МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половая дифференциация: мышление

    мужчин же система выбора и программирования речевых движений находится в

    задних отделах полушария.

    По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария – это не только

    программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений

    рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в

    передних областях, а у мужчин – в задних отделах полушария.

    У женщин система «праксиса», обеспечивающая выбор надлежащих движений

    руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади

    неё моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более

    тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения

    типа прицеливания, т. е. направленные на объекты, находящиеся на некотором

    расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной

    системой, локализованной в задних участках полушарий.

    По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин

    выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной

    информации (построение по зрительной модели фигуры из кубиков). У женщин

    при выполнении данного теста обнаруживаются большие нарушения, когда

    повреждаются передние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается

    обратная зависимость.

    Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на

    организацию речи и движений, а также на способность к пространственному

    вращению, однако похоже, что от неё зависит выполнение некоторых

    абстрактных вербальных заданий. На выполнение теста для оценки словарного

    запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только

    левого. Другими словами, женщины при осмысливании слов в большей степени,

    чем мужчины, используют оба полушария. В то же время двигательные навыки

    мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них

    чаще встречаются левши. Среди правшей женщины отличаются большей

    праворукостью, чем мужчины: они чаще, чем мужчины, предпочитают

    пользоваться правой рукой.

    Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в

    зависимости от функции может выражаться в доминировании разных полушарий.

    Поэтому не всегда более «асимметричным» является какой-то один пол. Так, у

    женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью

    доминантного левого полушария. То же можно сказать и о большем проценте

    среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки находятся в меньшей

    зависимости от левого полушария.

    Как следует из приведённых данных, организация головного мозга у

    мужчин и женщин с самого раннего возраста идёт по разному пути. Эту

    дифференциацию развития направляют половые гормоны, что и формирует

    различные когнитивные способности у представителей разного пола.

    Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на

    протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение

    менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих

    гормонов сочетается с относительным ухудшением пространственных

    способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин

    существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его

    уровне в крови, мужчины проявляют максимальную способность к решению

    пространственных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда

    уровень тестостерона ниже.

    Философский склад ума, например, всегда считался мужским. В ряду всем

    известных имён – Демокрит, Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель и

    многие другие – нет ни одной женщины.

    Чтобы решить какую-то абстрактную задачу, у мужчины интенсивно

    работает только правое полушарие, у женщины – оба. Например, когда мужчина

    читает, у него задействован лишь небольшой участок левого полушария

    головного мозга, в то время как у женщин работают более объёмные части

    обоих полушарий. И другое наблюдение: в среднем мужчины говорят медленнее,

    чем женщины, но зато они быстрее работают на телеграфном ключе.

    Обширные участки мозга подключаются к работе у женщин, когда они

    погружаются в воспоминания, особенно грустные, а у мужчин – когда требуется

    проявить свой интеллект.

    Врачи заметили, что у пациентов с нарушенными функциями правой

    половины мозга часто отсутствует чувство юмора и способность понимать

    двойной смысл.

    Мужчина и женщина имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к

    «золотой середине» – IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля,

    как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости. Семь из восьми

    человек, входящих в 1% самых умных землян, - мужчины, но семь из восьми

    умственно неполноценных – тоже мужчины. Ломброзо в своей работе

    «Гениальность и помешательство» приводил к рассмотрению в большинстве

    представителей мужского пола в обеих категориях (гениальных и помешанных).

    Причём, определённую категорию личностей он характеризовал как гениальных,

    гениальность которых сопровождалась помешательством. В частности, в

    категории помешанных, Ломброзо рассматривал таких личностей как Гаррингтон,

    Болиан, Кодацци, Ампер, Кент, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо,

    Ленау, Шехени, Шопенгауэр, Гамильтон, По, Руссо, Гоголь. И, насколько я

    помню, ни одной женщины в этой работе нет. В пример, о Ж. Руссо, который

    ещё по возвращению во Францию не избавился от своих невидимых врагов,

    шпионивших за ним и объяснявших в дурную сторону каждое его движение.

    Если я читаю газету, – жалуется он, – то говорят, что я

    замышляю заговор, если понюхаю розу – подозревают, что я

    занимаюсь исследованием ядов с целью отравить моих

    преследователей.

    Женщины предпочитают конкретное абстрактному. Мужчины чувствуют себя

    увереннее, когда у них есть сбережения. Женщины предпочитают получить от

    этих денег конкретную пользу, то есть что-то приобрести, не откладывая на

    потом. При этом каждая считает, что лучше неё никто не может потратить

    деньги.

    Мозг женщины в среднем на 200 г. легче мужского. Но относительно массы

    тела мозг женщины больше мужского, у неё лучше развито взаимодействие обоих

    полушарий мозга.

    Современные знания о функциональной специализации правого (образно-

    двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная деятельность)

    полушарий мозга позволяют сделать вывод, что функционально мужчины

    преимущественно лево-, а женщины – правополушарные существа (речь идёт не о

    качестве деятельности мозга, а о половых особенностях этой деятельности).

