Имидж делового человека и пути его формирования
портфеля и т. п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять,
подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление
опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это
должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в
делах.
В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не
столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его
благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего
восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного
собеседника.
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный
имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами,
которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:
. элегантная одежда;
. привлекательная прическа;
. тонкий макияж;
. впечатляющие аксессуары.
Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе
фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.
Таким образом, внешний облик делового человека является
наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях,
эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к
окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко
предопределяя их отношение друг к другу.
2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой
предъявляются следующие требования:
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной
ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а
тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и
расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
3. Умело использовать механизмы психологического воздействия:
привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к
другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения,
разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к
кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается
необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность
отношений, где нет места конфликтам.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной
(эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в
конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это
сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного).
Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое
сложилось между партнерами.
Уважение –это добровольное признание личности занимаемого ею статуса.
Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у
тог, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми
(партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно
проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или
отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная
информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей,
поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения
объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают
люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим
образом эффект манер определяет специальная тренированность».
В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их
использование требует известного такта и чувства меры; при этом не
допустимы лесть и тем более подхалимаж. Комплимент удовлетворяет важнейшую
психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Необходимо
чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный ему комплимент,
поможет вам расположить его к себе.
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике
общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек
всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо
помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от
друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.
3. Деловой этикет и протокол.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях
издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее
проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы
общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).
Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.
Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой
этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими
служебных обязанностей. Но хочу отметить, что современный деловой человек
должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального
(светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки –
это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества),
на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения
определились две важнейшие их функции:
1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее
известны следующие виды визитных карточек:
- Карточка для специальных и представительских целей, на которой
указывают: Ф.И.О., полное название фирмы, должность, но не проставляют
координаты – адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при
знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец
карточки не намерен продолжать контакт с собеседником;
- Стандартная деловая карточка, на которой указывают: Ф.И.О., полное
название фирмы, должность, служебный телефон (телефакс). Она вручается для
установления тесных взаимосвязей. Номер домашнего телефона указывают лишь
представители творческих профессий. Данный вид карточки используется только
в служебных целях.
- Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон,
телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки,
цветы, сувениры по случаю знаменательных дат.
- Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают
Ф.И.О., иногда – профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют
реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Их разновидностью являются
«семейные» карточки, на которых указывают имена и отчества супругов (первым
обычно пишется имя жены), домашний адрес и телефон. Такие карточки
прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены,
оставляют при совместных неофициальных визитах.
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге.
Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим
черным шрифтом, можно использовать и другие цвета.
При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т.п.
используют большие визитные карточки – бейджи с указанием имени, фамилии,
ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного
центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании,
где проходят мероприятие.
2. Функция письменного послания. В настоящее время в левом верхнем
или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в
международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих
французских слов), указывающие на повод, по которому посылают карточки, а
именно:
p.f. – поздравление с праздником (p.f.N.A. – поздравление по случаю
Нового года);
p.r. – выражение благодарности за поздравление;
p.f.c. – выражение удовлетворения знакомством;
p.c. – выражение соболезнования;
p.p.p. – выражение соболезнования с готовностью помочь;
p.p. – для заочного представления;
p.p.c. – заочное прощание (при окончательном отъезде из страны
пребывания).
На визитные карточки с буквами p.r., p.p.c. принято не отвечать. В
ответ на визитные карточки с буквами p.c., p.f., p.p.p. посылают свою
визитку с буквами p.r., т.е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p.
ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи.
Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.
На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на
родном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не
ставится.
Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной
встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку
вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и
в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.
При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при
получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного
произношения.
Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти
своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы
помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными
нормами делового этикета.
Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет»
конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и
первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего
проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны
некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от
пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся
ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько
основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность,
достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в
том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую
форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:
. В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и
доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться
ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
. В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации,
имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия.
Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или
обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения
права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в
некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблица 1.
Таблица 1.
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.
|Ситуация |Должен быть первым при: |
|или вариант встречи | |
|сотрудников | |
| |приветствии|рукопожатии|представлен|
| | | |ии |
|Мужчина |+ | |+ |
|Женщина | |+ | |
|Старший по возрасту | |+ |+ |
|Младший по возрасту |+ | | |
|Старший по должности | |+ |+ |
|Младший по должности |+ | | |
|Проходящий мимо группы |+ | | |
|Стоящий в группе | |+ |+ |
|Входящий в комнату |+ |+ | |
|Находящийся в комнате | |+ |+ |
|Обгоняющий идущего |+ | | |
|Руководитель делегации, |+ | | |
|входящий в комнату | | | |
| | |+ |+ |
|Руководитель делегации, находящийся | | | |
|в комнате | | | |
| Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в |
|рассматриваемой ситуации |
Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и
правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении
деловых людей. Например:
. Вместо обращения по половому признаку принято обращаться «дамы»,
«господа» или «судари», «сударыни».
