Автоматизированный электропривод механизма перемещения стола продольно-строгального станка
в регулятор интегрирующего звена.
Передаточная функция регулятора i-го контура будет иметь вид:
[pic]
Настройка системы производится путем последовательной оптимизации
контуров регулирования. Каждый контур оптимизируется по модульному или
симметричному оптимумам, в основе которых лежит обеспечение вполне
определенных показателей по выполнению, колебательности и точности системы
автоматического управления, т.е. получение технически оптимального
переходного процесса.
СПР имеют следующие достоинства:
Простота расчета регуляторов каждого контура при настройке по тому или
иному оптимуму.
Высокие статические и динамические показатели, обеспечиваемые настройкой
контуров регулирования по модульному или симметричному оптимумам.
Простота ограничения регулируемых координат.
Унификация оборудования, обусловленная особенностями регуляторов СПР и
наличием унифицированных блочных систем регулирования, специально
выпускаемых для СПР.
Простота настройки.
Основной недостаток - некоторый проигрыш по быстродействию.
На рис. 10 представлена структурная схема двухконтурной системы
подчиненного регулирования электропривода постоянного тока.
В соответствие с требованиями к электроприводу принимаем
двухконтурную САР скорости с внутренним контуром регулирования тока якоря.
Выбираем однократно интегрирующую САР скорости, поскольку астатизм системы
по моменту сопротивления не требуется и однократно интегрирующая САР
обладает динамическими свойствами по сравнению с двукратно интегрирующей.
Контуры тока якоря и скорости настроены на модульный оптимум. Поэтому в
системе применяется ПИ-регулятор тока и П-регулятор скорости. Ускорение и
замедление привода обеспечивается путем формирования линейно изменяющегося
сигнала задания на скорость задатчиком интенсивности. Функциональная схема
САР скорости представлена на рис. 11.
РАСЧЕТ КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЯКОРЯ И ЦЕПИ КОМПЕНСАЦИИ ЭДС ЯКОРЯ
1 ВЫБОР КОМПЕНСИРУЕМОЙ ПОСТОЯННОЙ
Величина Т? является "базовой" при расчете СПР, для которых
характерно, что динамические свойства системы не зависит от параметров
объекта регулирования и определяется только величиной постоянной времени Т?
фильтра, установленного на выходе регулирующей части системы управления.
Таким образом , в стандартных системах регулирования величина Т? является
единственным средством воздействия на систему управления.
С одной стороны уменьшение Т? приводит к увеличению быстродействия и
снижению статической и динамической ошибок по скорости при приложении
внешних возмущающих воздействий, с другой стороны величина этой постоянной
времени должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить высокую
помехозащищенность системы, ограничение тока якоря на допустимом уровне и
устойчивость работы САУ с учетом дискретность тиристорного преобразователя.
Следовательно фильтр с постоянной времени Т? должен реально
присутствовать в САУ электроприводом.
В реальных САУ с подчиненным регулированием параметров величина Т?
лежит в пределах 0,004-0,01 с.
Для нашей системы выберем Т? = 0,007 с.
2 расчет контура регулирования тока якоря
1 Расчетная структурная схема контура тока
Контур регулирования тока якоря является внутренним контуром САУ
электроприводом. Он образуется регулятором тока, фильтром с постоянной
времени Т?, тиристорным преобразователем, якорной цепью и обратной связью
по току через датчик тока (kдт = 1). В объекте управления имеет место
внутренняя обратная связь по ЭДС якоря двигателя. Структурная схема контура
тока представлена на рис. 12.
2 Передаточная функция регулятора тока
При синтезе регулятора внутренняя обратная связь оп ЭДС не
учитывается.
Передаточная функция регулятора тока, найденная по условию настройки
на модульный оптимум:
[pic], где
Тi1 = Tэ = 0,07с;
[pic]
[pic]
При выборе данной передаточной функции регулятора тока замкнутый
контур тока будет описываться передаточной функцией фильтра Баттерворта II
порядка:
[pic]
[pic]
При условии неподвижного якоря двигателя (когда ? = 0, ея = 0). В
этом случае реакция контура на единичное ступенчатое задание тока
представлена кривой 1 на
рис. 13.
