МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

    Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

    Комплексы психоразвивающих упражнений для

    работы с

    детьми логопедических групп.

    У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный

    . Они кри-

    тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое

    стремление к исправ-

    лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с

    возрастной нормой,

    наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее

    структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения

    материала , неустойчи-

    вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических

    процессов ,сни-

    жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них

    затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально-

    волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная

    возбудимость , раздражительность или

    общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость ,

    многократная

    смена настроения и др.

    Психолого- педагогическая коррекция речи у детей

    логопедических групп должна включать комплекс мероприятий ,

    направленных на устранение неблагопри-

    ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на

    улучшение общего

    психического состояния ребенка , на формирование у него интереса

    к речевому

    общению и необходимых навыков поведения , на организацию

    правильного речево-

    го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции

    будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .

    Программа психокоррекционного занятия включает в себя

    несколько групп

    упражнений и осуществляется на основе данных обследований .

    На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное )

    дыхание. Тренировка

    начинается с приведения ребенка в состояние покоя и

    расслабления мышц плеч,

    грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений

    : стоя ,сидя, лежа.

    1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный

    и спокой-

    ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха

    отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в

    стороны ; на выдохе они постепенно

    занимают свое исходное положение.

    2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и

    фокусируется в одной точке – на губах . Для достижения , а затем

    закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не

    изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз )

    произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы

    типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «

    утюг»,«уют», « кто от кого , тот в того», « чужую беду руками

    разведу», «дружба дружбой , служба службой», « за труд чтут», « очи

    ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..

    3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную

    пленку

    или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что

    имитирует

    психолог своим голосом . Это может быть , например «стук

    часов», « крик воро-

    ны», «жужжание жука» , «писк комара» и др.

    4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить ,

    какой одина-

    вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и

    поднять руку если

    слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука ,

    например «с» , в словах

    «нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку

    предлагается придумать

    слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три-

    четыре звука.

    Заключительное упражнение состоит в том , что психолог

    произносит слова-

    квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует

    соответству-

    ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку).

    Предлагаются следую-

    щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-

    рожки», «рак-

    лак», « пилот-пирог» и.т.п.

    5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и

    динамической

    скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-

    5) хлопнуть

    мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от

    одного края стола,

    попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка

    просят проскакать

    поочередно на правой и левой ногах , например от стола к

    двери. Упражнение

    повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в

    зависимости от

    возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или

    подражая

    ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем

    расслаблять их ,

    свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя

    кисти.

    6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу ,

    пробует

    произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в

    твердое небо,

    мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей ,

    зажмуривание глаз ),

    затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба

    состояния ребенок

    пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.

    7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и

    нтенсивным

    выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние

    отделы грудной

    клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с

    помощью игры

    «Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»-

    нижние отделы

    грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь;

    во время выдо-

    ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка

    медленно втяги-

    ваются до исходного положения. Далее выполняется это же

    упражнение , но на

    выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6

    с). Для удлине-

    ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на

    духовых инструмен-

    тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной

    гармошке». Длительность

    выдоха доводится до 6-8 с.

    8. Упражнения на развитие внимания.

    № 1 «Незнайкины небылицы».

    Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в

    них . Когда он

    стал рассказывать свои историии друзьям , все громко

    смеялись и говорили,

    что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал

    Незнайка.

    - Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки ,

    теплые сапоги , шу-

    бы и отправляются кататься на санках.

    - Весной все звери готовятся к долгой спячке.

    - Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

    - Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и

    собирать

    ягоды.

    № 2 «Цветик- семицветик »

    Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным,

    желтым, голубым,

    розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая.

    Ребенку

    предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно

    такой же.

    №3 « Невнимательный садовник »

    Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду ,

    но он был очень

    невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с

    семенами. Помоги

    садовнику найти лишние пакетики , если на них написано:

    «Яблоня», «Груша»

    «Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».

