МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Номотетическое моделирование социально-психологической процессов

    определяющая скорость дезактивации активного психического образования.

    25. Пусть pt(y) > 0.5, pt(z) > 0.5, Ftyi(z) > 0.5, Ftzi(y) > 0.5, y (

    Y*А0,t, z ( Z*А0,t , t ( [t0,tn] , A0 – множество актуальных (активных) на

    этом интервале времени психических образований, тогда iyz – сложное

    психическое образование, если yi и zi входят в iyz как его компоненты.

    Сложные психические образования имеют ряд важных с точки зрения

    моделирования психических процессов свойств.

    25.1. Пусть yi ( iyz и zi ( iyz, yi ( Y*А0,t и zi ( Z*А0,t , тогда iyz

    ( A0.

    25.2. Пусть (yi ( iyz и (zi ( iyz, yi ( Y*А0,t и zi ( ~Z*А0,t , тогда

    iyz ( ~A0. 25.3. Пусть yi ( iyz и zi ( iyz, zi ( z , yi ( Y*А0,t , тогда

    P(zi=z|yi ) = P(zi=z) + (p, где P(zi=z) – вероятность активации zi, (p > (.

    Т.е. активация любого компонента сложного психического образования делает

    более вероятной активацию любого другого его компонента. Это, очевидно,

    следует из пп. 5 – 11, 24.

    Таким образом, устойчивые совокупности взаимосвязанных психических

    образований образуют сложные психические образования, такие как ценности,

    убеждения, установки, мотивы, намерения, образы Мира и Я, привычки

    (поведенческие стереотипы), особенности (черты) характера и темперамента и

    т.д.

    В свою очередь сложные психические образования могут образовывать

    системы психических образований, т.е. устойчивые совокупности

    взаимосвязанных сложных и простых психических образований, например т.н.

    личностные комплексы, личные научные философские, религиозные взгляды

    индивида и т.д.

    В силу 25.3. в сложных психических образованиях и системах психических

    образований каждый их компонент будет быстрее активироваться и дольше

    сохранять активность при изменениях сенсорного потока, чем, если бы, он

    активировался изолировано.

    26. При моделировании конкретных психических процессов в МСТ для

    упрощения расчетов делаются следующие предположения.

    26.1. Выбирается (t и (*t из условия (pt(y) – максимальна.

    26.2. {(ii} не входят в совокупность {(.i}.

    26.3. Семейство распределений из п.9 выбирается нормальным N(a,(2). В

    этом случае Ort(yi) = ((t f1(())-1, (t находится из соотношения

    P(((( ( S(m-1)) = (, где m – количество расстояний, накопленных с

    момента времени t0, ( - (2 –распределённая величина с m-1 степенью свободы.

    26.4. Распределение (t по условию (*t = yi и yi ( ( зависит только от

    расстояния до центра Dt(yi).

    26.5. Пусть io ( {x,y,z,q}, R*А,t принимает значения из

    {X*А,t,Y*А,t,Z*А,t,Q*А,t}, Orta(io) = minOrt, Ftr(io) - равномерно

    распределены по всем областям X, Y, Q, Z, io ( R*А,t, то такую совокупность

    активных психических образований будем называть отображением условий

    неопределенности.

    26.6. Последовательность активаций вида: знание xк –> действие qпр –>

    изменение сенсорного потока –> знание xрi ( {xр}, P(qпр = qA|xк = xА) > 1.0-

    (, (Pt(xр) > 1.0-(, где t ( [t0,tn], t0 – момент начала изменений

    сенсорного потока, xк – знание о существенных признаках объекта и/или

    ситуации,

    qпр - проверочное действие, сложное психическое образование, включающее

    помимо собственно действий представления и/или знания о промежуточных

    результатах, {xр} – совокупность возможных знаний о результатах проверки -

    будем называть использованием критерия осознанной оценки.

    26.7. M(pt(i0)), где t ( [t0,tn], а M(pt(i)) – математическое ожидание

    pt(i0) – назовём весом психического образования i0 на интервале времени

    [t0,tn].

    Приведём некоторые полезные для номотетического моделирования

    социально-психологических процессов формулировки понятий, лемм и теорем МСТ

    в более привычном для большинства психологов виде.

