Электронная книга
По формату издания:
·
В PDF- формате;
·
Гипертекстовые;
·
Сценарные;
·
Мультимедийные:
А) с аудиофрагментами;
Б) с анимационными
фрагментами;
В) с цифровым видео.
Каждая из представленных
классификаций не лишена своих достоинств и недостатков. Одновременно с этим, по
некоторым признакам можно выделять дополнительные подвиды электронных изданий.
Например, классификацию
Вуля можно дополнить следующими положениями: основными форматами
распространения электронных изданий сегодня — гипертекстовые форматы PDF и HTML. Используются и другие форматы для представления
информации, в частности, мультимедийной. Очень многие сетевые электронные
библиотеки используют в сети формат DjVu. Различные форматы изданий требуют различного программного обеспечения,
позволяющего воспроизводить информацию на экране или распечатывать на бумаге [7,
с. 11-12].
К этому же можно
добавить, что сетевые электронные издания (сайты) также поддаются дополнительной
классификации [7, с. 12].
Web-сайты — совокупность web-страниц (файлов электронных
документов, созданных для распространения в компьютерной сети и доступных для
чтения с помощью браузера), объединенная гиперссылками.
Следует различать:
·
Домашние страницы
– одностраничные сетевые электронные издания, посвященные отдельной личности
или предмету.
·
Некоммерческие
сайты – многостраничные сетевые электронные издания, создаваемые для решения
информационных, просветительских и коммуникационных задач, не предполагающие
получение прибыли владельцами сайта.
·
Информационный
сайт – многостраничное электронное издание, которое содержит информацию по
некоторой предметной области.
·
Сайт «Визитка» —
многостраничное электронное издание, содержащее основную и неизменяемую
информацию о компании.
·
Каталог
(сайт-витрина) – электронное издание, основную часть которого составляет
информация о магазинах, товарах и ценах, предложения от многих агентств,
компаний и частных лиц.
·
Промо-сайт –
электронное издание для популяризации и позиционирования группы продуктов
компании, или посвященное отдельной акции компании.
·
Интернет-представительства
– многостраничные сетевые электронные издания, предназначенные для
информирования общественности о деятельности владельца сайта, продвижения его
услуг, идей или продукции.
·
Итернет-магазины
– создаваемые в сети торговые площадки, сайты, предназначенные для продажи
товаров через сеть Интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов.
·
Интернет порталы
– крупные сайты, обеспечивающие предоставление читателю различных сервисов сети
Интернет: электронной почты, блогов, рассылок, телеконференций и т.п.
Данным дополнением
классификация сетевых электронных изданий далеко не исчерпывается. Поскольку
сетевые электронные издания на сегодняшний день являются одной из основных форм
представления информации в электронном виде, то классификация именно сетевых
изданий сейчас ставится многими исследователями, занимающимися проблемами
электронной книги, на первое место.
Например, Никандров
предлагает свою классификацию сетевых электронных изданий, отличающуюся от
представленной выше. В доказательство необходимости классифицирования сетевых
изданий и документов он приводит следующие доводы: «При исследовании
профессиональных информационных ресурсов важно, прежде всего, определить
тематику, отраслевую принадлежность электронных документов, — пишет Никандров.
— Эти данные позволяют судить об информационной обеспеченности различных
отраслей, широте использования в них документов на электронных носителях.
Интересно также проследить, отражается ли отраслевая специфика на других
характеристиках электронных документов» [11].
Кроме того, этот
исследователь отмечает, что процесс типизации
web-сайтов оказался сложнее, чем
установление типа традиционных изданий, так как составляющие сайт электронные
документы могут быть самыми разными Наиболее
частыми сочетаниями типов электронных документов в пределах одного web-сайта, по исследованиям Никандрова,
оказались:
научные
|
+
|
производственно-практические;
|
научные
|
+
|
справочные;
|
учебные
|
+
|
научные;
|
справочные
|
+
|
производственно-практические;
|
рекламные
|
+
|
производственно-практические;
|
рекламные
|
+
|
справочные.
|
Никандров предложил
комбинированные или комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что
встречаются и некомбинированные варианты – научные, справочные,
производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация
осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных
документов, входящих в состав web-сайта.
В результате работы С.В.
