МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные аспекты психологии памяти

    измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может

    запоминать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память,

    необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминает

    испытываемые, не был уложен в определенные смысловые структуры (это сделало

    бы измерении «чистой» памяти невозможным и не позволило бы выделить те

    единицы, в которых объем памяти может быть выражен).

    Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена

    известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти

    он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали

    наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-

    12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это

    число за объем «чистой» памяти. Первым и главным результатом этого

    исследования было установление среднего объема памяти, которое

    характеризировало человека. Оказалось, что в среднем человек легко

    запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число

    значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5

    изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии

    сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных

    элементов.

    В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность

    запоминания зависят от многих условий.

    Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания зависит также

    от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом

    запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком

    порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований.

    Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость

    объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании

    внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным

    образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что

    осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

    Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически

    заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени.

    Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и

    времени и более действенно.

    Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию.

    Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего

    выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде

    плана. Каждое наименование плана — это обобщенный заголовок определенной

    части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая

    последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста

    материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что

    облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека

    к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению

    порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

    Установлено, что учащиеся, которые при запоминании текстов составляли

    план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без

    плана.

    Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т.е.

    нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр.

    Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих

    положений, правил примерами решение задач в соответствии с правилами,

    проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п. Существуют и другие приемы

    осмысления.

    Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение—

    важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но чтобы быть

    продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень

    важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся

    разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы,

    начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. При

    активном повторении происходит оживление второсигнольных связей. Оно

    связано с осмыслением материала.

    Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей

    изучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делается

    более полным. Пассивное повторение не дает эффекта. В одном эксперименте

    учащиеся заучивали тексты путем пятикратных повторений. Анализ

    эффективности каждого чтения показал, что как только повторение приобретает

    пассивный характер, - заучивание становится непродуктивным. Очень важно

    правильно распределить повторение во времени, психологии известны 2 способа

    повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал

    заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.

    Например, если для заучивания стихотворение требуется 12 повторений, то

    человек 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном

    повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками.

    Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит

    время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из

    исследований две группы пятиклассников заучивали стихотворение разными

    способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным.

    Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения,

    а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше.

    Распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знание.

    Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с

    материалом 40 тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно

    с химической гипотезой памяти) в нервных клетках не произошли структурные

    изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и

    с большими промежутками времени.

    Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психологии известны 3

    способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ

    состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала

    до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном)

    материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала

    несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д.

    Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и

    частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз,

    в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и

    заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же

    материал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на

    строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом:

    сначала прочитывается 1-2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл

    его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается

    целиком.

    Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный

    (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание

    всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить

    главное. Такая деятельность осуществляется при большей coqpeдoтoчeннocти

    внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах М. Н. Шардакова

    учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом,

    потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при

    заучивании по частям — 16 повторений.

    Способы заучивания следует применять в зависимости от характера

    материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться

    комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании

    иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий

    текст можно заучивать целиком.

    Успех запоминания также обеспечивается самоконтролем. Очень важно при

    заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это важно на всех этапах

    усвоения. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки

    допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в

    последующем чтении.

    Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-

    образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст

    воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в

    запоминании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и

    средних классов лучше запоминают художественные отрывки и

    естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические тексты; в

    старших классах это различие почти отсутствует.

    Одним из условий успешного запоминания является также систематизация

    материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в

    памяти. Исследования А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное

    преимущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным.

    Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения

    объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например,

    распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы

    и пр., путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом

    следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной

    схемой, например, при обобщенной характеристике географических зон и т.п.

    o Кодирование

    Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда

    распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько

    углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как

    здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого.

    Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной

    памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация

    различных характеристик информации.

    o Хранение (архивизация)

    Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того,

    вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация

    происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел

    Тульвинг.

    В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях

    нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается

    семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны

    данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической

    памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных

    операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом

    для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так,

    благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг,

    отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с

    конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в

    эпизодической памяти.

    Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга

    и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для

    хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется

    такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и

    быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов «укладки»

    информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей

    запоминаемого материала.

    Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, которые

    определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следуют

    запомнить. Во-первых, возможна пространственная организация, позволяющая

    установить связи и «опорные точки» в нашем физического и социальным

    окружении. Именно такая организация лежит в основе построения «когнитивных

    карт». Линейная организация позволяет найти какое-либо слово в словаре

    или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же

    принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или,

    например, находить нужную страницу в книге.

    Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно

    формирующиеся «изнутри». Во-первых, можно предположить существование

    ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с

    какими-либо общими признаками - например, с одной и той же первой буквой

    («Как там звали сотрудника Павлова на. «Б»? Нет; не Бандура...»), из одной

    и той же грамматической категории (существительные с существительными,

    глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы

    одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т. п.).

    Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти

    обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим

    каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует

    ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей

    сначала относится к категории «птиц» (т.е. не рыб и не млекопитающих),

    затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие,

    скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и

    петь умеет). Такого рода иерархическая организация семантической памяти

    представлена на рис. 1.

    Ест

    Перемещается

    Обладает кожей

    Плавает

    Покрыта

    Имеет перьями

    Плавники Имеет

    крылья

    Покрыто шерстью

    Имеет четыре ноги

    Обладает зубами

    Маленький

    Маленький

    Серый Серый

    Не поет

    Поет

    Рис. Иерархическая организация семантической памяти, позволяющая

    расположить различные категории на разных уровнях в соответствии с их

    особенностями и существующими между ними связями.

    Более поздние исследования, однако, показали, что память не всегда

    организована столь рационально по принципу «от общего к частному» (как

    организованы, например, науки). Так, было обнаружено, что если испытуемые

    быстрее воспринимают утверждение типа «собака-животное», чем «собака-

    млекопитающее», то они, напротив, дольше анализируют фразу «канарейка-

    животное», чем «канарейка-птица». Из этого ясно, что форма иерархической

    организации в значительной степени зависит от большей или меньшей

    привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в

    эпизодической памяти.

    То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время.

    Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что

    сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение

    проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При

    динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом,

    наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

    Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью,

    происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь.

    Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых

    деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности

    материала, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизведении.

    Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности,

    чем заучивал его, упускает детали, - привносит что-то новое, обобщает.

    Обобщение характеризует более высокую ступень осмысления изучаемого

    материала.

    О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по

    следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.

    o Узнавание и воспроизведение.

    Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько

    хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда

    воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она

    запоминалась. Идет ли речь о том, чтобы назвать пятый месяц года,

    вспомнить, кто такой Фрейд или что такое теория относительности, - в каждом

    из этих случаев приходится обращаться к тому контексту, в который «встроен»

    извлекаемый из памяти элемент. Так, первом случае, очевидно, потребуется

    пересчитать все месяцы, начиная с января (или, наоборот, в обратном порядке

    - с июня, если мы знаем, что это шестой месяц); во втором случае надо будет

    вспомнить эпоху и родину ученого и ту область, в которой он работал, а в

    третьем - вспомнить особенности именно той из множества теорий, о которой

    требуется рассказать.

    На все это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в

    которой хранятся те события, что происходили в момент кодирования искомых

    элементов, или те воспоминания о прошлом, которые в то время возникали.

    Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль

    играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других,

    предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных

    точек или объектов для сравнения. Это касается людей всех возрастов, но в

    наибольшей степени - пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно

    кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало «склероза»,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.