МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков

    Психологические собенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3

    ГЛАВА 1. Особенности развития когнитивного компонента самосознания

    у подростков………………………………6

    1. Понятие «самосознание». Его формирование.

    Структура…………………………………………………………………………………………-

    2. Особенности самосознания у подростков……………11

    3. Когнитивный компонент самосознания……………………20

    4. Когнитивные изменения в подростковом

    возрасте…………………………………………………………………………………………23

    5. Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом

    возрасте…………………………25

    ГЛАВА 2. Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания

    подростка…………………………………28

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………32

    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………33

    ВВЕДЕНИЕ:

    Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к

    себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось

    вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что

    высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами

    Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии,

    обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил

    феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947

    году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией

    с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949

    году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется

    «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи

    формирования идентичности [23].

    Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем,

    взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с

    успехами в учебе и т. д.

    Сейчас одним из важнейших аспектов данной проблемы является вопрос об

    изменении самосознания: возможно оно или нет. Большое значение также

    придается формированию идентичности.

    Объектом данной работы будут являться подростки, предметом – их

    самосознание, а именно, его когнитивный компонент.

    Цель: рассмотреть особенности развития когнитивного компонента

    самосознания подростка.

    Задачи:

    дать определение понятию «самосознание»;

    рассмотреть различные точки зрения на самосознание личности и его

    структурные компоненты;

    рассмотреть формирование самосознания;

    рассмотреть структуру самосознания;

    выявить особенности самосознания у подростков;

    сравнить самосознание подростков с самосознанием средних школьников и

    юношей;

    рассмотреть когнитивный компонент самосознания;

    определить когнитивные изменения в подростковом возрасте;

    рассмотреть информационный подход к когнитивному развитию в

    подростковом возрасте;

    дать определение понятию «психологическое консультирование»;

    определить цели и задачи психоконсультирования;

    рассмотреть особенности консультирования подростков (в вопросах

    самосознания).

    Гипотеза: мы считаем, что психоконсультирование предполагает изменение

    когнитивного компонента самосознания подростка в необходимую

    сторону.

    ГЛАВА 1.

    Особенности развития когнитивного компонента самосознания у

    подростков.

    1.1. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура.

    Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное

    когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения

    о себе. Самосознание – отношение личности к себе.

    В истории философии и психологии изложены различные точки зрения

    относительно самосознания личности, его структурных компонентов,

    которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И.

    Чесноковой и др.

    А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-

    концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности,

    социальной значимости [20].

    Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей

    личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы

    осознаем также несоответствие наших физических и психических

    возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания

    считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии

    с социально-нравственными требованиями общества и сознательное

    использование психологических закономерностей своей личности для

    наиболее успешного преобразования природы и общества.

    Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его

    структурные компоненты в виде:

    осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

    осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

    познавательные когнитивные представления о себе;

    эмоциональное, чувственное представление о себе [28].

    Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова,

    обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве

    одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание

    самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-

    ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности

    [31].

    Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался

    Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим

    единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [25]. В

    связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо

    различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я),

    аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и

    поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития,

    однако тесно взаимосвязаны.

    Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать

    целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований

    самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в

    данном направлении.

    При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает

    осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других

    особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще

    в раннем детстве.

    К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования,

    в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он

    отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я»,

    необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса.

    Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта

    ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью

    удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации

    (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого

    себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория

    различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как

    реальное организмическое «Я». Я-концепция людей – это их восприятие

    самих себя, которое не всегда соответствует их собственному

    переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция

    формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди

    разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые

    имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-

    концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и

    изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с

    восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение

    других, чем собственный организмический оценочный процесс, Роджерс

    назвал условиями ценности [17]. Таким образом, согласно личностно-

    ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки:

    организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия

    ценности).

    Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно

    до достижения подростком стадии формальных операций в своем

    когнитивном развитии [23]. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после

    12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения

    логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания.

    Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить

    планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т.

    д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о

    себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами

    делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности.

    Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе,

    а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки

    ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто

    сравнивают себя с ними.

    Подростковый возраст – это не только период физического становления,

    но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является

    построение теории самого себя.

    Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция.

    Выделяют 6 различных Я:

    реальное Я человека;

    собственное Я в представлении самого человека;

    его Я в представлении других людей;

    представления человека о том, что о нем думают другие;

    представления о том, каким ему хотелось бы стать;

    представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

    Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:

    1) общая Я-концепция – представление о своей личности и восприятие

    своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:

    2) индивидуальные временные или переходные Я-концепции – концепции,

    зависящие от настроения, ситуации и т. п.;

    3) социальная Я-концепция – представление о том, что о человеке думают

    другие люди;

    4) идеальная Я-концепция – то, каким подросток хотел бы стать.

    Эти представления могут быть заниженными, завышенными или

    реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя,

    психическому здоровью, достижению целей [23].

    Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к

    себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе,

    сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.

    1.2. Особенности самосознания у подростков.

    Психологические исследования становления Я-концепции человека в

    процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде

    всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов -

    какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и

    критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое

    умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его

    достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры

    образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной

    сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости

    (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а

    также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный

    возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости,

    имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

    В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов

    Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-

    психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей

    внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела,

    принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с

    ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь

    другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные

    качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с

    окружающими.

    Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность

    элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к

    старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе

    больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки -

    больше, чем дети. Считается, что способность старших подростков

    реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом

    возрасте более фундаментальной когнитивной способности -

    абстрагирования.

    Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя

    последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но

    несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые

    самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они

    группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако

    неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с

    внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных

    противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего

    развития. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши

    подчеркивают именно свою противоречивость, например: «Я в своем

    представлении - гений + ничтожество».

    Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она,

    как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с

    возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от

    случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом возрасте

    самооценки иногда меняются очень резко.

    Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь

    также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости

    человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от

    окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится

    одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое

    поведение. Однако с изменением содержания образа Я существенно

    меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых

    личность сосредоточивает внимание. В подростковом возрасте масштаб

    самооценок заметно укрупняется: «внутренние» качества осознаются позже

    «внешних», зато старшие придают им большее значение. Повышение степени

    осознанности своих переживаний нередко сопровождается также

    гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.

    Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством

    И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего

    юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции

    происходят существенные изменения, характеризующие переход

    самосознания на новый более высокий уровень [22].

    Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества

    используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в

    их использовании; повышение уровня избирательности,

    последовательности, сложности и системности этой информации;

    использование более тонких оценок и связей; рост способности

    анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о

    точном изложении материала, желание сделать его убедительным.

    Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик,

    которые становятся более обобщенными, дифференцированными и

    соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем

    юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический

    характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия

    от остальных людей.

    Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом

    «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с

    этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются

    старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-

    мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и

    жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого

    человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую

    общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

    Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности

    с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального

    начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит

    он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда -

    напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы

    одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир

    другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически

    предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с

    окружающими людьми.

    Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я,

    обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей

    субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии

    другого человека психологизация описания после 15 лет резко

    увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в

    том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих

    на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они

    ощущают свой рост, взросление.

    В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие

    двух уровней самопознания: низшего – «Я и другой человек» - и высшего

    - «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего

    поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его

    детерминирует» [31].

    Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному

    разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно

    взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его

    формирование в подростковом возрасте напрямую связан как с

    эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с

    поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

    В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.