    Именно этим объясняется преимущество мужчин в абстрактном мышлении, в

    пространственном воображении и действиях, а женщин – в точности движений и

    лингвистических способностях.

    «Специалисты утверждают, что есть три

    вида логики: формальная,

    диалектическая и женская».

    Шейнов В. П.

    Логика женственности своеобразна, причудлива – похожа на логику

    каприза. Исходной посылкой в ней служит факт симпатии или антипатии

    (например, это проявляется при голосовании на выборах), а на этой

    эмоциональной посылке может быть воздвигнута цепь логических выводов с

    учётом множества самых разнообразных факторов…

    Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно,

    претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Это сугубо

    деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется

    уверенность в себе.

    В представлениях о партнёре – о соотношении интересов и сил – с

    наибольшей ясностью обнаруживается то, что женская логика ставит дело в

    зависимость от взаимоотношений. Верно замечает Шамфор, что «Как бы плохо

    мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них ещё хуже».

    Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывая лишь окончательный

    результат.

    Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня.

    Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она

    думает, если всё время говорит?».

    Компромиссом может служить содержание, приведённой мною, цитаты из

    «Фауста»:

    «И пусть вращается земля

    Вокруг не видимой оси

    Я загляну в твои глаза

    И прочитаю в них «Прости»».

    В трудах Роттердамского, в частности «Похвала глупости» мы можем

    встретить положения женского мышления и «женской» логики: «…сочетаться

    браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и

    милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую

    важность мужского ума. Ведь не зря и сам Платон сомневался, к какому

    разряду живых существ, разумных или неразумных, подобает отнести женщину,

    поскольку глупость есть неотъемлемое свойство её пола. Ежели женщина даже

    захочет прослыть умной, как она ни бейся, всё равно останется вдвойне

    дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, – ибо

    всякий врождённый порок лишь усугубляет от попыток скрыть его под внешней

    личиною добродетели. Права греческая пословица, говорящая: обезьяна всегда

    останется обезьяной, если даже облечётся в пурпур. Так и женщина вечно

    будет женщиной, иначе говоря – дурой, в какое бы обличие она ни

    нарядилась».

    Нечто подобное мы можем встретить также и у Юнга, разве что, не в

    столь прямой и откровенной форме: «…как и вообще мышление есть функция,

    гораздо чаще преобладающая у мужчины, чем у женщины». Если у женщины

    мышление достигает преобладания, то, как отмечает Юнг, это в большинстве

    случаев мышление, которое только следует за преимущественно интуитивной

    духовной деятельностью.

    «Доказательство большей мужской изменчивости, основанное на высшей

    точке распределения, в равной степени подозрительно. Преобладание мужчин,

    достигших высокого положения, может отражать неравенство социальных

    возможностей наряду с другими факторами», – считает Анастази вопреки

    положениям, основанным на исследованиях физиологических,

    психофизиологических и психических особенностей мужского и женского мозга с

    вытекающими проявлениями интеллектуальных и психических функций. Тем не

    менее, в социальной среде – результат на лицо. В научных работах –

    результат на лицо и т. д. Осуществляя резкий, но логичный в структурном

    соотношении переход к формам проявления особенностей мужского и женского

    мышления в жизни, я завершаю рассмотрения, условно обозначу, как коренные

    причины половой дифференциации мышления и вытекающих явлений.

    4. Сцены из жизни: предварительный просмотр

    «Человек всегда легко поддавался

    соблазну – и до сих пор это делает,

    – принимая особую форму бытия

    человека за его сущность»

    Фромм Э.

    В образованной тридцатипятилетней замужней женщине скрывается молодая

    девушка, которая хорошо помнит, что такое быть победителем в споре или

    получить высшую отметку на занятиях; как с бешено бьющимся сердцем

    управлять разгоряченной лошадью или поднять ее двадцать раз на дыбы, пока у

    нее не пойдет пена изо рта... Девушка, которая была уверена в своих силах,

    в осуществлении мечты и писала в дневнике: “Когда я вырасту, я буду как

    Элизабет Тейлор”, и которая, вероятно, стала матерью того, кто сейчас

    говорит: “Я хочу быть похожим на Билли Джин Кинга”.

    Как же так, эта женщина уже достигла тридцатипятилетнего возраста и

    все еще должна спрашивать у мужа деньги на расходы? И чем он весь день

    занимается у себя в офисе с красивыми молоденькими девушками, если, придя

    вечером домой, говорит: “Дорогая, я сегодня очень устал”. Разве он не

    знает, что под шрамами от растяжки кожи скрываются ее сексуальные

    инстинкты, которые работают так хорошо, как никогда раньше? Почему она

    должна скучать целыми днями? Убивать время — это самоубийство. Время,

    которое она убивает, это все, что осталось у нее в жизни.

