МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

    В 80-х годах по Москве, пребывающей в состоянии дефицита, прокатилась волна

    мошенничеств. К иногородним людям, приезжающим в Москву с большими суммами

    наличных денег в надежде «достать» мотоцикл, машину, ковер, бытовую технику

    и томящимся в бесконечных очередях, подходили изящные, уверенные люди в

    хорошей одежде (или спецодежде магазина) и с достоинством предлагали помощь

    в приобретении товара за соответствующую мзду. После согласия горе-

    покупателей они забирали деньги и спокойно скрывались за дверями «Служебный

    вход». Естественно, что ни их, ни денег горе-покупатель больше не видел.

    Когда в милиции им задавали вопрос: «Как же вы могли отдать деньги

    неизвестно кому?», пострадавшие пожимали плечами, поминали гипноз и всякую

    магию. Однако дело здесь не в магии, а в социально-психологическом

    «фокусе», который выкидывает с неуверенным человеком фактор превосходства.

    Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно

    привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне

    приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них

    психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах Бершайда и

    Уостера показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как

    более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины

    склонны считать более заботливыми и порядочными. Согласитесь,

    экспериментальные данные в чем-то противоречат расхожим идеям, которые

    распространены в бытовом сознании: красивые женщины и (особенно) мужчины

    чаще всего эгоистичны и не очень умны. Видимо, наши естественные

    психологические реакции на физическую привлекательность расходятся с тем,

    что мы же вещаем от имени «народной мудрости».

    И еще один интересный момент. Имеют ли такие приписывания под собой

    основания? Может быть, естественная реакция мудра, а так называемая вековая

    мудрость завистлива? Вот мнение по этому поводу известного исследователя

    М. Снайдера: «...люди с привлекательной внешностью могут на самом деле

    начать вести себя дружелюбно, мило и общительно, но не обязательно потому,

    что они обладают такими чертами личности, а потому что поведение других

    порождает и поддерживает формы поведения, которые считаются проявлением

    этих черт». Итак, применяя схему, содержащую ошибку по фактору

    привлекательности, наблюдатель может считать себя очень прозорливым, так

    как своим отношением к симпатичному человеку стимулировал его к проявлению

    разных положительных черт, которыми он по сути своей не обладает.

    Третья схема восприятия партнера запускается его сходством с наблюдаемым.

    Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо

    относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен

    оценивать выше и по прочим психологическим показателям. Иначе говоря, люди,

    близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие,

    противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены

    самые знаменитые приемы манипулятивного общения, например, «правило трех

    «да»: если человек в разговоре три раза подряд ответил на вопросы «да»

    (пусть самые простые), ты можешь рассчитывать на его большую

    благосклонность при решении принципиальных вопросов. На этом же построена и

    замечательная универсальная формула взаимопомощи и сотрудничества Маугли:

    «Мы с тобой одной крови, ты и я».

    Стереотипизация

    Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо

    явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной

    социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о

    воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.

    Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная

    группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов,

    привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация

    — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет

    быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать

    социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно,

    прогнозируемым.

    Таким образом, селекция, ограничение, категоризация огромной массы

    социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, — когнитивная

    основа стереотипизации. Оценочная поляризация в пользу своей группы, дающая

    человеку чувство принадлежности и защищенности, — мотивационная основа

    этого механизма. Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из

    которых реализуются на индивидуальном уровне, две — на групповом.

    Значение стереотипа на индивидуальном уровне:

    — селекция социальной информации;

    — создание и поддержание положительного «Я-образа».

    На групповом уровне:

    — формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и

    оправдывающей поведение группы;

    — создание и поддержание положительного «Мы-образа».

    Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными

    ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял

    перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но

    социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется

    значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип

    начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы

    с другими, данного человека — с другими людьми.

    При своем рождении групповые стереотипы часто проходят стадию, связанную с

    закономерностью формирования «социальных местоимений»: «они — мы — я».

    Конкретно, вначале именно другая группа (та, по отношению к которой

    формируется стереотип) имеет качественную определенность. Своя же группа

    дословно определяется как «та, которая не...», то есть через отрицание.

    Лишь позднее возникают собственные качества, не обязательно построенные по

    принципу «наоборот».

    В бытовом сознании существует два устойчивых мифа, связанных со

    стереотипами.

