Проблемно-ориентированное консультирование
нормы в обычном смысле слова относятся как раз к болезни, это нормы течения
болезни, нормы развития патологии, установить же удовлетворяющую всех норму
психического здоровья, не впадая при этом в противоречия, невозможно.
С точки зрения проблемно-ориентированной психологической помощи самого
больного нет; есть проблема, постепенно создающая болезнь, и есть
совершенно здоровая часть Я, к которой мы и обращаемся. Сам страдающий
человек — лишь носитель проблемы, но он, по замыслу своему, совершенно
здоров, совершенен и уникален.
Когда мы говорим с ним о его проблеме, мы намеренно выводим его в
позицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, на
что он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но и
свою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источники
проблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологически
защищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему,
размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций и
действующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать свое
прошлое и, в конечном счете, освободиться от него.
Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения его
проблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо он
выбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у него
меньше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любом
случае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности.
Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чем
он сам ответственен за это.
Таким образом, цель психолога — снова и снова толковать проблему
человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные
следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после
решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы
претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий,
нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А
изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.
Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества,
ограничивая зону его ответственности — с одной стороны, но повышая уровень
его ответственности в границах этой зоны — с другой.
И здесь может быть задан вопрос: «А не может ли психолог навредить
человеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия?»
Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоит
преувеличивать возможностей своего «воздействия». У каждого человека есть
фильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент «не нужно»,
человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет.
Но то, что было сказано — было сказано, и человеку, отказавшемуся от
интерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, что
он этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, на
который пока не идет.
Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а для
того, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо от
того, воспримут его или нет.
Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишь
используя психолога как средство. Признаком психологической зрелости
является не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность и
алертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни.
Проблемы, симптомы являются только знаками для развертывания процесса
самопознания. Они фиксируются и развиваются только когда игнорируются и не
разрешаются.
Помимо знаковой функции, психологические проблемы имеют и еще одну
позитивную функцию — энергетическую. Проблемы, будучи препятствием для
личностного развития, аккумулируют, как «плотины», известную энергию. Пока
они не разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном» виде. Но в
случае разрешения проблемы она из препятствия, «плотины» превращается в
«трамплин», усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознанной
целью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, до
поры до времени «связанные» в нем проблемой или симптомом.
Процесс проблемно-ориентированной психологической помощи
развертывается через ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику.
Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи
Обычно начинающий психолог- консультант испытывает трудности в тот
момент, когда ему нужно задать первые вопросы человеку, обратившемуся за
психологической помощью, и установить с ним отношения, необходимые для
эффективной совместной работы. Впрочем, те же трудности испытывает и
клиент, первыми словами которого бывают «Даже не знаю, с чего начать...»
Когда жизнь человека течет благополучно, он, как правило, к психологу
не обращается. Решение обратиться за психологической помощью возникает в
тот момент, когда человек ощущает, что его личные ресурсы исчерпаны. И он
хочет выработать либо новое понимание ситуации, либо новые способы
поведения, либо то и другое одновременно. Он, как правило, уже совершал
многократные попытки разрешить проблему самостоятельно, но так и не вышел
из тупика, двигаясь по замкнутому кругу и возвращаясь каждый раз в
начальную точку. Причина в том, что он пытался разрешить проблему уже
известными ему стереотипными способами, которые постепенно исчерпали себя:
Драматизм ситуации состоит в том, что клиент раз за разом упускает тот
момент, когда старые способы поведения и мышления перестают быть
эффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь на
непосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускает
саму возможность собственного развития.
Понятая так, любая психологическая проблема сводится к проблеме
обучаемости, но не в специально организованно «учебной» ситуации, а в
непрерывном потоке своего существования.
Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своей
жизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации,
называется аутодидактическим процессом. Способность человека к
аутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию,
самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько
как самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности.
Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно — как
возможность чему-то научиться.
В восстановлении или приобретении такой способности и заключается цель
проблемно-ориентированной психологической помощи.
Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них является то, что
такая психологическая помощь не может быть постоянной. Это временная мера,
помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее это
произойдет, тем лучше.