. При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и
«До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника,
особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
. Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными
фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все
обстоит хорошо» – «Спасибо, да».
Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм
напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи
Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми
партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и
соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены
в деловом протоколе.
Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми
регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной
переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для
стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и
найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми
протокола заключается в следующем:
. Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и
соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее
уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
. Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на
встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и
достижению желаемых результатов.
. Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно
говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать
отлаженному механизму деловых отношений.
4. Этика делового общения.
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и
правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной
деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и
мысли».
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных
норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в
процессе их производственной деятельности.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным
его видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх»
(подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник))
требует конкретизации:
. В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового
общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и
образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как:
приказ, просьба, вопрос так называемый «доброволец».
Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а
также в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба – используется в том случае, если ситуация рядовая, а
отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и
доброжелательности.
Вопрос–«Если смысл заняться этим?» или «Как мы должны это сделать?» -
Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как
лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял
инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и
достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут
воспринять ваш вопрос как проявление слабости.
«Доброволец» («Кто хочет это сделать?») – подходит для такой
ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна
быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет
соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.
. В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно
сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так,
как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не
менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к
своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с
подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь
руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и
настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.
. Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать
следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так,
как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как
вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего
коллеги.
Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности
делового общения. К ним относятся:
- разработка этических нормативов на предприятии;
- создание комитетов и комиссий по этике;
- проведение социально-этических ревизий;
- обучение этическому поведению.
Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового
этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих
привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться
больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере.
Заключение.
В заключение контрольной работы на тему: «Имидж делового человека и
пути его формирования», хочется подвести итоги о проделанном:
Изучена следующая литература:
Л.К.Аверченко, которая позволила мне в теоретической части работы
сформулировать и показать развитие понятия «имиджа»; где также наглядно
была представлена схема составляющих имиджа и раскрыта их сущность.
В учебнике, авторами которого являются А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и
В.Г. Коновалов, мной была изучена и изложена в практической части работы
следующая информация:
- понятие об имиджи делового человека, которая позволила мне выделить
основные его компоненты и раскрыть их сущность;
- понятие о деловом этикете, которая позволила мне выделить основные
его составляющие, где была представлена таблица 1 «Правила приветствия в
различных ситуациях».
Учебник Г.В. Бороздиной позволил мне объяснить сущность одного из
важных компонента имиджа делового человека – тактику общения.
Книга Э.Я. Соловьева помогла мне раскрыть и определить значение
важного элемента делового общения - понятия «Деловой протокол».
В учебнике под редакцией профессора В.Н. Лавриненко была изложена
информация о деловой этике, которая помогла мне понять и раскрыть сущность
и значение этики в деловом общении.
Таким образом, задачи контрольной работы решены; а цели (состоящие в
том, чтобы: выявить сущность понятия «имиджа» и показать его развитие; а
также, показать, из каких основных компонентов формируется имидж делового
человека и раскрыть их сущность) – достигнуты.
Список используемой литературы.
1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск:
СибАГС, 2001. – 200 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений:
Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф.
В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.–415 с.
5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – 6-
е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2003. – 320 с.
-----------------------
Имидж
Персональные
характеристики
Социальные
характеристики
Символические
характеристики
Существующее состояние дел по теме:
1. Отсутствие имиджа.
2. Плохое продвижение по службе.
3. Коммуникационный кризис с деловыми партнерами.
4. Возникновение сложностей в деловом общении.
5. Потеря авторитета в коллективе.
6. Отсутствие морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях
деловых партнеров.
Желаемое состояние дел по теме:
1. Привлекательный имидж.
2. Быстрый карьерный рост.
3. Деловое сотрудничество с партнерами.
4. Импонирование сотрудников.
5. Авторитет в коллективе.
6. Соблюдение этических принципов в деловом общении, взаимоотношениях
деловых партнеров.
6.
П
Р
О
Б
Л
Е
М
Ы
Все существующие негативные факты спровоцированы из-за недостаточного
понимания сущности имиджа и его роли в деловой сфере, а отсюда не знание
основных его компонентов:
- манера одеваться;
- тактика общения;
- деловой этикет и протокол;
- этика делового общения.
Страницы: 1, 2
|