3 Компенсация влияния ЭДС якоря двигателя
Действие ЭДС якоря приводит к погрешности регулирования тока.
Появляется астатизм контура по задающему воздействию. При единичном задании
на ток статическая ошибка составит:
[pic], где
[pic]
[pic]
Статическая ошибка по току оказывается существенной, поэтому
пренебречь влиянием обратной связи по ЭДС нельзя. Для компенсации влияния
ЭДС якоря используют принцип комбинированного управления. В систему
управления вводится положительная обратная связь по ЭДС. Для удобства
технической реализации эта обратная связь подается на вход регулятора тока,
а фильтр выносится из контура в цепь задания и обратной связи по току.
Структурная схема контура тока с компенсирующей связью по ЭДС представлена
на рис. 14.
Передаточная функция звена компенсации ЭДС будет иметь вид:
[pic], где
[pic]
[pic]
[pic]
4 Реализация датчика ЭДС
ЭДС якоря двигателя, в отличие от тока якоря и скорости, недоступна
для прямого измерения. Датчик косвенного измерения ЭДС якоря использует
сигналы датчика тока якоря и датчика напряжения на якоре двигателя. Связь
между током якоря, напряжением якоря и ЭДС якоря устанавливает уравнение
электрического состояния равновесия в якорной цепи. В операторном виде оно
имеет вид:
[pic], где
[pic]
Выразив ЭДС, получим уравнение датчика. Структурная схема датчика
тока приведена ниже. Для возможности практической реализации форсирующего
звена и защиты системы от помех в сигналах датчиков в канале тока и
напряжения датчика ЭДС добавлено инерционное звено с постоянной времени Т?.
Таким образом реальный датчик ЭДС будет инерционным.
3 Конструктивный РАСЧЕТ
Рассмотрим реализацию управляющей части контура тока якоря в
аналоговой системе автоматического управления электроприводом на базе
операционных усилителей.
Принципиальная схема регулятора тока и цепи компенсации ЭДС
представлена на рис. 16.
Регулятор реализован на усилителе DA1, звено компенсации ЭДС - на
усилителе DA2. Усилитель DA3 предназначен для суммирования сигналов в
датчике ЭДС.
Для расчета элементов схемы по известным значениям параметров в
относительных единицах используем базисные величины:
Iбр = 0,5 мА - базисный ток регулирования принимаем, как
рекомендуется в [5].
Uбр = 10 В - базисное напряжение регулирования.
Базисное сопротивление системы регулирования:
[pic]
[pic]
Принимаем величины сопротивлений
[pic]
Емкость фильтров в цепи задания и обратной связи по току:
[pic]
[pic]
Емкость в цепи обратной связи усилителя DA1:
[pic]
[pic]
Сопротивления в цепи обратной связи усилителя DA1:
[pic]
[pic]
Емкость во входной цепи усилителя DA2
[pic]
[pic]
Сопротивление в обратной связи усилителя DA2:
[pic]
[pic]
Емкость фильтра на входе DA3:
[pic]
[pic]
Параметры элементов на входе форсирующего звена на входе DA3:
[pic], где
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
РАСЧЕТ КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
1 рАСЧЕТНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
Согласно требованиям, предъявляемым к электроприводу, система
регулирования скорости выполняется однократной (см. п. 6). Структурная
схема контура скорости представлена на рис. 17. Контур регулирования тока
настроен на модульный оптимум с наличием компенсации по ЭДС якоря -
рассматриваем как фильтр Баттерворта II порядка.
Контур скорости образуется регулятором скорости, контуром
регулирования тока якоря. звеном умножения на поток, звеном механической
части привода и обратной связью по скорости через датчик скорости (kдс =
1). На объект действует возмущающее воздействие - момент статического
сопротивления.
2 расчет регулятора скорости
В однократной САР скорости, по условия настройки на модульный
оптимум, регулятор скорости имеет передаточную функцию пропорционального
звена:
[pic], где
[pic],
? = 1, т.к. Ф = ФN = const.
