Психология и ее предмет
Психология и ее предмет
Казанская государственная академия культуры и
искусств
Факультет: Экономика и управление социально-культурной
деятельности.
Контрольная работа по общей психологии
Тема: Психология и ее предмет
выполнила: Хафизова
А.И.
гр. № 015
проверил :
Казань 2002
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Структура психологической науки . . . . . . 2 - 6
2. Методы психологического исследования . . . 6 -11
3. категория сознания . . . . . . . 12 - 13
4. общее представление о деятельности . . . . . . . 13 - 18
5. категория личности . . . . . . . . 18 - 21
6. внимание . . . . . . . . 21 - 24
7. Ощущения . . . . . . . . 24 - 26
8. восприятие . . . . . . 26 - 27
9. память . . . . . . . . 28 - 31
10. мышление . . . . . . 31 - 34
11. воображение . . . . . . . 34 - 35
12. воля . . . . . . . . . 35 - 37
13. темперамент . . . . . . . . 37 - 39
14. характер . . . . . . . . 40 - 41
15. способности . . . . . . . . 41 - 43
литература . . . . . . . 44
психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают
ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию
знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система
жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она
представлена ему в виде собственных ощущений, образов,
представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у
самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI
вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась
изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е.
таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном
сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,
сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в
себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и
деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех
явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.
В этой связи название «психология» отчасти утратило свой
первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только
к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым
человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся
веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной
областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего,
психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и
восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь,
человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными
процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,
непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют
психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число
потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,
склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология
изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от
психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и
развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных
процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с
целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных
потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы
понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому
понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека,
особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до
конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни
человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и
обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также
поэтому составляют предмет современных психологических
исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и
деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в
действительности они тесно связаны друг с другом и составляют
единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с
одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его
индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых
строится и по которым функционирует общество. В последнем случае
исследуется зависимость психики и поведения человека от места,
занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы,
строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений,
складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той
социальной роли, которую он играет в обществе, от видов
деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых
психологией, входят и отношения между людьми в различных
человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы
явлений, которые изучает современная психология.
Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены
примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие
явления.
Таблица 1
|№ |Явления, изучаемые |Понятия, характеризующие эти явления |
|п/п |психологией | |
| |Процессы: индивидуальные,|Воображение, воспоминание, восприятие, забывание,|
| | | |
| |внутренние (психические) |запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция,|
| | | |
| | |мотивация, мышление, научение, обобщение, |
| | |ощущение, |
| | |память, персонализация, повторение, |
| | |представление, |
| | |привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, |
| | |самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, |
| | |самоконтроль, самоопределение, творчество, |
| | |узнавание, |
| | |умозаключение, усвоение. |
| |Состояния: |Адаптация, аффект, влечение, внимание, |
| |индивидуальные, |возбуждение, галлюцинация, гипноз, |
| |внутренние (психические) |деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, |
| | |любовь, меланхолия, мотивация, намерение, |
| | |напряженность, настроение, образ, отчуждение, |
| | |переживание, понимание, потребность, |
| | |рассеянность, самоактуализация, самообладание, |
| | |склонность, страсть, стремление, стресс, стыл, |
| | |темперамент, тревожность, убежденность, уровень |
| | |притязаний, усталость, установка, утомление, |
| | |фрустракция, чувство, эйфория, эмоция. |
| |Свойства |Иллюзии, константность, воля, задатки, |
| |индивидуальные, |индивидуальность, комплекс неполноценности,|
| |внутренние (психические) |личность, одаренность, предрассудок, |
| | |работоспособность, решительность, |
| | |ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, |
| | |характер, эгоцентризм. |
| |Процессы: |Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, |
| |индивидуальные, |мимика, навык, подражание, поступок, реакция, |
| |внешние (поведенческие) |упражнение. |
| |Свойства: |Авторитетность, внушаемость, гениальность, |
| |индивидуальные, |настойчивость, обучаемость, одаренность, |
| |внешние (поведенческие) |организованность, темперамент, трудолюбие, |
| | |фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. |
| |Процессы: групповые, |Идентификация, коммуникация, конформность, |
| |внутренние |общение, межличностное восприятие, межличностные |
| | |отношения, формирование групповых |
| | |норм. |
| |Состояния: групповые, |Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, |
| |внутренние |психологический климат |
| |Свойства: групповые, |Совместимость, стиль лидерства, соперничество, |
| |внешние |сотрудничество, эффективность деятельности |
| | |группы. |
| |Процессы: групповые, |Межгрупповые отношения |
| |внешние | |
| |Состояния: групповые, |Паника, открытость группы, закрытость |
| |внешние |группы. |
| |Свойства: групповые, |Организованность. |
| |внешние | |
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма
разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей,
представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся
направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то
обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук
продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-
либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной
науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные,
общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли
психологических наук имеют общее значение для понимания и
объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они
и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны
давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют
психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти
знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются
на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково
важные для развития всех без исключения научных направлений, а
специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для
познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и
специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные
процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения,
восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С
помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию
о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки
человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки,
мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и
практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую
психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию,
возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую
психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую
психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и
поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология
выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки
и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия
представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также
изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе
взятые являются научной основой для понимания законов психического
развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения,
явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг
с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в
ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы
для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с
обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на
обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей
разного возраста.
Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а
также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и
поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки —
объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать
методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там,
где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе
педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в
психологической помощи. Юридическая психология рассматривает
усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна
для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы
психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так
как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в
курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том
материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако
то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая
психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка
материалов из различных областей психологической науки, имеющих
значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно,
составляют общепсихологические знания.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью
которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее
для построения научных теорий и выработки практических
рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов
исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро
и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и
использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в
методах других наук. Там где это удается сделать, обычно
наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны
и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на
протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно
зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со
временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.
Это — методы философии и социологии, математики и физики,
информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и
истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология
начиная со второй половины прошлого века выделилась в
самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента
психологические знания получали в основном путем самонаблюдения
(интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением
других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных
фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они
послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих
сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и
сложность явились причиной того, что психология долгое время
оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной
предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи,
существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем
из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически
оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически
полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления
было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и
измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|