    39. Контекстной организованностью обуславливается вероятность

    активации психического образования в конкретных условиях:

    P(iо = iA|{Ci}) = f(Orta(io),{Ai},{~Aj}), {Ci} = {{Ai},{~Aj}}, где

    {Aj} – совокупность активных психических образований, {~Aj} – совокупность

    ограничено активных психических образований данного локуса пространства.

    40. Из пп.5-24 следует, что набор психических образований, активация

    любого из которых возможна на данном интервале времени с наперед заданной

    вероятностью Р, где Р > 0.5, задается уже актуальными психическими

    образованиями, но то, какие психические образования из этого набора

    действительно окажутся актуальны, а какие нет, обуславливается свойствами

    этих психических образований, составом и интенсивностью сенсорного потока,

    а также уровнями бодрствования и уверенности, т.е. внешними и внутренними

    воздействиями.

    Пусть задан интервал времени [tн,tк], t ( [tн,tк] и (, 0 < ( < 1.

    Тогда общая формула выводной номотетической модели в

    математизированной синтетической теории психических процессов:

    41. (t : P({Iо = iA}|{Cj}) > 1- (, где {Iо = iA} – совокупность

    психических образований, которые становятся активными на интервале [tн,tк],

    {Cj} – совокупность условий, при которых происходят активации:

    Cj = {{Aj}, {vi,n,j}}, где {Aj} – совокупность активных психических

    образований, {vi,n,j} – сенсорный поток на интервале [tн,tк].

    Хотя математизированная синтетическая теория психических процессов

    создавалась А.Н.Ореховым как максимально полная, строгая и адекватная

    система математического описания и объяснения любых психических проявлений,

    но в силу особенностей построения и экспериментальной проверки

    теоретических конструкций возникают основания для ограничений возможности

    их использования.

    Указанные ограничения касаются большинства детей в возрасте до 13 -15

    лет, психически больных индивидов, индивидов с существенной задержкой

    умственного развития, а также индивидов с серьёзными поражениями ЦНС,

    делающими их недееспособными.

    Совокупность выведенных из теории моделей восприятия сравнения и

    воспроизведения объектов позволила строго доказать и экспериментально

    проверить закон оптимальной конфигурации: точность (соответствие оригиналу)

    представлений, знаний или действий, образующихся после сравнения между

    собой нескольких объектов, тем больше, чем лучше конфигурация областей

    пространства признаков, отображающих эти объекты.

    В этой же главе представлены модели процессов, позволившие получить новое

    для психологии эмпирическое знание: модели факторов и приёмов эффективного

    решения творческих задач, логической интуиции, образования знаний и

    понимания текстов.

    Представлена эмпирическая верификация каждой из этих моделей. Модели

    образования знаний и понимания текстов воплотились в алгоритмы

    компьютерной программы «Распознаватель смысла», протоколы работы которой

    также приводятся.

    В третьей главе приведены социально-психологические расширения

    математизированной синтетической теории психических процессов.

    Выделены основные факторы, которые необходимо учитывать при построении

    номотетических моделей, строго определены отличительные признаки и

    характеристики социальных ситуаций, выделены базовые типы социально-

    психологических процессов, определены закономерности взаимосвязей развития

    ситуации и характеристик психических процессов её участников, созданы

    алгоритмы построения и практического использования номотетических моделей

    социально-психологических процессов.

    Общие факторы согласно теории, действуют примерно одинаково во всех

    социальных ситуациях, тогда как действие частных факторов обуславливается

    спецификой социальной ситуации.

    Выделяются два типа общих факторов, во-первых, телесные или

    физиологические факторы: скорость психических процессов, их истощаемость и

    переключаемость, а также общий уровень активности (уровень бодрствования).

    Эти факторы обусловлены функционированием головного мозга индивида и шире

    нервной системы индивида.

    Они определяют особенности темперамента, и вероятно, некоторые черты

    характера индивида. В психических процессах физиологические факторы

    выступают в виде различных констант.

    Во-вторых, это - когнитивная сложность, а также локальная когнитивная

    сложность, т.е. наличие в индивидуальной психике образований, отображающих

    отдельные аспекты, фрагменты или объекты социальной ситуации, а также

    самого индивида.

    Согласно теории, если когнитивная сложность и локальная когнитивная

    сложность достаточна, то индивид, по крайней мере в общем случае, способен

    учесть особенности социальной ситуации, необходимые для адекватных действий

    в ней. Т.е. у такого индивида благодаря {vi,n,j}Sit в данной социальной

    ситуации могут быть активированы психические образования, отображающие

    каждый значимый её аспект, фрагмент или объект.

