МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феноменология проституции

    на рабочем месте, чем профессиональной самореализации и достижениям

    (из-за этого женщина придает очень большую роль неслужебным и

    неформальным отношениям в коллективе, почему руководители и считают

    женщин источником сложностей и напряженности в коллективе, скептически

    относятся к их профессиональным возможностям и не любят брать на

    работу)

    4. у женщин значительно сильнее, чем у мужчин, формальное образование (по

    диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а

    реальные специальности не соответствуют фактическим потребностям на

    рынке труда

    5. на женщин давит «двойная занятость» - на производстве и в семье

    6. в обществе существуют сильные предубеждения насчет «должного» и

    «возможного» места женщин.

    На устранение или смягчение действия этих факторов и должны быть

    направлены меры государственной политики. Сегодня шансы на успех может

    иметь только такая политика, которая, во-первых, будет сильно

    дифференцирована, то есть предусматривала для различных групп именно те

    виды помощи, которые максимально эффективны именно для данной группы, чтобы

    избегать неэффективных затрат ресурсов. А женщины, как показывают

    результаты исследований, очень разнятся между собой по потребностям в той

    или иной форме помощи и в возможностях воспользоваться разными видами

    помощи.

    Далее, эта политика должна максимально ориентироваться на возможности

    косвенной помощи, гораздо менее дорогостоящей, чем прямая помощь и

    позволять: на те же деньги поддержать гораздо больше женщин, к тому же в

    ходе помощи научить их стоять «на собственных ногах». Наконец, эта политика

    должна максимально учитывать возможность того, что в экономике называют

    синэргическими и мультипликационными эффектами, т. е. различные меры должны

    взаимно усиливать эффект друг друга и порождать «по цепочке» благоприятные

    побочные эффекты.

    В наших конкретных условиях это значит, что шансы на успех и на

    финансирование будут иметь прежде всего такие меры, которые будут не только

    помогать женщинам, но одновременно и содействовать общему прогрессу

    экономики. Это прежде всего развитие жизненно необходимых для современной

    экономики секторов информационного обслуживания, деловых услуг, а через

    некоторое время, когда депрессия сменится экономическими оживлениями -

    сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и т. п.

    Какие вопросы требуют приоритетного решения в сложившейся системе

    «женщина-работодатель»?

    Как уже отмечалось, одной из причин неконкурентоспособности женщин в

    период напряженности на рынке труда являются те немногие социальные льготы,

    которые у них остались. К сожалению, если мы хотим исправить положение

    женщин на рынке труда, от многих таких льгот придется отказаться, тем более

    что реально они сегодня все равно не действуют: безработной женщине от них

    не легче, а работающие чаще отказываются от них из-за угрозы потерять

    работу. Законодательство их от такой потери не защитит: у предпринимателя

    всегда будет возможность избавиться от работника, которого он считает

    неэффективным, так что суд к нему не придерется, но зато само наличие

    угрозы судебного преследования побудит его предпочесть женщине мужчину.

    Видимо, имеет смысл оставить в законодательном порядке лишь те льготы,

    которые государство в состоянии профинансировать из федерального или

    местного бюджета без потерь для работодателя (реально это могут быть и

    суммы, превышающие зарплату работника на время оплачиваемого отпуска:

    длительное отсутствие работника на рабочем месте с сохранением за ним права

    вернуться обычно влечет ряд дополнительных убытков, которые могут

    компенсироваться налоговыми льготами или иными мерами косвенной поддержки,

    соблазнительными для предпринимателя). Сам круг таких возможных мер еще

    предстоит выявить в ходе социологических обследований работодателей. Но уже

    сегодня очевидно, что если мы хотим сохранить конкурентоспособность женщины

    на рабочем месте, круг предоставляемых ей обязательных льгот должен быть

    сведен к тем, что обеспечивают здоровье матери и ребенка. Запрет увольнения

    женщин с ребенком также реально не защитит ее права. Просто наниматель

    будет стремиться не нанимать ее вообще.

    Нужно отдавать себе отчет, что в условиях конкурентной экономики у

    государства нет возможности заставлять экономических субъектов поступать

    вопреки их интересам.

    В числе особо актуальных мер - развитие и расширение профессионального

    переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка.

