МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мировоззрение человека

    Мировоззрение человека

    Новосибирский колледж электроники

    Реферат

    По курсу “Обществознание”

    Мировоззрение человека

    Выполнил

    студент 122 группы

    Прудников С.Г.

    Проверила

    Черепанова Е.В.

    Новосибирск 2003

    Содержание

    Введение..............................................................3

    1.Что такое мировоззрение? .......................................4

    2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

    3.Три основных типа мировоззрения .........................5

    3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

    3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

    3.3 Научное мировоззрение..........................................7

    4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

    5.Общество и формирование мировоззрения..............8

    5.2 Тоталитарное общество...........................................8

    5.1 Демократическое общество....................................9

    6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

    7.Вывод………………………………………………..10

    8.Список используемой литературы...........................13

    2

    Введение.

    В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

    пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален

    и неповторим. Нет и двух человек

    с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

    его ничто не объединяет с другим?

    Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

    место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

    Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

    быть разное место жительства, различное место в жизни

    общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

    объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

    ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

    знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

    развития человечества, так же как и анализ духовного мира

    наших современников, показывает, что одним из важней –

    ших элементов является мировоззрение.

    3

    1.Что такое мировоззрение?

    В самом простом, наиболее распространённом понимании

    мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

    мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова:

    миропонимание, миросозерцание. Все они

    предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

    человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

    человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

    зрения, взгляд на мир.

    Мировоззрение отличается от других элементов духовного

    мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

    бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

    мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

    представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится,

    страшится ли человек этого мира, или он

    живёт в ладу, в гармонии с ним?

    Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

    ного мира человека.

    2.Каким бывает мировоззрение?

    Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

    сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

    тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

    стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

    своими духовными ценностями.

    Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

    Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

    дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

    родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

    венного положения. Людей объединяют школа, характер

    образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

    тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

    щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

    ке.

    4

    Классификация типов мировоззрения может быть раз –

    личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к

    выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу

    (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку

    (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке

    (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на

    прогрессивное и реакционное.

    3.Три типа мировоззрения

    Распространено выделение следующих типов мировоз –

    зрения: обыденное, религиозная, научное.

    3.1 Обыденное мировоззрение

    Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

    процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют

    житейским мировоззрением. Взгляды

    человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными

    науки. Оно формируется стихийно,

    особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

    кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

    тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

    озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

    яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

    но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

    общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

    ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

    зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

    человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

    других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

    сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

    бость.

    5

    Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

    поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

    зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

    ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

    след.

    3.2 Религиозное мировоззрение

    Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются

    религиозные учения, содержащиеся в

    таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

    Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

    Напомним, в религии содержится и определенная картина

    мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

    вленные на формирование его определенного образа жизни,

    на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

    сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

    отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

    ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

    потребностями человека, стремление дать человеку веру в

    возможность достижения поставленных целей.

    Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

    ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

    достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

    игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

    словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

    задача выработки нового пути мышления,

    “о соразмерности

    Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

    ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

    именно тип согласия может быть установлен между лабо –

    раторной табуреткой и церковной скамьей”.

    6

    3.3 Научное мировоззрение

    Является законным наследником того направления мировой

    Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

    Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира,

    обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы

    взаимоотношения

    человека с естественной и искусственной средой обитания.

    Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

    статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

    ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

    целей и идеалов, органическую связь с производственной и

    социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

    закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

    обладающего места. Человек, человечество, человечность –

    это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

    Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

    черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

    тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

    ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

    Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

    примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

    облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

    ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

    направленность.

    Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

    ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно –

    технического, социального и экологичес –

    кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

    чале пути к широкому овладению его основами.

    7

    Сознательно формируемое мировоззрение

    В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

    ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

    в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

    чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

    ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

    ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

    опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

    тельное стремление выработать целостное мировоззрение

    проявляют различные социальные группы людей, полити –

    ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

    духовного единения, но и программ конкретных действий

    по преобразованию общества.

    Мировоззрение такого типа может строиться на самых

    разных философских основаниях.

    Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

    чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

    рой на теологию. Так, например, радикально отличаются

    друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило –

    софия, религиозные и атеистические философские концеп –

    ции.

    Общество и формирование мировоззрения

    Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый

    человек должен быть свободен в выборе своего миповоз –

    зрения. Однако он не может быть свободен от обществен –

    ных отношений, и потому его выбор зависит не только от

    него самого, но и от общества, в котором он живёт.