    В-третьих, общим фактором можно считать возникновение или принятие

    индивидом задачи.

    Согласно теории, возникновение или принятие индивидом задачи означает

    осознание индивидом цели и некоторого набора условий, т.е. активацию

    представлений и/или знаний, отображающих в индивидуальной психике цель

    возможных действий индивида и условия их выполнения.

    Остальные общие факторы будем классифицировать по двум основаниям:

    глобальные характеристикам индивидуальных психических систем;

    преобладание определённой психической системы.

    С точки зрения предлагаемой в настоящем исследовании теории, любая

    ситуация – поставщик внешней стимуляции (большей части составляющих

    сенсорного потока) в системы индивидуальной психики.

    Пусть интервал [tн,tк] – время развития ситуации, tн - заданный

    начальный, когда ситуация возникает, tк – конечный моменты.

    Пусть ситуация А характеризуется сенсорным потоком {vi,n,j}Sitа,

    ситуация Б характеризуется сенсорным потоком {vi,n,j}Sitб .

    Пусть r({vi,n,j}Sitа, {vi,n,j}Sitб) – коэффициент корреляции сенсорных

    потоков ситуаций А и Б, Тогда если

    3.2.1. r({vi,n,j}Sitа, {vi,n,j}Sitб) ( 1 - ( ситуации идентичны;

    3.2.2. r({vi,n,j}Sitа, {vi,n,j}Sitб) ( 0,5 - ситуации похожи;

    3.2.3. r({vi,n,j}Sitа, {vi,n,j}Sitб) ( ( - ситуации различны;

    3.2.4. r({vi,n,j}Sitа, {vi,n,j}Sitб) > ( и r({vi,n,j}Sitа,

    {vi,n,j}Sitб) < 0,5 степень сходства ситуаций А и Б нуждается в

    дополнительном определении.

    Пусть задана ситуация А, характеризующаяся сенсорным потоком

    {vi,n,j}Sitа.

    Пусть (I – психическое проявление группы людей на [tн,tк].

    Пусть ((i{vi,n,j}Sit - изменение сенсорного потока, порожденное

    психическим проявлением (i.

    Пусть в психике некоторого индивида имеется психическое образование j,

    какое, что

    (j ( Q* или j ( Z*) и P(j=jA|{vi,n,j}Sitа) < 0,5, или

    психическое образование i, какое, что

    (i ( Q* или i ( Z*) и P(i=iA|{vi,n,j}Sitа) > 0.5 + (.

    Где P(j=jA|{vi,n,j}Sitа) - вероятность активации j на [tн,tк],

    обусловленная {vi,n,j}Sitа., P(i=iA|{vi,n,j}Sitа) - вероятность активации i

    на [tн,tк], обусловленная {vi,n,j}Sitа.

    Тогда если на [tн,tк] ({vi,n,j}Sit`а = {vi,n,j}Sitа - ((I{vi,n,j}Sit)

    и (P(j=jA|{vi,n,j}Sit`а) > 0,5 + (, или P(i=iA|{vi,n,j}Sit`а) < 0,5),

    то ситуацию А назовём социальной ситуацией.

    Все социальные ситуации, таким образом, будут отличаться тем, что в

    них групповые воздействия увеличивают у некоторого индивида вероятность

    активации психического образования прямо или косвенно выражающегося в его

    внешнем поведении. Здесь и в дальнейшем будем рассматривать только

    социальные ситуации.

    3.2.5. Назовём развитием ситуации А такие изменения {vi,n,j}Sita на

    [tн,tк], что выполняются те соотношения из 3.2.1 – 3.2.4, которые

    выполнялись в момент времени tн.

    Будем считать, что ((i{vi,n,j}Sitа обусловит ограниченную активацию

    либо активацию какого-нибудь психического образования j, если из

    ({vi,n,j}Sit`а = {vi,n,j}Sitа - ((i{vi,n,j}Sit) следует

    3.2.6. P(j=jA|{vi,n,j}Sit`а) > 0,5 + (.

    3.2.7. Назовём участниками ситуации А тех индивидов, у которых

    ((i{vi,n,j}Sitа не выходящее за рамки развития ситуации, обусловит

    ограниченную активацию либо активацию какого-нибудь психического

    образования с вероятностью больше 0,5.

    Важным представляется определение признаков, отличающих одну

    социальную ситуацию от другой. Разобьём все возможные признаки социальных

    ситуаций на множества сильных и слабых.

