Различные классы баз данных по предметным областям использования
системы ;
- ведение банка метданных;
- издание и распространение каталогов, справочников, указателей и
других информационных материалов.
В целях обеспечения совместимости и облегчения выхода на зарубежный
рынок и облегчения экспортно-импортных операций в основу создания СБД по
продукции предлагается положить ин формационную технологию по каталогизации
и международные соглашения по информационному обмену данными (типа EDIFAKT
и системы обмена электронными документами).
Основным способом решения проблемы информационной совместимости
действующих баз и банков данных о продукции является комплексная унификация
и стандартизация средств описания данных (структур, форматов, лексики и
т.д.).
1.3. Экономическая и конъюнктурная информация
Создание баз и банков экономической и конъюнктурной информации является
важным фактором функционирования общества в условиях перехода к
регулируемой рыночной экономике.
В предшествующие годы базы экономических данных создавались и
функционировали в составе АСПР Госплана СССР, ЕСИС Госкомстата России, АСФР
Минфина России, АСУ Госснаба СССР, ОАСУ Госбанка, других министерств и
ведомств, территориальных органов управления предприятий и организаций.
Развитие информационного обеспечения регулируемой рыночной экономики
будет происходить с учетом 2 основных факторов:
1.Сокращение объема отчетных данных, представляемых предприятиями и
организациями органам управления и государственной статистики.
2.Существенное возрастание информационных потребностей Совета
федерации, предприятий, организаций, населения, органов территориального и
межотраслевого управления в социально-экономической информации .
Основным направлением развития БД социально-экономической и
конъюнктурной информации является создание следующих интегрированных БД:
1.Регистры и БД учетно-статистических единиц:
- паспорта социально-экономического развития административно-
территориальных единиц(субъектов федерации, властей самоуправления)
- структурных хозяйственных единиц по всем отраслям экономики
независимо от видов собственности, в частности, регистры
промышленных , сельскохозяйственных, строительных предприятий,
научных и проектных организаций, фермерских хозяйств и т.д.;
- регистры строек.
2.Интегрированные БД для комплексного анализа состояния и развития
отраслей экономики.
3.БД годовых балансов деятельности, предприятий, организаций и их
объединений, территорий и регионов.
4.БД массовых переписей, единовременных учетов и выборочных
обследований.
5. БД по банковским трансфертам.
6.БД по доходам и расходам населения, включая БД по семейным бюджетам.
Дальнейшее развитие должны получить работы по созданию БД,
обеспечивающих международное сопоставление социально-экономического и
научно-технического развития России, субъектов федерации, отдельных
регионов, международные валютно-финансовые сопоставления и планируемых
валютных курсов, изучение эффективности внешней торговли,
платежеспособности страны.
В этих целях предусмотрено создание следущих баз данных:
- по участникам внешнеэкономических связей;
- по лицензированию;
- грузовых таможенных деклараций;
- межправительственных соглашений и протоколов;
- конъюнктурно-коммерческой информации;
- нормативных документов, регулирующих внешнеэкономическую
деятельность;
- нормативно-справочная база. Создаваемые интегрированные БД должны
формироватся с учетом интересов органов управления различного уровня ,
включая законодательные и исполнительные органы, налоговые органы,
государственные и коммерческие банки, а также в целях информирования
общественных организаций и населения.
Методологической основой создания интегрированных БД социально-
экономической и конъюнктурной информации должна служить единая система
национальных счетов, сопряженная с международными номенклатурами и
стандартами.
Создание и функционирование баз экономических данных должно
осуществляться на основе развитой системы информации , включающей систему
классификации, кодирования и стандарты в области экономической информации.
Большинство БД социально-экономической информации должно создаватся
преимущественно на основе финансирования из государственного и местного
бюджетов, а конъюнктурной информации-с привлечением средств
заинтересованных коммерческих и некоммерческих организаций.
Политика в области цен и налогов на использование БД данного класса
должна включаться в число мер антимонопольного характера и должна
регулироваться Антимонопольным комитетом. При этом возможно и целесообразно
создание коммерческих БД и БнД, конкурирующих с уже сущенствующими.
1.4.Фактографические базы социальных данных
К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде.
Сведения о населении включают половые, социальные, медицинские и любые
другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные
о населении страны в целом и ее отдельных территориях и об определенных
группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного
возраста, женщинах и др.
Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях,
градостроительстве, городском хозяйстве, городском пассажирском транспорте,
законах , нарушениях общественного порядка и др.
К социальным фактографическим данным отнесены также другие данные
сферы здравоохранения : о заболеваниях и их последствиях, лекарственных
средствах, медицинском оборудовании и медицинских учреждениях и т.д.
Данные о градостроительстве включают сведения о зданиях и сооружениях
, дорогах, зеленых насаждениях и транспортных маршрутах города.
Данные о городском хозяйстве содержат сведения о жилом фонде, тепло и
энергосети, водопроводной сети, электро и автотранспорте, предприятиях,
занятых переработкой отходов, ремонтом дорог и другими функциями
коммунального хозяйства.