    Тоталитарное общество

    В тоталитарных общественных структурах единое миро –

    воззрение закладывает в основу всей образовательной сис –

    темы, культуры, средств массовой информации. И человеку

    в этих условиях очень трудно осуществить действительно

    свободный выбор.

    8

    Демократическое общество

    В демократическом обществе выбор мировоззрения явля –

    ется личным делом каждого гражданина без каких – либо

    ограничений.

    То же самое относится к мировоззренческой

    основе программных документов общественных органи –

    заций.

    Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер –

    жались призывы к насилию, к насильственному свержению

    существующего строя. Вместе с тем само государство берет

    на себя обязанность предоставить каждому условия для

    овладения фундаментальными знаниями о природе, общес –

    тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного

    выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций.

    Мировоззрение нашей эпохи (XX в.)

    Масштабы научно – технического прогресса и развитие

    образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что

    происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором

    мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство,

    транспорт,

    средства связи, информационное обеспечение, здравоохра –

    нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы

    без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем

    мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего

    около тысячи ученых.

    Беспрецедентны масштабы развития образования в наше

    время.

    Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать.

    А к концу XX столетия уже свыше

    80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в

    развитых странах законодательно закреплено всеобщее

    среднее образование и около половины выпускников сред –

    них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях.

    9

    Активно реализуется непрерывное образование, сопровож –

    дающее человека всю его жизнь.

    Современные представления о мире сложились целиком на

    Основании достижения науки XX в.

    Теория относительности радикально изменила наше пони –

    мание пространственно – временных отношений, а кванто –

    вая механика – причинно – следственных связей.

    Современная космология нарисовала удивительную исто –

    рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла

    единство и целостность космоса,

    проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен –

    тальных физических взаимодействий.

    Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне –

    деятельности, проникла в тайны передачи наследственной

    информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики

    в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять

    механизмы образования и изменения видов живых органи –

    змов.

    Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не

    только в мире живого, но и в неживой

    природе.

    Математика, химия, информатика, языкознание, психология

    и другие науки также внесли немалый вклад в современную

    научную картину мира.

    Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош –

    лых столетий понимание человеком мира не претерпевало

    столь значительных изменений в результате развития науки,

    как в наш XX в.

    Вывод

    Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие

    ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в

    современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие

    жители планеты.

    10

    Именно для нашего времени характерно всеобщее призна –

    ние ценностей демократии и прав человека, его экономии –

    ческой и политической свободы, свободы совести и выбора

    мировоззренческих ориентаций.

    Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз –

    дание эффективной экономики, восприимчивой к научно –

    техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз –

    никшие потребности.

    Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю –

    бая страна может решить лишь на пути создания рынка,

    который должен стать органической частью мировой ры –

    ночной экономики.

    Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической

    деятельности общества, но и для его

    духовной жизни, для формирования современного миро –

    воззрения.

    Особую ценность приобретает в наше время образование. С ним связывают

    перспективы развития общества, его все в

    большей степени принимают во внимание при разработке

    различного рода стратегических социальных программ.

    Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего

    времени является осознание целостности современного ми –

    ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз –

    виваться изолированно.

    Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни

    глобальные проблемы, выражающие глубинные противо –

    речия современного этапа единого исторического процесса.

    Сегодня у подавляющего большинства людей появилась

    аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие

    к политикам.

    Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким

    распространением суеверий и современных мифов, нередко

    облаченных в научные одежды. 11

    Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в

    чудеса”.

    Наших современников беспокоит нарастание духовной

    апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок –

    сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы –

    щенном информацией мире человек нередко чувствует себя

    одиноким.

    И наконец, большинство людей на планете охватывает тре –

    вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав –

    ными проблемами современности:

    Как уменьшить социальную несправедливость

    в отношениях между людьми и народами?

    Скоро ли будет найдено их решение?

    Как выжить человечеству?

    По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять

    свой статус и наивысший рейтинг!

    12

    Список используемой литературы:

    1. И.П.Фарман. “Теория познания и философия культуры”. М., “Наука”, 1986

    г.

    2. Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила

    Канта”. М., “Наука”, 1986 г.

    3. С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество”

    13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.