству и
центральному банку следует незамедлительно осуществить следующие действия.
1. Юридическое и
фактическое восстановление независимости Национального банка от исполнительной
власти как необходимого условия становления современной банковской системы, ответственной
перед своими кредиторами и вкладчиками.
2. Вывод средств
государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в
первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на
свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для
всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов
власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.
3. Восстановление
специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с
населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень
сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных
ресурсов.
4. Реорганизация
Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных
земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это
позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные
финансовые рынки.
5. Создание
третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных
небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными
полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц
(инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита,
кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных
средств на денежный рынок, в том числе из «серой» экономики, специализация и
повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.
6. Учреждение
специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и
срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого
за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских
кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше
вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит
степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.
7. Ограничение
операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным
кредитам.
8. Разработка
механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не
способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача
имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.
9. Разработка и
принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не
обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу
ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены
собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений,
привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных
банков в банковской системе.
10. Инициирование
создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную
ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до
учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски
вкладчиков и кредиторов «банков-союзников», с одной стороны, и предоставления
рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной
продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с
другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.
11. Выделение из
состава Национального банка служб, ведающих надзором за коммерческими банками,
и создание из них самостоятельного органа. Это даст возможность разделить
функции лицензирования, регулирования и надзора за состоянием банковской
системы и повысит ее прозрачность.
12. Переход к
расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков,
а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного
привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их
рыночную стоимость.
13. Привлечение
на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия
в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск
американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные
средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими
банками.
14. Переход к
международным стандартам финансовой отчетности для белорусских банков с целью
их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих
банковских рейтингов.
15. Обеспечение
необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а
коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не
имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут
ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального
рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.
16. Пересмотр
всего действующего банковского законодательства страны в направлении:
·
четкого
разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;
·
конкуренции
субъектов денежно-кредитных отношений;
·
главенства
закона о регулировании денежно-кредитных отношений;
·
рассмотрения
спорных вопросов в судебном порядке;
·
материальной,
административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов
государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными
действиями;
·
прозрачности
взаимоотношений субъектов;
·
информирования
общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.
Предложенные
мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы,
придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в
качестве полноправного их участника. В отличие от блока монетарной политики, их
реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по
мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.
Исходя
из принятых методологических посылок, задача анализа формулируется не как
самоцель, а как совокупность оценок и выводов по ключевым вопросам с тем, чтобы
получить реальный материал для построения антиинфляционной политики и
механизмов ее реализации.
Для
этого важно рассматривать:
•
динамику инфляционных процессов;
•
типы инфляции, их доминирование на различных временных этапах;
•
основные (преобладающие) факторы, определяющие конкретные процессы инфляции и
их соотношения;
•
предпринятые меры антиинфляционной политики с оценкой их конструктивности (и
пригодности к дальнейшему применению), степени адаптации государственных и
других структур к специфике данного конкретного процесса инфляции и умения
«управлять» им.
Условно
можно выделить несколько этапов развития инфляционных процессов, которые
отличались как видами и формами проявления инфляции, так и преобладанием отдельных
инфлятогенных факторов.
Первый
этап (1990 - 1991 гг.) отличался (особенно в 1990 г. и первом квартале 1991 г.)
преимущественно подавленной формой инфляции. В этот период товарное покрытие
имели только 16 коп. из рубля. Вместе с тем потребительские цены в 1990 г.
выросли только на 5%, а в 1991 г. - примерно в 2 раза. В 1991 г. рост цен
осуществлялся по-прежнему в основном посредством их одноразовых пересмотров со
стороны государства. Более высокий рост цен (открытая форма инфляции) имел
место на колхозном и «черном» рынках, в коммерческой торговле. Только
незначительная часть цен была либерализована.
Основными
факторами инфляции и товарного дефицита являлись колоссальный дефицит союзного
бюджета и проводимая денежная эмиссия. При этом макроэкономическая политика и
ценовое регулирование в этот период осуществлялись на уровне Союза, возможности
республики в этом плане были достаточно ограниченными.
Второй
этап (1992 - 1994 гг.) характеризовался высоким уровнем инфляции, связанной с
переводом подавленной инфляции в открытую в условиях либерализации цен и проведения
экспансионистской денежно-кредитной политики. Одновременно на отдельные виды
продукции (ряд потребительских товаров, нефтепродукты и др.) и услуг
(жилищно-коммунальные, пассажирский транспорт) существовали субсидируемые цены,
т.е. поддерживалась подавленная форма инфляции. Среднегодовой индекс
потребительских цен составил в 1992 г. 11 раз, в 1993 г. - 13, а в 1994г. - 23
раза.
Инфляция
в 1992 — 1994 гг. во многом определялась объективными причинами. Прежде всего,
это следствие ранее накопленного инфляционного потенциала и разбалансированности
экономики еще перед освобождением цен, а также «шока», который испытала
национальная экономика (особенно промышленность) после освобождения цен.
Кроме
того, в 1992 - 1994 гг. в стране использовалась экспансионистская концепция
государственного регулирования, которая характеризовалась относительно мягкой
денежно-кредитной и бюджетной политикой.
Важное
влияние на инфляцию оказывало эмиссионное покрытие дефицита бюджета посредством
кредитов Национального банка.
Существенно
влияла на инфляцию политика обменного курса, который был чрезмерно
девальвирован. В этих условиях постоянно действовал кумулятивный эффект, когда
население и субъекты хозяйствования стремились как можно быстрее избавиться от
национальных денежных средств, в частности, перевести последние в валюту.
Неадекватной
сложившейся ситуации являлась политика доходов, которая в основном сводилась к
индексации заработной платы.
На
третьем этапе (с 1995 г.) макроэкономическая политика претерпела изменения, что
позволило существенно замедлить инфляционные процессы в стране. Если прирост
потребительских цен за январь-апрель 1995 г. составил 156%, то за оставшиеся
восемь месяцев -только 35%. В 1996 г. прирост потребительских цен снизился до
39% (или 2,6% в среднем за месяц).
Существенного
замедления роста инфляции удалось добиться за счет изменения денежно-кредитной
политики (ограничение денежно-кредитной массы, положительные процентные ставки)
и стабилизации обменного курса. В то же время уровень налогообложения
практически остался без изменений.
В
2002 г. произошло усиление инфляционных процессов. Если в предыдущие годы рост
цен сопровождался падением производства, то в настоящее время экономическому
росту сопутствует активизация инфляционных процессов. В области
денежно-кредитного регулирования перешли к практике отрицательных процентных
ставок, усилению государственного влияния на регулирование цен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|