    В силу традиционно сложившегося разделения труда и особенностей

    профессиональной жизни женщин на протяжении десятилетий в период нынешней

    структурной перестройки у женщин гораздо чаще, чем у мужчин,

    профессиональная квалификация не соответствует структуре вакансий,

    отражающих спрос. Однако простое выделение средств на организацию

    профессионального обучения женщин может и не принести ожидаемых

    результатов, если не будет сопровождаться специальными мерами, которые

    компенсировали бы уже упоминавшуюся относительную пассивность женщин на

    рынке труда. Наши исследования, например, показали, что даже самым успешным

    женщинам-предпринимательницам почти всегда нужен был внешний толчок, чтобы

    резко изменить свою жизнь и раскрыть свои способности. Разумно было бы,

    например, создавать клубы для женщин по профессиям, где бы женщины учились

    искать работу. Немалую роль может сыграть уже сама информация о

    существующих возможностях, о том, чем можно начать заниматься, утратив

    привычное дело. Причем для женщин особенно важно получить подобную

    информацию не из печатных источников, а «вживе» - непосредственно от другой

    женщины, которая сама занимается этим делом, которой можно задать вопросы и

    получить психологическое подкрепление.

    Здесь неоценимую роль могли бы сыграть существующие во множестве женские

    организации. Сегодня престиж организаций в глазах самих женщин, в том числе

    занятых бизнесом, весьма невысок. Можно было бы изучить деятельность

    существующих женских организаций и ассоциаций и обеспечить государственное

    содействие тем из них, которые не «борются за права женщин», а реально

    помогают женщинам приспособиться к новым условиям (такое содействие не

    обязательно означает субсидии и дотации - часто нужнее бывает разного рода

    техническое содействие, доступ к помещениям и техническим средствам, помощь

    в установлении контактов с государственными ведомствами и т. п.). Здесь

    очень велика может быть роль самих женщин, уже добившихся успеха в бизнесе,

    в управлении крупными организациями или какой-либо профессиональной

    деятельности - они могут стать идеальными консультантами и инструкторами

    для женщин, склонных к активному поведению на рынке труда, помочь им

    обрести психологическую уверенность и дать самые первые знания о том, как

    начать свое, пусть самое маленькое, дело, как радикально сменить сферу

    деятельности, как устроиться на работу.

    Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму - а таких большинство

    - нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только

    общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и

    конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению

    к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими

    детьми.

    Наконец, нужно разработать достаточно надежные тесты профессиональных

    возможностей и квалификации и законодательно обеспечить повсеместное

    использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты должны, с одной

    стороны, разрушить предубеждения о принципиальной неспособности женщин

    выполнять те или иные работы, с другой - уменьшить опасения работодателей,

    позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных

    работников. Зато отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, уже

    может послужить основанием для обвинения в дискриминации, что послужит хоть

    какой-то социальной гарантией для действительно компетентных работников.

    Еще одним разделом политики занятости в настоящее время является

    субсидирование и поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего

    рабочие места, в том числе в специфических женских сферах деятельности.

    Весьма сложный и деликатный вопрос - охрана труда. Как уже отмечалось,

    специфические «женские» меры по охране труда могут лишь ухудшить положение

    женщин на рынке труда. С другой стороны, сохранение нынешнего положения уже

    давно угрожает здоровью нации. Необходимо, видимо, не охранять труд женщин,

    а добиваться нормальных условий труда на производстве в целом.

    Правительству стоит в кратчайшие сроки утвердить Положение о

    государственной инспекции надзора и контроля, Положение о статусе

    государственного инспектора по охране труда, Положение о порядке

    сертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условий

    труда, определить источники финансирования работ в этой области, а также

    разработать экономический механизм воздействия на предприятиях, имеющие

    недостатки в профилактике и обеспечения безопасных условий труда.

    Было бы целесообразно, если бы разработкой программы занялся единый

    центр, например, Департамент по условиям по охране труда при Минтруде РФ.

    Средства предприятий, направленные на улучшение условий труда, должны

    рассматриваться как средства на развитие предприятия и не должны облагаться

    налогом на прибыль.

