МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительный анализ имиджа телеведущих Михаила Осокина и Анатолия Лазарева

    Сравнительный анализ имиджа телеведущих Михаила Осокина и Анатолия Лазарева

    Глава 1. Специфика имиджа телеведущего


    § 1. Понятие имиджа, составляющие имиджа


    Прежде, чем обратиться к анализу имиджа телеведущего и основных его составляющих компонентов, дадим определение самому понятию "имидж". Слово имидж (английское image, от латинского imago) в "Словарь новых иностранных слов" значит "определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой, зрелищами или самим индивидом,". Именно в таком значении это недавнее заимствование используется средствами массовой информации. В обыденной же речи зачастую слово имидж используется для обозначения нарочитой внешней стороны, видимости, а не реальности.

    Имидж или статусный образ в социологии понимается как составная часть определенной социальной роли: имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Образ человека складывается из огромного числа семиотических подсистем: одежда и прическа, соматика (мимика и жесты), образ жизни в целом и тот или иной выбор поведения в конкретных ситуациях и, разумеется, язык - всё это разноплановые, но взаимно соотнесенные "тексты", которые образуют имидж индивида (В.М. Шепель).

    В наше время важность стилистического единства имиджа журналиста возрастает в связи с тем, что материал, сделанный, например, неким персонажем, теперь, благодаря развитию электронных СМИ, для всё более широкого круга читателей стал соотноситься не только с определенным кругом уже известных текстов того автора, но и с совершенно определенным человеческим образом: по телевизионным выступлениям мы представляем голос и особенности устной речи, манеру одеваться, жестикуляцию и мимику и т.д. В отличии, например, от популярного в России начала XIX века Власа Дорошевича (российский журналист, театральный критик, признанный "король фельетона", обличавший пороки современной общественной жизни [21]), известного лишь малой части читательской аудитории по фотографиям, современный журналист большинству своих читателей именно знакoм, во многом - благодаря телевидению.

    Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: "эффект присутствия", "эффект диалогичности" и "эффект доверительности".

    Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, "Диктор - это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором. Диктор должен не механически зачитывать тот или иной текст, а доносить главный смысл, заложенный в передаваемой информации. Для этого ему нужно много знать, глубоко разбираться в политике, экономике, научной и культурной жизни общества, быть достойным гражданином своей страны. По большому счету быть незаурядной личностью, имеющей моральное право обращаться и общаться с миллионами телезрителей [16; 76]".

    Чтобы иметь гарантированный привлекательный имидж телеведущего, необходимо уметь создавать с помощью различных режиссёрских и технических средств антураж привлекательности, который органично вмонтирован в конкретную сценическую ситуацию. В этом и состоит одна из главных особенностей создания имиджа телеведущего. Профессиональный имидж - важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.

    Каким же должен быть сегодня на экране облик ведущего? Каким должен быть его профессиональный имидж? По мнению кинорежиссёра Эльдара Рязанова, ведущему сегодня предъявляются такие профессиональные требования, как знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой и находить контакт с аудиторией. "Ведущий, - утверждает Э.А. Рязанов, - чем-то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы естественнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем" [16; 84]. Но не менее важны и другие составляющие имиджа. Можно предположить, что это принципы, идеи, убеждения.

    Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам. Виктор Максимович Шепель выделяет такие внешние составляющие имиджа, самопрезетанции, как гигиена кожи лица, макияж, причёска, глаза, одежда, язык жестов [16; 46-57]. Поговорим о каждом из них подробней.

    1.                 Гигиена кожи лица. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица. На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: "Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри" [19]. Кроме того, по форме лица можно немало сказать и о характере человека.

