МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

    2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений

    Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно

    жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить

    взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать

    себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с

    окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет

    возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, потому

    психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура

    семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту

    необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является

    осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее

    как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими

    для получения информации извне, что позволит семье действовать более

    эффективно. Психотерапевт должен помочь им использовать свои внутренние

    ресурсы и в тоже время задействовать внешние.

    3. Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения

    границ семьи

    Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о

    том, что расширенная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то,

    что она собой представляет как система с определенной предысторией и

    генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам

    семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими

    родственниками, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.

    Одной из задач психотерапии является лучшее понимание членами семьи ее

    предыстории. Нередко проблемные семьи характеризуются очень бедными связями

    с другими родственниками. Спрашивая членов таких семей об их отношениях с

    родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение

    многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены

    таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию

    членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может

    способствовать восстановление их связей с другими родственниками. При этом

    следует учитывать несколько моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с

    этими родственниками имеются определенные нерешенные проблемы, которые

    отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на

    взаимоотношения ее членов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов

    нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам разрешения старых

    проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять

    напряженность в отношениях членов нуклеарной семьи.

    В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и

    генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в

    установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи

    имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою

    генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение

    высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может

    использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить

    границы семьи.

    4. Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их

    представление о ее проблемах

    Одной из задач психотерапевта является помощь дисфункциональной семье

    осознать особенности функционирования путем определения общих

    закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При

    этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными

    понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особенностях своего

    поведения могут следующие понятия:

    • понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может

    ограничивать возможности ее членов;

    • понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными

    конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг

    друга;

    • понятие семейной лояльности и то, как она может препятствовать

    эффективному использованию членами семьи внешних ресурсов.

    Психотерапевт разъясняет членам семьи суть этих понятий, чтобы они

    имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как

    социальной системы.

    На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими

    понятиями может быть особенно полезным. Поскольку в этот период поведение

    членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся

    более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более

    спокойно и конструктивно.

    5. Использование юмора для снятия эмоционального напряжения

    Юмор — одно из наиболее эффективных средств психотерапевтической помощи

    семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной

    ситуации рассмеяться, это значит, что они уже на пути к ее разрешению.

    Способность использовать юмор как психотерапевтическое средство является

    качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует

    с осторожностью. Если психотерапевт пользуется им достаточно свободно, это

    помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.

    6. Использование понятия эмоциональных треугольников с целью

    реструктуризации семейной системы

    Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который

    утверждал, что треугольники являются обязательным элементам любой

    социальной системы. Когда система находится в состоянии напряжения,

    треугольники проявляются более активно. Начиная работать с семьей,

    психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом

    очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески

    пытаться включить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему

    определенную информацию, склоняя на ту или иную сторону. Как было сказано в

    третьей главе, психотерапевт должен осознавать, что сообщаемая членами

    семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними

    определенных отношений. Если психотерапевт умело пользуется треугольниками,

    он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в

    треугольник, специалист понимает, какую роль при этом играет. Когда один

    член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он

    включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации

    следующим образом:

    • позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым становясь

    частью треугольника;

    • задает рассказчику несколько вопросов с целью уточнения его

    собственной позиции и отношения к описываемым событиям;

    • предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и

    сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.

    Во всех случаях психотерапевт использует свое положение в качестве

    члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить

    взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать,

    что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить

    более эффективные способы взаимодействия.

    7. Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше

    определить свое положение в системе их отношений

    Этот принцип связан с использованием треугольников. Психотерапевт,

    общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою

    собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо

    сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить

    психотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддастся, то станет

    частью треугольника и утратит возможность эффективного воздействия на

    членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник,

    обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в

    своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы

    избегать своего включения в коалиции и альянсы, а также оценок одних членов

    семьи как правых или «здоровых», а других — как неправых или «больных».

    Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому

    восприятию друг друга и своих возможностей.

    8. Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам

    семьи прояснить свои отношения с окружающими

    Психотерапевт может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее

    членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе.

    Одновременно психотерапевт не должен давать каких-либо оценок семейной

    ситуации и поведения членов семьи, поскольку это будет способствовать их

    пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопросов, показав тем

    самым, что не готов делать какие-либо оценки и заключения. Работая с

    семьей, психотерапевт стремится получить как можно больше всевозможной

    информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во

    взаимоотношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление

    о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психотерапевту о

    себе различную информацию, члены семьи постепенно открываются для

    восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои собственные

    потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.