Никандрова были выделены следующие типы web-сайтов:
·
Официальные:
содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и
требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов,
ведомств или общественных организаций;
·
Научные: содержат
информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных
исследований, публикации научного характера;
·
Справочные:
содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в
порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного
чтения. Обязательное наличие поисковых систем;
·
Производственно-практические:
охватывают сведения по технологии, технике и организации производства,
рассчитанные на специалистов различной квалификации. Характеристика объекта
описания или отрасли техники, которой посвящен web-сайт, а не деятельности
конкретной организации;
·
Учебные: содержат
Сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для
изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об
учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном –
web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные
издания;
·
Рекламные:
содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения;
·
Научно-справочные:
содержат сведения научного характера (публикации, главы из монографий и др.),
сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц
измерений);
·
Научные
производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению
технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов
различной квалификации.
·
Научно-рекламные:
содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических
и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их
продвижения;
·
Нормативные производственно-практические:
содержат сведения нормативного или директивного характера, правила, требования
технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов
различной квалификации;
·
Справочные
производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике и
организации производства сочетаются с материалами справочного характера;
·
Учебно-научные:
содержат сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных
лиц;
·
Рекламные
производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения);
·
Рекламно-массовые
(товары и услуги массового спроса);
·
Рекламно-справочные:
содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной
тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг);
·
Научно-популярные:
содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных
доступно пользователю-неспециалисту;
·
Досуговые.
Из всех представленных
выше классификаций можно заключить, что электронные издания еще плохо поддаются
классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных
разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев,
определяющих выделение видов электронных изданий.
Критерии, представленные
в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как для электронных, так и
для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие
электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои
классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом
дополнительных признаков.
Все рассмотренные
классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг
друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек
зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных
изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.
Раздел
4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке
Электронные издания
относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество
увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.
Электронная книга,
видеокассеты, диски и т.п. занимают все больше места в ассортименте книжных
магазинов. Ими торгуют так же, как и печатными произведениями.
Несомненна высокая
потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как
повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность
применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению
электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее
образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на
электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих
случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными
материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше
разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи [4, с. 26-27].
Справочные и научные
издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие
сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно
широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих
значительно повышать производительность и экономить время.
Электронную книгу покупает
в основном молодежь, но к ней обращаются и представители старшего поколения.
Кроме того, при разговоре
о читательском адресе электронных книг, нельзя не упомянуть людей с ослабленным
зрением, слепых или тех, кто по тем или иным причинам имеет проблемы с чтением.
В данном случае электронная книга становится просто необходима. Для таких людей
производители делают продукты «похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные на
определенные носители, многие из которых выполнены в форме кодекса.
Вместе с тем растет число
тех, кто хочет читать, занимаясь одновременно каким-либо другим делом (управляя
автомобилем, занимаясь хозяйственными делами и т.п.) [9, с. 15].
Исследователи отмечают,
что издатель, активно используя возможности новых информационных технологий, получает
в свое распоряжение различные способы представления читателю издательского
продукта.
Во-первых, он может
воспользоваться традиционным способом изготовления тиража и распространения
книги через оптовые и розничные сети, доводя ее до покупателя, который является
чаще всего потребителем-читателем. На всех этапах книгораспространения новые
информационные технологии занимают заметное место.
Во-вторых, получает
распространение так называемый выпуск книг по требованию, осуществляемый
издателем только в тех случаях, когда находится покупатель, заказывающий один
или несколько экземпляров книги. Преимуществами такого выпуска книг являются
экономия расходов на складирование тиража, а также продление жизненного цикла
книги.
Наконец, издатель может вообще
не выпускать книгу в привычном «бумажном» формате, если она с самого начала не
планировалась к выпуску и распространению традиционным путем, хотя это и
возможно. В этом случае контент направляется любому желающему как сетевой
продукт, что отличает его от обычной электронной записи [9, с. 13-14].