    №4 « Паровозик с клоунами»

    Все дети превращаются в «поезд», в котором едут

    «клоуны». « Клоуны» лю-

    бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по

    сигналу взрослого

    ( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в

    разные стороны, де-

    ти падают. Основная задача - при падениии быть

    внимательным к окру-

    жающим детям , стараться их не задеть. После того как

    «поезд» отремонти-

    руюют, игра продолжается.

    №5 « Летает - не летает».

    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет

    предметы. Если

    предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у

    детей опущены.

    Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки

    непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо

    своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван

    нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант , который в

    конце игры выкупается.

    9.Упражнения на развитие мышления.

    №1 «Разрезные картинки» ( складывание

    рисунка из его частей)

    Берется любая открытка ( лучше использовать изображение

    неживого мира)

    и разрезается на две равные части . Ребенка просят

    составить ее. Другая

    на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок

    ориентируется на

    рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и

    пазлы помогают

    детям соотносить форму и цвет.

    №.2 « Придумаем загадку».

    Логика придумывания загадок сложна для дошкольников,

    поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих

    предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а внутри

    красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-

    ные признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает»

    (пылесос).

    Далее предлагаются сравнения и литературные загадки .

    Например : «Крашено

    Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова

    объясняются.

    №3 « Что лишнее?»

    Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета , один

    из которых не под-

    ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (

    овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок

    выделяет «лишний»

    предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой

    игре наглядную

    опору- картинки и предметы.

    10. Упражнения на развитие памяти.

    №1 « Телефон»

    В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное

    сообщение передается

    друг другу , пока оно не вернется к первому игроку.

    Сообщение может состо-

    ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное

    предложение.

    №2 « Рассказы по картинкам»

    Ребенку предлагается составить рассказ по картинке .

    Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

    №3 « Рассказы по памяти»

    Ребенка просят рассказать просмотренный недавно

    мультфильм.

    №4 « Слова»

    Дети по очереди называют слова , где последняя буква

    предыдущего слова

    является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

    11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.

    №1 « О рыбаке и рыбке»

    Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или

    кратко перессказы-

    вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи,

    золотой рыбки.

    Остальные дети держатся за руки , изображая море ( поднимают

    и опускают

    сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские

    звуки.

    Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-

    своему или пере-

    делать ее.

    №2 «Воробьиная семья»

    Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев

    сказки с помощью

    мимики, жестов, интонации.

    «Жила-была в лесу воробьиная семья: мама,

    папа,сын.Мама улетала мошек

    ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище

    веточками, утеплял

    мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался

    перед своими друзья-

    ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и

    сильный. А с тем кто

    не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался.

    Как-то раз мама

    и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его

    к обеду , но воробы-

    шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели

    не крошки. Папа-

    воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь

    она думала, что с

    ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек

    поссорился с друзьями.

    Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям.

    И в воробьи-

    ной семье был серьезный разговор...( дети чирикают,

    интонациями передавая

    чувства мамы , папы, сына). Воробышку пришлось сознаться

    в том, что он

    хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему

    хотелось доказать

    всем , какой он взрослый. Воробышек объяснял , что очень

    хотел бы ,чтобы

    его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но

    вместо радости

    и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек

    попросил прощения ,

    и родители его простили. Они накормили сына вкусной

    едой и, погладив по

    перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и

    для них он самый

    ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

    №3 « Три поросенка»

    Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а

    все дети выполняют

    действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно

    распреде-

    лить роли между детьми, использовать маски.

    №4 «Брыкающаяся лошадка»

    Все дети превращаются в «лошадок » и свободно

    размещаются на ковре

    ( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый

    читает текст сказки.

    «Жила-была лошадка , которая очень любила

    брыкаться и капризничать.

