МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

    Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента

    г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений

    Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.

    I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования

    был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.

    Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается

    противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо

    учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных

    курсов, факультетов и специальностей.

    В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование

    мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития

    личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые

    мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их

    основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего

    периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в

    качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания,

    осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как

    ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам

    структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об

    уровне сформированности личности.

    . В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей

    системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное

    формирование специальных способностей с другой.

    . Для студенческого возраста характерно стремление к социальному

    сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые

    определяются объективными условиями и ценностными ориентациями

    личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего

    образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие

    жизненные условия и материальную обеспеченность.

    . В период студенчества отмечается общая направленность студентов на

    свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой

    направленности их личности. У них формируется собственное нравственное

    мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой

    системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений

    окружающих.

    . Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем,

    насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

    . В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является

    общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим

    видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении

    происходят основные новообразования.

    II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного

    лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса,

    факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№

    девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время

    проведения – октябрь 1999 год.

    Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири,

    тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных

    ценностей (ОТеЦ)».

    III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для

    студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого

    положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой

    профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена

    довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих

    взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении,

    стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для

    многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

    Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание

    мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству,

    престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса

    является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений,

    включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями,

    отношения в семье.

    . Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для

    развития чувства собственной значимости и положительного отношения к

    себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального

    благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и

    низкой социальной защищенностью студентов.

    . Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%),

    т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом

    виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером

    учебной деятельности студентов.

    . Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность

    в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их

    стремлении к независимости от других и желании сохранить

    неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и

    убеждений.

    . Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того

    значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты

    редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь

    является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их

    гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая

    жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.

    Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается,

    прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей

    ситуацией их личностного развития и деятельности.

    Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты

    обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать

    направление других видов психологического сопровождения учебного процесса,

    но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.

    Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно

    представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом,

    как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая

    область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со

    столь разных сторон, как к психологии мотивации[1]».

    Проведенный анализ показал:

    1. Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной

    сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.

    2. Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных смыслах;

    проблема мотивации не имеет однозначного решения.

    3. Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком,

    объединяющие разные исследования мотивационной сферы.

    4. Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином

    обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические

    влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и

    идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных

    переменных или компонентов.

    5. Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами

    существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно

    тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в

    деятельности.

    6. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное,

    многоуровневое динамическое образование.

    7. Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в

    постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их

    соотношений.

    Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам

    как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе;

    разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и

    физические перегрузки

    Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов,

    определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,

    -----------------------

    [1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред.

    Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.