Разработка образовательной среды для дистанционного обучения по дисциплинам Компьютерная графика и Системы искусственного интеллекта. Геометрические преобразования
|че- | | | |
|ские | | | |
|иссле- | | | |
|дования| | | |
|. | | | |
|2. |0. 5 |0. 4 |0. 2 |
|Личный | | | |
|опыт | | | |
|рабо- | | | |
|ты. | | | |
|3. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Обоб- | | | |
|щенный | | | |
|анализ | | | |
|оте- | | | |
|чествен| | | |
|ных | | | |
|аналого| | | |
|в | | | |
|4. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Обоб- | | | |
|щение | | | |
|ана- | | | |
|лиз | | | |
|Зару- | | | |
|бежных | | | |
|аналого| | | |
|в. | | | |
|5. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Личное | | | |
|знакомс| | | |
|тво | | | |
|с | | | |
|состоян| | | |
|и- | | | |
|ем | | | |
|дел | | | |
|за | | | |
|рубежом| | | |
|6. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Интуи- | | | |
|ция | | | |
Таблица 4. 3. 2 Степень влияния источника
|Эксперт |степень влияния источника |
| |1 |2 |3 |4 |5 | |
|1. |Выc|Выc.|сред|Сред|сред|Вы|
|ШестакЛ. |. | |. |. |. |c |
|И. | | | | | | |
|2. Миньков|Выc|Выc.|выc.|Сред|низ.|Ср|
|Л. Н. |. | | |. | |ед|
|3. |выc|сред|сред|сред|низ.|ср|
|Сахарове. |. |. |. |. | |ед|
|С. | | | | | | |
В результате получаем коэффициенты аргументации для каждого эксперта:
Ка1 = 0. 3 + 0. 5 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 = 1; Ка2 = 0. 3 + 0. 5 +
0. 05 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 =1; Ка3 = 0. 3 + 0. 4 + 0. 05 + 0. 05 + 0.
05 + 0. 05 = 0. 9;
Коэффициент осведомленности устанавливается по усмотрению самих
экспертов:
Кос1 = 0. 9; Кос2 = 0. 75; Кос3 = 0. 80;
Таким образом коэффициенты компетентности:
Кк1 =( 1 +0. 9)/2= 0. 950; Кк2 = ( 1 + 0. 75)/2 = 0. 875; Кк3 = ( 0. 9 +
0. 80)/2= 0. 850;
Из дерева качества разработанного программного продукта были
выбраны, по общему мнению, 12 наиболее важных характеристик:
1. Возможность адаптации пользователя в ПО;
2. Привлекательность интерфейса;
3. Удобство работы с программой;
4. Возможность работы в многопользовательском режиме;
5. Правильность функционирования;
6. Гибкая система подсказок;
7. Многофункциональность системы;
8. Компактность программы;
9. Надежность системы, защита от сбоев;
10. Возможность настройки ПО на пользователя;
11. Эффективность контроля процесса обучения;
12. Модификация вызываемых заданий;
Исходя из таблицы 4. 3. 3
Таблица 4. 3. 3 Оценка влияния характеристик
| |Оценка |
|1. Абсолютно не влияет |0 |
|технический уровень программного | |
|продукта | |
|2. Влияет незначительно |0. 25 |
|3. Влияет |0. 5 |
|4. Влияет существенно |0. 75 |
|5. Небходим |1 |
каждым экспертом по каждой характеристике установлены коэффициенты
важности:
были
| |Щестак |Миньков|Сахар|
| | | |ов |
|1. |1 |0. 75 |0. 5 |
|о |0. 75 |0. 75 |0. 5 |
|3. |1 |1 |1 |
|4. |0. 5 |0. 5 |0. 5 |
|5. |0. 75 |0. 75 |1 |
|6. |0. 5 |0. 75 |0. 5 |
|7. |1 |1 |1 |
|8. |0. 75 |0. 75 |0. 5 |
|9. |0. 75 |1 |1 |
|10.|0. 75 |0. 5 |0. 5 |
|11.|0. 5 |0. 75 |0. 5 |
|12.|0. 5 |0. 5 |0. 75|
Определим общую согласованную оценку каждой характеристики
по формуле:
Квi = 1/n х ( mij х Ккi)
где n - число экспертов;
ту - оценка 1-ым экспертом i-ой характеристики; Ккi - коэффициент
компетентности 1-го эксперта; Квi - обобщенная оценка экспертов
по j-ой характеристике.