    2.                 Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. В этом процессе большая роль отводится тонированию лица. Макияж телеведущего зависит от жанра телепередачи. Если это не яркое шоу и не праздничный выпуск, требующие образного или вечернего макияжа, то общая гамма должна быть пастельной, спокойной. Цвета - матовые, естественные, и никогда не перламутровые и яркие. Макияж призван подчеркнуть достоинства, приглушить недостатки. Сделать его необходимо профессионально, чтобы он соответствовал контрастному типу личности. Ничто в макияже не должно отвлекать внимания зрителей.

    3.                 Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски "работают" на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны "волосок к волоску", но выглядеть естественно и быть к лицу. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно.

    4.                 Глаза. В оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место, зеркально отражая душу человека, поэтому начинать читать лицо советуют с глаз. Форма, посадка и блеск в глазах многое расскажут об их обладателе!

    5.                 Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране. Жесты, мимика, поза могут эффективнейшим образом помочь создать атмосферу доброжелательности и искренности.

    6.                 Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Для передачи новостей одежда должна быть строгой. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Самые приятные тона одежды, которые могут использовать мужчины-телеведущие, это средне-синий, мягкий угольный, серовато-коричневый и зелёный. Белые рубашки на экране обесцвечивают лица белокожих людей, выглядят на них бледными и неинтересными. Предпочтительны светлые пастельные тона. При выборе галстука надо помнить, что не следует использовать галстуки цветов от насыщенных розовых до красного.

    Российские модельеры, говоря о стиле наших телеведущих, оценивают его следующим образом. Признанный российский кутюрье Вячеслав Зайцев даёт положительную оценку стилю отечественных телеведущих: "Я не просто думаю, а уверен, что у современного российского телевидения определился свой стиль, который под воздействием западных образцов приобрёл свой, не всегда убедительный, иногда излишне порочный, но свой стиль, который заставляет каждый день интересоваться, что же происходит в нашей стране и в общем мире" [4; 27].

    Другой российский модельер - Мария Шароева - разделяет мнение маэстро: "Свой стиль у российского телевидения есть, однако это, скорее, стиль в манере говорить, вести передачу… Что касается одежды: некоторые передачи пытаются выработать свою стилистику, но не у всех, правда, это удачно получается. Я считаю, что добиться всеобщей стильности как в народе, так и на телевидении, невозможно, да и не нужно. Внешнему виду телеведущих порой не хватает не столько смелости, сколько сдержанности и вкуса, и главное понимания, что всякая одежда должна соответствовать теме, смыслу передачи" [4; 28-29].

    Фотохудожник и дизайнер одежды Лена Карин весьма категорична в своём ответе: "Это очень коварный вопрос, потому что ответ на него очевиден - "нет", но это, скорее всего, не столько наша беда, сколько беда многих стран. Стиля нет ни у американского, ни у итальянского, ни у немецкого телевидения. Если быть точной, стиль есть у французского и английского телевидения, но и страны эти совершенно с другим стилевым авторитетом. Так что стесняться нечего. Есть куда стремиться. Прежде всего, у каналов не хватает фирменного стиля. Есть подача, есть PR-программа, но нет общего имиджмейкера. У разных программ есть, а у канала - нет. Соответственно, трудно держать марку. Кроме того, есть оплаченная реклама с предоставлением одежды ведущим. В силу отсутствия формата одежды, нельзя сказать рекламодателям, что предложенная реклама не соответствует формату вещания" [4; 29-32].

    Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

    Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это качество присутствует, то он всегда будет интересен зрителям.

    Особенность телевидения в том, что визуальное изображение превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями звуковыми. Действительно, при появлении телеведущего прежде всего воспринимаются его внешние данные. Оскар Уайльд писал: "По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди" [19]. Первое впечатление, как известно, самое яркое и запоминающееся. Многие центральные каналы заключают договор с ведущими о том, что они не имеют права во время работы в кадре самовольно изменить свою внешность. Таким образом, внешность "человека в кадре" становится собственностью телекомпании.


    § 2. Эталонные качества телеведущего


    Формулируя причины внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего, Виктор Максимович Шепель выделяет следующие эталонные качества [16; 32-48]:

    1. Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм. Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье - обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.

