Распределенные алгоритмы
while minq Recp[q] < D do
begin receive (от соседа q0) ;
Recp[q0] := Recp[q0] + 1 ;
if minq Recp[q] ? Sentp and Sentp < D then
begin forall r ? Outp do send to r ;
Sentp := Sentp + 1
end
end ;
decide
end
Алгоритм 6.7 Фазовый алгоритм.
Действительно, из текста алгоритма очевидно, что через каждый канал
проходит не более D сообщений (ниже показано, что через каждый канал
проходит не менее D сообщений). Если существует ребро pq, то fpq(i) - i-е
событие, в котором p передает сообщение q, а gpq(i) - i-е событие, в
котором q получает сообщение от p. Если канал между p и q удовлетворяет
дисциплине FIFO, эти события соответствуют друг другу и неравенство
fpq(i) ? gpq(i) выполняется. Каузальные отношения между fpq(i) и gpq(i)
сохраняются и в случае, если канал не является FIFO, что доказывается в
следующей лемме.
Лемма 6.19 Неравенство fpq(i) ? gpq(i) выполняется, даже если канал не
является каналом FIFO.
Доказательство. Определим mh следующим образом: fpq(mh) - событие
отправления сообщения, соответствующее gpq(h), т.е. в своем h-м событии
получения q получает mh-е сообщение p. Из определения каузальности
fpq(mh) ? gpq(h).
Т.к. каждое сообщение в C получают только один раз, все mh различны, откуда
следует, что хотя бы одно из чисел m1, ..., mi больше или равно i. Выберем
j ? i так, чтобы mj ? i. Тогда fpq(i) ? fpq(mj) ? gpq(j) ? gpq(i).
Теорема 6.20 Фазовый алгоритм (Алгоритм 6.7) является волновым алгоритмом.
Доказательство. Т.к. каждый процесс посылает не более D сообщений по
каждому каналу, алгоритм завершается за конечное число шагов. Пусть ? -
заключительная конфигурация вычисления C алгоритма, и предположим, что в C
существует, по крайней мере, один инициатор (их может быть больше).
Чтобы продемонстрировать, что в ? каждый процесс принял решение, покажем
сначала, что каждый процесс хотя бы один раз послал сообщения. Т.к. в ? по
каналам не передается ни одно сообщение, для каждого канала qp Recp[q] =
Sentpq. Также, т.к. каждый процесс посылает сообщения, как только получит
сообщение сам, Recp[q] > 0 ? Sentp > 0. Из предположения, что существует
хотя бы один инициатор p0, для которого Sentp0 > 0, следует, что Sentp > 0
для каждого p.
Впоследствии будет показано, что каждый процесс принял решение. Пусть p -
процесс с минимальным значением переменной Sent в ?, т.е. для всех q
Sentq ? Sentp в ?. В частности, это выполняется, если q - сосед по входу p,
и из Recp[q] = Sentq следует, что minq Recp[q] ? Sentp. Но отсюда следует,
что Sentp = D; иначе p послал бы дополнительные сообщения, когда он получил
последнее сообщение. Следовательно, Sentp = D для всех p, и Recp[q] = D для
всех qp, откуда действительно следует, что каждый процесс принял решение.
Остается показать, что каждому решению предшествует событие в каждом
процессе. Если P = p0, p1, ..., pl (l ? D) - маршрут в сети, тогда, по
Лемме 6.19,
[pic]
для 0 ? i < l и, по алгоритму,
[pic]
для 0 ? i < l - 1. Следовательно, [pic]. Т.к. диаметр сети равен D, для
любых q и p существует маршрут q = p0, p1, ..., pl = p длины не более D.
Таким образом, для любого q существует l ? D и сосед по входу r процесса
p, такие, что [pic]; на основании алгоритма, [pic]предшествует dp.
Алгоритм пересылает D сообщений через каждый канал, что приводит в
сложности сообщений, равной |E|*D. Однако нужно заметить, что |E|
обозначает количество направленных каналов. Если алгоритм используется для
неориентированной сети, каждый канал считается за два направленных канала,
и сложность сообщений равна 2|E|*D.
var recp : 0..N - 1 init 0 ;
(* Количество полученных сообщений *)
Sentp : 0..1 init 0 ;
(* Количество сообщений, посланных каждому
соседу *)
begin if p - инициатор then
begin forall r ? Neighp do send to r ;
Sentp := Sentp + 1
end ;
while Recp < # Neighp do
begin receive ;
Recp := Recp + 1 ;
if Sentp = 0 then
begin forall r ? Neighp do send to r ;
Sentp := Sentp + 1
end
end ;
decide
end
Алгоритм 6.8 Фазовый алгоритм для клики.
