Финансовое планирование деятельности предприятия
2)
Прогноз прибылей и
убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет
рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых
и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.
3)
Прогноз движения денежных
средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность
поступления и расходования денежных средств.
4)
Сводный баланс. Его
рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель – определение
необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней
сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала,
обеспечивающего устойчивость фирмы.
5)
График достижения
безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов
производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на
условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно
найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при
котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном
уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости
продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих
разным уровням цен на продукцию. [5, с. 142 ]
Расчет ведется на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу
продукции. Цель расчета – определение критического объема производства и запаса
финансовой прочности предприятия.
Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:
Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ), [5, с. 143]
Где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, руб.,
Ц – цена единицы продукции, руб.,
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.
Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемым
размером выручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого
можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство
не оказалось убыточным.
Сопоставлением критического объема производства с планируемым выпуском
продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для
построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида.
[33, с.652]:
у1=ах;
у2=а0+а1х,
где у1 – выручка, руб.,
у2 – затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,
а – цена единицы продукции без НДС, руб./ед.,
х – планируемый объем реализации продукции, ед.,
а0 – сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,
а1 – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.»
В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е.
какие источники средств предоставляются.
3.3. Проблемы совершенствования финансового планирования на
предприятиях
Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного
финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие
его использование на предприятиях. Основные из них:
-
высокая степень
неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными
изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет
планирование);
-
незначительная доля
предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления
серьёзных финансовых разработок;
-
отсутствие
нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. [23, с. 17]
Большие возможности для осуществления эффективного финансового
планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми
средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих
проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя
потребность в финансовом планировании больше, чем в крупных. Малые фирмы чаще
нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной
деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся
контролю и более агрессивна. И как следствие – будущее небольшого предприятия
более неопределённо и непредсказуемо.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении
планирования:
1) Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала
привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к
возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования,
адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с
применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию,
основанное на мнении, что бизнес ¾ это умение «крутиться», правильно ориентироваться в
текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному
будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения
планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.
2) Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные
предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт
планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда
планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую
деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не
предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели
развития.
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и
приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт
внутрифирменного планирования. [11, с. 384]
Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент
неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые
принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности и методы
контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях,
для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей
организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования
полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами,
региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная
особенность — неумение выделять приоритеты. [22., с. 274]
Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда
предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие
принципы постановки системы планирования:
·
процесс изменения
системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения,
соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и
холдингов;
·
планирование
(корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу
«дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и
самодостаточными. При этом «сверху» — это не от главного управляющего, а от
учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес.
Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно
бессмысленную акцию;
·
должно осуществляться
сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних
рисков;
·
нужно планировать
защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов,
их лоббистских действий и т.д.;
·
следует оптимизировать
планы и производственные программы с учетом стратегических интересов
собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
·
система планирования
должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров
ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых
лучших планов будет неэффективной;
·
обязательное требование
— система планирования должна включать в себя систему мотивации для
топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов. [34, с. 69 ]
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет
(разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и
реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить:
стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление
бизнесом и оперативное (тактическое) планирование. [24, с. 110]
Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех
точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный
результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной
(до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.
Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то
происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные
мероприятия помогают оперативно управлять процессом.
Основная трудность при планировании — внедрение. План написать не так
сложно, но как сделать, чтобы он заработал.
Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них
присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы,
составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.
[22, с. 277]
Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть, нужен
маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей,
готовы ли они заплатить деньги. Часто компании этого не учитывают. В
стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым
моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть в точку, не
просчитаться.
Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо
просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.
И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть
усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область — это
именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или
иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так
далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить. [24,
с. 112]
Со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический»
уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед ними встает задача
выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем
другого рода.
Чтобы такую потребность удовлетворить, надо иметь серьезную информацию о
том, как развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться
такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять
лет, — то есть информацию, которую нужно специально собирать. [11, с. 221]
Самая распространенная проблема — это реструктуризация. То есть компания
«выросла», необходимы комплексные организационные изменения. А за этим уже идет
системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала,
корпоративной культуре.
Но потребность в серьезном планировании ограничивается только этими
организациями. Хорошие планы сейчас встречаются в одной компании из десяти, а
полное их отсутствие — в четырех из десяти.
Но, с другой стороны, большая часть компаний их уже делает. Если
сравнивать с концом 90-х годов, то прогресс очень значительный. [19, с. 47]
И развитие будет происходить в положительном направлении, тем более что
степень неопределенности ситуации в стране, регионе, будет уменьшаться.
Появляется также цивилизованная маркетинговая информация.
ВЫВОДЫ
Санаторий «Победа», хоть и не работает круглогодично,
характеризуется стабильно высоким уровнем заполняемости в период разгара
сезона. Существующий уровень спроса на услуги здравницы является результатом
многолетней работы на рынке туризма, сложившимся за это время положительным
имиджем предприятия у туристов. Опрос отдыхающих, многие из которых постоянные
клиенты, показал, что отличительным качеством санатория являются достаточно
высокий уровень сервиса, комфортность проживания в номерах, хорошее питание,
удобное месторасположение.