    Должна быть проведена аналитическая работа по выявлению типов

    нефинансовой поддержки семьям и путей ее оказания. Необходимо создание

    организации на министерском уровне для осуществления координации в области

    политики семьи и обеспечения службы социальной поддержки.

    Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми,

    одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами (наименее защищенной и

    травмируемой в условиях экономического кризиса группы) желательно уменьшить

    занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социальной

    политики, заменившей бы утраченный заработок семейными пособиями для детей.

    Следует подчеркнуть, что такая мера не будет чистой благотворительностью:

    наряду с решением важнейшей социальной проблемы - стимулирования

    рождаемости, она поможет снизить давление на рынке труда.

    Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме для женщин (так

    называемом «гибком графике», который давно используется во всех европейских

    странах). Для начала хотя бы в бюджетных организациях, где государству

    легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут

    выполняться на дому. Если учесть, что сегодня одна из главных статей

    расходов - содержание помещений, а один из важнейших ресурсов большинства

    государственных контор в крупных городах - эти самые помещения, проведение

    подобной политики может быть экономически выгодно для предприятий.

    Переподготовка женщин в массовых профессиях, если она будет

    осуществляться неформально и с учетом реальных потребностей местной

    экономики, может быстро повысить эффективность местных предприятий, так как

    предоставит в их распоряжение квалифицированную и дисциплинированную

    рабочую силу - женщины, как правило, отличаются более высокой трудовой и

    производственной дисциплиной.

    «Светское» профессиональное общение женщин, лишенных в данный момент

    работы, отчасти снимет психологическую напряженность от потери рабочего

    места и снизит напряженность в семье, и в обществе в целом, поможет

    воспитать столь сегодня необходимый комплекс «помогай себе сам». И,

    конечно, самое главное, при подобном подходе меры по социальной защите

    тесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие - с

    мерами по содействию развития мелкого и мельчайшего бизнеса.

    Все перечисленные меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они

    необходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причина

    неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильное

    запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До тех

    пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг,

    информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и

    диверсифицированная система образования дошкольных и внешкольных

    учреждений, освобождающая женщин от части проблем «двойной занятости», ни о

    каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т. п. Не

    может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из

    главных задач государственной экономической и социальной политики. Но

    именно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшие

    возможности для приложения женского труда там, где он действительно более

    чем конкурентоспособен.

    В долгосрочном плане - 5 лет и более - меры по улучшению положения

    женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. И

    отсюда должна быть направлена значительная доля ресурсов.

    Это касается прежде всего информатизации нашего общества. Но не в том

    смысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет - как

    распространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее,

    об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций и

    постепенно появляющихся в домах, для реального распространения самой

    разнообразной информации.

    В настоящее время наша экономика существует практически в условиях

    полного информационного голода, причем ее субъекты даже не осознают этого

    факта. Это отмечают почти все зарубежные бизнесмены. И считают это одним из

    главных препятствий к повышению ее эффективности. Безусловно, рано или

    поздно потребности развивающихся рыночных отношений сформируют этот рынок,

    однако экономически и социально намного выгоднее, чтобы это произошло не

    поздно, а рано. Здесь не обойтись без инициативы государства. Оно должно

    взять на себя некоторые функции по стимулированию и формированию такого

    рынка.

    Государственные органы могли бы выступить и первым заказчиком

    информации, специально перерабатываемой под их требования. Стремление

    делать это самостоятельно в каждой организации ведет к гигантским лишним

    расходам и снижению эффективности - ни один даже центральный орган не в

    состоянии перерабатывать все многочисленные источники информации на

    достаточно профессиональном уровне. Именно государственные заказы на первых

    порах могут дать развернуться «малому информационному бизнесу», в том числе

    и в формах самозанятости или семейного бизнеса. Этот «малый информационный

    бизнес» достаточно быстро может стать естественной нишей для тех женщин,

    которые сегодня острее всего чувствуют бремя или угрозу безработицы - для

    научно-педагогических работников и служащих с высшим образованием. Причем

    особенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельности

    существуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности «наукоградах»,

    благо наличие информационных сетей и электронной почты делает

    географическую удаленность создателей информационного продукта от

    потребителей не слишком важной.

