Память с точки зрения психологии и её совершенствование
Память с точки зрения психологии и её совершенствование
Введение.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её
от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в
основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и
практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология
знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений,
образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих
себя и косвенно наблюдать у других людей.
Психология - это наука о закономерностях возникновения, проявлении и
развития психической деятельности и сознания человека.
Уяснение природы психического определяет теоретические задачи
психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического
явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже, наивное
познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных
связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из
мистической туманности чистой непосредственности, лишённой всякой
определённости и членораздельности, и определяются как объективные
психологические факты.
Не всё то, что человек переживает, он адекватно осознаёт, потому что не
все отношения, выражающееся в переживании и определяющие его, сами
адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому встаёт задача -
отличного от простого переживания - познания психического посредством
раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Это
главная задача психологии. Психологическое познание - это опосредованное
познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей
и опосредований.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал,
хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить
информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е.
накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с
известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом
записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает
в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или
воске.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия
оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое
время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в
нашем прошлом опыте, называется памятью.
Иными словами память можно определить как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как
запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе
индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его
воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы
адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том,
что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так
как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы
безвозвратно утрачивалось.
В этой курсовой работе будет подробно рассмотрено явление памяти как
психического процесса, её механизмов, её виды,
1. Память с точки зрения психологии.
1.1. Понятие о мнемических процессах.
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и
интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы
выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и
неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными
процессами. Образы памяти именуются представлениями.
Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта,
делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение
в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и
будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе
развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и
процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия,
пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли
составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.
Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится
к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме,
был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он
осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний.
Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов
запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако
были применимы исключительно к материалу, который не имел логической
организации.
В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которые были
выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в
начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на
организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в
значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях
Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания как один из
важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся
стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность,
вызывает у нее неприятные воспоминания, в конечном счете оказывает
негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило
целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются,
хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог
Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших
форм развития мнемической активности.
Мнемоника (иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных
приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую
древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими
представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать
девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное
развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она получила
теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический
прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого
представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в
этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как
протекает запоминание в обычных жизненных условиях.
В российской психологии сложилось традиционное представление о
развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было
разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле
слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно
выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит
смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале
осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная,
эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как
этапы такого развития.
Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования
ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны
полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности
логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными
с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно
была обусловлена работой правого полушария головного мозга.
1.2. Процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и
узнавание.
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей,
оставляют «следы» в нём, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю
жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений,
вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее. Связи
сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются, или угасают, если
возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается.
Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую
основу памяти.
О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то
«следы», говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. При
раздражении отдельных участков мозга электрическим током у больного иногда
возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.
Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение их зависит от
способности мозга реагировать на раздражения и сохранять «следы» прежних
возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую
роль играет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки.
Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга
способствует тому, что новые ассоциации возникают легче. Этим объясняется,
что специалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочно
усваивают новые сведения в данной научной отрасли. Школьник тоже лучше
запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже
пройдено.
Запоминание и забывание.
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание
материала в памяти. Различаются дна вида запоминания: произвольное и
непроизвольное.
Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления
приобретенных знании. Успешность запоминания определяется в первую очередь
возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.
Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности
и различаются указанные выше виды.
В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой
задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы
выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате
запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется
без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и
сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем
зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом
случае.
Как показали исследования, непроизвольное запоминание оказывается
значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание
и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет м специфика
решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой
обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.
Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная
задача которого - запомнить точно на максимально продолжительный срок с
целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет
выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты
запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания -
установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть
усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить
испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой
день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить
их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению,
через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма
заметным.
Итак, если провести проверку того, что осталось и памяти, не на другой
день и не через месяц, а через две педели, то испытуемые, которые
собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз
хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его
через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее
значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания
является сложное опосредствованное строение.
В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят
составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и
пространственная группировка материала в форме наглядного зрительного
образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных
условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно
обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость
этим процессом.
Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая
эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством
развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно
произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что
повторение не является единственным условием, необходимым для
долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие
для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой».
Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением
возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее
запомнилось. Психическим процессом, противоположном забыванию, является
сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека.
Разумеется, не вес, чего человек запоминает, сохраняется в его памяти.
Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не
выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось
Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности -
процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека,
для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно
забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет
постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что
следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс
избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.
Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связанным с чувствами.
Сильные переживания способствует прочности и точности запоминания и
сохранения. То, ч^1 волновало, помнится много лучше того, что оставило
безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера.
Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции
способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в
восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к
забыванию того, что произошло.
Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в
«кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются,
обобщаются, » чем-то обогащаются пли обедняются. Они видоизменяются под
влиянием последующей деятельности человека.
Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что
потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и
культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности,
иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую
искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при
ориентировке в окружающей среде, забывается. Человеку нет никакой
надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или
все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека
могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти
без изменений, а с другой - тормозятся уже через несколько дней, часов, а
иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий
слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том,
как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что
сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности
коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать,
работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к
старости.
3. Механизм памяти.
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной
памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень
короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом
стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением),
эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной
памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом
этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.
Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации.
Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд
предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после
предъявления он вспоминает около 70% увиденного.
Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а
через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.
Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она
Страницы: 1, 2
|