Еще одно следствие состоит в том, что в проблемно- ориентированной
психологической помощи не используется еще один принцип, ставший широко
распространенным при оказании психологической помощи на Западе и у нас:
психолог не дает советов, он только разделяет переживания и создает условия
для собственного роста клиента. Можно давать не только интерпретации и
советы, но и конкретные, детально разработанные «домашние задания»,
позволяющие человеку пережить новый опыт и преодолеть сопротивление старых
стереотипов.
Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому процессу — надо
постоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-
ориентированной психологической помощи.
Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.
Как видно, процесс психологического консультирования начинается со
сбора информации.
Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий
момент, т.е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а
также его представление о желаемом результате предстоящей работы. Это
позволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания,
например, «хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего не
волновало и не тревожило».
Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой
бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными
эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими
при общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку,
каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему бы стоило
научиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился в
своей способности приобрести такие навыки.
Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории
клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди
знают о том, что корни психологических проблем взрослого человека
обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительских
отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он
предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а
психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей
подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных
примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль,
стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и
самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к
собственной жизни. Можно даже порекомендовать клиенту прочитать доступные и
популярные книги, например, Эрика Берна, раскрывающие подобную идею.
Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить
позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно.
Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от
собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом Вы молодец» (как
положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным
суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о
которых он говорит.
Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть
«каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе
молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих
как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например:
«Опишите подробнее Ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли у
Вас подобные переживания и ситуации раньше и как Вы с ними справлялись».
Обязательно следует задать вопрос — «Когда впервые появилась данная
проблема?» Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда
следует задать вопрос — «почему Вы обращаетесь за помощью именно сейчас?»
Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как
препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о
существенных изменениях, происшедших в жизни человека.
Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию
консультирования, это: «Какой идеальный результат от нашей совместной
работы Вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения
реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»
Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом
понимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытывать
связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как
бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе
сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не
собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и
ценностях.
Другим важным вопросом является такой: «Что Вы станете делать после
того, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни?»
Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добиться
формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных
для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией
достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной
мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни.
Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть
реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация,
невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с
вредными для него поведенческими стереотипами.
Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет,
страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету,
она каждый раз «срывалась» и опять начинала переедать. Причем, в основном,
жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие и
чувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-то
изменить. На вопрос — «как изменится ее жизнь после того, как она
похудеет?» первым ответом было — «муж перестанет упрекать меня за
отсутствие силы воли» (это внешняя отрицательная мотивация, связанная с
избеганием).
Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер,
связанный не с избеганием, а с получением чего-то.
Вторым ответом клиентки было: «Тогда я смогу покупать себе красивые
вещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут же
вспомнила, какая я уродина и не стала покупать». Купить этот костюм и было
первым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотря
на возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, так
как клиентка похудела настолько, что он оказался велик.
Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том,
что в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь от
какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т.л.), а
потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный
эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в
рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Вас
чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту
обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме
самоизменения.
К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий как
у него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному,
действенному изменению жизненной ситуации.
Второе положение заключается в том, что совершение действия, которому
препятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает саму
необходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что,
презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всех
жизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицит
положительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно,
поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однако
использовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись более
разнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своей
цели легко и практически без усилий.
Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихся
личной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи же
подчас сами ограничивают себя ситуацией «здесь и теперь», работой с
телесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируя
предысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-
консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощи
работа только в ситуации «здесь и сейчас» становится общим принципом. Это
касается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистического
программирования.
Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологами
вопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточно
распространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями и
образами. Ведь телесные ощущения и образы «присутствуют» именно «здесь и
сейчас», в то время как словесный дискурс всегда разворачивается
последовательно, это всегда история, представленная в словах.
Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическая
помощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента,
но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительно
несет в себе все ограничения, «комплексы» и установки его личной истории и
может быть «болен», то разум (конечно, представленный в разных индивидах в
различной степени) носит общечеловеческий характер и всегда «здоров».
Известное противоречие в психотерапии между длительностью и
эффективностью процесса («длительный процесс помощи не может быть
эффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным») в
проблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующим
образом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человек
в целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностный
рост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности к
самостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться к
психологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этой
проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя
Страницы: 1, 2, 3, 4
|