МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Одержимость, её место в истории

    Одержимость, её место в истории

    Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова

    [pic]

    по антропологии

    на тему:

    «Одержимость, её место в истории»

    Выполнила:

    студентка I-го курса психологии

    Скрыпникова Олеся

    Проверил:

    Сагайдак Александр Николаевич

    г. Одесса – 2004г.

    Очевидно, нет народа, которому неведомо бы было это понятие - одержимость.

    Само слово это - одержимый, бесноватый заключает в

    себе тайный ужас перед неведомой силой, вселившейся в человека и

    подчинившей его себе.

    Бред превращения в животных, зоонтропия, например бред превращения в

    волка (ликантропия), собаку (кинатропия) и т. д., представлял в прежнее

    время очень частую форму бреда.

    Необходимо заметить, что практически у всех народов Европы существуют

    легенды о людях, страдающих волчьим помешательством. Все эти легенды, по

    сообщению А.С.Кузовкина, Н.Н.Непомнящего (1992), имеют странную деталь:

    человек может быть оборотнем только определенный срок, обычно 7 либо 10

    лет.

    Существовало общеиндоевропейское поверье о том, что человек, совершивший

    тягостное преступление, становится волком-изгоем

    В ряде индоевропейских традиций (в частности, хеттской культуре)

    превращение юноши в волка связывалось с умыканием брачной партнерши или

    невесты (Мифы..., 1991). В более широком смысле сюжет всех встречающихся в

    мировом фольклоре мифов о тотемном (или тотемной) супруге предполагает

    разрыв брачных отношений, по крайней мере временно.

    У народа коми подобная сущность, поселившаяся в человеке, называется шева.

    Когда шева начинает говорить устами своей жертвы, меняется голос

    человека, лексика, интонации, иногда - пол. В одном из таких случаев шева,

    вселившийся в женщину и называвший себя Иваном, требовал, чтобы она поила

    его вином, купила рубаху и сапоги, и принимался сквернословить и

    буйствовать. При этом у одержимой неведомо откуда появлялась такая сила,

    что невзрачную женщину не могли удержать несколько сильных мужчин.

    Бред одержимости можно описать следующим образом: в больного вселилось

    животное, насекомое, мифологическое или выдуманное самим больным живое

    существо, которое постоянно (реже – периодически) пребывает в организме и

    заставляет совершать движения, поступки, вопреки желанию больного,

    руководит его мыслями и чувствами.

    В средние века всюду была распространена вера в вампиров, и можно сказать,

    что в Венгрии и в Сербии были целые эпидемии вампиризма. Вампирами называли

    умерших людей, которые выходили из могил, душили или кусали живых людей и

    пили их кровь. Когда разрывали могилу вампира, то находили труп без всяких

    признаков разложения: кожа была румяная и мягкая, иногда под ней

    образовывались жировые ткани, члены были гибки, ногти и волосы отросли со

    времени погребения, и кровь, видимо, наполняла жилы или даже просачивалась

    через поры. Чтобы окончательно убить вампира, ему обыкновенно вгоняли кол в

    грудь или отрубали голову, причем из жил выливалась свежая кровь, или,

    наконец, сжигали его труп.

    Дон Кальме приводит много случаев вампиризма, причем иногда разрытие могилы

    производилось властями, и нахождение в ней как бы живого покойника было

    засвидетельствовано официальным образом.

    Ликантропия - это психическое состояние, при котором человек (ликантроп)

    считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы,

    однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В

    большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись

    виновниками произошедшего.

    Ликантропия - мания, в которой человек воображает себя волком и проявляет

    страшную кровожадность, и магически экстатическая трансформация человека в

    вервольфа - человека-волка (вервольф - от старо английского "вер" - человек

    и "вольф" - волк). В некоторых легендах вервольф является колдуном или

    ведьмой, которые специально оборачиваются зверем, чтобы творить зло и быть

    неуязвимым для врагов. В Южной Америке шаманы, так же как и колдуны,

    превращаются в

    вервольфов, нападают и пьют кровь своих врагов. Колдуны также превращаются

    в других оборотней, включая змей, леопардов, пантер, шакалов, медведей,

    койотов, сов, лис и других устрашающих созданий. Однако именно волк

    вызывает всеобщий страх и является наиболее опасным из всех оборотней.