Подавляющее большинство баз социальных данных формируется в рамках
систем местных органов власти. Источниками таких данных являются, как
правило, формализованные документы.
Потребителями баз социальных данных являются население, органы
управления различных уровней и сфер, начиная от жилищно-эксплуатационных
контор и управлений и кончая Презитдентом и Федеральным Собранием, а также
научные работники.
Все данные о личностях имеют ограниченный доступ, их содержание
контролируется населением, о чем во многих государствах были изданы законы.
Базы данных о градостроительстве и городском хозяйстве создаются за
рубежом при городских муниципалитетах и службах. Сведения о жилом и нежилом
фонде используются налоговыми органами.
Информация о зданиях, дорогах, зеленых насаждениях и транспорте
предназначена для работников служб градостроительства и экологических
служб, информация о водо-, тепло-, энергосетях города - для работников
служб, управляющих этими сетями.
В нашей стране создание баз демографических и паспортных данных о
населении находится в начальной стадии.
Довольно успешно развивается создание баз данных в системах учета и
выплаты пенсий. В 130 центрах функционируют такие системы, обслуживающие до
70% пенсионеров страны. Системы в большинстве случаев обеспечивают прямой
экономический и социальный эффект, и он возрастает при решении задач по
расчету и перерасчету пенсий непосредственно в низовых звеньях системы
социального обеспечения. Для функционирования правоохранительных органов в
г.г. Москве, Красноярске созданы и функционируют базы данных о
криминогенном контингенте населения, о преступлениях (событиях) и о
похищенных ценностях. В г.Москве закончилась разработка системы "Патруль",
обеспечивающая оперативный доступ к этим базам данных по радиоканалу и
телефонным каналам. Наиболее крупной сетью баз социальных данных является
сеть баз данных о населении. Ее объем, включая медицинские и кадровые
данные , в перспективе составит для всей страны с учетом дублирования при
хранении 1, 8 тыс.Гбт. Объем баз основных
демографических и паспортных данных без учета дублирования составит
150 Гбт. Трудности создания сети БД "Население" заключаются в больших
начальных затратах по заполнению. За рубежом персональный учет населения
окупается за счет более полного сбора налогов. В будущем и у нас появится
этот эффект. Прямой экономический эффект от базы данных о населении на
современном этапе вряд ли будет достигнут. Вместе с тем социальный эффект
может быть значительным . Поэтому проблема создания такой базы может быть
решена только на государственном уровне. Эти же трудности возникают при
создании баз данных о вакансиях и жилом фон де, также достаточно крупных.
В ближайшие годы следует ожидать изменения отношения к БД о населении
в связи с появлением новых тенденций в налоговой политике и изменением
финансового положения территориальных органов управления.
На предприятиях на базе ПЭВМ создаются многочисленные системы по
учету кадров, имеющие базы кадровых данных. Их количество в нашей стране
нигде не фиксируется и работы не координируются. Экономическая
эффективность таких систем у нас часто не достигается вследствие высокой
этой координации.
В течение ряда лет в Минздраве России функционирует система баз
статистических медицинских данных. Создание баз персональных медицинских
данных в поликлиниках и больницах ведется в нашей стране в порядке
эксперимента в Москве, Екатеринбурге и других городах.
Закончено создание баз данных о свойствах лекарственных средств и о
наличии их в аптеках города в г.г.Москве, Санкт-Петербурге и Рязани.
Планируется создание баз данных о запросах донорской крови и органов
трансплантации. Создана база медицинских данных , финансируемая органами
здравоохранения на всех уровнях.
В городах Москве, Красноярске и других созданы базы данных о жилом
фонде. Наиболее удачным следует признать создание базы данных о жилом и
нежилом фондах на основе автоматизации функций бюро технической
инвентаризации.
Большое социальное значение приобретают базы данных о вакансиях,
используемые для задач трудоустройства. Такие базы созданы в ряде городов.
Опыт их создания показал, что в городе целесообразно иметь центральный
государственный городской банк вакансий.
Базы данных о городском хозяйстве и градостроивельстве. В последнее
время в связи с появлением персональных ЭВМ стали создаватся базы,
необходимые для работы служб, занятых учетом , ремонтом, оперативным
управлением в тепло- и энергосетях и др.
При создании баз социальных данных важны следующие принципы:
1.Генератором базы является, как правило, организация-владелец
документов-источников, которая может передавать функции распространения
информации другим БнД.
2.Создание баз социальных данных необходимо производить на основе
централизованного частичного финансирования при условии финансовой
поддержки этих работ федеральными и местными органами управления. В первую
очередь следует финансово поддержать эти работы в опорных зонах
информатизации.
3.Для обеспечения унификации записей в базах данных и запросов
целесообразно создать систему баз данных в социальной сфере, совмещенную с
системой словарно-справочных служб.