[pic]
Передаточная функция замкнутого контура скорости при настройке на
модульный оптимум представляет собой фильтр Баттерворта III порядка:
[pic]
Реакция контура скорости на скачок задания на скорость представлена на
рис. 18. такой процесс имеет место при mc = 0 (на холостом ходу).
Однократная САР обладает астатизмом по возмущающему воздействию, поэтому
появление нагрузки приведет к статической ошибке по скорости. При ?* = 1 и
mc = 1 (что соответствует в абсолютных единицах Mc =MN) статическая ошибка
будет равна:
[pic]
[pic]
3 конструктивный расчет
Принимаем:
[pic]
Сопротивление в цепи обратной связи DA4:
[pic]
[pic]
РАСЧЕТ ЗАДАТЧИКА ИНТЕНСИВНОСТИ
1 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЗАДАТЧИКА ИНТЕНСИВНОСТИ
Задатчик интенсивности устанавливается на входе САР скорости и
предназначен для формирования сигнала задания на скорость. ЗИ ограничивает
темп нарастания снижения задания на скорость и тем самым обеспечивает,
чтобы ускорение и динамический момент электропривода не превышали
допустимых значений. Структурная схема ЗИ представлена на рис. 20.
Принцип действия ЗИ
При поступлении на вход ЗИ ступенчатого воздействия нелинейный
элемент задатчика выходит на ограничение, и на вход интегрирующего звена
поступает неизменная величина ?нэ = Q. На выходе интегратора появляется
линейно возрастающий сигнал.
Теперь на нелинейный элемент поступает разность ?? = ?зи* - ?*, но
на его выходе остается сигнал, равный Q, поскольку коэффициент усиления НЭ
очень большой, и достаточно малого рассогласования чтобы вывести его на
ограничение. Возрастание выходного сигнала длится до тех пор, пока ?зи* =
?*, см. рис. 21.
2 расчет параметров Зи
Темп ЗИ представляет собой величину ускорения электропривода в
относительных единицах:
[pic]
[pic]
Принимаем постоянную времени интегратора Ти = 0,25 с. При этом
величина ограничения нелинейного элемента составит:
[pic]
[pic]
В абсолютных единицах ограничение соответствует 10 В.
Установившийся динамический момент при разгоне с темпом А:
[pic]
[pic]
Проверим выполнение условия:
[pic]
[pic]
Из пункта 3:
[pic]
Установившаяся динамическая ошибка по скорости при разгоне с темпом
А:
[pic]
[pic]
3 конструктивный РАСЧЕТ
Принципиальная схема ЗИ представлена на рис. 22.
Нелинейный элемент реализуется на операционном усилителе DA7 за счет
включения в обратную связь пары стабилитронов VD6 и МВ7. Интегратор
реализуется на операционном усилителе DA6. Усилитель DA5 предназначен для
инвертирования сигнала.
Принимаем:
[pic]
Коэффициент усиления линейной зоны нелинейного элемента принимаем
равным 100.
[pic]
Емкость в обратной связи интегратора:
[pic]
[pic]
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ САР СКОРОСТИ
ЛИТЕРАТУРА
Типовые задания к курсовому проекту по основам электропривода / Томашевский
Н.И., Шрейнер Р.Т. и др. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 48 с.
Справочные данные по элементам электропривода: Методические указания к
курсовому проекту по дисциплине "Теория электропривода" / И.Я. Браславский
А.М. Зюзев и др. - Екатеринбург: УГТУ, 1995. - 56с.
Расчет полупроводникового преобразователя системы ТП-Д: Методические
указания к курсовой работе по курсу "Электронные микропроцессорные и
преобразовательные устройства" /В.И. Лихошерст. Свердловск: УПИ, 1990. - 37
с.
Комплектные тиристорные электроприводы: Справочник / И.Х. Евзеров, А.С.
Горобец и др.; под ред. В.М. Перельмутера. - М.: Энергоатомиздат, 1988. -
319 с.
Шрейнер Р.Т. Однозонные системы автоматического управления скоростью
электроприводов: Учебно-методическая разработка к курсовому проектированию
по дисциплине "Системы автоматического управления электроприводами". -
Свердловск: СИПИ, 1985. - 77 с.
