МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физическое Я и мотивация аффилиации

    потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом

    благополучии. В недрах этой активности формируется «схема тела» или «Я-

    образ» организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних

    органов, мышц и активации организма в целом (Столин, 1983).

    На уровне социального индивида активность человека подчинена

    принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями,

    уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих

    активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой,

    возрастной, социально-психологической и т.д. На уровне личности активность

    субъекта вызывается прежде всего потребностью в саморегуляции, и основой Я-

    образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение

    личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию (Столин, 1983).

    Таким образом, опыт, связанный с самовосприятием и «переживанием»

    человеком собственного тела, рассматривается как важная характеристика и

    условие формирования самосознания. Но его дальнейшая роль в общей структуре

    самосознания или вообще опускается или признается, что физическое Я есть

    сложный биосоциальный комплекс. В связи с этим возникает ряд вопросов,

    требующих специального обсуждения: во-первых, является ли формирование

    телесного Я самым ранним этапом построения Я-концепции, на который затем

    «надстраиваются» другие компоненты самосознания; во-вторых, завершается ли

    формирование физического Я в раннем возрасте или оно корректируется,

    дополняется и трансформируется в течение жизни человека, и какие факторы

    могут здесь считаться определяющими; в-третьих, как физическое Я вплетено в

    социальную жизнь индивида.

    Для поиска ответа на поставленные вопросы обратимся к теориям,

    освещающим структуру телесного образа Я и процесс его формирования в

    онтогенезе.

    Осознание своей телесной сущности формируется на самых ранних этапах

    онтогенеза и в норме остается достаточно стабильным в течение всей жизни.

    Как уже говорилось выше, под образом Я (в частности, физическим

    образом) принято понимать описательный компонент Я-концепции как системы

    всех представлений индивида о себе. Две других составляющих представляют

    собой самооценку, или аффективный компонент Я-концепции, и поведенческие

    реакции, или ее динамический компонент. Эти три составляющих самосознания

    имеют относительно независимую логику развития, однако в своем реальном

    функционировании обнаруживают тесную взаимосвязь. Так, неудовлетворенность

    своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте неизбежно влияют

    на представление о своем телесном Я, на общий уровень самопринятия. Таким

    образом, процесс построения физического Я-образа неотделим от формирования

    эмоционально-ценностного к нему отношения.

    В социальной психологии проблема развития физического образа Я

    остается практически не изученной, разрабатываясь преимущественно в рамках

    клинической психологии. Здесь сегодня выделяется несколько направлений

    исследования телесного образа. В первом из подходов тело понимается как

    граница Я. Понятие «граница образа тела» было введено С. Фишером и С.

    Кливлендом, которые исходили из того, что люди различаются по тому,

    насколько «твердыми» и «отгораживающими от внешнего мира» они воспринимают

    границы собственного тела. Как правило, это восприятие неосознанно и

    проявляется в чувстве определенной отграниченности от окружающей среды

    (Соколова, 1989).

    Согласно психоаналитическим взглядам, граница образа тела формируется

    на раннем этапе онтогенеза и определяет дальнейшее построение телесного

    образа Я. Первоначально ребенок не различает внешний мир объектов и

    внутренний мир субъективных желаний: его собственное тело в его

    представлении представляет единое целое с телом матери. Концепция Я как

    независимой сущности развивается в течение периода от двух до трех лет

    (Арлоу, 2000). Физический контакт с матерью создает основу для накопления

    опыта, приводящего к осознанию границ собственного тела. Существуют данные,

    доказывающие, что люди с хорошо определенными границами в значительной

    степени ориентированы вовне: это проявляется в выраженной автономии, легком

    приспособлении к окружению, заинтересованности в контактах с другими. У лиц

    с низкой определенностью границ образа тела в сознании личностные

    особенности проявляются в слабой автономии, высоком уровне личностной

    защиты, неуверенности в социальных контактах (Соколова, 1989).

    Теоретико-экспериментальные исследования ряда отечественных авторов

    также показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания

    в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего Я-физического в

    результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания Я-

    физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела.

    Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями

    взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей.

    Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ

    собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений,

    что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того

    пространства, в котором он находится (Чамата, 1968; Мерлин, 1996).

    Процесс различения Я и не-Я и укрепление границ Я сопровождается

    постепенным формированием схемы собственного тела. Это понятие было

    предложено Боньером в 1893 г. Оно означает пластичную модель собственного

    тела, которую каждый строит, исходя из соматических ощущений. Схема тела

    обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию

    двигательного акта в зависимости от внешних условий.