Что касается общего
развития электронных изданий, то исследователи смогли выделить несколько
основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский отмечает, что книга и книгоиздательское
дело являются существенной частью системы коммуникаций и тесно связаны с особенностями
развития общества, с его экономикой, правовыми нормами, читательскими
интересами и привычками. Он замечает, что определить долю электронной продукции
в общей книжной продукции довольно трудно и гораздо проще это сделать для
периодических и продолжающихся изданий, но выделяет несколько наиболее
существенных тенденций развития электронного книгоиздания:
·
Тенденция роста
электронных изданий. Наблюдается соответствие роста электронных изданий общему
закону роста объемов информации. Официальный прирост периодических электронных изданий
в среднем составляет 8% и в целом соответствует общей мировой тенденции.
·
Тенденция
интерактивности электронных изданий. Это проявляется, прежде всего, в практике
свободного редактирования — попытке стереть границу между специалистами и
любителями за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов.
·
Тенденция
мультимедийности электронных изданий выражается в возможности связать любой
текст с изображением, звуком в процессе его производства, а также способности
создавать электронный текст методом оцифровки, распознавания и т.п.
·
Тенденция
мобильности электронных изданий. Эта тенденция заключается в том, что
содержания электронных изданий все с большей настойчивостью перемещается из
компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии.
·
Сращивание первичных
электронных изданий со вторичными. Это проявляется в технологическом сращивании
издательского дела и научно-информационного обслуживания, что обусловлено
применением новейших средств информационной техники (появление электронных
версий печатных изданий).
Исследователь добавляет,
что рассмотрение тенденций роста электронных изданий, усиления их
интерактивности, мультимедийности и мобильности, а также сращивания первичных
электронных изданий со вторичными не исчерпывают всех процессов, которые
происходят в сфере электронного книгоиздания. «Названные тенденции отражают
лишь функциональную сторону изменений. Не менее значимы тенденции социального,
экономического и технологического характера, которые нуждаются в тщательном
анализе и объективном изложении»[5, с. 29].
Электронные издания
заняли прочное место в структуре российского книжного рынка. Продажа этого вида
продукции в книжных и интернет-магазинах, обязательное экспонирование на
книжных и тематических выставках наряду с полиграфической продукцией стали
обычными явлениями. Библиотеки при комплектовании фондов уделяют значительное
внимание не только практическим вопросам приобретения электронных изданий, но и
разработке критериев их оценки и отбора, а также профилей комплектования [8, с.
62].
Важным аспектом
исследования рынка электронного книгоиздания ученые считают анализ издающих
издательств, производящих данный вид продукции. Изданием электронной продукции
занимаются фирмы, специализирующиеся в области компьютерных технологий, учебные
и научные учреждения, рекламные организации.
По результатам
исследования Е.И. Козловой, на 2007 год в фондах Депозитария была представлена
продукция более 300 российских производителей из более чем 50-ти регионов
России.
Что же касается анализа
самих издающих организаций, то результаты таковы: с 2004-го по 2006-й годы
соотношение издающих организаций, занимающихся производством электронной
продукции следующее:
·
Новые
организации, с 2005-го года выпускающие более 50-ти изданий в год – 1%;
·
Новые
организации, с 2005-го года выпускающие до 50-ти изданий в год – 4%;
·
Новые
организации, с 2005-го года выпускающие до 10-ти изданий в год – 33%;
·
Постоянно
издающие до 10-ти изданий в год – 12%;
·
Постоянно
издающие до 50-ти изданий в год – 7%;
·
Постоянно
издающие более 50-ти изданий в год – 3%;
·
Организации,
издающие в порядке разовой инициативы – 25%;
·
Организации,
исчезнувшие до 2006-го года – 15% [8, с. 70].
Данная статистика говорит
о том, что постоянно издающих организаций очень немного. Поэтому говорить о
массовом развитии электронного книгоиздания на российском книжном рынке еще
пока рано.
К факторам, которые
тормозят развитие электронного книгоиздания и продвижение его на рынке, в
частности, ученые относят проблему отсутствия сводной информации о выпускаемой
продукции. Информация об электронных изданиях не носит систематического
характера. Основные источники сведений — каталоги издательств, рекламные
материалы, каталоги библиотек — содержат разнородные. Трудно сравнимые данные,
не отражающие свойств электронных изданий. Сведения можно получить от наиболее
активных распространителей электронных продуктов, что не отражает всего
многообразия уже сложившегося к сегодняшнему дню рынка электронных изданий. По
словам Е.И. Козловой, наиболее полно представлены универсальные коммерческие
издательства. Они более активны на рынке, поэтому найти сведения о них и их
продукции не представляет особой сложности. Коммерческие издательства
представляют информацию о своей продукции на собственных сайтах, размещают
сведения в интернет-магазинах, создают корпоративные ресурсы [8, с. 68].