4.Основное внимание следует уделить созданию баз детальных данных об
элементарных объектах , таких как отдельный человек, конретное лекарство,
конкретная квартира. Эти базы следует создавать в местах их наиболее
интенсивного использования. Так, базы данных о населении следует создавать
в ДЭЗах или РЭУ, отделениях милиции, центральном адресном бюро. Базу данных
о квартирах и строениях следует создавать в бюро технической
инвентаризации и в ДЭЗах. Сводные данные о жителях и квартирах следует
хранить в базах данных районных и городских органов управления. Допускается
дублирование данных при хранении, если это оправдано экономически.
5.В фактографических базах социальных данных велика интенсивность их
обновления (15-25% в год).Вследствие этого каналы актуализации должны
тщательно отрабатываться до на чала загрузки базы данных.
1.5.Базы данных транспортных систем страны
Исходным пунктом проектирования сети баз данных является оценка ее
современного состояния.
В рамках отдельных видов транспорта и их АСУ созданы и функционируют
как отдельные базы и банки данных, так и мощные информационные системы.
На воздушном транспорте функционирует сеть ЭВМ "Сирена",
обеспечивающая автоматизацию продажи авиабилетов. Сеть развивается и должна
охватить всю территорию страны.
На железнодорожном транспорте создана система "Экспресс". В ее функции
входит не только резервирование и продажа железнодорожных билетов, но и
выдача справок о наличии мест.
На морском транспорте в рамках информационно-поисковых систем
"Пароходства", "Порты", "Судоремотные заводы". "Суда" функционируют базы
данных для планирования и регулирования работы флота и портов, базы данных
о техническом состоянии флота.
На автомобильном транспорте в рамках информационно-поисковых систем
функционируют как документографические базы данных АСНТИ, "Изобретения",
"Нормы", "Стандарты", "Директивы", так и фактографические-"Гаро",
"Автотранспорт", "Неликвиды", "Экономика", "Строительство".
Анализ существующей структуры управления функционированием
транспортной системы России, анализ взаимосвязи ее объектов показывает, что
тематическую сеть баз данных "Транспортная система РФ" целесообразно
создавать в виде двухуровневой системы. В следствие привязки многих
транспортных объектов к экономическим районам страны, закрепления их на
конкретных территориях в республиках, областях, районах и городах,
генерация сети баз данных на низших уровнях имеет ярко выраженный
региональный характер, а на верхнем уровне требует формирования
всероссийских банков данных.
Учитывая особенности транспорта, как отрасли экономики (охват всей
территории страны, технологическая связь), в качестве возможных центров
опорных зон предлагается рассмотреть пункты размещения Управлений железных
дорог РФ, т.к. железные дороги имеют специальную связь и большой опыт
использования ее для передачи информации на значительные расстояния.
Для каждого региона предлагается создать следующие основные базы
данных о транспортной системе РФ:
1."Перевозки" о фактических грузо и пассажиропотоках.
2."Транпортная сеть"- о составе и технической вооруженности
транспортной сети всех видов транспорта.
3."Транспортные предприятия" и "Транспортные средства" соответственно
о технико-экономических характеристиках транспортных предприятий и
транспортных средств.
4."Расписание движения"- о движении пассажирских поездов, самолетов,
судов, автобусов.
Перечисленные базы данных должны составить низший уровень тематической
сети базы данных "Транспортная система РФ". На федеральном уровне
предлагается создать следующие базы данных:
"Транспортные тарифы", "Перевозки", "Транспортная сеть".
На транспорте можно выделить порядка 100-120 тыс. ин формационных
объектов (железнодорожные и автобусные станции, морские и речные порты,
аэропорты, транспортные предприятия в городах и поселках).
На транспорте насчитывается около 20 тыс. железнодорожных станций,
аэропортов, морских и речных портов, автобусных станций. Имеется более 25
тыс. железнодорожных участков, морских и речных путей, автомобильных дорог
и авиалиний.
Около 60 тыс. насчитывается предприятий ведомственного транспорта и
транспорта общего пользования. Можно выделить порядка 5 тыс. наименований
перевозочных средств транспорта.
Доля федерального и местных бюджетов в общем финансировании сети БнД
должна составить около 40%.
1.6. Справочные базы для населения и организаций.
В развитых странах существует практика использования БнД для
информационно-справочного обслуживания населения и учреждений. Для этого
организуется доступ к БнД авиаперевозчиков с целью выдачи справок,
например, о расписании самолетов и поездов ; об адресах и телефонах граждан
и организаций; о программах радио и телевидения;о проведении выставок и
т.д. Кроме того, создаются специальные информационно-справочные БнД, в
числе которых можно выделить следующие виды:
- энциклопедии и справочники;
- указатели фирм, предприятий и организаций;
- биографические данные ("Кто есть кто");
- описания новых видов потребительских товаров;
- указатели правительственных контрактов, супсидий и др.
В нашей стране этот вид БнД в настоящее время развится крупные
справочные службы предоставляют подобные услуги, в основном с
использованием ручных или автоматизированных катротек. Некоторые виды
справочных БнД отсутствуют.
Развитие справочных БнД для населения и учреждений будет происходить в
основном на коммерческой основе, однако ряд видов таких БнД целесообразно
полностью или частично финансировать за счет государства. К таким БнД
Страницы: 1, 2, 3
|