    Индейцы Навахо верят, что ведьмы превращаются в вервольфов и других

    оборотней после того, как надевают на себя шкуры животных, что дает им

    возможность путешествовать по ночам на огромной скорости. Ведьмы-оборотни,

    как говорят, встречаются по ночам в пещерах, где они принимают в свои ряды

    новых членов, составляют планы ритуальных убийств на расстоянии, занимаются

    некрофилией с трупами женщин и поедают свои жертвы.

    Вера в волко-оборотней особенно широко была распространена в средневековой

    Европе и в Балтийских странах. Позже, в XV и XVI веках, считалось, что

    вервольфы, так же как и ведьмы, становились слугами дьявола после

    подписания ДОГОВОРА С ДЬЯВОЛОМ. Число судов над обвиняемыми в

    оборотничестве все возрастало. На эти случаи списывали убийства и

    каннибализм. В 1573 году в Доле, во Франции, Жиль Гарнье был осужден и

    приговорен к казни за убийство нескольких детей. Он признался, что убил

    одну жертву, десятилетнюю девочку, своими зубами и когтями, потом сорвал с

    нее одежду и сожрал часть трупа. Остальное тело он принес домой жене. Он

    задушил десятилетнего мальчика - при этом не смог объяснить. как волк может

    это сделать, потом откусил ему ногу и сожрал ляжку и живот ребенка. Его

    опознали, когда он напал на очередную жертву, несколько крестьян помешали

    ему. Они считали, что узнали лицо Гарнье. несмотря на то что он был в

    облике волка. Его приговорили к сожжению заживо.

    В Европе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в

    животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м

    веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые

    превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во Франции

    подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон о

    истреблении оборотней.

    Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне

    в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили,

    что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы

    северной Германии считали, что произнесение слова "волк" в декабре,

    провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно

    распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии

    являются ликантропией...

    В Европе в средние века образ оборотня расширился, распространившись

    на других животных; люди верили, что человек способен превращаться в

    медведя, свинью и даже овцу, хотя трудно представить, что в последнем

    случае он сумел бы нагнать много страха на свою "жертву"! С течением

    времени это верование в своей сути сохраняется, и некоторые истории,

    дошедшие до нас из прошлого, вызвали много споров между зоологами и

    историками.

    Вера в то, что человек может стать волком, сохраняется и по сей день

    в таких районах, как Нормандия и Бретань; в последней народные предания

    следуют классическому образцу - человек носит волчью шкуру, что позволяет

    ему перенять часть звериных свойств, а затем он буквально превращается в

    волка. Однако эти легенды оставляли оборотню шанс на спасение: считалось,

    что если ликантропа поцарапать возле кончика носа, чтобы выделились три

    капельки крови, то наваждение рассеется. В Норвегии же думали, что в

    оборотня превращался человек, отлученный от церкви.

    Хотя большая часть историй касается ликантропии, французского или

    немецкого происхождения, существует множество вполне достоверных рассказов

    об оборотнях и о ликорексии (состоянии, когда человек вдруг начинает

    воображать себя волком и испытывает волчий аппетит вместе с другими

    ужасными симптомами), возникших в таких странах, как, например, Австрия или

    Россия. Однако у славянских народов легенды об оборотнях очень тесно

    переплетаются с легендами о вампирах.

    Итак, мы видим, что с ликантропией сталкивались многие народы и во

    все времена. Существует великое множество легенд на эту тему. Но несмотря

    на то, что эти легенды рождались в разное время и в разных местах, они

    удивительно похожи друг на друга, отличаясь порой лишь мельчайшими

    деталями. Случаи, которые приведены ниже, имели место в 1975 и 1977 годах.

    Больных, считавших, что они превратились в волков, помещали в больницу и

    через некоторое время выписывали с назначением продолжительного курса

    дальнейшего лечения.

    Небольшой французский городок Луден стал известен благодаря случаю, который

    произошел в 1632 году в монастыре урсулинок. В то время свирепствовала

    чума, которая буквально за несколько месяцев “выкосила” четверть его

    населения, и многие воспринимали эту беду как приближение конца света. И

    вот нескольким сестрам явился призрак их исповедника, незадолго до того

    умершего от чумы; привидение все чаще видели в коридорах. Через некоторое

    время начало твориться ужасное: сестры в припадке судорожно катались по

    земле, выкрикивая что-то невразумительное. Вскоре это передалось на других,

    и уже семнадцать монашек в истерике всех уверяли, что в них вселился демон.