    Вероятно, многие из таких небольших и, видимо, децентрализованных

    информационных служб будут работать как бесприбыльные организации, и для их

    нормального функционирования нужно будет существенно пересмотреть и

    уточнить законодательство, затрагивающее подобные организации.

    Второе направление «перехода к постиндустриальному обществу» -

    стимулирование мелкого бизнеса в сфере услуг - бытовых, деловых,

    образовательных. В мире, как уже отмечалось, накоплен немалый опыт

    государственного содействия формирования малого бизнеса, в том числе и с

    помощью косвенных мер. Здесь нам важно, что наиболее естественная сфера для

    мелкого бизнеса в нашей стране - развалившаяся сфера бытовых услуг и

    никогда не существовавшая сфера услуг деловых. И та, и другая необходимы

    для нормального функционирования и развития экономики и общества, и та и

    другая открывают огромный простор для применения женского труда.

    Сегодня в нашей стране существуют огромный скрытый резерв рабочей силы:

    при почти 50-процентном сокращению объемов производства численность

    работников на большинстве предприятий сократилась не слишком значительно.

    Возможно, нецелесообразно будет в порядке эксперимента пойти в каких-то

    относительно благополучных районах с достаточно диверсифицированной

    структурой производства на радикальную рационализацию структуры и

    численности персонала предприятий с одновременным содействием в этих же

    районах созданию сети мелких фирм и кооперативов в секторе услуг.

    Разумеется, такому эксперименту должно предшествовать тщательное изучение

    потенциального рынка для услуг предполагаемых новых предприятий и большая

    подготовительная работа.

    Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, может

    формироваться лишь в результате самодеятельности людей и групп -

    поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждо

    самим основам этого общества, чем попытки строить его «сверху». Именно

    поэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но создать

    условия для того, чтобы этот объективный процесс шел быстрее и

    безболезненнее, государство вполне способно и даже обязано. И выигрывают от

    этого прежде всего женщины.

    Еще один важный фактор, который должен определить государственную

    политику поддержки женщин - дифференцированный подход к поддержке различных

    групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций

    женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо

    выделяются четыре типа:

    - «карьерные женщины» - желающие расти профессионально и работать полный

    рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних

    женщин

    - «профессионально ориентированные женщины», желающие делать карьеру,

    однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1%

    и 48% соответственно

    - «работающие матери» - не желающие делать карьеру и выбирающие режим

    неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и

    незамужних женщин

    - «домашние хозяйки» - не желающие делать карьеру и предпочитающие не

    работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно.

    Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой и

    профессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход,

    объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливо

    выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в их

    профессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий.

    И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в

    отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное

    количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не

    связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно

    страдает. Любые попытки «ввести» координацию в этой области обречены либо

    на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию. Но

    одно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровне Центр

    документации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также между

    всеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с

    «женскими» проблемами. Такой центр должен собирать все документы о

    деятельности существующих организаций и их опыте и распространять эти

    документы среди остальных потенциально заинтересованных организаций.

    Существование систем электронной почты и информационных сетей типа

    Интернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрым

    и эффективным. А работа подобного «децентрализованного центра», может

    послужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин в

    реальную информатизацию нашего общества.

    Экспертные оценки частоты столкновения женщин

    с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении

    в зависимости от предприятий разных форм собственности

    |Формы проявления | | | | |

    |социальной |Сталкиваютс|Степень |Никогда не |Затрудняютс|

    |дискриминации |я |столкновени|сталкиваютс|я |

    |в сфере труда |(всего) |я |я |ответить |

    | | |част|иногд| | |

    | | |о |а | | |

    |При приеме на |82.3 |40.7|41.6 |7.1 |- |

    |работу | | | | | |

    |При увольнении |74.2 |41.2|33.0 |11.3 |14.5 |

    |в том числе: | | | | | |

    |на предприятиях | | | | | |

    |различных форм | | | | | |

    |собственности: |63.8 |23.5|40.3 |13.1 |23 |

    |на | | | | | |

    |государственных | | | | | |

    |предприятиях | | | | | |

    |в госучреждениях |56.0 |- |- |- |- |

    |в научных |45.7 |19.9|25.8 |19.0 |35 |

    |учреждениях | | | | | |

    |в коммерческих | | | | | |

    |структурах |48.8 |31.2|17.6 |13.1 |38 |

    |на совместных | | | | | |

    |предприятиях | | | | | |

    |(полугосударствен|40.3 |22.2|18.1 |13.6 |46 |

    |ных) | | | | | |

    В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации

    женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах

    всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их

    большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей

    информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко

    известными.

    Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд.

    Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научным

    коллективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и при

    непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую

    картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин

    в сфере труда.

    Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную

    дискриминацию в сфере труда (в % опрош.)

    | |Сталкиваютс|Степень |Никогда не|Затрудняют|

    |Женщины |я (всего) |столкновения|сталкивают|ся |

    | | | |ся |ответить |

    | | |часто|иногд| | |

    | | | |а | | |

    |Предпенсионного | | | | | |

    |возраста |77.9 |54.8 |23.1 |4.5 |17 |

    |Беременные |65.6 |45.2 |20.4 |13.1 |21 |

    |Инвалиды |56.5 |39.8 |16.7 |12.2 |31.3 |

    |Одинокие |52.4 |25.3 |27.1 |17.2 |30.4 |

    |Отвергшие | | | | | |

    |притязания |36.2 |18.6 |17.6 |15.4 |48.4 |

    |начальника | | | | | |

    Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия.

    Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые или

    стихийно возникающие - результаты распространения того или иного

    социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения

    личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в

    конкретных социальных общностях - в частности.

    Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда

    и занятости можно провести по ряду критериев:

    1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные.

    Среди отдаленных:

    - ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального

    статуса

    - феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных

    сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы

    управления и властных институтов; люмпенизация женского населения;

    медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской

    агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли,

    кредитов, финансов.

    Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин;

    психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный

    возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение

    самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на

    пенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора в

    экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской

    рабочей силы.

    2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая

    (непроизводственная)

    2. по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и

    позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских

    движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и

    насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров)

    помощи нуждающимся женщинам.

    В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия

    социальной дискриминации женщин в производственной сфере.

    Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов:

    статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует

    несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в

    основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за

    определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с

    изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот

    уровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении в

    Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в

    отношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной

    конференции по положению женщин.

    Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального

    статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются

    на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.

    При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к

    экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими

    индикаторами являются:

    - кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как

    женщинам, так и мужчинам, а также совместно

    - владение землей в сельских районах

    - численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу

    - владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с

    городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами,

    совместно.

    Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности:

    - семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами

    - численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению

    доходов, затрагивает женщин и мужчин)

    - доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского

    населения

    - состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например,

    позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить

    рабочее место)

    - наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель

    характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и

    женщин).

    Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в

    российскую практику.

    Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечает

    современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует

    «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и

    равных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая Комитетом

    Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

    Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по

    их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его

    условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в

    области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.

    Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В

    канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей

    судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление

    социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности

    полов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенство

    граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

    Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.

    Список литературы:

    [1] Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин

    как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31.

    [2] Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации.

    Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1.

    [3] Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции

    по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158.

    [4] Смелзер Н. Социология. - М., 1994. С. 330-333.

    [5] См. Работы: Чемберлен М. К., Мэгэри С., Лазарис К., Роуз Х., Смелзер

    Н.

    [6] Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов

    А. К. - М., 1998. С. 31-32.

    [7] Силласте Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая

    теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы

    конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7).

    [8] Смелзер Н. Социология / Пер. С англ. - М., 1994. С. 330.

    [9] Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной

    трансформации России. // Социс. 1994. № 3.

    [10] Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995. С.

    19, 29, 33.

    [11] декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г.) ООН-

    А/Conf. 177/20. С. 11.

    [12] Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен

    Федеральной службой занятости. - М., 1996. С. 1.

    [13] Смелзер Н. Озн. соч. С. 274.

    [14] Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики

    (концептуальный подход к разработке Федеральной программы). // Социс. 1997.

    № 28.

    [15] Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского

    женского конгресса. // Всероссийский женский конгресс «Труд. Занятость.

    Безработица». - М., 1995. С. 163.

    [16] Антология социальной работы. Том №2 // М.1995.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.