МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати

    Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати












    Курсовая работа


    На тему:


    «Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати»



    План


    ·  Введение

    I Глава. Причины, содержание и последствия теракта в Беслане

    II Глава. Анализ версий и оценок периодической печати теракта в Беслане 2004г.

    ·  Заключение

    ·  Список использованных источников и литературы


    Введение


    Проблема терроризма – одна из самых острых проблем современного мира. Борьба с террором, международное сотрудничество в этой области являются ключевыми вопросами на всех переговорах и встречах высшего уровня. Для России, занимающей особое геополитическое положение, проблема борьбы с терроризмом играет ключевую роль в жизни страны, так как за последние годы именно в России произошло большое количество терактов, дестабилизировавших положение в государстве. И, пожалуй, самым ужасным терактом стал захват школы №1 в Беслане (Северная Осетия) 1 сентября 2004 года.

    Отсутствие крупных работ затрудняет изучение этой темы. Однако теракт широко освещался в СМИ, оценки которых по этой трагедии сильно разнятся. Понять и проанализировать то, что произошло в Беслане в сентябре 2004 года, можно только изучив все версии беслановской трагедии и комментарии к ним.

    Цель курсовой работы – осветить теракт в Беслане; проанализировать версии периодической печати о теракте в Беслане; оценить влияние СМИ на массовое сознание.

    При написании курсовой работы я руководствуюсь понятиями терроризма, теракта или террористической акции и заложника.

    Определение понятия терроризма во всех источниках разное.

    В своей же работе я буду опираться на более полное определение этого понятия, данного в ст.3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений[1].

    В том же законе даны определения понятия заложника и террористической акции.

    Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое–либо действие или воздержаться от совершения какого–либо действия как условия освобождения удерживаемого лица[2].

    Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий [3].

    В курсовой работе я использую следующие исторические источники:

    I. Документы государственных и управленческих структур

    К этой группе относится Конституция РФ, по которой Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5), обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4), а материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38);

    Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», принятый Государственной Думой 3 июля 1998года и подписанный президентом РФ 25июля 1998года - №130-ФЗ.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом[4].

    Указ президента РФ № 1143 от 4 сентября 2004 года, в котором президент выражает соболезнования семьям погибших и постановляет объявить 6-7 сентября 2004 года днями траура в Российской Федерации.

    II. Труды политических лидеров

    К этой группе относится Обращение Президента России Владимира Путина 4 сентября 2004 года в связи с трагическими событиями в Беслане, в котором он предложил комплекс мер, необходимых для стабилизации обстановки в стране, особенно на Северном Кавказе, после беслановской трагедии;

    Выступление президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Правительства 13 сентября, которое посвящено тому, что необходимо сделать для эффективного противостояния терроризму. В своем выступлении президент доказывал, что борьба с терроризмом – это наша общая и главная цель, а достижение ее зависит от того, насколько мобилизованы все ресурсы государства и общества;

    Обращение Президента Республики Северная Осетия-Алания Александра Дзасохова к жителям республики по Северо-осетинскому телевидению ночью 3 сентября 2004 года, в котором он оценивает ситуацию в Беслане и те меры, которые были предприняты, чтобы спасти людей.

    III. Периодическая печать

    К этой группе относятся материалы газет («Российская газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и Факты», «Северный Кавказ», «Новые известия»), журнала «Российская Федерация сегодня», в которых широко освещался теракт в Беслане, а именно развитие событий в захваченной школе, причины и последствия теракта, работа спецслужб и деятельность власти в дни теракта.

    IV. Ресурсы Интернет

    К этой группе относятся материалы сайта, посвященного теракту в Беслане; а также статья Сулиеты Кусовой-Чухо «Альтернативная действительность. Как федеральные СМИ освещали трагедию в Беслане» и «Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к информации и условия работы журналистов», в которых даётся оценка работы журналистов в Беслане.

    На основе анализа этих источников можно раскрыть цели курсовой работы.

    I Глава Причины, содержание и последствия теракта в Беслане


    Для России Беслан – то же, что для США 11 сентября 2001 года. Жизнь до Беслана и после Беслана – это своего рода афоризм, но он отражает реальное положение вещей. «После этой трагедии были приняты такие общегосударственные решения и в таком быстром режиме, что в условиях спокойного времени понадобилось бы много лет для их принятия»[5], - так говорит президент Северной Осетии Александр Дзасохов в интервью «Российской газете» спустя полгода после беслановской трагедии. Что же произошло в сентябре 2004 года в Беслане?

    Сегодня существует несколько версий развития событий, остановимся на наиболее официальных из них, содержащихся в обращениях президента России Владимира Путина и президента Северной Осетии Александра Дзасохова; на сайте, посвященном трагедии в Беслане; а также в хрониках «Российской газеты».