Кв1 =0. 33х( 1 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 677 Кв2 =0.
33х(0. 75 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 579 Кв3 =0. 33х( 1
х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0. 891 Кв4 =0. 33х(0. 5 х 0.
950+0. 5 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 733 Кв5 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 +0.
75 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0. 579 Кв6 =0. 33х(0. 5 х 0. 950+0. 75x0.
875+ 0. 5 х 0. 850)= 0. 518 Кв7 =0. 33х( 1 х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1
х 0. 850)= 0. 891 Кв8 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0.
850)= 0. 579 Кв9 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0.
812 Кв10=0. 33х(0. 75х 0. 950+0. 5 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 525
Кв11=0. 33х(0. 5 х 0. 950+0. 75x0. 875+ 0. 5 х 0. 850)= 0. 518 Кв12=0.
33х(0. 5 х 0. 950+0. 5 х 0. 875 + 0. 75 х 0. 850)= 0. 516
Затем каждый эксперт устанавливает степень осуществления
программного продукта (в баллах от 0 до 10) и подсчитывается согласованная
оценка по формуле:
Vj = 1 /n х ( vij х Ккi)
где n - число экспертов;
vij - оценка i-ым экспертом j-ой характеристики; Ккi - коэффициент
компетентности i-го эксперта. V) - обобщенная оценка экспертов
по j-ой характеристике.
Разрабатываемый программный продукт/существующий аналог.
| |Шестак |Миньков|Сахаров|
|1. |8/6 |8/4 |7/6 |
|2. |9/6 |7/5 |8/6 |
|3. |9/2 |8/1 |9/3 |
|4. |8/5 |9/5 |9/6 |
|5. |7/8 |7/8 |8/9 |
|6. |9/2 |9/1 |9/1 |
|7. |10/8 |9/9 |9/8 |
|8. |9/3 |8/4 |8/4 |
|9. |9/5 |8/5 |7/6 |
|10.|10/6 |9/5 |9/5 |
|И. |8/7 |9/6 |8/6 |
|12.|8/3 |9/2 |9/3 |
Для разрабатываемой системы:
V1 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +7 х 0. 850) = 6. 850 V2 =0. 33 х (9 х
0. 950 + 7 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 7. 158 VЗ =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0.
875 +9 х 0. 850) = 7. 333 V4 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850)
= 7. 708 V5 =0. 33 х (7 х 0. 950 + 7 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 6. 525 V6 =0.
33 х (9 х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 8. 025 V7 =0. 33 х (10х 0. 950
+ 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 6. 8 V8 =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +8 х
0. 850) = 7. 45 V9 =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +7 х 0. 850) = 7. 166
V10=0. 33 х (10х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 8. 341 V11=0. 33 х (8 х
0. 950 + 9 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 7. 425 V12=0. 33 х (8 х 0. 950 + 9 х 0.
875 +9 х 0. 850) = 7. 708
Для существующего аналога:
V1 =0. 33 х (6 х 0. 950 + 4 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 3. 465 V2 =0. 33 х (6 х
0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 5. 049 VЗ =0. 33 х (2 х 0. 950 + 1 х 0.
875 +3 х 0. 850) = 1. 775 V4 =0. 33 х (5 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850)
= 3. 16 V5 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 6. 938 V6 =0.
33 х (2 х 0. 950 + 1 х 0. 875 +1 х 0. 850) =1. 123 V7 =0. 33 х (8 х 0. 950
+ 9 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 6. 617 V8 =0. 33 х (3 х 0. 950 + 4 х 0. 875 +4
х 0. 850) = 3 605 V9 =0. 33 х (5 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 4.
711 V10=0. 33 х (6 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +5 х 0. 850) = 3. 861 V11=0. 33 х
(7 х 0. 950 + 6 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 5. 577 V12=0. 33 х (3 х 0. 950 + 2
х 0. 875 +3 х 0. 850) = 1. 667
Находим комплексный показатель уровня конкурентоспособности -
разработанного ПО:
12 Кук = ( Квj х Vj
Кук = 88. 48 - аналога: Кук= 41. 045
Сравним полученные уровни качества с максимально
возможным, то есть для ПО, которому эти эксперты по этим 12 характеристикам
ставят по 10 баллов.