Фазовый алгоритм для клики. Если сеть имеет топологию клика, ее диаметр
равен 1; в этом случае от каждого соседа должно быть получено ровно одно
сообщение, и для каждого процесса достаточно посчитать общее количество
полученных сообщений вместо того, чтобы считать сообщения от каждого соседа
по входу отдельно; см. Алгоритм 6.8. Сложность сообщений в этом случае
равна N(N-1) и алгоритм использует только O(log N) бит оперативной памяти.
6.2.6 Алгоритм Финна
Алгоритм Финна [Fin79] - еще один волновой алгоритм, который можно
использовать в ориентированных сетях произвольной топологии. Он не требует
того, чтобы диаметр сети был известен заранее, но подразумевает наличие
уникальных идентификаторов процессов. В сообщениях передаются множества
идентификаторов процессов, что приводит к довольно высокой битовой
сложности алгоритма.
Процесс p содержит два множества идентификаторов процессов, Incp и NIncp.
Неформально говоря, Incp - это множество процессов q таких, что событие в q
предшествует последнему произошедшему событию в p, а NIncp - множество
процессов q таких, что для всех соседей r процесса q событие в r
предшествует последнему произошедшему событию в p. Эта зависимость
поддерживается следующим образом. Изначально Incp = {p}, а NIncp = ?.
Каждый раз, когда одно из множеств пополняется, процесс p посылает
сообщение, включая в него Incp и NIncp. Когда p получает сообщение,
включающее множества Inc и NInc, полученные идентификаторы включаются в
версии этих множеств в процессе p. Когда p получит сообщения от всех
соседей по входу, p включается в NIncp. Когда два множества становятся
равны, p принимает решение; см. Алгоритм 6.9. Из неформального смысла двух
множеств следует, что для каждого процесса q такого, что событие в q
предшествует dp, выполняется следующее: для каждого соседа r процесса q
событие в r также предшествует dp, откуда следует зависимость алгоритма.
В доказательстве корректности демонстрируется, что это выполняется для
каждого p, и что из равенства двух множеств следует, что решению
предшествует событие в каждом процессе.
Теорема 6.21 Алгоритм Финна (Алгоритм 6.9) является волновым алгоритмом.
Доказательство. Заметим, что два множества, поддерживаемые каждым
процессом, могут только расширяться. Т.к. размер двух множеств в сумме
составляет не менее 1 в первом сообщении, посылаемом по каждому каналу, и
не более 2N в последнем сообщении, то общее количество сообщений ограничено
2N*|E|.
Пусть C - вычисление, в котором существует хотя бы один инициатор, и пусть
? - заключительная конфигурация. Можно показать, как в доказательстве
Теоремы 6.20, что если процесс p отправил сообщения хотя бы один раз
(каждому соседу), а q - сосед p по выходу, то q тоже отправил сообщения
хотя бы один раз. Отсюда следует, что каждый процесс переслал хотя бы одно
сообщение (через каждый канал).
var Incp : set of processes init {p} ;
NIncp : set of processes init ? ;
recp[q] : boolean for q ? Inp init false ;
(* признак того, получил ли p сообщение от q *)
begin if p - инициатор then
forall r ? Outp do send to r ;
while Incp ? NIncp do
begin receive from q0 ;
Incp := Incp ? Inc ; NIncp := NIncp ? NInc ;
recp[q0] := true ;
if ?q ? Inp : recp[q] then NIncp := NIncp ? {p} ;
if Incp или NIncp изменились then
forall r ? Outp do send to r
end ;
decide
end
Алгоритм 6.9 Алгоритм Финна.
Сейчас мы покажем, что в ? каждый процесс принял решение. Во-первых, если
существует ребро pq, то Incp ? Incq в ?. Действительно, после последнего
изменения Incp процесс p посылает сообщение , и после
его получения в q выполняется Incq := Incq ? Incp. Из сильной связности
сети следует, что Incp = Incq для всех p и q. Т.к. выполняется p ? Incp и
каждое множество Inc содержит только идентификаторы процессов, для каждого
p Incp = P.
Во-вторых, подобным же образом может быть показано, что NIncp = Nincq для
любых p и q. Т.к. каждый процесс отправил хотя бы одно сообщение по каждому
каналу, для каждого процесса p выполняется: ? q ? Inp : recp[q], и
следовательно, для каждого p выполняется: p ? NIncp. Множества NInc
содержат только идентификаторы процессов, откуда следует, что NIncp = P для
каждого p. Из Incp = P и NIncp = P следует, что Incp = NIncp,
следовательно, каждый процесс p в ? принял решение.
Теперь нужно показать, что решению dp в процессе p предшествуют события в
каждом процессе. Для события e в процессе p обозначим через Inc(e) (или,
соответственно, NInc(e)) значение Incp (NIncp) сразу после выполнения e
(сравните с доказательством Теоремы 6.12). Следующие два утверждения
формализуют неформальные описания множеств в начале этого раздела.