    9. Использование понятия энергии

    Использование этого понятия связано с исследованием функционирования

    семейной системы. Благодаря этим исследованиям было показано, что

    представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать

    вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в

    ходе сессии не желает вступать в контакт, психотерапевт может побуждать его

    к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.

    Улавливая «энергию» членов семьи, психотерапевт более успешно решает

    многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем

    самым показывая, что молчание является своеобразной формой участия в

    психотерапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член семьи через

    некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить,

    он понимает, что никакого смысла молчать больше нет. Данная закономерность

    хорошо проявляется в любом противостоянии. Если одна сторона «складывает

    оружие», другая также часто отказывается от продолжения конфликта. Если

    психотерапевт, общаясь с членами семьи, не обращает внимания на их защитные

    тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.

    Настраивание на энергию членов семьи является достаточно простым, но

    эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств

    гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи

    открыто выражать все эти чувства, тем самым помогая им по-новому взглянуть

    на свои переживания.

    10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи

    Во многих случаях психотерапевт обращает основное внимание на наименее

    функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы,

    ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный

    уровень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых

    функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень

    других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь

    выявить наиболее функциональных членов, то есть тех, которые наиболее

    гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно

    ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пытаюсь изменить

    структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на

    сессиях. Их присутствие благотворно сказывается на менее функциональных ее

    членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных

    членов семьи не позволяет семье воспользоваться имеющимися в ее

    распоряжении внутренними ресурсами.»

    Соблюдение десяти упомянутых принципов работы позволяет сделать процесс

    семейной психотерапии более динамичнйм.

    § 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

    Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно

    связан с предыдущими этапами. Если начальный и средний этапы семейной

    психотерапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда

    членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они

    осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию

    осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи

    предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.

    В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у

    членов семьи усиление тревоги, поскольку ими еще не были освоены новые

    способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут

    столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены

    семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том,

    что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной

    психотерапии членам семьи постепенно удается прийти к осознанию своих

    ресурсов, позволяющих решать как индивидуальные, так и общие задачи.

    Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завершения

    сессий.

    Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года,

    когда она проходит психотерапию. Первые три или четыре сессии члены семьи с

    большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем

    сопротивление психотерапии становится значительно меньше. Члены семьи

    быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг

    вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии.

    Это справедливо для всей последующей работы. По мере расширения границ

    семейной системы и осознания ее членами своих ресурсов участники сессий

    перестают считать психотерапию своим единственным спасением. Такой вывод

    является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи

    переходят от реактивной позиции к проактивной.

    Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии,

    когда члены семьи считают себя неспособными самостоятельно решить свои

    проблемы и поэтому нуждающимися в помощи со стороны. Постепенно их действия

    и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тревоги и страха. Они

    начинают ощущать в себе способность самостоятельно контролировать ситуацию

    и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других.

    Это свидетельствует о готовности семьи к завершению психотерапии. Предвидя

    ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.

    Психотерапевту необходимо помнить, что одной из главных задач семейной

    психотерапии является освоение членами семьи эффективных способов

    самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить

    помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им

    избавиться от абсолютно всех проблем и избежать возникновения новых. Задача

    состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть

    семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными

    стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно.

    Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не

    исключать их из собственной жизни.

    Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи

    возможность обменятся опытом участия в психотерапевтической работе. Очень

    важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели

    повысить свою способность к разрешению новых.

    На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению

    личной идентичности членов семьи. В случае появления в семье новых проблем,

    с которыми они не могут справиться, психотерапевт предоставляет возможность

    еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвести себе роль

    консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще

    прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится

    впечатление, что очередное обращение к специалисту воспринимается как

    свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь

    обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение

    будет расценено им вполне нормально.

    Завершающая сессия является и для психотерапевта, и для семьи очень

    существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический

    процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе

    работы. Существуют определенные случаи, когда психотерапевт решает не

    проводить заключительную сессию. Однако даже если семья преждевременно

    завершает психотерапию, Фримен обычно приглашает членов семьи прийти на

    последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты. Кроме

    того, это позволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы

    попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тогда, когда семья

    занимается с психотерапевтом в течение нескольких лет или, напротив, когда

    она посетила психотерапевта всего два или три раза. Начиная работу,

    целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она

    завершится, необходимо встретиться с психотерапевтом для объяснения причин,

    побудивших их завершить психотерапию.

    ЛИТЕРАТУРА

    Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.:

    (Серия «Практикум по психотерапии»).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.