Шпаргалка по психологии и педагогике
Шпаргалка по психологии и педагогике
1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.
Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а
также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о
закономерностях развития и функционирования психики как особой формы
жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о
психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и
их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)
использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)
быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:
человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,
сознание.
2. Основные этапы развития психологии.
«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о
душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном
употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально
он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых
душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек
легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в
17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в
себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность
человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая
экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г.
– лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В
20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг
которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об
объективных закономерностях проявления и механизмов психики.
3. Методы психологии.
Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность –
соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность –
это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при
многократном использовании данного метода. Существует несколько
классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. –
организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод
[многократное обследование одного и того же человека на протяжении
длительного времени], комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы
(наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент
[естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ
продуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя
количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы
(генетический и структурный анализ).
4. Психика: основные определения и структура.
(1) Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ
объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. (2) Психика –
совокупность психических явлений.
Психические явления
Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я
(познават., (темперамент, (состояния
эмоцион., характер, сознания,
волевые). мотивы,
эмоциональн.,
потребности,
волевые).
направленность).
Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в
динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич.
явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы:
активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.
5. Деятельность: понятие и структура.
Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человека
с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфические
черты деятельности: 1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознанной
целью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть –
внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека,
которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием =>
формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-ти
выступает как личность. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-
ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и
культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти
отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные
потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ
(побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и
определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый
результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-
ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённый
осознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.
6. Сознание: общая характеристика, виды.
Высшие психические функции – психич. процессы человека, преобразованные
под влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшая
форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание
– высший уровень психического отображения действительности, её
представленность в виде обобщенных образов и понятий. Без языка нет
сознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается у человека
только в первичных контактах. Главными образующими сознания являются
значения и мысли. Значение – содержание общего сознания, усеваемого
человеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядром
сознания является знание. Св-ва сознания: 1) активность, которая
обеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленность на предмет; 3)
способность к рефлексии ( способность сознания человека сосредотачиваться
на самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение и т.д.); 4)
мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6)
совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний:
сознание, предсознание, бессознательное, самосознание и т.д.
7. Бессознательное. Самосознание.
Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний,
обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта. В
бессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий,
невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личности
человека – те кач-ва, интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, но
которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и
психических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательное
содержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки,
описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольное
забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или
косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. –
относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью,
воображение (сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека по
З.Фрейду:
Супер-Эго
Я
хочу
Сознание, самосознание
Я МОГУ
Бессознательное
Я ХОЧУ
В психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное и
предсознание. Предсознание – психич. сознание человека, занимающее
промежуток между сознанием и бессознательным, характеризуется наличием
смутного осознания и отсутствием волевого контроля. Ид содержит
инстинктивные влечения и желания, соответствующие принципы удовольствия.
Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиям Ид и
окружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат. совести).
Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированию
характера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаёт
человеку свою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания,
которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным
фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себе
критически.
8. Ощущение: общая характеристика, виды.
Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение –
элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение
живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических
явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособлены
для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-
раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы
анализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-
рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,
центр. отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;
корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных
импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По
качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,
боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение
тела в пространстве: равновесие и т.д.) - обычно не осознаются.
Интероцептивные (сигналы из внутр. органов). Экстероцептивные (информация
из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные
(контактные) и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий
специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность,
результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода.
Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами
в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения
обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,
величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний –
максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать
анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва
заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен
воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности
(субсенсорные). Латентный период – время, проходящее между началом
действия раздражителя и появлением ощущения.
9. Восприятие: типы, свойства.
Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации,
поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я
процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с
ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1)
апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, от
особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в
восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во
восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как
относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность –
воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений
обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем.
6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по
сравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может
трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-
ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к
определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и
проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)
Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и
неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные
– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.
Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без
реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –
аффективные, вербальные, передолические).
10. Внимание: основные свойства и виды.
Внимание – процесс сознательного или бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование
другой. Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в
течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте,
предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2)
Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени
концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.
3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного
вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид
невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и
произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя
сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность
рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять
несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5)
Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством
информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания
человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.
11. Виды мышления. Мыслительный процесс.
Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно
нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием
действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль,
идея. Основные виды мышления: 1) Теоретическое понятийное мышление –
мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к
понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при
помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от
понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для
решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.
3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно
связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без
него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к
действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление –
сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную
деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным
решением задачи в данном случае являются правильные действия с
соответствующими предметами. Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в
объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений.
2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3)
Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование –
мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение
частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация –
выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс
разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль,
выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.
процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.
вывода из суждений и понятий.
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и
забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти:
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует
несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление
памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах
запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае
выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины
только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной
информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2)
кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка
времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ
воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в
течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких
секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется
задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной
задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной
памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение
практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища
долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз
без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе,
передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую
невозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случае
говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к
воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и
сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных
движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех
видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у
человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда
и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая
память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к
удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и
самосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольную
и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное
кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных,
Страницы: 1, 2
|