    Теракт в школе североосетинского города Беслан стал самым ужасным событием в 2004 году. Эта трагедия потрясла без преувеличения всю страну, пережившую настоящий шок. Захват школы длился 52 часа и завершился жестокой драмой, унесшей жизни 330 человек, среди которых 172 ребенка.

    Школу № 1 города Беслан захватили 1 сентября, в День знаний. Боевики ворвались на школьный двор во время торжественной линейки, около 9 утра. Стрельбой и криками "Аллах акбар" загнали всех - детей и взрослых - внутрь школы, в спортзал. Некоторым бесланцам в суматохе удалось убежать. Охранявших школу милиционеров застрелили. Всего жертвами первого дня теракта стал 21 человек.

    О том, сколько заложников находилось в руках террористов стало известно только 4 сентября. В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии [6]. Боевики категорически отказались от переговоров с властями и угрожали взорвать здание школы в случае начала штурма.

    По сообщениям «Российской газеты» в 11:25 1 сентября террористы выдвигают первые требования. Они требуют выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию. Также они требуют вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля, а в 13:20 террористы выдвигают новые требования: вывод всех российских войск из Чечни. В то же время бандиты отказываются обменивать заложников на руководителей республики и представителей федеральной власти[7].

    И уже первого сентября стали известны подробности захвата школы боевиками: террористам удалось захватить милицейскую машину с майором ГАИ, которая вместе с машиной ГАЗ-66, в которой был весь арсенал боевиков, затем проехала на территорию школы и захватила ее. Боевики заминировали спортзал, где находились заложники.

    Школу в Беслане захватили боевики Басаева из террористической организации "Исламский батальон шахидов Риядус-Салихьийн". Об этом газете The New York Times сообщил по телефону один из захвативших школу террористов. Боевик заявил корреспонденту New York Times, что они хотят поговорить с властями Северной Осетии и Ингушетии, а также с доктором Рошалем. "Утрите ваши сопли", - сказал боевик в ответ на вопрос корреспондента газеты, что они намерены обсудить с властями. После этого он повесил трубку[8].

    Переговоры с террористами вел Леонид Рошаль, однако боевики отказались даже принять еду, воду и медикаменты, хотя среди заложников были грудные дети.

    Через сутки после захвата при посредничестве экс-президента Ингушетии Руслана Аушева удалось освободить 26 человек - 13 женщин и столько же детей. Обстановка вокруг школы накалилась до предела. Местные жители, чьи дети находились внутри, уже готовы были самостоятельно штурмовать здание.

    Драма с захватом заложников завершилась на третий день. Около часа дня в спортзале прогремели два взрыва. После этого бойцы спецподразделений пошли на штурм. Часть детей погибла от взрывов, часть оказалась погребена под обломками рухнувшей крыши. Остальные заложники бросились к окнам и побежали в разные стороны, попадая под перекрестный огонь.

    Около десяти террористов воспользовались суматохой и прорвались из здания школы. Они заняли оборону в одном из близлежащих домов. Оттуда их не могли выбить до 5 вечера. До позднего вечера в Беслане не стихала стрельба. Бойцы спецподразделений выбивали из подвала последних боевиков, которые прикрывались заложниками.

    В школе погибли 330 человек, из них 172 ребенка. Из 32 террористов живыми были захвачены двое. Однако одного из них растерзала разъяренная толпа. Подразделения спецназа понесли самые ощутимые потери за последние годы - погибли 10 спецназовцев. Сегодня о них уже можно рассказывать, но по-прежнему нельзя называть фамилий.В интервью «Российской газете» офицер «Альфы» рассказывает об обстоятельствах гибели своих боевых товарищей: «Для нас потеря каждого бойца невосполнима. В Беслане потери оказались столь велики потому, что бойцы не могли использовать тот набор средств, который существует для уничтожения террористов в подобных ситуациях: в здании были заложники. Работали точечно. А террористы использовали все, что имели, в том числе очень много гранат. Бандиты стреляли детям в спины, мы рвались в школу, чтобы их нейтрализовать. Но ведь эти отморозки, стреляя, прикрывались детьми. Сами понимаете, гранату не бросишь. Шли грудью»[9]. Все спецназовцы погибли, спасая детей. Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные при освобождении заложников, четырем офицерам присвоено звание Героя России, шестеро за мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении специального задания, награждены орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (с изображением мечей) - посмертно.

