МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Контрольная по психологии

    уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

    Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного

    мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

    Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие

    предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и

    наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно

    требует объединения основных естественных признаков и сопоставления

    воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный

    двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при

    рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность

    мозга по синтезу целостного образа. Образ, складывающийся в результате

    процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу

    сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает

    активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые

    признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают

    и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое,

    осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный

    и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

    Перцепция – это первоначальная, объективная идентификация

    объектов и явлений.

    Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с

    активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования

    образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот

    процесс, можно представить себе следующим образом:

    1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и

    принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному

    объекту.

    2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений

    комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о

    том, что это за объект.

    3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с

    последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или

    опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

    4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему

    еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

    Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию

    люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих

    интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от

    содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит

    название апперцепции. Апперцепция – понятие, введенное немецким ученым Г.

    Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его

    сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого

    В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли

    и ход психических процессов. При предъявлении испытуемым незнакомых фигур

    уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы

    отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и

    проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

    Таким образом, при восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому

    один и тот же предмет может по разному восприниматься разными людьми.

    Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком

    задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки,

    эмоции которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое

    условие ориентировки человека в окружающей среде.

    Предметность, целостность, константность и категориальность

    (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа,

    складывающиеся в процессе и результате восприятия. Свойства восприятия:

    1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.

    Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов

    не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы

    мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого

    набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали

    предмета человеком непосредственно в данный момент времени не

    воспринимаются. Однако способность целостного зрительного восприятия

    предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о

    восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили

    зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир

    предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и

    величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели

    целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей

    формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что

    они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в

    процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий,

    которыми надо овладеть.

    2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем

    окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и

    т. п. Источником константности восприятия являются активные действия

    перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).

    Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях

    позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру

    воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство,

    а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда

    человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с

    верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся

    маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте,

    сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их

    размеров.

    3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой

    ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений

    обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные

    звуки, - а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один

    рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

    4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с

    пониманием сущности предметов.

    5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении

    одних объектов по сравнению с другими.

    Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже

    бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное

    (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны

    воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие

    протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое

    0?».

    Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие

    отношений, движений, пространства, восприятие человека.

    Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии)

    обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере

    известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины:

    практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий

    восприятия и т. д.

    Описанные свойства предметности, целостности, константности и

    категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно

    складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием

    работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Чаще и больше всего

    свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у

    человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно

    воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ,

    внесли представители гешталътпеихологии — направления научных исследований,

    сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию

    факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле

    гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

    1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших

    соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в

    зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей

    вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

    2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том,

    что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

    2. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что

    элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с

    большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти

    фигуры, форму и контуры, чем в другие.

    4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как

    стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые

    изображения.

    Восприятие человеком сложных, осмысленных изображений

    происходит следующим образом. В первую очередь срабатывает механизм

    влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении

    наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную

    информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление.

    Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний

    мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа

    на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все

    ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из

    них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего

    мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж

    простым, каким может показаться на первый взгляд.

    Психология органов чувств до настоящего времени не способна

    объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные

    знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и

    т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты,

    которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по

    меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с

    действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия,

    которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся

    фактов.

    Со времени английского философа и психолога Дж Локка, который одним из

    первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций

    восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» —

    природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека

    от природы «способностей ума». Другая теория (эмпиризм) утверждает, что

    формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш

    мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме

    умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на

    восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

    Основой другого типа классификации восприятий являются формы

    существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с

    этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и

    восприятие движения.

    Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета.

    Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы

    совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

    Сложный комплекс приборов, лежит в основе восприятия пространства. Он

    требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную

    регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом

    являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия»,

    которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и

    вестибулярного анализаторов.

    Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных

    уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия

    длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные

    ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним

    относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых

    образований. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца,

    ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика смены сна и

    бодрствования, появление голода и т.п.

    В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов

    называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

    Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов,

    влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться.

    Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый

    ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени

    частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени

    кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для

    нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и

    неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции

    четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время

    чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор

    и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было).

    Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда

    испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время

    шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его

    «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня

    пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем

    примерно на сорок минут.

    Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия

    в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки

    времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного

    и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее,

    чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

    Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не

    вполне выяснена. Основным принципом, регулирующим восприятие движения,

    является осмысление ситуации в объективной действительности на основе

    всего прошлого опыта человека.

    Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном

    использовании информации, исходящей из нескольких различных источников.

    Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его

    направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения

    констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в

    нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти

    нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы

    при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

    Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения

    отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться

    последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз,

    головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

    То обстоятельство, что восприятие движения и его направления

    физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на

    сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей

    в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами

    времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от

    друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между

    зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает

    иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с

    первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже

    прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило

    название «фи-феномен».

    Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о

    психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так

    называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой

    кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.

    Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если

    неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом,

    т.е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить

    и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта. Скорость

    движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения

    предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в

    следящих движениях.

    Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических

    механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал

    их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и

    высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты

    «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей.

    То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических

    движениях, становится измерителем времени.

    Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его

    непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями,

    несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

    Другой важный закон восприятия состоит в относительной

    устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их

    функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой

    идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.

    В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое

    время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и

    расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший

    такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е.

    именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем

    сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать

    оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него

    способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в

    действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе

    перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает

    их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным

    сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.

    В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые

    оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько

    привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без

    переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного

    опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без

    них он видел обычный окружающий мир также перевернутым.

    Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные

    упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации,

    корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует

    следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была

    весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности

    ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное

    покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном

    количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались

    заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения

    восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у

    многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в

    пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались

    неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы

    предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

    Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы

    «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию

    распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим

    соответствующей структурой».

    Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам,

    обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от

    постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или

    ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с

    телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих

    глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт,

    называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации

    руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать

    «чувствовать» отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как

    будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обычном месте. Он

    ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом

    деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки

    воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.

    Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что

    оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

    А.В.Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом.

    В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его

    перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие

    телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные

    реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи

    ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз,

    например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на

    восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится

    обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету

    глаз взрослого. Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые

    месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для

    него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой.

    Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в

    практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами

    приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских

    перцептивных действий.

    При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием

    игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды

    зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять

    воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в

    отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета,

    здесь выделяются его структура, пространственные характеристики,

    соотношение составляющих его частей.

    А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под

    влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные

    проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в

    практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в

    перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами

    манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого

    этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку

    предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может

    соотносить, сравнивать формирующийся образ.

    На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в

    своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью

    собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся

    с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых

    ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и

    зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям

    в ней, определяя их характер и направленность.

    На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания

    перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного

    минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и

    внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного

    рецептивного процесса.

    На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети

    приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать

    определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих

    свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения,

    существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

    Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие

    решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,

    получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое

    явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления,

    который складывается в ходе активного их отражения.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.