    2. Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.

    3. Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, "работает" на ведущего.

    4. Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего.

    5. Белые и ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Писатель и журналист Н.И. Новиков писал: "Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека" [19].

    6. Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, "деревянного" голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь. Ведущий обладает четкой дикцией и выразительными интонациями: ни одна запятая из текста не должна остаться непонятой аудиторией. Некоторые профессионалы заранее помечают текст особыми значками, обозначающими паузы, речевые периоды, снижение и повышение тембра, речевой мелодии, которая ни в коем случае не должна быть монотонной, усыпляющей.

    7. Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Если говорить о значении невербальных средств в работе телеведущего, то следует обратить внимание на такие весьма важные обстоятельства.

    8. Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, - великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.

    9. Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания. К сожалению, иные наши телеведущие бесцеремонны в обращении со своими собеседниками: не дают им высказать свои мысли полностью, часто перебивают встречными вопросами, которые к тому же не умеют чётко сформулировать. Видно, им не ведом совет Цицерона: не принимай свой разговор за вотчину, из которой надо вытеснить собеседника.

    Внимание к внешним проявлениям имиджа не вытесняет психологической составляющей этой многокомпонентной структуры. Психологи настаивают на том, что базовой структурой имиджа является психотип. Классификация П. Волкова предлагает выделение таких психотипов, как:

    1. Эпилептоидный (ему свойственны обстоятельность, злобноватость, вязкость, льстивость, мстительность, подозрительность и т.д.);

    2. Инфантильно-ювенильный (характерные черты - яркость впечатлений, жизнь моментом, яркость воображения и фантазии, упрямое стремление поступать вопреки и т.д.);

    3. Астенический (повышенная впечатлительность, аккуратность, исполнительность, скромность, усидчивость, "тихие увлечения" и т.д.);

    4. Шизоидный (уход в себя, переживание личного одиночества, склонность к идеалистическому мироощущению);

    5. Гипертонический (свойственны энергичность, предприимчивость, по натуре - явное лидерство, выразительный голос, живая речь и т.д.) [2; 150-186].

    Профессиональный ведущий - это особый тип личности, обладающий целым спектром различных качеств. Эдакий греческий идеал: красота тела и духа. Профессионал-ведущий вносит в дом вместе с новостями ощущение спокойствия, стабильности, дает уверенность в том, что зрители получают самую объективную, самую правдивую и самую свежую информацию. При этом нужно умудриться подать все это естественно, без постановки.

    Создание имиджа - это не только подчеркивание некой человеческой данности. Это еще и способность к преображению, к лицедейству, если хотите. Одна мелкая неуловимая деталь может разрушить или наоборот воссоздать образ. Здесь важны соответствие экранного образа и внутреннего мира тележурналиста.

    Нельзя постоянно эксплуатировать когда-то найденный удачный образ. Если хочешь, чтобы на тебя обращали внимание, меняйся. При этом можно кардинально сменить имидж (хотя здесь следует быть предельно осторожным) или же дополнить его какой-либо новой деталью. К примеру, известная телеведущая Тина Канделаки постоянно удивляет телезрителей своей новой прической и ярким гардеробом, что уже стало частью имиджа.

    Ведущий новостей, как правило, не красавец, но внушает симпатию. Он держится свободно, но не развязано. Демократичен, но не вульгарен. Не принадлежит к занудным интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Он - сама уверенность, но не самоуверенность. Помимо этого ведущий обычно человек эрудированный, знающий жизнь и людей; умный и находчивый; с чувством юмора; энтузиаст по натуре; терпеливый. Особенно ярко эти качества проявляются (или чувствуется их недостаток) в форс-мажорных ситуациях, когда происходят незапланированные прямые включения, и у ведущего нет достаточного количества времени для подготовки или же вовсе информация поступает в студию прямо в эфире и ведущий видит ее первый раз.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.