Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков
Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности развития когнитивного компонента самосознания
у подростков………………………………6
1. Понятие «самосознание». Его формирование.
Структура…………………………………………………………………………………………-
2. Особенности самосознания у подростков……………11
3. Когнитивный компонент самосознания……………………20
4. Когнитивные изменения в подростковом
возрасте…………………………………………………………………………………………23
5. Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом
возрасте…………………………25
ГЛАВА 2. Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания
подростка…………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ:
Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к
себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось
вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что
высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами
Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии,
обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил
феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947
году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией
с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949
году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется
«Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи
формирования идентичности [23].
Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем,
взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с
успехами в учебе и т. д.
Сейчас одним из важнейших аспектов данной проблемы является вопрос об
изменении самосознания: возможно оно или нет. Большое значение также
придается формированию идентичности.
Объектом данной работы будут являться подростки, предметом – их
самосознание, а именно, его когнитивный компонент.
Цель: рассмотреть особенности развития когнитивного компонента
самосознания подростка.
Задачи:
дать определение понятию «самосознание»;
рассмотреть различные точки зрения на самосознание личности и его
структурные компоненты;
рассмотреть формирование самосознания;
рассмотреть структуру самосознания;
выявить особенности самосознания у подростков;
сравнить самосознание подростков с самосознанием средних школьников и
юношей;
рассмотреть когнитивный компонент самосознания;
определить когнитивные изменения в подростковом возрасте;
рассмотреть информационный подход к когнитивному развитию в
подростковом возрасте;
дать определение понятию «психологическое консультирование»;
определить цели и задачи психоконсультирования;
рассмотреть особенности консультирования подростков (в вопросах
самосознания).
Гипотеза: мы считаем, что психоконсультирование предполагает изменение
когнитивного компонента самосознания подростка в необходимую
сторону.
ГЛАВА 1.
Особенности развития когнитивного компонента самосознания у
подростков.
1.1. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура.
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное
когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения
о себе. Самосознание – отношение личности к себе.
В истории философии и психологии изложены различные точки зрения
относительно самосознания личности, его структурных компонентов,
которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И.
Чесноковой и др.
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-
концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности,
социальной значимости [20].
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей
личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы
осознаем также несоответствие наших физических и психических
возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания
считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии
с социально-нравственными требованиями общества и сознательное
использование психологических закономерностей своей личности для
наиболее успешного преобразования природы и общества.
Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его
структурные компоненты в виде:
осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
познавательные когнитивные представления о себе;
эмоциональное, чувственное представление о себе [28].
Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова,
обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве
одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание
самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-
ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности
[31].
Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался
Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим
единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [25]. В
связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо
различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я),
аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и
поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития,
однако тесно взаимосвязаны.
Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать
целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований
самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в
данном направлении.
При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает
осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других
особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще
в раннем детстве.
К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования,
в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он
отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я»,
необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса.
Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта
ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью
удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации
(стремление развития своих способностей с целью поддержания самого
себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория
различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как
реальное организмическое «Я». Я-концепция людей – это их восприятие
самих себя, которое не всегда соответствует их собственному
переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция
формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди
разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые
имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-
концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и
изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с
восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение
других, чем собственный организмический оценочный процесс, Роджерс
назвал условиями ценности [17]. Таким образом, согласно личностно-
ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки:
организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия
ценности).
Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно
до достижения подростком стадии формальных операций в своем
когнитивном развитии [23]. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после
12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения
логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания.
Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить
планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т.
д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о
себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами
делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности.
Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе,
а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки
ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто
сравнивают себя с ними.
Подростковый возраст – это не только период физического становления,
но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является
построение теории самого себя.
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция.
Выделяют 6 различных Я:
реальное Я человека;
собственное Я в представлении самого человека;
его Я в представлении других людей;
представления человека о том, что о нем думают другие;
представления о том, каким ему хотелось бы стать;
представления о том, каким его хотели бы видеть другие.
Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:
1) общая Я-концепция – представление о своей личности и восприятие
своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:
2) индивидуальные временные или переходные Я-концепции – концепции,
зависящие от настроения, ситуации и т. п.;
3) социальная Я-концепция – представление о том, что о человеке думают
другие люди;
4) идеальная Я-концепция – то, каким подросток хотел бы стать.
Эти представления могут быть заниженными, завышенными или
реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя,
психическому здоровью, достижению целей [23].
Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к
себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе,
сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.
1.2. Особенности самосознания у подростков.
Психологические исследования становления Я-концепции человека в
процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде
всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов -
какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и
критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое
умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его
достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры
образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной
сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости
(стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а
также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный
возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости,
имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов
Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-
психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей
внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела,
принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с
ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь
другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные
качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с
окружающими.
Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность
элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к
старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе
больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки -
больше, чем дети. Считается, что способность старших подростков
реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом
возрасте более фундаментальной когнитивной способности -
абстрагирования.
Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя
последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но
несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые
самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они
группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако
неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с
внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных
противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего
развития. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши
подчеркивают именно свою противоречивость, например: «Я в своем
представлении - гений + ничтожество».
Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она,
как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с
возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от
случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом возрасте
самооценки иногда меняются очень резко.
Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь
также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости
человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от
окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится
одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое
поведение. Однако с изменением содержания образа Я существенно
меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых
личность сосредоточивает внимание. В подростковом возрасте масштаб
самооценок заметно укрупняется: «внутренние» качества осознаются позже
«внешних», зато старшие придают им большее значение. Повышение степени
осознанности своих переживаний нередко сопровождается также
гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.
Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством
И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего
юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции
происходят существенные изменения, характеризующие переход
самосознания на новый более высокий уровень [22].
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества
используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в
их использовании; повышение уровня избирательности,
последовательности, сложности и системности этой информации;
использование более тонких оценок и связей; рост способности
анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о
точном изложении материала, желание сделать его убедительным.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик,
которые становятся более обобщенными, дифференцированными и
соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем
юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический
характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия
от остальных людей.
Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом
«мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с
этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются
старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-
мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и
жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого
человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую
общительность, но большую искренность, справедливость и верность.
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности
с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального
начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит
он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда -
напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы
одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир
другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически
предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с
окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я,
обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей
субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии
другого человека психологизация описания после 15 лет резко
увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в
том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих
на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они
ощущают свой рост, взросление.
В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие
двух уровней самопознания: низшего – «Я и другой человек» - и высшего
- «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего
поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его
детерминирует» [31].
Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному
разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно
взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его
формирование в подростковом возрасте напрямую связан как с
эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с
поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.
В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня
Страницы: 1, 2
|