    В среднем возрасте в женщине проявляются так называемые плохие черты

    внутреннего “я” (“Я не знаю, во что мне верить”, “Я даже не уверена, что

    мне нравятся мои дети”) и стремление найти такую модель поведения, которая

    позволит ей самоутвердиться, самой направлять свою жизнь и нести за нее

    ответственность. Это рвутся наружу ее внутренние чувства: “Дайте мне войти

    в этот мир! Я хочу быть изящной и важной. Я хочу, чтобы мой талант был

    оценен по достоинству. Можно ли начать учебу с того момента, когда я ее

    прекратила? Могу ли я еще быть привлекательной для мужчин? Я хочу, чтобы

    меня принимали всерьез. Я хочу, чтобы мне помогли избавиться от моих

    страхов”. Такой формой проявления является «искание формы»1.

    Под маской жесткого, медленно, но упрямо продвигающегося по жизни

    сорокалетнего мужчины, полностью отдающего себя работе, скрывается юноша,

    1 у Поршнева Б. Ф. выступает как свидетельство «человечности»

    сдерживающий слезы: “Время уходит!” Этот “юноша” хочет сказать: “Как я

    сожалею о некоторых вещах, которые делаю: раболепствую перед начальством и

    зарываю молодые таланты, трачу время на составление деловых бумаг и

    проталкиваю на мировой рынок ненужный продукт. Лучше бы я стал кому-то

    другом (например, своим детям) или хоть на йоту увеличил реальную ценность

    мира. Но время уходит. Если я не потороплюсь, не стану менеджером или не

    напишу бестселлер, то потерплю фиаско в жизни. Я стану неудачником, который

    ждет, когда от него избавятся за ненадобностью. Я не горжусь тем, что не

    гоняюсь за каждой аппетитной задницей, хотя моя жена дома отдаст все за

    одно только прикосновение. Но я знаю, как попасть наверх. Боже мой, я не

    могу больше рассчитывать на этот старый разболтанный механизм. Он слишком

    ненадежен, и именно тогда, когда я в нем нуждаюсь”.

    В мужчине просыпаются и требуют, чтобы он их принял, признал, усвоил,

    те чувства, которые он раньше подавлял в себе. В нем начинает проявляться

    его скрытое чувствительное “я”. “Я хотел бы, чтобы мне разрешили оставаться

    самим собой: иногда мягким, зависимым, но наряду с этим тщеславным и

    жадным, ревнивым и конкурентоспособным. Я не хотел бы, чтобы меня считали

    сильной личностью. Я хотел бы, чтобы меня избавили от этого панического

    страха”.

    Лишь собственное “я” может спасти мужчин и женщин, находящихся в

    середине жизни. При прохождении жизненного цикла нелегко освободиться от

    чужого влияния в своих фантазиях, так как основные элементы нашего

    внутреннего “я” связаны с другими людьми: родителями, друзьями, детьми или

    наставниками. Когда мы переходим ко второй половине жизни, привязанность к

    этим людям становится меньше или вовсе утрачивается. И выясняется, что

    привязанности, которые мы считали жизненно важными, не столь значимы для

    нас. Осознание этого толкает нас на поиски истинного единства с нашим

    внутренним “я”.

    Карл Юнг был первым крупным аналитиком, который рассматривал средний

    возраст как время максимального потенциала для развития личности. В это

    время мы стремимся к неразделенному внутреннему “я”, чего нам всегда не

    хватало. Надежда на обретение безопасности, в другом исчезает, конфликт

    назрел. Следовательно, мы можем освободиться от многих наших архетипических

    представлений “женского” и “мужского”, которые мы подсознательно проецируем

    на партнера. Юнг говорит о необходимости “сопоставлять наш собственный

    контрсексуальный аспект” и интегрировать его, что позволит произвести

    экстраординарное обогащение всего опыта.

    В конце концов, это неустановившийся процесс. “Нетрудно представить,

    что случится, если муж проявит мягкость, а жена — остроту ума”, — пишет

    Юнг. В том, что мужчины среднего возраста становятся мягкими по характеру,

    а женщины — воинственными, он видит признак того, что этим людям не удалось

    согласовать свою внутреннюю жизнь с признанием себя. Левинсон также

    отмечает принятие женских качеств в себе как одну из важных задач для

    мужчины при переходе к середине жизни.

    Многие мужчины обнаруживают в себе ранее подавленные чувства, которые

    пробиваются сквозь маску, как только человек достигает среднего возраста.

    Сорок лет — это время, когда происходит обнаружение тех эмоциональных

    свойств внутреннего “я”, которые не подходили для сильных, динамичных,

    рационалистичных молодых мужчин в двадцать пять лет. Многие из этих качеств

    переносились на женщин, которых они могли любить, бояться или ненавидеть за

    то, что те имеют такие качества.

    5. Модель поведения

    Разворачивая тему половой дифференциации мышления, я перехожу к

    структуре, к модели поведения мужчин и женщин. Рассмотрение модели

    поведения, позволит нам перейти к сущности мужчин и женщин, т. е. к

    существованию этих, как бы отдельных субстанций. Один из выдающихся учёных,

    прославившийся качественно новой идеей модели поведения людей Эрик Берн,

    считает, что: «Поведение человека определяется заложенными в генах

    рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием,

    родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной

    изобретательностью». С этим мнением не каждый рискнёт поспорить, здесь,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.