Кук mах= 107
Таким образом, уровень качества от максимального составляет 82 % для
разрабатываемой программы и 38 % для существующего аналога.
4. 4 Определение экономического эффекта от внедрения программного продукта
Экономический эффект разработчика: Эг= П- К
П = Цена - Спп
Цена = 733 руб.
Спп= 13995 руб.
П = 30 х 733 - 13995 = 8017 руб.
К = 0
Эг= 8017-0 = 8017руб. Экономический эффект пользователя Эг= S- К,
где
К - цена программного продукта
S = S1 -S2,
S1 - расходы на функционирование СДО обычной концепции,
построенной по процедурному принципу.
S2 - расходы на функционирование разработанной СДО "Компью
терная графика" и "Продукционные системы"
Распространение программы системы дистанционного образования предполагает
наличие модемной связи между обучаемым и учебным центром. По модемной связи
пересылаются:
- исполнительный модуль проигрывателя сценария;
1. сценарий учебного курса;
2. прикладные файлы баз данных и баз знаний;
Экономический эффект появляется в результате:
1. Сокращение расходов на пересылку основного исполнительного мо
дуля и базового курса.
Сокращение расходов на пересылку новых учебных курсов.
3. Сокращение расходов на пересылку обучаемым отчетов о пройден
ном материале.
Для расчета экономического эффекта пользователя установим параметры
пересылки информации. Значения параметров выбраны и: расчета на
среднестатистические показатели отечественных телефон-
ных сетей, средний тариф за междугороднюю связь, а также на основании
показателей наиболее распространенных типов модемов.
1. скорость передачи информации = 25 К/мин
2. стоимость передачи информации = 3 руб. / мин
Экономия за счет сокращения затрат на пересылку основного исполнительного
модуля и базового курса.
Объем разработанной СДО = 400 К Объем процедурных аналогов = 1000 К
S1=(1000/25)хЗ = 120руб S2 = ( 400 / 25 ) х 3 = 48 руб. S = S1-S2 = 72
руб.
Экономия за счет сокращения расходов на пересылку новых учебных курсов.
Объем нового курса, созданного для проигрывания в разработанной СДО = 200
К Объем нового процедурного курса = 1000 К
S1 =( 1000/25)хЗ = 120 руб.
S2 = ( 200 / 25 ) х 3 = 24 руб.
S = S1 -S2 = 96 руб.
Учитываем, что в среднем в течение года обучаемый должен получать 15 новых
учебных курсов (по 7-8 за семестр), которые может охватить разработанная
СДО,
S = 96х15 = 1440руб
Экономия за счет сокращения расходов на пересылку обучаемым отчетов о
пройденном материале.
Объем отчета о результатах работы обучаемого, формируемый
разработанной СДО = 1 К
Объем отчета, составляемого вручную = 100 К
S1=(100/25)хЗ = 12руб
S2 = 3 руб.
(т. к. минимальное время при соединении = 1 мин. )
S = S1 -S2 = 9 руб.
На 15 курсов:
S = 9х 15 = 135 руб.
S = 72 + 1440 + 135 = 1647 руб. Эг= 1647-733 = 913 руб.
В качестве критерия оценки экономического
эффекта применяется показатель чистого дисконтированного доход: (ЧДД)
tk
ЧДД= ( Эг х Кд, t t=tн
Кд=1/(1+Е)- Коэффициент дисконтирования,
Где Е = 0. 5 - норма дисконта
tн, tк - начальный и конечный год расчетного периода
Рассчитаем чистый дисконтированный доход за три года. ЧДД = 913 + ( 913 х
0, 67 ) + ( 913 х 0, 44 ) = 1927 руб.