    Ей мама говорит: «Покушай , доченька, травки

    свеженькой». «Не хочу, не

    буду», - кричит лошадка и брыкается ножками ( дети

    выполняют дейст-

    вия). Папа уговаривает лошадку : « Погуляй , поиграй

    на солнышке». Не

    хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять

    брыкается. Не смогли угово-

    рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили

    ее дома, а сами

    ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла

    гулять одна. А на-

    встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:

    « Не уходи, лошад-

    ка, далеко в лес , ты еще маленькая». Лошадка опять

    упрямится: « Я не ма-

    ленькая , куда хочу, туда и хожу!» А волку это и

    надо было. Подождал

    он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как

    набросится на нее

    сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой

    сильно ударила

    волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками

    вместе так стала

    брыкаться , что волк убежал и никто его там

    больше не видел ( дети

    выполняют все действия ). Лошадка перестала

    упрямиться и капризни-

    чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается

    ножками, подбра-

    сывает высоко мячики на радость зрителям».

    12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.

    №1. Игра « Подснежник» ( релаксационный

    комплекс)

    1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко

    сложил свои

    лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (

    дети садятся

    на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову).

    2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца

    постепенно пробуж-

    дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный

    сугроб

    ( дети медленно приподнимаются и встают).

    3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а

    цветочку очень

    хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх,

    напрягая пальцы,

    поднимаясь на носки).

    4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни

    ). Лепестки

    стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок

    радуется, гор-

    дится своей красотой ( дети медленно опускают руки ,

    плечи , улыбают-

    ся). «Этоя - первый весенний цветок и зовут меня

    подснежник »,- кива-

    ет он всем головой.

    5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал

    подснежник раска-

    чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек

    склонялся все

    ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на

    ковер).

    6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в

    длительное

    сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным

    весенним

    превращениям ( звучит природная музыка, дети лежат на

    ковре и «путе-

    шествуют» с закрытыми глазами).

    Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную

    страну ( дети

    поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и

    радова-

    лись).

    №2 . Игра «Гусли-самогуды» (

    релаксационно- танцевальный

    комплекс).

    1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.

    В сказочном дворце,

    На высоком крыльце,

    Звучит грозный указ,

    Добрым молодцам наказ:

    « Кто сумеет станцевать

    Так, как гусли нам велят,

    Тот и будет помогать

    Нашим царством управлять.

    Гусли, гусли- самогуды

    Распевают песни всюду.

    Раз готовы вы друзья,

    Танцевать нам всем пора.

    2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети

    стоят, « танцуют»

    мышцы плеч и рук.

    Вот и музыка звучит.

    А народ все ждет, стоит.

    Ой , пустились плечи в пляс.

    Веселей, еще хоть раз!

    Пальцы, локти скачут вместе,

    А народ стоит на месте.

    Пляска стала затухать ,

    Тише музыка играть.

    3. Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы ног.

    Ноги стали просыпаться,

    Просыпаться, подниматься!

    Пятки, пальцы и колени

    Заплясали как хотели.

    Как им весело плясать!

    Только стали уставать.

    4. Меняется ритм музыки , «танцуют» мышцы живота.

    Рад живот поупражняться,

    Научился напрягаться.

    Вдох и выдох , покрутись.

    Лежебока, эй , проснись!

    5.Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы плеч.

    Вот поднялись наши плечи.

    Выше, выше, резче, резче.

    Стали плечи затихать,

    Затихать и засыпать.

    6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм,

    «танцуют» мышцы лица.

    Щеки, носик в пляс пошли.

    Брови нежно подними,

    Губы вытянулись в трубку,

    Потанцуй еще минутку.

    7. Ведущий выбирает ребенка , который старался , был

    внимательным.

    Ребенок заказывает любые движения для всего тела.

    Вновь народ стоит и ждет.

    Что нам музыка споет?

    Ты, помощник, выходи,

    Общий танец закажи.

    Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный»

    танец , выполняют

    движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться

    по собственному

    желанию , так, как хочет само тело.

    8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно

    двигаются под

    нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.

    А теперь, все отдыхаем .

    Отдыхаем и мечтаем

    О волшебных берегах,

    О невиданных краях.

    Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети

    мечтают. « Гус-

    ли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают ( по желанию )

    о своих

    образах- мечтах.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.