МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста

    Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста

    Оглавление:

    Введение

    Глава 1 Состояние проблемы способностей в современной

    психологии

    1. Понятие способностей в психологии

    2. Различные подходы к изучению проблемы способностей

    3. Виды способностей

    Глава 2 Особенности развития способностей в подростковом

    возрасте

    1. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте

    2. Развитие способностей к общению

    3. Способность к общению и её значение в развитии организаторских

    и коммуникативных качеств

    Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование уровня

    развитости у подростков способности к общению

    1. Задачи и методика исследования

    2. Анализ и обсуждение результатов исследования

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложения

    Введение

    Актуальность исследования. Проблема способностей является одной из

    наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её,

    прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического

    исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие

    способности – это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый

    человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и

    кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

    Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением

    объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности

    человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам

    психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне

    недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования – «Особенности

    проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста».

    Цель исследования: изучить особенности проявления коммуникативных

    способностей у учащихся в подростковом возрасте.

    Задачи исследования:

    Проанализировать проблему способностей в психолого-педагогической

    литературе.

    Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы способностей в

    психологии.

    Изучить особенности проявления коммуникативных способностей в

    подростковом возрасте.

    Объект исследования: дети подросткового возраста

    Предмет исследования: проявление коммуникативных способностей учеников 9

    класса

    Гипотеза исследования: в связи с тем, что общение является ведущим видом

    деятельности в подростковом

    возрасте, мы можем

    предположить, что в этом возрасте

    дети будут

    обладать высокими

    коммуникативными способностями.

    Методы исследования:

    1. Метод анализа научной литературы

    2. Психодиагностический метод

    3. Метод качественного и количественного анализа результатов

    исследования.

    Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии.

    1. Понятие способностей в психологии.

    Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее

    разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть,

    что реальным предметом психологического исследования является деятельность

    и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях

    является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству

    продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и

    количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды

    и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро,

    говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда

    сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении

    продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием

    способности является уровень (результат) деятельности, которого одним

    удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального

    развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более

    или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских,

    «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого

    владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и

    быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи

    оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и

    имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы

    называют способными.

    Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и

    сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о

    способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует

    единого определения способностей.

    В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы

    личности, или её возможности.

    По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические

    особенности, отличающие одного человека от другого.

    С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой

    деятельности.

    Психологический словарь определяет способность как качество, возможность,

    умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать

    определённые действия в заданное время.

    Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия;

    годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или

    возможность достичь определённого уровня развития способности.

    На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное

    определение способности.

    Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями

    деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека,

    обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его

    деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению

    со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.

    Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение

    способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека,

    обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и

    продуктивной деятельности.

    Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет

    соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль

    трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а

    комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.

    2. Различные подходы к изучению проблемы способностей.

    Формирование и развитие современного психологического учения о способностях

    начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология

    как самостоятельная наука.

    Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда

    была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в

    ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а

    следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем

    фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляются

    способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных

    психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей

    существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных

    работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех

    физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность.

    Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о

    способностях, отрицал природный характер способностей. В своей теории

    Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных

    задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного

    неравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.

    Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для всех

    людей свойств психологических процессов, без индивидуальных различий. Если

    сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, как

    об индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным для

    взглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплекса

    независимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонах

    психологической деятельности.

    Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах

    содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение о

    способностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на оригинальные

    мысли своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-

    критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали его

    задумываться о способностях, их природе и различиях.

    Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы личности.

    Он считал, что в основе способностей лежат природные особенности организма

    человека.

    Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют собой

    природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей

    необходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены от

    природы, но их дарования могут развиваться только в определённых

    общественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность для

    их активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённости

    послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории

    способностей, которая в основу всего положила деятельность как источник и

    условие развитие способностей человека.

    Впервые на почву конкретного исследования вопрос о причинах и происхождении

    способностей был поставлен Ф. Гальтоном. Его работа «Наследственность

    таланта, её законы и последствия» сделалась отправным пунктом

    многочисленных исследований.

    Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственность

    таланта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько было

    среди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядов

    Гальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др.

    Исключение составляет работа А.Ф. Лазурского «Классификация личности», в

    которой рассматриваются некоторые вопросы проблемы способностей и

    одарённости в связи с другими аспектами психологии личности. Та часть

    психической организации личности, которую А.Ф. Лазурский назвал

    эндопсихикой, составляет одарённость человека или его прирождённые

    способности.