К сожалению, констатировать факт, что далеко не все
благополучно обстоит в материально-техническом обеспечении санатория. Например,
в номерах мягкая мебель является очень громоздкой и не совсем отвечает
требованиям современного дизайна; существует проблема кондиционирования
основной массы номеров. Номера не в полной мере отличаются уютом, комфортом.
Нужно обратить внимание на создание общего стиля, включающего в себя мебель,
картины, зеленые насаждения, половое покрытие, стены, покрывала, постельные
принадлежности, занавесы. Все должно отвечать вкусам и требованиям отдыхающих,
нельзя отставать от современных стандартов. В наше время акцент сделан на более
спокойную, пастельную цветовую гамму, в то время как здесь преобладают темные
тона (черные кожаные кресла в фойе, темные кресла в ресторане и барах, занавесы
и покрывала тоже не всегда светлых оттенков, не слишком хорошего качества).
Большое внимание в курортной гостинице должно
уделяться условиям для отдыха и развлечений, а также центрам физической
подготовки.
Сейчас наблюдается тенденция к возрождению былой славы
курорта, возвращение к прежней загруженности номерного фонда здравниц,
создаются условия для развития внутреннего туризма. В условиях существующей
конкуренции перед руководством предприятия, стоит важнейшая задача –
приблизиться к мировым стандартам, что позволяет привлечь отдыхающих; задача по
обеспечению эффективным управлением качества обслуживания, что неизбежно
позволит нашему санаторию процветать и по праву называться одним из лучших на
побережье Черного моря.
Привлекательность отдыха в санатории и рост заполняемости
будет обеспечен предлагаемым набором современных туристических услуг, гибкой
цеповой политикой предприятия и другими мероприятиями маркетинга.
1. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник - М.:
2001г.
2. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций - М.:
1998г.
3. Госкомстат Украины Главное управление статистики в
АРК Санаторно-курортное лечение, организованный отдых и туризм в АРК в
2005/06г.г. – С., 2006г.
4. Филимоненко А.С. Финансы предприятий: Учебное
пособие – К.: Эльга Ника Центр, 2002г.
5. Колчиной Н.В. Финансы предприятий: Учебник – М.:
Юнити, 2001г.
6. Эриашвили Н.Д. Финансы предприятий: Учебное пособие
– М.: 1995г.
7. Дробозина Л.А. Общая теория финансов: Учебник – М.:
1995г.
8. Эриашвили Н.Д. Экономика предприятия: Учебник – М.:
2001г.
9. Продиус Ю.И. Экономика предприятия: Учебное пособие
– Х.: 2005г.
10. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в
условиях рынка: Учебное пособие – М.: 2001г.
11. Ковалев А.Н. Финансы: Учебник – М.: 1999г.
12. Финансовое планирование и контроль: Учебник/Под
ред. Паукока М.А., Тейлора А.Х. – М.: 1996г.
13. Госкомстат Украины Главное управление статистики в
АРК Санаторно-курортное лечение, организованный отдых и туризм в АРК : С.,
2006г.
14. Статистический сборник Украины: 2005г.
15. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1,
«Баланс».
16. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2,
«Отчет о финансовых результатах».
17. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2,
«Отчет о финансовых результатах».
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: «Финансы и
статистика», 1997г.
19. Экономическая статистика: Учебник/Под ред.
Ю.Н.Иванова. – М.:Имфра-М, 1999г.
20. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического
анализа. М.: Финансы и статистика.1996.
21. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2001.
22. Кифяк В.Ф. Организация туристической деятельности
в Украине. – Черновцы: Зеленая Буковина, 2003.
:2. Положение по бухгалтерскому учёту 9/99
«Доходы организации»
3. Положение по бухгалтерскому учёту 10/99
«Расходы организации»
4. Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4
(118). 2003. – 114 с.
5. Алексеева М. М. Планирование деятельности
фирмы: Учебно-методичес-кое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 1997. –248
с.
6. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый
анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, 2000 г. – 456 с.
7. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и
муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687 с.
8. Балабанов И. Т. Основы финансового
менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.: ил.
9. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций
/ Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 298 с.
10. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М.
Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.: ил.
11. Бизнес-планы. Полное справочное руководство /
Под ред. И. М. Степнова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. – 240 с.: ил.
12. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.
Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»,
Рилант, 2000. – 328 с.
13. Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. –
М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный
анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. – М.: «Дело и Сервис», 2001. – 304 с.
15. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на
предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ.
ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.
16. Камаев В. Д. Основы экономической теории.
Учебник. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998 г. – 315 с.
17. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового
состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО
“Центр экономики и маркетинга”, 2000 г. – 412 с.
18. Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г.
Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 416 с.
19. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. Журнал
6.2003. Издательство «Финпресс», 2003. – 140 с.
20. Основы экономической теории. Учебное пособие
/Под ред. Камаева В.Д.- М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001 г. – 270 с.
21. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для
вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 639 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|