Утверждение 6.22 Если существует событие e ? Cq : e ? f, то q ? Inc(f).
Доказательство. Как в доказательстве Теоремы 6.12, можно показать, что e ?
f ? Inc(e) ? Inc(f), а при e ? Cq ? q ? Inc(e), что и требовалось доказать.
Утверждение 6.23 Если q ? NInc(f), тогда для всех r ? Inq существует
событие e ? Cr : e ? f.
Доказательство. Пусть aq - внутреннее событие q, в котором впервые в q
выполняется присваивание NIncq := NIncq ? {q}. Событие aq - единственное
событие с q ? NInc(aq), которому не предшествует никакое другое событие a',
удовлетворяющее условию q ? NInc(a'); таким образом, q ? NInc(f) ? aq ? f.
Из алгоритма следует, что для любого r ? Inq существует событие e ? Cr,
предшествующее aq. Отсюда следует результат.
Процесс p принимает решение только когда Incp = NIncp; можно записать, что
Inc(dp) = NInc(dp). В этом случае
p ? Inc(dp) ; и
из q ? Inc(dp) следует, что q ? NInc(dp), откуда следует, что Inq ?
Inc(dp).
Из сильной связности сети следует требуемый результат: Inc(dp) = P.
6.3 Алгоритмы обхода
В этом разделе будет представлен особый класс волновых алгоритмов, а
именно, волновые алгоритмы, в которых все события волны совершенно
упорядочены каузальным отношением, и в котором последнее событие происходит
в том же процессе, где и первое.
Определение 6.24 Алгоритмом обхода называется алгоритм, обладающий
следующими тремя свойствами.
В каждом вычислении один инициатор, который начинает выполнение алгоритма,
посылая ровно одно сообщение.
Процесс, получая сообщение, либо посылает одно сообщение дальше, либо
принимает решение.
Из первых двух свойств следует, что в каждом конечном вычислении решение
принимает ровно один процесс. Говорят, что алгоритм завершается в этом
процессе.
Алгоритм завершается в инициаторе и к тому времени, когда это происходит,
каждый процесс посылает сообщение хотя бы один раз.
В каждой достижимой конфигурации алгоритма обхода либо передается ровно
одно сообщение, либо ровно один процесс получил сообщение и еще не послал
ответное сообщение. С более абстрактной точки зрения, сообщения в
вычислении, взятые вместе, можно рассматривать как единый объект (маркер),
который передается от процесса к процессу и, таким образом, «посещает» все
процессы. В Разделе 7.4 алгоритмы обхода используются для построения
алгоритмов выбора и для этого важно знать не только общее количество
переходов маркера в одной волне, но и сколько переходов необходимо для
того, чтобы посетить первые x процессов.
Определение 6.25 Алгоритм называется алгоритмом f-обхода (для класса
сетей), если
он является алгоритмом обхода (для этого класса); и
в каждом вычислении после f(x) переходов маркера посещено не менее min (N,
x+1) процессов.
Кольцевой алгоритм (Алгоритм 6.2) является алгоритмом обхода, и, поскольку
x+1 процесс получил маркер после x шагов (для x < N), а все процессы
получат его после N шагов, это алгоритм x-обхода для кольцевой сети.
6.3.1 Обход клик
Клику можно обойти путем последовательного опроса; алгоритм очень похож на
Алгоритм 6.6, но за один раз опрашивается только один сосед инициатора.
Только когда получен ответ от одного соседа, опрашивается следующий; см.
Алгоритм 6.10.
var recp : integer init 0 ; (* только для инициатора *)
Для инициатора:
(* обозначим Neighp = {q1, q2, .., qN-1} *)
begin while recp < # Neighp do
begin send to qrecp+1 ;
receive ; recp := recp + 1
end ;
decide
end
Для не-инициатора:
begin receive from q ; send to q end
Алгоритм 6.10 Последовательный алгоритм опроса.
Теорема 6.26 Последовательный алгоритм опроса (Алгоритм 6.10) является
алгоритмом 2x-обхода для клик.
Доказательство. Легко заметить, что к тому времени, когда алгоритм
завершается, каждый процесс послал инициатору ответ. (2x-1)-е сообщение -
это опрос для qx, а (2x)-е - это его ответ. Следовательно, когда было
передано 2x сообщений, был посещен x+1 процесс p, q1, ..., qx.
6.3.2 Обход торов
Тором nЧn называется граф G = (V,E), где
V = Zn Ч Zn = { (i, j) : 0 ? i, j < n} и
E = {(i, j)(i', j') : (i = i' & j = j' ±1) ? (i = i' ±1 & j = j')
};
см. Раздел B.2.4. (Сложение и вычитание здесь по модулю n.) Предполагается,
что тор обладает чувством направления (см. Раздел B.3), т.е. в вершине
(i, j) канал к (i, j+1) имеет метку Up, канал к (i, j-1) - метку Down,
канал к (i+1, j) - метку Right, и канал к (i-1, j) - метку Left.