    Первый миф. Стереотип рассматривается как система представлений о другой

    группе, содержащая в основном негативные, враждебные характеристики и

    отношения. Это не соответствует действительности. Стереотипы возникают как

    ответ на реальные взаимоотношения групп. Они насыщаются (иногда в

    преувеличенном виде) теми эмоциями, которые характерны для этих отношений.

    В одном случае тенденция субъективно увеличивать различия между группами

    может быть сведена практически к нулю, — тогда возникают симпатичные,

    привлекательные образы других групп, возможно, с оттенком безобидной

    иронии. В другом случае история взаимоотношений отражается в стереотипе в

    виде злого сарказма, унизительных характеристик другой группы.

    Второй миф связан с восприятием стереотипа как искаженного, догматичного

    приема социального познания. «Ты мыслишь стереотипно» — этой фразой

    подчеркивают скудость, бесперспективность умственных построений

    собеседника. Оценочное отношение к стереотипу как таковому противоречит его

    природе. Стереотипизация — это механизм, он всегда есть там, где происходит

    социальное взаимодействие. Он не может быть хорошим или плохим. Другое

    дело, что его возможности локальны, ограничены зоной действия ситуации

    межгруппового, ролевого восприятия. Перенос стереотипов в ситуации

    межличностного понимания, подмена им более тонких механизмов настройки на

    другого человека искажают восприятие, разрушают общение и взаимодействие. У

    стереотипа есть своя «экологическая ниша», своя разрешающая способность.

    Целые области человеческих отношений — вне его компетенции, например

    воспитательные.

    Мы обратимся к анализу педагогических стереотипов чуть ниже. Сейчас обсудим

    еще два механизма межгруппового восприятия, которые по своей сути являются

    частным случаем стереотипизации.

    Физиогномическая редукция

    По своей сути — это попытка судить о внутренних психологических

    особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на

    основе типичных для его группы черт внешности. Очень активно этот механизм

    работает в области межэтнических отношений: «Фиксирую у человека типичные

    этнические черты — накладываю на него стереотипный образ представителя

    данного этноса — строю свое поведение определенным образом». В простейших

    ситуациях социального взаимодействия этот механизм работает весьма успешно.

    Внутригрупповой фаворитизм

    Тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с

    представителями других групп. То есть «наши» всегда лучше «ненаших».

    Поэтому в чужом городе люди так радуются землякам, в чужой стране —

    соотечественникам. Не всегда, скажете вы. И будете правы. Фаворитизм присущ

    не всем группам, а только сильным, благополучно развивающимся, с позитивной

    системой внутригрупповых ценностей, мощными силами сплочения. Группам,

    переживающим времена конфликта, распада, переструктурирования целей и

    ценностей, может быть не до фаворитизма.

    Более того, в них может возникнуть явление противоположного характера:

    тенденция благоприятствовать в оценке членам другой группы. Первое

    характерно для ситуаций, когда большая, экспансивно настроенная группа

    претендует на распространение своего влияния среди членов слабой группы.

    Так происходит с некоторыми малыми народами мира, в том числе России.

    Второе характерно в тех случая, когда ослабляются внутренние центробежные

    силы, превращающие группу в целое: общие цели, ценности, нормы. Похоже, что

    через это состояние прошла или еще проходит и наша страна.

    Стереотип ожидания и его педагогические варианты

    Обратимся к мнению М. Снайдера: «Стереотипы могут создавать собственную

    реальность. Они направляют социальное взаимодействие в такое русло, что

    стереотипно воспринимаемый индивид начинает своим поведением подтверждать

    стереотипные впечатления о себе другого человека». Стереотип, способный

    порождать новую реальность, получил общее название «стереотип ожидания».

    Есть у него и другие названия, больше известные в педагогической

    психологии: «самоактуализирующееся пророчество» (Р. Бернс), «эффект

    Пигмалиона». Механизм, обеспечивающий работу этого стереотипа, заложен в

    сам процесс социальной перцепции: наблюдатель на основе своих

    «перцептивных» изысканий формирует собственную стратегию поведения по

    отношению к наблюдаемому и реализует ее. Наблюдаемый, строя собственное

    поведение, отталкивается от этой стратегии, а следовательно, и от

    субъективного мнения о нем, которое сложилось в голове наблюдателя. Если

    наблюдатель — авторитетный человек, наблюдаемый будет стараться вписаться в

    ту модель поведения, которую ему предложили. «Пророчество» (субъективная

    оценка, сделанная наблюдателем) начнет действовать.

