Земельное право (шпаргалка)
ФЗ «О гос. регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 14. Удостоверение
государственной регистрации прав
1. Проведенная
государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое
имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. *14.1.1)
Проведенная государственная регистрация договоров
и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной
надписи на документе, выражающем содержание сделки.
2. Форма свидетельств и специальной надписи
устанавливается Правилами ведения Единого
государственного реестра прав. *14.2)
Формы свидетельства о государственной
регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и
администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются
юридически действительными.
18. Управление в области использования и охраны земель.
В дореформ. литературе гос. упр-е – деятельность гос-ва по орг-и
использования и охраны земли как важн. природ. объекта, явл. объектом гос.
соб-ти и права землепользования. В соврем. литературе – это орг. деят-ть гос.
органов исп. власти, непр-я на создание условий для рацион. исп-я и охраны
земель всеми субъектами, имеющими право на зем. участки. Гос. упр-е зем. фондом
основано на праве террит. верховенства и распр-ся на все земли независимо от
субъектом права соб-ти на них. Объектом гос. упр-я явл. все земли, наход. в
соб-ти юр. и физ. лиц. В рамках упр-я гос-во с 1 стороны оказывает опред.
содействие субъектм в реал-и свои прав на участки, с др. стороны выявляет
нарушения уст-х гос-вом требований по рацион. исп-ю и охране земель и применяет
к виновным соотв. меры. Этапы становления системы органов гос. упр-я: первые
годы сов. власти – Наркомат земледелия; сер. 40-х гг. – министерство с/х; 1991
г. – гос. комитет РСФСР по зем. реформе, позже переименован в комитет по зем.
ресурсам и землеустр-ву (Роскомзем). По отдельным вопросам – Мин. имущ.
отношений.
19. Указы Президента как источники.
УП 07.03.96 №337 «О реализации конст. прав гр-н на землю»; 27.10.93
№1767 «О регулировании зем. отношений и развитии аграрной реформы в России».
20. Система гос. регистрации прав на земельные участки.
ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним.
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с
ним (далее также - государственная регистрация прав) юридический акт признания
и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации. *2.1) Государственная
регистрация является единственным доказательством существования
зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество
может быть оспорено только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на
всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным
законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее также - Единый государственный реестр прав).
Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с
ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (далее - учреждение юстиции по регистрации
прав) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого
имущества.
Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок
с ним
1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной
регистрации в Едином государственном реестре прав. *12.1)
2. Единый государственный реестр прав
содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого
имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. *12.2.1) Неотъемлемой
частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя
правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета
документов. Дело правоустанавливающих документов
открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все
документы, поступающие для регистрации прав на указанный
объект. Книги учета документов содержат данные о:
*12.2.4) принятых
на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях,
регистрируемом праве и заявителях; выданных
свидетельствах о государственной регистрации
прав; выписках и справках из Единого
государственного реестра прав, об иных
документах.
Статья 13. Порядок проведения государственной регистрации прав
1. Государственная
регистрация прав проводится в следующем
порядке: прием документов, необходимых для
государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего
Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением
документа об оплате регистрации; правовая
экспертиза документов и проверка законности
сделки; установление отсутствия противоречий между
заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого
имущества, а также других оснований для отказа или приостановления
государственной регистрации прав; внесение записей
в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии
указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной
регистрации прав; совершение надписей на
правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной
государственной регистрации прав.
Статья 14.
Удостоверение государственной регистрации прав
1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав
на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации прав. *14.1.1) Проведенная
государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством
совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем
содержание сделки.
21. НПА Правительства как источники.
Постановления: 26.06.99 О фед. целевой программе Развитие зем. реформы в
РФ; 19.11.02 О гос. зем. контроле; 02.10.02 Об утвержд-я положения о порядке
консервации земель и изъятием их из оборота.
22. Сервитут
Статья 23. Право ограниченного
пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским
законодательством. 2. Публичный
сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской
Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,
нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или
местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного
сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты
для: 1) прохода или проезда через земельный
участок; 2) использования земельного участка в
целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а
также объектов транспортной инфраструктуры; 3)
размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к
ним; 4) проведения дренажных работ на земельном
участке; 5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных
участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям,
обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного
фонда; 8) использования земельного участка в
целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме,
сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в
целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее
обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного
частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах
которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
7. В случаях, если установление публичного
сервитута приводит к невозможности использования земельного участка,
собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе
требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка
с возмещением органом государственной власти или органом местного
самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления
равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного
сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного
участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или
органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную
плату. 8. Лица, права и законные интересы
которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять
защиту своих прав в судебном порядке. 9. Сервитуты
подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним".
