Роль семьи в обществе
Роль семьи в обществе
Министерство образования Российской Федерации
Костромской Государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕФЕРАТ
Роль семьи в обществе
Выполнил: студент
физико-математического факультета
II курса, 5 группы
Зобов Артем Юрьевич
Принял:
Травин Илья Валерьевич
Кострома, 2002 г.
План:
1. Введение 3
2. Современная семья 5
3. Семейное воспитание 7
4. Социализирующие функции семьи 8
5. Репродуктивная функция 10
6. Хозяйственно-потребительская функция 11
7. Восстановительная функция 12
8. Роль семьи в нравственном воспитании 12
9. Заключение 15
10. Список литературы: 17
11. Приложение 1. 18
Введение
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь
государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических
преобразований, направленных на построение правового, демократического
общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого
проживающего в нем человека.
Увы, граждане России оказались не готовы жить в новых социально-
экономических условиях, т.к. их этому никто не учил. Для каждого человека
принципы преодоления проблем свои и должны базироваться на личностных
факторах, которые, в свою очередь, каждый из нас должен научиться
реализовывать с учетом спроса и предложений на рынке труда. Реформы в
стране проходят очень болезненно, а экономический базис только формируется.
Нельзя насладиться вкусовыми качествами плода, если он еще не созрел. Хотим
мы этого или нет, но подождать придется, пока экономика России наберет свою
мощь, а мы тем временем будем учиться работать в новых условиях.
На протяжении десятилетий наблюдалось нравственно-духовное истощение
граждан России. Черный след тянется из прошлого и разрастается, затрагивая
самое дорогое для каждой семьи, - детей. Два миллиона беспризорников,
триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи
и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка - это
прежде всего проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они
неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не
должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая
деградация человека и отсутствие законодательной базы, обеспечивающей
защиту интересов семьи и ребенка, влекут за собой весьма грустные
последствия для общества в целом.
Проблемы семьи и детей - это проблемы общества. Прогрессивная
общественность должна объединить свои усилия в решении столь серьезной
задачи и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка.
Поскольку роль семьи в обществе можно свести к разъяснению функций семьи,
то в своем реферате я рассмотрю основные из, а также укажу значение каждой
для современного общества.
Современная семья
Классическим примером простого социального института является институт
семьи.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором
сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и
которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую
социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных
человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются
основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью
каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов
поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и
детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она
являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей,
качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это
следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников,
или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная;
однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в
жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость
родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища,
особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен
не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее -
коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения
детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все
более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их
привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети
становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально,
не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.
Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений
- родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило,
живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно
пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость
этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие,
вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями -
сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и
«женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов)
сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее
руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и
глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их
уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не
могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей.
Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более
высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть
свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми
среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их
времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто
не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности
родителей.
Семейное воспитание
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиватю
ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то,
чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших
представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда
характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в
ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие
обоих родителей или одного из них, сиблингов -братьев и(или) сестер,
близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек,
теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими
характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер,
уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные
ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.
Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их
воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит
мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут
дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни,
репетиторов и домашних учителей, гувернеров.
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи,
их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п.,
влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру,
содержанию и по характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим
гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое,
интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование
отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли
знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на
достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-
ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не
обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье,
например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость,
нетерпимость и т. п.).
Социализирующие функции семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли. всегда окажется, что
решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет
семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие
человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль,
которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В
детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается
ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции
уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В
первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет
необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок
-усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных
характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки,
вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими
свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в
этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах,
помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка
(американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте
умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных
семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей,
подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех
этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов
сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты
культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к
самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком
социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им
семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности,
исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье
детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым
не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы,
связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со
своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации
человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также
определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития
человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или
осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают
искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся
обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой
саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы
того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким
содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так,
социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и
результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в
состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют
правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в
полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости,
приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от
брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX
в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров,
проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует,
но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня
распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях -
родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют
из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления
дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и
государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и
результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом,
уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.),
ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),
стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально
контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно
небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик
- от 20 до 60%).
Репродуктивная функция
Включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е.
принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве
населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем
сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.
Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не
всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,
состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей
численности и по статистике для воспроизводства населения России надо,
чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине
преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с
позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с
патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на
данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть
позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция
Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего
хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема
женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт
общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются
отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не
исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция
Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и
отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи
вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого
требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение
режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Страницы: 1, 2
|