    Сейчас все настойчивее звучат голоса, что террористы, например, не хотели убивать заложников, а ждали переговоров, но федеральная власть на это не шла. По этому поводу Александр Дзасохов высказал своё мнение: «Это ложь. Мы сами первыми искали контакты и шли на переговоры. 2 сентября, в середине дня, где-то ближе к 13 часам, удалось наладить по телефону связь с Закаевым…если бы Закаев предложил дать ему возможность прилететь или по телефону переговорить с людьми, захватившими школу, я бы согласился на это. И, думаю, сумел бы добиться одобрения этого замысла на самом высоком уровне»[10]. Более важной цели, чем освободить заложников, быть вообще не могло. Поэтому власти готовы были на выполнение любых требований. Но как говорит сам Дзасохов в интервью «Российской газете», требований у террористов первоначально не было, власти сами пытались навести их на возможные требования: «Спросили, может, вы хотите, чтобы за освобождение заложников мы должны освободить 26 террористов, задержанных по факту нападения на Ингушетию в июне 2004 года, которые в это время находились в СИЗО города Владикавказа? Тогда скажите. А мы будем добиваться перед властями, перед министерством юстиции освобождения их ради спасения людей. Нам снова ответили — нет. Тогда скажите, какие у вас требования. Нет требований. «Мы не за этим сюда пришли», — был ответ. Причем они несколько раз это повторяли — мы не за этим сюда пришли»[11]. Главари пришли убивать. Причем просто убивать, не важно кого. Они стали убивать заложников в первые же минуты захвата, стреляли во все, что двигалось. Власти вновь спрашивали у террористов их требования, предлагали свои: «Мы готовы дать вам коридор, который будет выстроен за счет добровольцев, их много. Коридор такой длины, какой вам нужен. Хотите, в конце коридора будет стоять вертолет, на который вы сядете? Хотите, на вертолетах с вами уйдут добровольцы из числа жителей, из нас и так далее? Они это тоже отвергли. Но им это было предложено»[12].

    Первые требования у террористов появились, если это можно назвать требованиями, 2-го числа, примерно к трем часам дня. На ученической тетради в клетку от руки, с огромным количеством орфографических ошибок был написан некий ультиматум: вывести войска, признать независимость Чечни. Причем немедленно. Это была так называемая записка Басаева, хотя подписи Басаева там не было. Скорее всего это было сочинение, созданное внутри школы, поскольку послание было написано на выдранных страницах школьной тетради. На выполнение этого требования власти пойти не могли. Все ли возможные варианты для спасения были предприняты или что-то можно было сделать еще? Президент Северной Осетии считает, что всё, что можно было сделать, было сделано. Штурм школы не планировался, взрыв произошёл изнутри.

    Что касается причин беслановской трагедии, то Совет Федерации создал специальную комиссию по расследованию всех обстоятельств, приведших к трагедии в Беслане, решение об этом принято 10 сентября на заседании Временной комиссии СФ по анализу ситуации на Северном Кавказе. «Считаю, что все граждане России вправе знать правду, как могло получиться то, что произошло в Беслане»[13], - заявил Председатель СФ Сергей Миронов. «Мы не собираемся искать виновных, мы не собираемся кого-либо наказывать, но мы хотим знать, как такое могло произойти и что необходимо сделать для того, чтобы впредь это не повторилось»[14], - пояснил Сергей Миронов.

    Расследование Совета Федерации по причинам трагедии ещё ведётся. Но 18 февраля 2005 года и.о. начальника Управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе Николай Хазиков заявил, что уголовное дело в отношении Нурпаши Кулаева, единственного захваченного террориста в Беслане, закончилось. Тела остальных уничтоженных членов банды после проведённых экспертиз были захоронены в безымянных могилах. Всего материалы дела составляют 94 тома. Как сказал Хазиков о Кулаеве, «в окончательной формулировке ему предъявлено обвинение по восьми статьям УК РФ – в бандитизме, терроризме, захвате заложников, убийствах, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и ряду других»[15].

    Генпрокуратура также предъявила обвинения в захвате заложников в Беслане лидерам чеченских террористов Аслану Масхадову и Шамилю Басаеву. По словам «Российской газеты» Басаев подтвердил своё руководство акцией в Беслане в интервью, данном английскому телевидению[16].Масхадов же, наоборот, утверждал, что предлагал свои услуги российским властям по освобождению заложников, однако те не согласились. Председатель комиссии СФ по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин решительно опровергает это: «Масхадов за три дня, по данным комиссии, ни разу не вышел на связь и ни разу никак себя не проявил»[17].В первый день захвата школы лично Александр Дзасохов несколько раз связывался с находившимся в Лондоне Ахмедом Закаевым и просил позвонить Масхадову. Однако Масхадов молча наблюдал за развитием беслановской трагедии. Но дело против Масхадова будет прекращено с формулировкой: «в связи со смертью обвиняемого». Лидер бывшей Ичкерии, главарь чеченских террористов Аслан Масхадов нашел бесславную смерть в бетонном бункере, где он скрывался в подполье частного дома в селении Толстой-Юрт Грозненского района[18]. Блестяще проведённая операция показала, что федеральные силы не разучились действовать слаженно и профессионально.

    К причинам трагедии в Беслане Дзасохов, в частности, относит то, что Беслан не считался потенциально опасной территорией, такой как Владикавказ и Моздок. В Беслане есть такие важные объекты, как железнодорожный вокзал, аэропорт.Нападения на школу не мог предположить никто. Однако до 1 сентября никто из властей не мог даже подумать, что в Беслане может произойти теракт.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.