    Посмотрим, как работает стереотип ожидания в области воспитательных

    отношений.

    Кстати, педагогическая профессия в целом относится к «рискованной», с точки

    зрения стереотипизации представлений о самом себе и учениках, деятельности.

    Вещание «вечных» истин, возможность опереться на авторитет — все это

    создает питательную среду для развития стереотипов. Один из важнейших

    результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании

    учителя образа идеального ученика. Это такой ученик, который поддерживает

    учителя в роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к

    сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих

    на этот идеал, учитель воспринимает не только как «хороших» учеников, но и

    в целом как хороших людей, приятных во всех отношениях. Дети, подходящие

    под противоположный образ — «плохих» учеников, воспринимаются в целом как

    безразличные, агрессивные, как источники отрицательных эмоций.

    Что же дальше? Ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и

    в самом деле начинают определять его реальные достижения. Связано это не

    только с необъективностью учителей, ставших жертвой собственных

    стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется

    самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети

    обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе

    только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых»,

    «неуравновешенных», «неспособных». То есть обратная связь от учителей к

    ученику, имеющая форму ожиданий, срабатывает, по словам Р. Бернса, как

    «самоактуализирующееся пророчество». Это легко показать на примерах.

    В одном из экспериментов Паларди выявлял мнения учителей первых классов о

    темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Были выделены группа

    учителей, считавших, что здесь нет половых различий, и группа учителей,

    считавших, что мальчики хуже усваивают такие навыки. Замеры, проведенные

    через год, показали, что в классах учителей первой группы различий в

    качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей

    второй группы мальчики в целом существенно отставали от девочек.

    Экспериментально доказано, что стереотип ожидания может формироваться не

    только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических

    концепций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследования Гарвуда

    показали: дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более

    позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими

    имена, не принимаемые педагогом.

    Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического

    процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и

    ожиданиях учителя, но и весьма активно в его поведении.

    Рассмотрим проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

    1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. «Хороших»

    учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику

    учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что

    ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс:

    объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше

    времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя,

    подверженного «стереотипу ожидания», ситуация субъективно

    переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю

    учебного времени на отстающих.

    2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно

    для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить

    свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно «плохого»

    ученика.

    3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и

    неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием

    обобщений типа: «Опять не выучил», «Как всегда, ты...» и т. д.

    В целом стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в

    отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные

    ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе

    данный стереотип работает эффективнее и последовательнее. В целом три

    фактора определяют результат влияния на ребенка стереотипа ожидания:

    — представление учителя о способностях ученика;

    — представление самого школьника о своих возможностях;

    — значимость мнения учителя для школьника.

    Соответственно можно ждать результатов в тех случаях, когда учитель

    авторитетен для ребенка, когда он и сам ученик высокого мнения об учебных

    возможностях. А также в тех, когда учитель крайне низкого мнения о

    способностях ребенка, а у последнего уже не находится слов для

    самоподдержки. Из сказанного понятно, что особенно мощно и губительно

    стереотип ожидания может работать в начальной школе.

    Обратимся теперь к другой ситуации социального познания — диалогической,

    предполагающей и восприятие и понимание партнерами друг друга.

    Идентификация

    Идентификация — уподобление себя другому. Это попытка понять состояние,

    настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его

    место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от

    собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его

    нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как,

    по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

    Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе

    развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда

    она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для

    него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

    Эмпатия

    Эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого

    человека. Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э.

    Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин, который в том числе

    означает:

    — психический процесс, позволяющий человеку понять переживания другого

    человека, — эмпатия как механизм познания;

    — деятельность человека, которая позволяет особым образом строить

    общение, — эмпатия как особый вид внимания к другому человеку;

    — способность, свойство личности — эмпатия как характеристика

    человека, точнее можно сказать — «эмпатийность».

    Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в

    душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

    Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить

    себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько

    он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение

    имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, потому что трудно

    вообразить чувство другого, которое сам никогда не испытывал. Таким

    образом, в определенном смысле эмпатия — это способность делать вывод по

    аналогии, хотя подобное определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос

    природе этого феномена.

    Р. Бернс в своей книге приводит потенциальные характеристики человека,

    способного к эмпатии:

    — проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;

    — способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего

    подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир;

    — готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека,

    чтобы достичь еще большего понимания того, что происходит с человеком.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.