-----------------------
Fхх = 22,37
tп = 1,25
-Fхх = - 22,37
Fр = 192,37
F (КН)
Fр
Fхх
tр = 10
tв = 0,94
tобр = 5,44
tц = 17,63
tр (с)
Рисунок 3
Нагрузочная диаграмма механизма.
МЧ
ТП
-
mс
iя
-
eя
?
m
eп
uу
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
RЭ
Ed
Uу
[pic]
Рисунок 7
Эквивалентная расчетная схема системы ТП-Д.
LЭ
IЯ
Ed
EЯ
RЯ
Нагрузочная диаграмма
R?
2LТ
2RТ
Uу
Рисунок 6
Полная расчетная схема системы ТП-Д.
Рисунок 5
Силовая часть однодвигательного электропривода серии КТЭУ, Iном = 800 А.
Тахограмма
t12
t9
t11
t10
t8
t7
t6
М12
М3
t5
t4
t3
t2
t1
М11
М10
М9
М8
М7
М6
М5
М4
М2
М1
-?обр
?пон
?пон
?пон
t
[pic]
Рисунок 4
Тахограмма и нагрузочная диаграмма электропривода механизма перемещения
стола
продольно-строгального станка.
t
М
?
Рисунок 8
Структурная схема объекта управления
ЯЦ
m
iя
[pic]
mс
[pic]
[pic]
[pic]
Рисунок 9
Структурная схема СПР
Объект регулирования
Регулирующая часть
[pic]
[pic]
xi-1
x1
xi-2
x32ш
[pic]
x3i-2
x3i-1
[pic]
[pic]
x3iш
Фо(р)
uу
iя*
?*
eя
[pic]
[pic]
[pic]
ep
[pic]
[pic]
[pic]
W01(p)
[pic]
[pic]
Рисунок 10
Двухконтурная схема подчиненного регулирования скорости
электропривода
постоянного тока
Рисунок 11
Функциональная схема САР скорости
Ф2
Ф1
[pic]
t
ЯЦ
? = 4,3%
Ф
Рисунок 13
Реакция контура тока на ступенчатый задающий сигнал:
1 - без учета обратной связи по ЭДС;
2 - с учетом обратной связи по ЭДС.
iя
ep
Рисунок 12
Структурная схема контура регулирования тока якоря
РТ
ТП
eя
[pic]
[pic]
uу
iя*
iя
[pic]
[pic]
ДТ
[pic]
iя*
1
i
?iя2 уст
?iя уст
ДТ
[pic]
РТ
ТП
[pic]
ЯЦ
ДТ
ep
eя
[pic]
[pic]
uу
iя*
[pic]
[pic]
iя
Ф
ДЭ
[pic]
[pic]
[pic]
iя
Рисунок 14
Структурная схема контура регулирования тока якоря с компенсирующей
связью по ЭДС
ДС
iя
от ДН
eя'
Рисунок 16
Принципиальная схема управляющей части контура тока
РС
Рисунок 17
Структурная схема контура регулирования скорости
Рисунок 15
Реализация датчика ЭДС
[pic]
[pic]
МЧ
КТ
`m
uя
iя
[pic]
mc
[pic]
[pic]
iя
от ДТ
к звену компенсации ЭДС
?*
[pic]
[pic]
?
iя*
?,m
?*
8 %
?
mc
??уст
t
Рисунок 18
Реакция контура скорости на скачок задающего и возмущающего
воздействия
Рисунок 19
Принципиальная схема регулятора скорости
t
Q
НЭ
t
к регулятору
скорости
t
?*
Q
[pic]
?нэ
??
?зи*
?зи*
Рисунок 20
Структурная схема ЗИ
?*
t
Рисунок 21
Временные диаграммы ЗИ
Рисунок 22
Принципиальная схема ЗИ
[pic]
Рисунок 2
Кинематическая схема механизма
Рисунок 1
Процесс обработки на продольно строгальном станке
[pic]
IЯ
EЯ
Lя
Страницы: 1, 2, 3
|