    Итак, по мнению Лазурского, способности врождённы. Что же касается условий

    жизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного влияния

    на способности.

    Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями

    индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от

    другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют

    отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает,

    что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость,

    вялость, медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, не

    могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые

    особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а

    создаются и развиваются они только в процессе деятельности.

    Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в

    своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание».

    Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой

    деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам

    духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.

    В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые

    предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются

    анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.

    «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не

    задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный

    момент, как предпосылка».

    Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляет

    собой сложное синтетическое образование личности.

    Вместе с тем Лейтес справедливо подчёркивает мысль, что «чем разнообразнее

    и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут

    развиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава о

    способностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакцией

    Смирнова А.А., Леонтьева А.И., Рубинштейна С.Л. и др. В ней в основном

    воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности,

    сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как

    продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения

    способностей и задатков и т.п.

    Б.Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность образуется

    вследствие развития высших функций, в результате которого возможно

    творческое применение накопленных знаний. В образовании способностей, пишет

    Ананьев, играют известную роль естественные особенности личности,

    особенности мозговой работы или задатки.

    Опираясь на учение Павлова об общих и специальных типах высшей нервной

    деятельности, сделаны попытки подвести физиологические основы под сложные

    психические образования, какими являются способности. Однако, несмотря на

    все эти достижения следует сказать, что проблема способностей остаётся

    чрезвычайно слабо разработанной. Особую важность имеет проблема

    организаторских способностей, которые ещё не стали предметом

    систематического изучения.

    Без конкретного анализа исследования способности невозможно дальше

    продвигать теорию способностей. Этим, пожалуй, и объясняется

    неразработанность как методов практического определения (диагностики)

    способности, так и особенно методов воспитания одарённости и способностей.

    Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что способности – это

    индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от

    другого. К способностям мы можем отнести лишь те особенности, которые имеют

    отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Также необходимо

    отметить, что способности существуют только в развитии, а создаются и

    развиваются только в процессе деятельности.

    3. Виды способностей

    Учитывая недостаточную разработанность проблемы способностей, можно

    сказать, что нет ни одной стороны этой проблемы, которая не требовала бы

    исследования. В изучении способностей психологи обычно делят способности,

    обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной

    среде, на две большие группы: общие и специальные способности.

    По Б.М. Теплову, общие способности – это система индивидуально-волевых

    свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями,

    умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа

    развития общих способностей заложена в психических процессах. Овладение

    определёнными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация,

    систематизация) начинается в детском возрасте. В подростковом возрасте

    общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст является

    периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности

    абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы

    и делать предметом анализа собственные мысли.

    Специальные способности, согласно Б.М. Теплову, это такая система свойств

    личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо

    специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной,

    изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д.

    В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит

    выбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно

    дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и

    вырабатывается жизненная позиция.

    Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности

    развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных

    процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно

    представить без общих способностей у индивида.

    Ревеш также делил способности на специальные и общие. Но в свою очередь он

    попытался сделать группировку специальных способностей. Прежде всего он

    различал специфические таланты и комплексные одарённости. К первым он

    относит способности к математике, искусству (музыке, литературе,

    изобразительной деятельности), к изобретениям и к шахматной игре.

    Специальные способности и, соответственно, таланты характеризуются

    врождённостью, ранним проявлением и быстрым развитием. Комплексная

    одарённость охватывает все остальные виды способностей: философские,

    биологические, лингвистические, исторические, психологические, технические

    и практические.

    Ниже приведён рисунок, изображающий классификацию способностей по Ревешу.

    [pic]Схему Ревеша принять трудно, так как есть современно установившиеся

    разделы деятельности, которые на высших уровнях приобретают выраженные

    формы. Сюда относятся наука, искусство, техника, общественно-политическая и

    общественно-организационная деятельность. Им соответствуют разные виды

    одарённости, в которых соотношение общих и специальных моментов различно.

    Поэтому классификацию Б.М. Теплова мы считаем предпочтительнее.

    Глава 2. Особенности развития коммуникативных способностей в

    подростковом возрасте.

    2.1 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

    Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение

    со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

    Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает

    общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы

    анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере

    он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то

    есть с проблемами нравственности и этики.

    Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.