Таблица 4. 4. технико - экономические показатели разработки
|Параметр |Разработанн|Рассматрива|
| |ая |емый аналог|
| |программа | |
|Себестоимость |13995 руб. |- |
|программной | | |
|разработки | | |
|Цена программы |733 руб.|- |
|Трудоемкость |17. 02 чел.|- |
|разработки программы |мес. | |
|Продолжительность |6. 1 |- |
|разработки |месяцев. | |
|Годовой |913 руб.|- |
|экономический эффект | | |
|Чистый |1927 руб.|- |
|дисконтированный | | |
|доход (ЧДД) | | |
|Возможность |6. 85 |3. 465 |
|адаптации | | |
|пользователя в ПО | | |
|Привлекательность |7. 158 |5. 049 |
|интерфейса | | |
|Удобство работы с|7. 333 |1. 775 |
|программой | | |
|Возможность |7. 708 |3. 16 |
|работы в | | |
|многопользовательском| | |
|режиме | | |
|Правильность |6. 525 |6. 938 |
|функционирования | | |
|Гибкая система |8. 025 |1. 123 |
|подсказок | | |
|Многофункциональность|6. 8 |6. 617 |
|системы | | |
|Компактность |7. 45 |3. 605 |
|программы | | |
|Надежность системы,|7. 166 |4. 711 |
|защита от сбоев | | |
|Возможность |8. 341 |3. 861 |
|настройки ПО на | | |
|пользователя | | |
|Эффективность |7. 425 |5. 577 |
|контроля процесса | | |
|обучения | | |
|Модификация |7. 708 |1. 667 |
|вызываемых заданий | | |
|Комплексный |88. 48 |41. 045 |
|показатель уровня | | |
|конкурентоспособности| | |
[pic]
Рис. 4. 4. 2 Структура себестоимости программного продукта
Выводы к разделу 4
В данном разделе представлены расчеты затрат на разработку системы
дистанционного образования "Компьютерная графика" и "Продукционные
системы", ее трудоемкость и продолжительность разработки с учетом
количества разработчиков. Рассчитаны качественные характеристики
разработанной системы и проведено сравнение с существующим аналогом.
Произведен расчет ожидаемого годового эффекта от использования системы
дистанционного образования и произведена его оценка.
5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дипломная работа посвящена созданию систем дистанционного обучения на
базе методов искусственного интеллекта. Целью работы является создание
обучающей программы по дисциплинам «Геометрические преобразования» и
«Продукционные системы». Система включает в себя также ЭВМ (ЮМ совместимый
компьютер).
5. 1. Сущность экологической экспертизы
В данном разделе производится экологическая экспертиза информационной
системы в целом. В соответствии с Федеральным Законом об экологической
экспертизе (принят Государственной Думой 19. 05. 95, одобрен Советом
Федерации 15. 11. 95), который регулирует отношения в области экологической
экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан
Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредствам
предупреждения негативной хозяйственной и иной деятельности на окружающую
природную среду и предусматривает в этой части реализации конституционного
права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией
ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности, экологическая экспертиза - это установление соответствия
намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и
определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в
целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации объекта экологической
экспертизы.
5. 2. Анализ экологических факторов
Для проведения экологической экспертизы необходимо выявить экологические
факторы и условия, подлежащие экспертной оценке. Учитывая особенности
разработки информационной системы, а также условия работы с ней, можно
выделить наиболее значимый вид воздействия на окружающую среду
-электромагнитное излучение. Другие экологические факторы влияющие на
окружающую среду либо минимальны, либо вовсе отсутствуют, поэтому их анализ
в данной экологической экспертизе не проводится.
Для анализа и установления предельно допустимых значений электромагнитного
излучения (ЭМИ), а также мер по снижению воздействия, необходимо выявить
характер воздействия и границы частот, на которых возможно излучение.
Электромагнитное излучение характеризует электромагнитное поле (ЭМП) -
переменное поле, представляющее собой совокупность изменяющихся во времени
взаимосвязанных и взаимообусловленных электрического и магнитного полей.
Для оценки интенсивности ЭМП в диапазоне частот до 300 мГц служит
напряженность электрической составляющей, Е - векторная величина,
характеризующая одну из двух составляющих ЭМП (единица измерения - В/м).
5. 3. Выявленные источники электромагнитного излучения
Для определения частотных границ ЭМИ необходимо выявить источники,
создающие излучение. В разрабатываемой системе источниками ЭМИ являются:
1. Сетевая проводка (F = 50 Гц);
2. Печатные проводники и элементы электрических схем ЭВМ(F=0-ЗГц);
1. Источники вторичного электропитания импульсного типа, входящие в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|