    Сильным признаком социальной ситуации А отличающей её от социальной

    ситуации Б назовём такое свойство {vi,n,j}Sitа, что его изменение приводит

    к появлению ((i{vi,n,j}Sitа, меняющего {vi,n,j}Sitа так, что перестаёт

    выполняться какое-то из соотношений 3.2.1 - 3.2.4., которое выполнялось до

    этого изменения.

    Слабым признаком социальной ситуации А назовём такое свойство

    {vi,n,j}Sitа, что его изменение приводит к появлению ((i{vi,n,j}Sitа, не

    меняющего {vi,n,j}Sitа так, что перестаёт выполняться какое-то из

    соотношений 3.2.1 - 3.2.4., которое выполнялось до этого изменения.

    Определим признаки социальной ситуации и представим здесь только

    сильные. Первый сильный признак социальной ситуации – её привычность. В

    привычной социальной ситуации выполняется:

    3.2.8. P(jk=jA|{vi,n,j}Sitа(tн)) > 0,5 + ( и Orta(jk) > 0,5 + ( и

    Ortc(jk) > 0,5 + (, где jk ( Y*J или jk ( X*J.

    Второй сильный признак - важность (значимость) социальной ситуации для

    большинства участников.

    3.2.9. P(zk=zA|{vi,n,j}Sitа(t)) > 0,5 + ( и t ( [tн,tк] и P(PW(zk) >

    PW(zi)) > 0,5 + ( и zk ( Z*J, k ( i и (zi ( Z*.

    Третий сильный признак - неопределённость перспектив развития ситуации

    для её участников.

    3.2.10. P(zk=zA|{vi,n,j}Sitа(t)) > 0,5 + ( и t ( [tн,tк] и P(PW(z+k) >

    PW(zi)) > 0,5 + ( P(PW(z-k) > PW(zi)) > 0,5 + ( и zk ( Z*J, k ( i и (zi (

    Z* , где z+ - положительная оценка, z-отрицательная оценка.

    Четвёртый сильный признак - эмоциогенность социальной ситуации.

    Пусть tо ( [tн,tк] и (tк - tн)/2 > (tо - tн) и

    3.2.11. P(zk=zA|{vi,n,j}Sitа(tо)) > 1 - ( и P(PW(zk) > PW(zi)) > 0,5 +

    ( и zk ( Z*J, k ( i, (zi ( Z*.

    В четвёртой главе представлены 4 модели социально-психологических

    процессов, выведенных из расширенной теории.

    Это: модель поведения людей в критических социальных ситуациях, модель

    образования имиджа на базе номотетической модели понимания, модель имиджа

    политического деятеля и модель счастья.

    Три первых из перечисленных прошли экспериментальную проверку.

    Экспериментальная проверка каждой из этих моделей показала совпадение

    предсказанных на её основе параметров психических проявлений с

    эмпирическими данными. Это можно считать данными в пользу, как самих

    проверявшихся моделей, так и в пользу социально-психологических расширений

    математизированной синтетической теории психических процессов.

    В частности, из модели имиджа политического деятеля выведено следствие,

    ставшее экспериментально проверенной закономерностью: негативная установка

    на объект уменьшает когнитивную сложность этого объекта.

    Особо значимым представляется экспериментальное исследование процессов

    образования (формирования) имиджа с помощью номотетической модели

    понимания.

    Пусть негативная информация о неком предприятии поступает к некоторому

    множеству индивидов в речевой форме, в виде текстов.

    Предположим также, что индивиды из этого множества примерно одинаково

    мало осведомлены как в области экономики, так и по поводу данного

    конкретного предприятия. Это означает, что «экономические» локусы

    пространств систем Знаний наших индивидов, во-первых, не содержат сильных и

    генерализованных знаний, а во-вторых, не отличаются значимо друг от друга.

    Предположим, что ни у кого из этих индивидов нет никаких предубеждений или

    установок по поводу данного предприятия и настроение у них всех бодрое и

    оптимистичное.

    В таких условиях интерес представляет вопрос: «А у всех ли указанных

    индивидов негативная информация одинаково исказит имидж данного

    предприятия, если он уже сформировался, или сформирует негативный имидж,

    если его ещё не было?».