23. Рынок земли.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики
любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное
место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических
особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет
говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является
объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных
природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли,
последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления
лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.
Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и
капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение
экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако
оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего
плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая
последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, в следствие фиксированности площади
земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном
масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей
дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью,
поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную
площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов
усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка
земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных
участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право
получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент
продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается
принципиальная особенность рынка земли.
Конституция РФ в ст. 72 определяет, что в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное
законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения
землей (п. «в»). Земельный кодекс в ст. 9 и 10 разграничивает полномочия
Российской Федерации и полномочия ее субъектов в области земельных отношений.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению,
пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с
ними являются, по существу, гражданско-правовыми, и регулируются гражданским
законодательством (ст. 3 ЗК РФ). А гражданское законодательство согласно ст. 71
Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому
субъекты Федерации не могут принимать акты, регулирующие перечисленные выше
отношения. Таким образом, правовое регулирование рынка земли – прерогатива
Российской Федерации.
Статья 3 ЗК РФ выстраивает четкую иерархию земельных
нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. Во главе ее,
как и во многих других отраслях права, находится Кодекс. Так, и федеральными
законами, и законами субъектов Федерации могут быть установлены случаи, когда
требуется указание категории земель в иных документах, кроме названных в
Земельном кодексе (подп. 5 п. 2 ст. 8), а охрана земель, занятых оленьими
пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными и сезонными пастбищами,
осуществляется в соответствии не только с законами, но и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 7 ст. 13).
Законодательно закреплено, что нормы земельного права, содержащиеся в законах
субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Но следует иметь в виду, что вообще законодательство субъектов Федерации не
должно противоречить федеральным законам. На это указывает ст. 4 (ч. 2)
Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской Федерации» — и ст. 72 (п. «а» ч. 1),
устанавливающая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов
находится обеспечение соответствия конституций и законов республик; уставов,
законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным
законам. Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие
земельные отношения, должны соответствовать не только Земельному кодексу, но и
другим федеральным законам.
До принятия нового Земельного кодекса, когда многие
вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками оставались на
федеральном уровне практически неурегулированными, часть субъектов Федерации
решила их в своих законах о земле. Теперь те их положения, которые противоречат
нормам Земельного кодекса, подлежат отмене. Однако в соответствии со ст. 9
Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона об обороте
земель сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации, оборот
земель в которых до введения в действие Земельного кодекса регулировался
соответствующими законами этих субъектов Федерации, продолжают осуществ-л ять
оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с принятыми ими
законами.
Указы Президента РФ по юридической силе следуют
непосредственно за федеральными законами.
Земельный кодекс называет ряд земельно-правовых
вопросов, которые регулируются непосредственно Президентом России, например
установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется
преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными
гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами —
собственниками таких строений (п. 5 ст. 35). В определенный период развития
российского законодательства (90-е годы) земельные отношения регулировались в
основном указами Президента РФ. Важнейшие из них: от 27 декабря 1991 г. № 323
«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» [1], от 27 октября 1993 г. № 1767 «О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (с
последующими изменениями и дополнениями), от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О
приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с
Конституцией Российской Федерации», от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве
собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами
недвижимости в сельской местности», от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации
конституционных прав граждан на землю».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2001
г. № 137-ФЗ изданные до введения в действие Земельного кодекса и регулирующие
земельные отношения нормативные правовые акты Президента и Правительства
Российской Федерации применяются 11 части, не противоречащей Кодексу.
Федеральное Правительство в соответствии со ст. 115
Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения,
обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ
РФ. — 1997. —№ 51. —Ст. 5712) определяет, что акты Правительства РФ, имеющие
нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и
другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, — в форме
распоряжений. Согласно упомянутой статье Конституции постановления и
распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ,
федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
24. Характеристика зем. ресурсов. Классификация земель
по целевому назначению.
Статья 7. Состав земель в Российской
Федерации 1. Земли в Российской
Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий
и объектов; 5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей
статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются
федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из
предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без
дополнительных разрешений и процедур согласования.
3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях,
предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим
использования земель указанных категорий.
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
1. Отнесение земель к
категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: 1) земель, находящихся в
федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов
Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной
собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами
местного самоуправления; 4)
земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; земель иного
целевого назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в
другую устанавливается федеральными законами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного
самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) документах государственного земельного кадастра;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним; 5) иных
документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации. 3.
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка
перевода земель из одной категории в другую является основанием признания
недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из
одной категории в другую.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|