    Понятие «схема тела» не тождественно понятию «образ тела»: если первая

    определяется работой проприоцепции, то образ тела следует рассматривать как

    результат осознанного или неосознанного психического отражения. В

    современной психологии распространен подход к пониманию образа тела как

    сложного комплексного единства восприятий, установок, оценок,

    представлений, связанных и с телесной внешностью и с функциями тела: это

    тот «базис, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции»

    (Налчаджян, 2000; с.279).

    Наиболее обращенным к внешнему миру компонентом образа Я является

    представление человека о собственной внешности. Пожалуй, именно этот аспект

    физического образа непосредственно подводит нас к социально-психологической

    проблематике. Как мы видели выше, и образ тела, и схема тела, формируются в

    непосредственном социальном взаимодействии. Но эти процессы происходят на

    очень раннем этапе онтогенеза и в основном завершаются к началу

    сознательной жизни человека. Представление о собственной внешности также

    закладывается у ребенка относительно рано, но дополняется и корректируется

    в более поздних возрастах. Отличительной особенностью его формирования

    является тесная связь с эмоционально-ценностным отношением (самооценкой).

    Характер самоотношения во многом определяется особенностями социального

    опыта человека на всем протяжении его жизни: «Поскольку отношение к

    человеку в известной мере зависит от его физических качеств, последние

    оказываются важной основой для формирования Я-концепции» (Шибутани, 1999;

    с.183).

    Основы самооценки закладываются в раннем детстве, и главным фактором

    при этом выступает характер детско-родительских отношений. Так, неприязнь,

    отдаленность, неуважение переходят в дефект самоотношения вплоть до

    неприязни к себе – своим чертам, физическому облику. В итоге самооценка

    внешности оказывается практически не связанной с объективными физическими

    данными ребенка, а зависит от позитивного или негативного отношения со

    стороны родителей и ближайшего окружения. Причем оценка собственной

    внешности имеет тенденцию распространяться на самооценку личности в целом,

    и наоборот - позитивное отношение к себе в целом может делать внешний облик

    более привлекательным в собственных глазах: «Рост человека, его вес,

    телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими

    составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его

    чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности»

    (Бернс, 1986; с.96). Многочисленные исследования показывают, что существует

    высокая положительная корреляция между удовлетворенностью своим телом и

    общей удовлетворенностью собой.

    В подростковом и юношеском возрасте самооценка внешности приобретает

    особое значение. Огромную роль наряду с оценками значимых других (теперь

    это главным образом сверстники и учителя) здесь играет ориентация на

    принятые в обществе стереотипные образы маскулинности или фемининности.

    Причем юношеские эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности нередко

    оказываются завышенными, нереалистичными. Обнаружение каких-либо явных или

    мнимых физических недостатков глубоко фрустрирует подростков, порождая

    тревогу и дезадаптированность (Кон, 1989).

    Важным аспектом проблемы самооценки внешности являются гендерные

    различия в ее проявлениях. Существуют данные, подтверждающие более

    обостренное отношение к своему внешнему облику у девушек по сравнению с

    юношами: «В 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о

    них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике,

    насмешкам» (Кон, 1989; с.103). Высокая значимость внешности сочетается у

    девушек с такими традиционно относимыми к «феминным» личными качествами,

    как склонность к концентрации на чувствах, эмоциональность и

    экспрессивность. Ряд гендерных исследований показывает, что «исключительную

    роль в формировании «женского» типа характера играет ориентация женщин на

    межличностное общение и связанное с этим стремление обратить на себя

    внимание, понравиться… Ориентированность на внешнюю оценку, на признание

    другими пронизывает базовые смысловые структуры личности женщины, влияя на

    ее отношение к себе. Так ожидание позитивного отношения к себе со стороны

    других…связано с уверенностью в себе женщин» (Визгина, Пантилеев, 2001;

    с.99). Наше эмпирическое исследование, проведенное на женщинах-

    респондентах, основывается на представлении о той важной роли, которую для

    женщин играет стремление к принятию и ожидание одобрения в социальных

    контактах.

    В норме болезненная фиксация на собственной внешности и ориентация на

    оценку значимых других к концу подросткового возраста уступает место

    развитию других способов укрепления самооценки (через учебу, спортивные

    достижения, личные качества и т.д.) и ее автономизации. В дальнейшем

    сформированный телесный образ Я и характер (позитивный или негативный) его

    самооценки сохраняют относительную устойчивость на протяжении всей жизни

    человека. «В целом, адекватность самооценок с возрастом, по-видимому,

    повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более

    реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские – чем подростковые, в

    чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация

    уровня притязаний» (Кон, 1989; с.99). В зрелом возрасте на самоотношение

    влияет опыт переживания травмирующих ситуаций. Степень искажения образа

    физического Я и его самооценки в подобных случаях зависит от ряда

    личностных факторов: таких, в частности, как когнитивный стиль

    (полезависимость) и уровень самопринятия. Любые изменения какого-то аспекта

    образа Я при низкой когнитивной дифференцированности влекут за собой

    изменение и других аспектов представления о себе; «изменение частной

    самооценки по какому-то значимому измерению вызовет изменение других

    частных самооценок и эмоционально-ценностного отношения к себе в целом»

    (Соколова, 1989; с.29).