Исследователи отмечают,
что соотношение коммерческих и некоммерческих издательств постоянно меняется в
сторону последних, но по количеству наименований выпускаемых электронных
изданий лидируют профессиональные коммерческие издательства, которые
расположены в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). Причем региональное
книгоиздание, по сведениям на 2007 год лидировало по отношению к столичному.
В регионах выпуском
электронных изданий занимаются организации культуры, искусства, образования.
Наиболее активны организации системы образования, но их издания малотиражны [8,
с. 69].
Таким образом,
электронное книгоиздание на современном книжном рынке по праву заняло свою нишу
и нашло своего потребителя. Электронные книги удобны и обладают по сравнению с
печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия
времени и сил и т.д.
На российском рынке
электронные книги занимают пока незначительное место, но наблюдается быстрый
постоянный рост производства электронной продукции. Преобладающее количество
выпускаемой электронной продукции составляет учебная, справочная и научная
литература, причем многие исследователи отмечают господство периодических и
продолжающихся изданий над непериодическими.
Издающие организации,
занимающиеся производством электронных изданий, составляют также небольшой
процент от общего количества издательских фирм, но существующие организации
являются перспективными. География расположения фирм и распространения
электронной продукции достаточно широка и охватывает многие регионы России.
Электронная книга,
безусловно, входит в круг книговедческих исследований. Книговеды не могут не
касаться в той или иной мере всех тех средств коммуникации, которые выполняют,
так или иначе функции, свойственные традиционной книге.
Сегодня некоторые
исследователи предлагают следующую иерархию коммуникативных и информационных
наук:
1.
Книговедение
(наука о традиционной книге и книжном деле);
2.
Документоведение
(наука о нетрадиционных средствах коммуникации);
3.
Социальные
коммуникации (общая наука о средствах коммуникации и информации) [3, с. 14-15].
Такое разделение научных
областей обусловлено появлением нового коммуникационно-информационного подхода
к изучению книги как комплексного явления. Благодаря этому подходу,
сторонниками которого являются Н.Н. Кушнаренко, Г.Н. Швецова-Водка, Ю.Н.
Столяров и др., стало возможно вписать электронную книгу в систему знания о
книге, а также выделить собственно направление изучения электронного
книгоиздания.
После признания
коммуникационно-информационного подхода многие исследователи занимались
изучением парадигмы «документ — книга». Данное соотношение наиболее полно было
раскрыто в трудах Г.Н. Швецовой-Водки. Она уравняла понятия «книга» и «документ
IV», дав таким образом самое широкое
определение книги. Исходя из этого, ученые стали давать свои определения уже
электронного издания и электронного документа. Эти термины были закреплены в
ГОСТ 7.83 – 2001. Другие исследователи давали свои определения, больше или
меньше похожие на определение из стандарта. При этом понятие «электронная
книга» не закрепилось в стандарте, но существует в энциклопедиях и имеет
несколько значений.
Соотношение «электронный
документ – электронное издание» раскрывается через ГОСТ 7.83 – 2001, так как
электронное издание в нем трактуется через понятие «электронный документ».
Понятие «электронная книга» употребляется гораздо чаще, чем представленные
выше, но в значении «электронное издание».
Основная классификация
электронных изданий представлена в соответствующем стандарте. Однако, нужно
сказать, что основана она на критериях, общих для электронных и печатных
изданий, поэтому многие исследователи считают её неполной и предлагают
собственные классификации и дополнения к уже существующим. В работе были
рассмотрены классификации, представленные ГОСТ 7.83 – 2001, Вулем, Никандровым
и дополнительные категории, предложенные Козловой.
Все представленные
классификации не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга. Эти
классификации рассматривают электронную книгу под разными углами зрения и
оценивают ее по разным характеристикам.
Из классификационных
моделей видно, что во всем массиве электронных изданий интернета преобладают не
отдельные электронные документы (монодокументы), а их совокупности – web-сайты.
