МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внушение

    внешнего мира.

    Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа

    речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для

    человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные

    общие у него с животными, но вместе с тем и такой многоообъемлющий, как

    никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и

    качественное сравнение с условными раздражителями животных».

    Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано

    со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящие в большие

    раздражителями, приходящими в большие полушария, все их заменяет и потому

    может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те

    раздражения.

    Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный

    рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого

    пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения,

    ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое

    посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее

    преобладающее, незаконное и неодолимое значение».

    Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге

    коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях

    заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия

    приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное

    физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что

    сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.

    В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия

    человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не

    находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва

    неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и

    реализации внушённых установок.

    Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях,

    когда воздействие воспринято путём внушения.

    Глубокое экспериментальное и теоретическое обоснование психологического

    феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

    Установка представляет собой предрасположение, определённую

    предуготовленность организма при поведенческих актах.

    Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его

    деятельности.

    Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии

    определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем

    совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен

    прийти в состояние готовности.

    Именно эта настройка всех физических и психических процессов

    составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека

    представляет собой реализацию установки.

    Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует

    важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его

    готовность, «акцептор действия», т. е. установка.

    Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на

    осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в

    обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой

    установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях

    гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей

    заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача

    выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого

    состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного

    прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

    Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя

    установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы

    тем самым описываем модель механизма внушения.

    Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в

    бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана

    воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с

    жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода

    вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый

    уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.

    Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».

    Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает

    или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае

    внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая

    потребность образует соответствующую внушению установку («У») на

    предстоящее действие («Д»).

    У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние

    готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он

    берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат

    обдумывания, а на основе прошлого опыта.

    Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде

    импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

    Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт

    возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на

    определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано

    выше, приобретает следующее выражение:

    В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д

    Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель

    поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и

    любого внешнего воздействия.

    В чём же особенность влияния внушения?

    Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта

    протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует

    или значительно ослаблен.

    Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется,

    идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в

    бодрствующем состоянии.

    Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики,

    которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.

    Естественно - научные основы механизма внушения показывают

    универсальность этого явления и открывают перспективы для управления

    суггестией в социальной работе, в психолого - педагогических целях.

    Гипноз, как проявление внушающего поведения

    Гипноз - уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание

    и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными

    предрассудками.

    История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к

    нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже

    отрицания его существования.

    Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции

    благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном

    магнетизме".

    Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза,

    появлением новых теоретических концепций.

    Большой вклад в изучение гипноза внесли следующие учёные, психологи,

    физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин,

    Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.

    В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую реальность, считал,

    что он вызывается внушением, которое «есть не что иное как прививание путём

    слова или другим каким-либо способом различных психических явлений,

    например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении

    его волевого внимания или сосредоточения».

    Павловское направление рассматривало гипноз как частичный сон,

    частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном.

    Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что

    гипнотизёр в процессе гипнотической индукции занимает место родителей

    гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом,

    определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий

    «отцовский» типы гипноза.

    Согласно концепции И. П. Павлова, гипноз – это естественный

    психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к

    приёму информации, её переработки и реализации в деятельности.

    Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных

    возможностей человеческой психики, «когда изменённая функция сознания и

    самосознания получает расширенные возможности управления центральной и

    периферической нервными системами, включая некоторые элементы

    бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом».

    Феномен гипноза

    В гипнотическом состоянии репродуцируется практически любая

    деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте

    субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.

    Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое

    произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук,

    ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно

    также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.

    Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения

    происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не

    реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и

    увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.

    В гипнотическом состоянии продуцируются самые разнообразные

    галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с

    появлением гусиной кожи, «изнывает от жары», обмахиваясь воображаемым

    веером. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть»

    кинокомедию и живо реагировать, смеяться.

    Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном

    опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в

    гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает

    его вкус.

    Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слышит человека,

    находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия

    этого человека.

    Память: В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут

    вспомнить почти всё, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь

    частично, третьи не помнят абсолютно ничего.

    В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых

    воспоминаний различного возраста (гипермнезия), а также можно вызвать

    искусственную амнезию, т. е. «стереть» из памяти определённые периоды его

    жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое

    место жительства и т. д.

    Диссоциация – способность субъекта вычленить себя из текущей ситуации.

    Гипнотик может «выйти из себя», «оставить свою оболочку» и наблюдать себя

    со стороны. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле

    стоматолога, говорится: «Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный

    день. Не правда ли?» И субъект не ощущает боли, т.к. он, «отделённый от

    тела» прогуливается по парку. В результате он становится не чувствительным

    к манипуляциям стоматолога.

    В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые

    разнообразные превращения личности, регрессия и прогрессия возраста с

    соответствующим поведением. Взрослый мужчина в «пятилетнем возрасте» шалит,

    играет детской саблей.

    Постгипнотическое внушение.

    Этот феномен находит своё выражение в различных актах, которые

    выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфические внушения

    гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реализуется испытуемым

    в постгипнотическом периоде автоматически, помимо его воли.