    Одна из сестер в припадке произнесла имя Урбэна Грандье — кюре, служившего

    в главном костеле города. Он поражал прихожан блестящими, умными

    проповедями, а урсулинок — красивой внешностью; кюре был объектом их грез.

    И все остальные монахини стали утверждать: это он, он позвал князя тьмы!

    Провели следствие, опросили свидетелей; многие вспомнили про грехи

    священника. В их числе — интерес к женщинам и... шрам на пальце, который он

    уж точно нанес для того, чтоб подписать кровью сделку с дьяволом. За

    сестрами понаблюдали врачи. Их вывод был таков: “Мы считаем все увиденное

    нами полностью выходящим за рамки природных сил и возможностей...” Вскоре

    Грандье принародно сожгли на костре, как колдуна. Однако припадки у

    монахинь после этого продолжались еще несколько лет...

    XVII век был богат на подобные дела, и часто в документах встречалось слово

    “одержимость”. Хотя оно больше относится к народной медицине, современная

    наука не обошла его и включила в это понятие “группу особых психических

    состояний, характеризующихся чувством подчиненности субъекта враждебной и

    неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.)”. Это может

    быть форма психической реакции целой группы людей на определенные влияния

    социальной среды, причем важна высокая степень внушаемости и низкий

    культурный уровень, подчеркивается в “Большой советской энциклопедии”.

    Одержимость многолика. В кого-то вселяются демоны, в кого-то — добрые духи,

    а кто-то одержим даже змеями. Фольклористам хорошо известны народные

    представления о заползании змеи в человека. В старину верили, что гад может

    проникнуть в организм через рот во время сна на поле или в лесу либо

    оказаться там в результате колдовства. В России, например, от него

    избавлялись, подвешивая пострадавшего над кипящим молоком. Поведение людей,

    веривших, что в них вселилась змея, академик Бехтерев квалифицировал как

    разновидность психоза, сопровождаемого бредом; ученый назвал его

    “одержимостью гадами”.

    Состояния одержимости описаны этнологами, изучавшими полудикие племена.

    Если там до сих пор принято изгонять злых духов заклинаниями, сложными

    обрядами, то в более цивилизованных, монотеистических, религиях, обычно

    “сей род изгоняется только молитвою и постом”.

    По сообщению известного итальянского экзорциста Габриеля Аморта, папа Иоанн

    Павел II сделал это за время своего понтификата по крайней мере трижды —

    чтобы “преподать великий пример”. Французская газета Le Temps опубликовала

    интервью с Амортом. Аморт сообщил, что такой обряд состоялся в сентябре

    2001 года. Речь идет о девушке, которая начала рычать во время папской

    общей аудиенции в Риме. Она присутствовала там вместе с родителями,

    выкрикивала оскорбления и бессмысленные фразы. И продемонстрировала такую

    нечеловеческую силу, что с ней не смогли справиться агенты безопасности.

    Понтифик встретился с девушкой и молился за нее в течение получаса. Однако

    молитва принесла лишь временное облегчение, писала Le Temps.

    Святой престол признает, что случаи одержимости крайне редки и что большая

    часть людей, уверенных в своей одержимости, на самом деле страдают

    психическими заболеваниями и нуждаются в срочном вмешательстве опытных

    специалистов.

    Член Eвpопейcкой комиccии по аномальным явлениям экcтpаcенc Олег Tаpp

    привел такой пример одержимости. Незадолго до pаcпада CCCP в одной

    войcковой чаcти Чернигова солдаты вдpyг начали пpоявлять нечеловечеcкyю

    cилy, c помощью pyк pазламывали табельные автоматы Kалашникова пополам,

    бегали по казаpме, издавая cобачий лай. Беcпоpядки пpодолжалиcь тpое cyток.

    Поcле гоcпитализации в полковyю больницy одного из cамых бyйных —

    ефpейтоpа, cломавшего cебе ногy поcле пpыжка из окна, воины веpнyлиcь к

    нормальной жизни.

    Как выяcнилоcь, y молодого человека была паранойя.

    Находятся люди, полулегально практикующие сеансы “изгнания бесов”. Порой

    это приводит к трагическому исходу. В России недавно был случай, когда

    некая дама, походив на курсы экстрасенсов, взяла в оборот (за деньги,

    разумеется) двух клиентов. Это были брат и сестра, они подозревали, что их

    68-летняя мать — колдунья, мол, надо проделать сеанс экзорцизма. Втроем

    заговорщики устроили ей сеанс, в результате которого женщина умерла от

    переломов и болевого шока...


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.