    Итак, возвращаясь к поставленным ранее вопросам, можно подвести некоторые

    итоги:

    1) формирование телесного образа Я является наиболее ранней стадией

    построения Я-концепции и может быть рассмотрено как некий базис, на

    котором развертывается дальнейшее ее развитие;

    2) телесный образ Я является устойчивым образованием, формирование

    которого в определенном смысле завершается на ранних стадиях

    онтогенеза. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой

    становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать

    значительное влияние на общий уровень самоотношения.

    3) выделяя социально-психологический аспект проблемы изучения физического

    образа Я, необходимо, во-первых, подчеркнуть значимость для его

    формирования и развития такого фактора, как социальное взаимодействие,

    и, во-вторых, обозначить глубокую связь физического Я с другими

    переменными и аспектами Я-концепции (самоотношением, социальным Я и

    др.).

    Как отмечал Р. Бернс, «главным ориентиром для Я-концепции является Я

    другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем

    другие. Как неоднократно было показано, «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-

    каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию» (Бернс, 1986;

    50). Мы предполагаем в этой связи, что представление человека о своем

    физическом облике и его оценка непосредственно связаны с его ожиданиями и

    прогнозами относительно реакций на себя других людей. Опыт успешных или

    неуспешных в этом смысле взаимодействий формирует у индивида

    преимущественную тенденцию стремления к людям или избегания их, что

    означает ту или иную направленность мотивации аффилиации, к рассмотрению

    которой мы перейдем в следующей главе.

    Глава № 2. Социальная мотивация личности

    §1. Мотивы и мотивация. Социальные мотивы

    Анализ мотивационной регуляции деятельности человека связывается в

    психологии с понятием потребности. Потребность представляет собой

    объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем

    вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках,

    определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности,

    или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего

    человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность

    осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и

    ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и

    образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив -

    это предмет, на который направлена деятельность, и соответствующий

    некоторой человеческой потребности (Леонтьев, 1971).

    Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых

    потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении,

    познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Г. Мюррей в 20-е гг.

    прошлого столетия выделил первичные (висцерогенные) потребности: например,

    в воде, пище, сексуальной разрядке, избегании холода и многие другие, и

    вторичные (психогенные потребности). Первичные потребности в отличие от

    вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично,

    или в связи с необходимостью регуляции. К психогенным потребностям Мюррей

    отнес потребность в достижении, аффилиации, уважении, привлечении внимания

    к себе, защите, агрессии, независимости, доминировании, понимании и др.

    Большинство из них связаны с отношениями с другими людьми и могут

    реализовываться только в социальном взаимодействии. Кроме того, Мюррей

    разделил потребности на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на

    явные и латентные. В определенных ситуациях отдельные потребности могут

    объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или

    подчиняться одна другой (Хьелл, Зиглер, 1999).

    Иерархия основных потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была

    впервые опубликована в 1943 г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а

    целые их группы, которые упорядочены в ценностной иерархии соответственно

    их роли в развитии личности. Маслоу выделил пять основных групп

    потребностей:

    - физиологические потребности (в пище, питье, кислороде);

    - потребность в безопасности (физической и психологической);

    - потребности в привязанностях, любви и причастности к группе;

    - потребность в самоуважении;

    - потребность самоактуализации.

    Главная идея Маслоу заключается в том, что путь к осуществлению

    потенциальных возможностей индивидуума – к его самоактуализации –

    открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей.

    Потребности низших уровней Маслоу назвал нуждами, а высших – потребностями

    роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает

    низшая потребность.

    Согласно Маслоу, потребности одновременно являются и целями человека,

    т. е. они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.)

    необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении,

    безопасности, мире - также важнейшее условие человеческого существования на

    уровне индивида, общности, человечества в целом. Стремление к общению с

    людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, а

    отсутствие подобных потребностей — патологией (Хьелл, Зиглер, 1999).

    Процесс объективации потребностей в виде мотивов носит индивидуальный

    характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного человека. Например,

    потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.