Координатная пара (i, j) удобна для определения топологии сети и ее чувства
направления, но мы предполагаем, что процессы не знают этих координат;
топологическое знание ограничено метками каналов.
Для инициатора (выполняется один раз):
send to Up
Для каждого процесса при получении маркера :
begin if k=n2 then decide
else if n|k then send to Up
else send to Right
end
Алгоритм 6.11 Алгоритм обхода для торов.
Тор является Гамильтоновым графом, т.е. в торе (произвольного размера)
существует Гамильтонов цикл и маркер передается по циклу с использованием
Алгоритма 6.11. После k-го перехода маркера он пересылается вверх, если n|k
(k делится на n), иначе он передается направо.
Теорема 6.27 Алгоритм для тора (Алгоритм 6.11) является алгоритмом x-
обхода для торов.
Доказательство. Как легко заметить из алгоритма, решение принимается после
того, как маркер был передан n2 раз. Если маркер переходит от процесса p к
процессу q с помощью U переходов вверх и R переходов вправо, то p = q тогда
и только тогда, когда (n|U & n|R). Обозначим через p0 инициатор, а через pk
- процесс, который получает маркер .
Из n2 переходов маркера n - переходы вверх, а оставшиеся n2-n - переходы
вправо. Т.к. и n, и n2-n кратны n, то pn2 = p0, следовательно, алгоритм
завершается в инициаторе.
Далее будет показано, что все процессы с p0 по pn2 -1 различны; т.к. всего
n2 процессов, то отсюда следует, что каждый процесс был пройден.
Предположим, что pa = pb для 0 ? a < b < n2. Между pa и pb маркер сделал
несколько переходов вверх и вправо, и т.к. pa = pb, количество переходов
кратно n. Изучив алгоритм, можно увидеть, что отсюда следует, что
# k кратно n, и
# k : a ? k < b & n не кратно n.
Размеры двух множеств в сумме составляют b-a, откуда следует, что n|(b-a).
Обозначим (b-a) = l*n, тогда множество {k: a ? k < b} содержит l кратных n.
Отсюда следует, что n|l, а значит n2|(b-a), что приводит к противоречию.
Т.к. все процессы с p0 по pn2 -1 различны, после x переходов маркера будет
посещен x+1 процесс.
6.3.3 Обход гиперкубов
N-мерным гиперкубом называется граф G = (V,E), где
V = { (b0,...,bn-1) : bi = 0, 1} и
E = { (b0,...,bn-1),(c0,...,cn-1) : b и c отличаются на 1 бит};
см. Подраздел B.2.5. Предполагается, что гиперкуб обладает чувством
направления (см. Раздел B.3), т.е. канал между вершинами b и c, где b и c
различаются битом с номером i, помечается «i» в обеих вершинах.
Предполагается, что метки вершин не известны процессам; их топологическое
знание ограничено метками каналов.
Как и тор, гиперкуб является Гамильтоновым графом, и Гамильтонов цикл
обходится с использованием Алгоритма 6.12. Доказательство корректности
алгоритма похоже на доказательство для Алгоритма 6.11.
Для инициатора (выполняется один раз):
send по каналу n -1
Для каждого процесса при получении маркера :
begin if k=2n then decide
else begin пусть l - наибольший номер : 2l|k ;
send по каналу l
end
end
Алгоритм 6.12 Алгоритм обхода для гиперкубов.
Теорема 6.28 Алгоритм для гиперкуба (Алгоритм 6.12) является алгоритмом x-
обхода для гиперкуба.
Доказательство. Из алгоритма видно, что решение принимается после 2n
пересылок маркера. Пусть p0 - инициатор, а pk - процесс, который получает
маркер . Для любого k < 2n, обозначения pk и pk+1 отличаются на 1
бит, индекс которого обозначим как l(k), удовлетворяющий следующему
условию:
[pic]
Т.к. для любого i < n существует равное количество k ? {0, ..., 2n} с
l(k) = i, то p0 = p2n и решение принимается в инициаторе. Аналогично
доказательству Теоремы 6.27, можно показать, что из pa = pb следует, что
2n|(b-a), откуда следует, что все p0, ..., p2n-1 различны.
Из всего этого следует, что, когда происходит завершение, все процессы
пройдены, и после x переходов маркера будет посещен x+1 процесс.
6.3.4 Обход связных сетей
Алгоритм обхода для произвольных связных сетей был дан Тарри в 1895 [Tarry;
T1895]. Алгоритм сформулирован в следующих двух правилах; см. Алгоритм
6.13.
R1. Процесс никогда не передает маркер дважды по одному и тому же каналу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|