Формальное перенесение основных групп традиционных документов на электронные
нецелесообразно, так как типизация web-сайтов отличается от группировки
электронных изданий, предложенных в ГОСТ 7.83–2001. Поэтому данный вид электронных
сетевых изданий особенно подвергается дополнительному классифицированию.
По мнению исследователей,
создается впечатление, что подавляющее число электронных документов,
составляющих web-сайты, не проходят редактирования и рецензирования (исключения
составляют лишь электронные версии традиционных изданий – монографий, журналов,
учебных пособий). Это заставляет обращать особое внимание на их
организационно-фирменную и авторскую принадлежность, по надежности которой
приходится судить об информационной значимости документов.
Ценность web-сайтов
обусловлена их комплексностью, которая не достигается и не может быть
достигнута традиционным изданием. Это особенно ярко проявляется в
организационно-фирменных сайтах научного, производственно-практического,
учебно-научного характера, многоаспектно отражающих проблему, направления
разработок или деятельность различных учреждений.
Направления электронного
книгораспространения практически не отличаются от распространения печатной
продукции: традиционные книготорговые сети, Интернет и т.д. Но эта область имеет
одну серьезную проблему — нет единой отлаженной системы предоставления
информации о новой продукции. Это является одним из факторов торможения
развития рынка электронного книгораспространения.
На сегодняшний день на
российском книжном рынке мало фирм, занимающихся производством электронной
продукции, что обусловливает и небольшой процент электронных книг на рынке
книжной продукции. Но географическое расположение таких предприятий охватывает
всю Россию, причем лидируют в производстве регионы.
В заключение можно
отметить, что электронная книга — очень молодое, но достаточно перспективное
явление, как в сфере коммуникаций, так и в качестве объекта изучения
книговедения.
1.
ГОСТ 7.83 – 2001 СИБИД.
Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Введ. 2002-07- 01. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 16 с., прил.
2.
ГОСТ 7.60 – 2003 СИБИД.
Издания. Основные виды. Термины и определения: Введ. 2004- 07-01. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 60 с.
3.
Баренбаум, И.Е.
Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и
материалы: Сб. 76. — М.: ТЕРРА, 1999. — С. 5-15.
4.
Вуль, В.А.
Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003.
— 560 с., ил.
5.
Гиляревский, Р.С.
О тенденциях развития электронных изданий / Р.С. Гиляревский // Книга: исслед.
и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С.17- 29.
6.
Гиляревский, Р.С.
Электронная книга / Р.С. Гиляревский // Книга. Энциклопедия. — М.: Науч. Изд-во
«Большая Российская Энциклопедия», 1999.— 796., ил. — С. 729-730.
7.
Зачатейский, Д.Е.
Электронные издания: учеб. пособие / Д.Е. Зачатейский. — Омск: Изд-во ОмГТУ,
2009. — 96 с.
8.
Козлова, Е.И.
Направления развития российского рынка электронного книгоиздания /Е.И. Козлова
// Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С.62-71.
9.
Ленский Б.В.
«Галактика Гуттенберга» и информационное общество / Б.В. Ленский, В.И. Васильев
// Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С. 5-16.
10.
Немировский, Е.Л.
Книга / Е.Л. Немировский // Библиотечная энциклопедия.— М.: Изд-во “Пашков
дом”, 2007. — С. 493 - 495.
11.
Никандров, С.В.
Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и
результаты изучения [Эл. ресурс] / Науч. Эл. Б-ка ГПНТБ России; Режим доступа: http// library.gpntb.ru
12. Полтавская, Е.И. Что содержит в себе
понятие «книга» / Е.И. Полтавская // Библиотека. — 2008. — №11.— С. 20-23.
13. Фед. Закон об информации,
информационных технологиях и защите информации. — № 149-ФЗ.— 2006.— 27 июля.—
С. 4.
14. Чикунов И.М. Электронные издания:
определение, классификация [Эл. ресурс] / И.М. Чикунов;
15.
Швецова-Водка,
Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед.
и материалы: Сб. 68. — М.: ТЕРРА, 1994. — С. 19- 37.
16.
Швецова-Водка,
Г.Н. Общая теория документа и книги: учеб. / Г.Н. Швецова-Водка. — Киев:
Знання, 2009.— 488 с.— С. 262-263.
Страницы: 1, 2, 3
|