МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Компьютерная психодиагностика

    также посредством переструктурирования данных. Открытые способы

    предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме.

    При этом могут быть регламентированы лишь самые общие требования к форме

    ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время).

    Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула

    и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При

    динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные

    и моторные способности испытуемого.

    Таблица 2

    Виды ответов на тестовые задания

    |Закрытые |Открытые |Динамическ|

    | | |ое |

    | | |реагирован|

    | | |ие |

    |Выбо|Оценивание|Восстановле|Переструк|Дополне|Свободное | |

    |р |по |ние частей |турирован|ние |конструиров| |

    | |заданной | |ие | |ание | |

    | |шкале | | | | | |

    Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых

    заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на

    известные психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения

    качественного и количественного компонентов для каждого выделенного класса

    психодиагностических методик.

    Стимулы — вербальные, стандартизированные

    Ответы — закрытые, типа "Выбор"

    Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа

    "Выбор" определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-

    опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или

    утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее

    часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, "Верно",

    "Неверно", "Не могу сказать"). По содержанию среди тестов-опросников

    условно выделяют опросники-анкеты, биографические опросники и личностные

    опросники.

    Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об

    обследуемом, не имеющей непосредственно ношения к его личностным

    особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления

    алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с

    личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена

    А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985]). [3,20]

    Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории

    жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и

    характеру образования, специальным навыкам и другим относительно

    объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками,

    как правило, является вспомогательной для получения достоверной

    интерпретации результатов психодиагностических тестов, но может носить и

    собственно диагностический и прогностический характер.

    Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-

    опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей

    личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках

    отражается группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми,

    апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, "Боитесь ли Вы

    темноты?"), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно

    проявляется его личный опыт или переживания (например "Большинство людей

    честны").

    Опросники строятся как одномерные, представляющие одну переменную, или

    как многомерные, одновременно отражающие несколько личностных показателей.

    Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности,

    типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и

    установок. При конструировании опросников черт личности используется

    подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных

    признаков (примером может служить популярный опросник 16РF Р. Кеттелла

    [1970]Отечественная адаптация с применением компьютерного анализа пунктов

    проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987]).[19,126] Типологические

    опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и

    в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а

    содержание раскрывается описаниям типичного (или усредненного)

    представителя.

    Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране

    является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Первая

    отечественная адаптация MMPI произведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976]

    [2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].

    Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность

    индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности

    поведения). Примером в отечественной психодиагностике может служить

    адаптированный Ю.Л.Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-

    Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и

    используется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором

    "социальной желательности", а также при изучении предпочитаемых средовых и

    межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени

    насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-

    анкетам. Наиболее известным 38 рубежом является разработанный Э.

    Стронгом "Бланк профессиональных интересов" [Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,

    1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре параметра интересов: 1.

    Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в

    определенной профессии; 2. Сходство интересов обследуемого с типично

    мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости интересов; 4.

    Степень профессиональной подготовки. "Бланк" содержит 400 заданий,

    разделенных на 8 рубрик, например, "профессия", "школьные предметы",

    "развлечения" и т.д.

    Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций

    личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и

    обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

    Поэтому опросники ценностей близки к опросникам интересов, мотивов и

    установок. Примером является опросник ценностей специальностей Д.Суппера,

    дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей

    специальностей, например, помощь другим — для психолога, возможность

    продвижения по службе — для администратора и т.д.

    Опросники установок применяются преимущественно в социально-

    психологических и социологических исследованиях.

    Применение тестов-опросников характеризуется малой степенью

    вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки

    результатов этих тестов, как правило, представляют собой несложную

    процедуру подсчета количества совпадений ответов испытуемого с так

    называемым диагностическим ключом и последующее приведение полученных

    результатов к стандартизированному виду. Автоматизация подобного

    тестирования с помощью современных компьютеров является несложной

    технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирования

    автоматизированной интерпретации данных многомерных тестов-опросников.

    "Ручное" использование тестов-опросников предполагает фиксированный

    порядок предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный

    приводит к рандомизированному типу психодиагностического эксперимента.

    Включение с помощью компьютера обратной связи обеспечивает проведения так

    называемого адаптивного тестирования.

    Стимулы — невербальные статические

    Ответы—закрытые, типа "Выбор"

    Методики данного типа применяются, например, для исследования

    пространственного воображения, комбинаторных способностей и способностей

    соотнесения невербальных стимулов к определенному классу из заданного

    алфавита классов. Сюда относятся, в частности, некоторые задания теста

    исследования структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под

    названием "тест-Су" нашел применение для изучения уровня интеллектуального

    развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974]). Так в заданиях

    "выбор фигур" в качестве стимулов приводятся разделенные на части

    геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предполагаемыми

    изображениями целых фигур.

    Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества

    правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра

    нередко используется время решения заданий теста. Очевидно, что современные

    компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют

    полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве стимулов

    могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

    Стимулы — вербальные стандартизированные,

    невербальные статические

    Ответы — закрытые, типа "Восстановление частей"

    Психодиагностические методики рассматриваемого типа являются, по сути,

    модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью

    этих методик является то, что испытуемым предлагается самим сформулировать

    (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким

    образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то

    же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные

    ответы на задания теста, которые могут быть выражены в достаточно

    определенной форме.

    Примером методик указанного типа может служить субтест нахождения

    недостающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности

    зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные

    детали [Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-

    либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21

    рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа

    оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра "Ряды

    чисел", направленный на исследование индуктивного мышления испытуемого и

    его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется

    установить закономерность числового ряда и продолжить его. Здесь также на

    выполнение заданий вводится лимит времени.

    Обработка результатов обследования с помощью психодиагностических

    методик рассматриваемого класса в достаточной степени формализована.

    Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно

    выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация

    содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.

    Стимулы — вербальные стандартизированные,

    невербальные статические Ответы — закрытые,

    типа "Переконструирование"

    Тестовые задания, предполагающие ответы типа "переконструирование

    данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита

    вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной

    "правильная" комбинация элементов, но это не является обязательным

    условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например,

    оригинальность созданной композиции. В качестве типичного примера можно

    привести субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта

    Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способность испытуемого к

    организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и

    предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных

    каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить

    картинки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте

    зависит от правильности и времени решения.

    Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может

    служить субтест "составление предложения по трем предлагаемым словам",

    входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34].

    Испытуемый должен за две минуты составить из набора слов как можно больше

    предложений. Критерием оценки выполненного задания служит мысль,

    объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна

    или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл;

    банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль

    дается 3 балла.

    Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования с

    помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный,

    так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов,

    подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и

    известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные

    методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно

    высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной

    информации.

    Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные

    Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака по

    заданной шкале"

    Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных

    объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц

    и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, "теплый

    - холодный", "сильный - слабый" и т.д.). В качестве примера характерен

    метод семантического дифференциала, разработанный Ч.Осгудом[1957] [21,30].

    Этот метод предназначен для измерения различий в интерпретации понятий

    испытуемыми.

    Полученные на основании процедуры семантического дифференциала

    количественные данные изображаются в виде так называемого семантического

    профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа

    заданных осей (признаков). Применяя технику семантического дифференциала

    для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой

    испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак,

    которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных

    группировок, как объектов, так и признаков.

    Технология применения методик данного типа сопряжена с большим

    количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма

    из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц обьект-признак. Поэтому

    психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику

    оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время

    интерпретация результатов подобного компьютерного анализа

    экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой

    интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих

    профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов

    выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа

    возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

    Стимулы — вербальные и невербальные индивидуально

    ориентированные

    Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака"

    Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному

    шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли

    в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов,

    опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла

    понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система

    отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить

    себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом

    уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...".

    Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных

    понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько

    объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта

    или нескольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность

    получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить

    для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия

    данным человеком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы

    анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, многомерное

    шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и

    пр.).

    Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально

    отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не

    заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные

    конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Поэтому

    техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким

    инструментом. Между тем, эти качества обусловливают значительную

    вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного

    использования техники репертуарных решеток совершенно необходима

    компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и

    интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону

    использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта —

    психодиагноста.

    Стимулы — вербальные стандартизированные

    Ответы — открытые, типа "Дополнения"

    Примером психодиагностических методик данного типа может служить

    методика завершения предложений. Обследуемому предлагается серия

    незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем,

    чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике

    формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы,

    относящиеся к изучаемым свойствам личности. Другим примером является

    методика завершения историй. Здесь в отличие от предыдущий методики в

    качестве стимула выступает небольшой рассказ. Данные методики в нашей

    стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.

    Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения

    произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству

    психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование

    контент-анализа, Для решения задач контент-анализа компьютеры начали

    применяться в 60-х годах. Составление вычислительных программ для такого

    анализа является трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных методик

    проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать

    машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А

    это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.