    Чтобы ответить на этот вопрос, надо составить некоторое негативное

    сообщение и предложить его понять сначала «Распознавателю смысла» скажем со

    средней уверенностью…

    Затем предложить сделать тоже но «Распознавателю смысла» с высокой

    уверенностью и сравнить результаты.

    В ходе такого эксперимента «Распознаватель смысла» 10 раз читал и

    понимал текст как нормальный, и 10 раз - как самоуверенный человек.

    Проведённый краткий вычислительный эксперимент выявил тенденцию,

    отмечавшуюся позднее в более обширных вычислительных исследованиях: при

    самоуверенном понимании негативная информация гораздо хуже

    дифференцируется, и примерно в 40-45% случаев вообще не обобщается.

    Результаты этого исследования показывают новые возможности

    вычислительного эксперимента, открываемые перед социальной психологией

    использованием компьютерных моделей психики типичных представителей и

    лидеров социальных групп.

    Экспериментальная проверка модели счастья, хоть и представляется

    крайне сложной и дорогостоящей, но отнюдь не невозможной процедурой, и ждёт

    своего часа.

    Благодаря использованию номотетической модели психических проявлений

    испытуемого в ходе психодиагностической процедуры и схематического

    алгоритма построения самой психодиагностической процедуры, представленных в

    параграфе «Моделирование социально-значимых личностных особенностей и

    психодиагностика» оказывается возможным создавать новые опросники и

    психодиагностические методики, не применяя традиционные процедуры

    стандартизации.

    В работах по моделирование намерений, а также моделированию эмоций и

    чувств людей в трудных жизненных ситуациях показаны особенности

    использования схематичных моделей возникновения намерений эмоций и чувств.

    В этих работах важными представляются пути и перспективы, открываемые в

    соответствующем направлении выведением из теории номотетических моделей.

    В заключении обобщаются зависимости, модели, эмпирические данные, факты и

    выводы, приведённые в предыдущих главах. Делается вывод о справедливости

    гипотезы исследования (см. выше с.7)

    Основные публикации по теме диссертации

    1. Орехов А.Н.(2003) Моделирование имиджа политического деятеля: строгий

    подход. В кн.: Имджелогия: современное состояние и перспективы

    развития. М.: Альфа. 2003. сс.91-94

    2. Орехов А.Н., Ильясов И.И.(1997). О новом виде мыслительных операций.

    Вестник МГУ, Психология. сер.14. 1997. N2. сс.3-11

    3. Орехов А.Н.(1996) Опыт построения математической модели возможности

    счастья. Москва В кн.: Психология сегодня. т.2. вып.1. РПО.1966 сс.25-

    27.

    4. Орехов А.Н.(1988) Исследование психологических процессов решения

    профессиональных задач авиадиспетчерами на базе математической

    синтетической теории. В кн.: Математическое моделирование и

    автоматизация научных исследований. М.: ГосНИИГА. 1988. сс.143-154

    5. Орехов А.Н., Семенов Д.В. (1988). Исследование зависимости между

    семантическими и процессуальными характеристиками представлений в

    математической синтетической теории психических процессов. Доклады

    Украинской академии наук, A(9), сс.78-82.

    6. Орехов А.Н., Ильясов И.И.(1985) Опыт построения математизированной

    синтетической теории психических процессов. Психологический журнал.

    1985,т.6,N1, cc.70-80.

    7. Орехов А.Н. Подход к построению систем поддержки принятия решений с

    позиций строгой психологической теории - В сб.: Проблемы и методы

    принятия решений в организационных системах управления. АН СССР

    ВНИИСИ, М.-Звенигород, 1988 2с.

    8. Орехов А.Н. Математические модели психических процессов - база

    решения инженерно психологических проблем. В кн.: Психология и научно-

    технический прогресс. Тезисы докладов к 7-му всесоюзному съезду

    психологов СССР. М., АНСССР 1989 2с.

    9. Ильясов И.И., Орехов А.Н. О теории и практике в психологии. Вопросы

    психологии. 4, 1989.

    10. Киселёва Е.Н., Орехов А.Н.(2003) Социально-личностные детерминанты

    создания эффективных социальных проектов. - М.: МедиаГрупп, 2003. 32с.

    -----------------------

    [1] Приводимые ниже понятия, леммы, теоремы и их следствия отображают лишь

    необходимую для номотетического моделирования часть теоретических

    конструкций, разработанных мной на разных этапах развития строгой

    психологической теории.

    [2] Для X, Q и Z пространств аналогично.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.