    Сомнамбулизм – глубочайшая стадия гипноза. Особенностью этой стадии

    является то, что внимание субъекта полностью локализуется на словах

    гипнолога, к которому проявляется повышенное доверие. В гипнотическом

    состоянии устанавливается раппорт – тесная связь и глубокая

    взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до

    состояния особой гипервнушаемости.

    Гипнотическое внушение автоматически приобретает статус убеждённости.

    Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией

    гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

    У многих складывается ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога

    и его возможности неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем

    гипнотик не является каким – то автоматом, проявляющим полную покорность.

    На самом деле, он в состоянии различным образом противодействовать

    требованиям гипнолога. Беспрепятственно выполняются только нейтральные для

    личности инструкции, т.к. они не противоречат основным чертам его

    характера.

    Даже в случаях глубокого транса испытуемого невозможно заставить

    совершить действия, которые не согласуются с его мировоззрением,

    ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует о

    сохранении контроля над гипнологической ситуацией.

    Гипноз является одним из самых долговечных методов лечения, выдержавшим

    испытание временем. В медицинской практике гипноз используется как

    релаксация, анестезия и анальгезия.

    Гипноз представляет собой гуманное средство воздействия на психику не

    только больных, но и здоровых. Гипнотические методы успешно исполняются во

    многих прикладных направлениях. Например, в спортивной психогигиене

    гипнотическое воздействие вводятся с целью регуляции психических состояний

    и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании с аутогенной тренировкой

    является эффективным средством ликвидации и профилактики неблагоприятных

    предстартовых состояний, восстановления работоспособности с помощью

    внушённого сна - отдыха.

    Вполне оправданно в настоящее время применение суггестивных воздействий

    в педагогическом процессе с целью формирования социально ценных установок.

    Важную роль играет в решении исследовательских задач как метод

    экспериментальной физиологии и психологии.

    Применение гипноза в лечебных целях

    Лечение внушения в гипнозе представляет собой один из важных методов

    психотерапии. Под психотерапией комплексное лечение воздействием на психику

    больного. Сюда относится и та беседа, которую ведёт врач любой

    специальности со своими больными, ставя своей целью рассеять излишние

    опасения за своё здоровьё, страх перед предстоящей операцией.

    Большое значение для успеха лечения имеет обстановка, которая окружает

    больного в лечебном учреждении: светлые, полные воздуха палаты, заботливое

    и внимательное отношение со стороны персонала.

    Словесное воздействие при правильном его использовании может

    превратиться в сильнейшее лечебное средство, а при неосторожном,

    непродуманном употреблении - принести больному существенный вред. Например,

    атрогенное заболевание (от греч. "atros" - врач и "genos" - происходящий) -

    разные замечания врача о тяжести болезненного состояния приводят к

    возникновению самостоятельного заболевания, проявляющегося в повышенной

    мнительности и страхах больного.

    Вредные последствия гипноза могут проявляться при частом

    гипнотизировании (вырабатывается склонность к аутогипнозу), а также при

    неправильно построенных формулах внушения. В этих случаях возможны

    спонтанные галлюцинации, постгипнотический бред.

    Постепенное выведение из гипноза также может явиться причиной плохого

    самочувствия (головные боли, сонливость).

    К противопоказаниям к гипнозу относят интоксикации с высокой

    температурой тела и спутанностью сознания.

    Осложнения в виде отдельных симптомов или истероидных реакций возникают

    только у больных с психологическими тенденциями по отношению к терапии.

    Роль внушения в социально-педагогической работе

    Внушение играет огромную роль в процессе воспитания.

    Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым,

    свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых

    указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию

    коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё

    плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль,

    по мнению В. М. Бехтерева, играет авторитет педагога, его личный пример и

    соблюдение меры внушающего воздействия. Он подчёркивал пользу приучения

    детей к критическому обсуждению усвоенного материала. В своей широко

    известной брошюре «Внушение и воспитание» В. М. Бехтерев указывал на

    достоинства самостоятельной работы школьников, которая делает ученика

    независимым от слепого восприятия слов учителя. Самостоятельной работа

    развивает в ученике самооценку, создаёт доверие к себе, что непосредственно

    влияет на формирование его характера.

    В. М. Бехтерев подчёркивал, что внушение необходимо применять во всех

    тех случаях, когда дурные привычки или другие ненормальные проявления

    укоренились в личности ученика. Внушение – это приём, который исправляет

    иногда даже очень тяжёлые и запущенные воспитателем случаи.

    Ссылаясь на авторитетные источники, В. М. Бехтерев считает, что в

    отдельных случаях возможно применение и гипноза для решения педагогических

    задач. Он приводит сообщение Берильона о преодолении у одного мальчика с

    помощью гипнотического внушения привычки к воровству.

    Предвосхищая данные будущих исследователей в области суггестопедии, В.

    М. Бехтерев считал, что педагогического эффекта можно добиться и не вводя

    ребёнка в состояние гипноза. Внушение даёт хороший результат, если

    проводить его в бодрствующем состоянии. Для такого воздействия достаточно

    предложить ученику закрыть глаза и затем провести внушение так же, как это

    делают, когда человек находится в состоянии гипноза.

    Среди различных дефектов, успешно устраняемых путём внушения, В. М.

    Бехтерев называет детскую ложь, курение табака, чрезмерную застенчивость,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.