МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика

    Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще

    добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие

    группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7),

    наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд

    не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из

    обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из

    них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению

    (Андреева, 1981. С. 30).

    Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас

    плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о

    межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант —

    о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно

    включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

    Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2)

    предложенной схемы. Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном

    комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными

    специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется

    здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при

    формировании представления о другом человеке, не укладывается и

    традиционное описание перцептивного процесса, как он .чается в общей

    психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор

    продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого

    процесса. Основная цель лого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс

    восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие

    познавательные процессы.

    Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более

    узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого

    человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже

    метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии

    восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других

    познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие

    другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их

    с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на

    этой основе его поступков.

    3.2. Механизмы взаимопонимания в процессе общения

    Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он

    воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как

    личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого

    человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.

    180). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную

    роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого,

    формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры

    точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним

    согласованных действий.

    Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного

    самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о

    самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой

    стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве

    и более глубоких характеристик), тем более полным становится и

    представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне

    был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в

    зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе

    подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

    По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С.

    Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через

    то, что она представляет собой для других» (Выготский, 1960. С. 196). Как

    мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ

    взаимодействия образ «генерализованного другого». Однако, если у Мида этот

    образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в

    действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, «Петр познает свою натуру через

    Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное

    множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев,

    1968. С. 79).

    Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно

    сказать, что представление о себе через представление о другом формируется

    обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках

    достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено

    взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде

    всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе

    познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

    и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков,

    и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение

    стратегии своего собственного поведения.

    Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них

    является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим

    осуществляется как бы с двух сторон:

    каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении

    стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только

    потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает

    мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ

    осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию

    ^рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

    Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с

    другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых

    простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

    Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях

    взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о

    внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя на

    его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из

    механизмов познания и понимания другого человека.

    Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и

    выяснения его роли в процессе общения. В частности. установлена тесная

    связь между идентификацией и другим. близким но содержанию явлением —-

    ^мпаптси.

    Описательно эмцатия также определяется как особый способ понимания другою

    человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем

    другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его

    проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого

    слова.термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть

    аффективное «пониманием Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том,

    что ситуация другого человека, паргнера но общению, не столько

    «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатни в определенных

    чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует

    умение поставить себя на место другого, взглянуть на веши с его точки

    зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно

    означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-

    то, это значт. что я строю свое поведение так. как строит его этот

    «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание

    линию ею поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу

    строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие

    в расчег> поведения другого человека, но резуль-rai наших совместных

    действии будет различным: одно дело -- понять партнера по общению. bcibb на

    ею позицию, действуя с нее. другое дело - понять ею. приняв в расчег его

    точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.

    Впрочем оба случая требукп решения cine одного вопроса: как будет тот,

    «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависегь

    наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания дру| друга

    осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления

    термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание

    действующим пн'-дивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того. как другой

    понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений дру[

    друга, «глубокое, последовательное взапмоот ражение, содержанием которого

    является воспроизведение внутреннего мира партнера но взаимодействию,

    причем и этом внутреннем мире в свою очередь огражается внутренний мир

    первою исследователя» (Кон, 1978. С. 110).

    3.3. Межличностная аттракция

    Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с

    включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не

    просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу

    определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная

    гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви

    к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования

    различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила

    название исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение, но

    специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает

    всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс

    формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и

    продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту

    многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда

    аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной,

    стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм

    формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при

    восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и

    процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как

    определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и

    взаимодействие, и установление взаимопонимания.

    Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью

    раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась

    выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных

    отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана

    преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

    Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая

    область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений.

    Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба,

    симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это

    область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения,

    что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые

    препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и

    вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.

    Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную

    психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается

    довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических

    обобщений в этой области.

    Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на

    другого человека, в которой преобладаег эмоциональный компонент (Гозман,

    1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях,

    свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе

    экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех

    факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных

    отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства

    характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования

    аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость

    партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась

    связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между

    партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс

    межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом

    определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение

    положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

    Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

    Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют

    говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В

    отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны.

    Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех

    методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.

    Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает

    широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности

    функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого

    рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей

    логике социальной психологии. Естественное развитие представления о

    человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути

    изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

    Заключение

    Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его

    конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы

    (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента,

    особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми.

    Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их

    ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой

    организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла

    преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы,

    технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем

    содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса

    исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того,

    с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в

    которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те

    же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно

    различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены

    в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном

    случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что

    она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы

    общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию

    деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического

    перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте

    конкретных групп.

    Библиографический список используемой литературы

    Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных

    процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в

    группе. М„ 1998.

    Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1990.

    Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1998.

    Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

    Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1991.

    приложение

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.