Программа на Delphi
отличие от других методов, может не иметь в секции implementation своего
кода. Класс, имеющий абстрактные методы, называется абстрактным. Такие
классы и методы могут ничего не делать, инкаспулируя таким способом доступ
к методам потомков, например:
procedure DoSomething; virtual; abstract;
Обращение к неперекрываемому абстрактному методу вызывает ошибку времени
выполнения (run time error), например:
Type
TClass2 = class(TClass0)
…
procedure Paint; virtual; abstract;
end;
TClass1 = class(TClass0)
…
procedure Paint; override;
end;
var
jClass1: TClass1;
jClass2: TClass2;
begin
jClass1.Paint; // правильно
jClass2.Paint; // неправильно: обращение к абстрактному методу
…
end;
Каждый класс имеет два особых метода – конструктор и деструктор.
Конструктор предназначен для создания класса, т. е. для выделения под него
динамической памяти. Деструктор, наоборот, предназначен для уничтожения
класса, т. е. для освобождения участка памяти, занятого этим классом. В
классе TObject имеются стандартные методы Create (создать) и Destroy
(уничтожить). В этом классе объявлен также метод Free, который сначала
проверяет корректность адреса и только потом вызывает метод Destroy. В этой
связи предпочтительнее использовать метод Free вместо метода Destroy.
Всякий класс по умолчанию содержит переменную Self, в которую после
выделения динамической памяти помещается адрес класса. Прежде чем выполнить
обращение к методам класса, его нужно создать. Хотя конструктор и
деструктор являются процедурами, они объявляются специальными словами.
Конструктор объявляется словом Constructor, деструктор – словом Destructor.
Часто для обеспечения доступа к полям предка в конструкторе необходимо
предварительно создать класс-предок. Это можно сделать c помощью слова
Inherited.
Пример:
type
TShape = class(TGraphicControl)
Private {внутренние объявления}
FPen: TPen;
FBrush: TBrush;
procedure PenChanged(Sender: TObject);
procedure BrushChanged(Sender: TObject);
public {внешние объявления}
constructor Create(Owner: TComponent); override;
destructor Destroy; override;
...
end;
constructor TShape.Create(Owner: TComponent);
begin
inherited Create(Owner); // создание класса-предка TGraphicControl
Width := 65; // изменение наследуемых свойств TGraphicControl
Height := 65;
FPen := TPen.Create; // создание отдельного поля TPen типа class
FPen.OnChange := PenChanged;
FBrush := TBrush.Create; // создание отдельного поля TBrush типа class
FBrush.OnChange := BrushChanged;
end;
Некоторые простые классы могут быть созданы и уничтожены без объявления
конструкторов и деструкторов. Например, если класс является потомком
TObject, то в нем явно Constructor и Destructor в некоторых случаях
объявлять нет нужды:
Type TClassy = class;
..
var Classy: TClassy;
…
Classy:= TClassy.Create; {создание класса}
…
Classy:= TClassy.Free; {уничтожение класса}
В языке имеется возможность объявлять в пределах одного класса несколько
методов с одним и тем же именем. При этом всякий такой метод должен быть
перезагружаемым (директива overload). Компилятор такие методы
идентифицирует по своим уникальным наборам формальных параметров. Для того
чтобы отменить реакцию компилятора Delphi на появление метода с тем же
именем, каждый такой метод нужно пометить директивой reintroduce. Далее в
секции implementation необходимо привести коды всех таких методов.
Пример:
Type TClassy = class;
Procedure HH(i, j: byte; var s: String); reintroduce; overload;
Procedure HH(q: String); reintroduce; overload;
Procedure HH(a: array oh Integer); reintroduce; overload;
…
implementation
…
Procedure TClassy.HH(i, j: byte; var s: String);
Begin
S:=IntToStr(i + j);
End;
Procedure TClassy.HH(q: String);
Begin
L2.Cattion:= q;
End;
Procedure TClassy.HH(a: array oh Integer);
Begin
L1.Cattion:= IntToStr(a[6] + a[4]);
End;
…
Теперь, после обращения к методу по имени TClassy.HH, программа вызовет
именно тот метод, формальные параметры которого соответствуют фактическим
параметрам в обращении.
18.5. Свойства класса
Свойства, как и поля, являются атрибутами класса. Свойства объявляются с
помощью слов property, read и write. Слова read и write конкретизируют
назначение свойства. Синтаксис свойства таков:
property propertyName[indexes]: type index integerConstant specifiers;
где propertyName – имя свойства; [indexes] – параметры-имена в форме имя1,
имя2, ... , имяN: type; index – целая константа; read, write, stored,
default (или nodefault) и implements – спецификации. Всякое объявление
свойства должно иметь одну из спецификаций read или write или обе вместе.
Примеры:
property Objects[Index: Integer]: TObject read GetObject write SetObject;
property Pixels[X, Y: Integer]: TColor read GetPixel write SetPixel;
property Values[const Name: string]: string read GetValue write SetValue;
property ErrorCount: Integer read GetErrorCount;
property NativeError: Longint read FNativeError;
Неиндексированные свойства похожи на обычные поля, а индексированные
свойства напоминают поля-массивы. В программе свойства ведут себя почти так
же, как обычные поля. Разница в том, что свойство имеет более ответственное
назначение. Например, оно может активизировать некоторые методы для
придания объектам требуемого свойства. Так если изменено свойство шрифта
какого-либо визуального класса, то смена свойства шрифта повлечет за собой
перерисовку текста и выполнение ряда сопутствующих операций, которые
обеспечат классу именно такое свойство.
Каждое свойство может иметь спецификацию read или write или оба вместе в
форме
read fieldOrMethod
write fieldOrMethod
где fieldOrMethod – имя поля или метода, объявленного в классе, или
свойство класса-предка.
Если fieldOrMethod объявлено в классе, то оно должно быть определено в том
же классе. Если оно объявлено в классе-предке, то оно должно быть видимо из
потомка, т. е. не должно быть частным полем или методом класса-предка. Если
свойство есть поле, то оно должно иметь тип. Если fieldOrMethod есть read-
спецификация, то оно должно быть функцией без параметров, тип которой
совпадает с типом свойства. Если fieldOrMethod есть write-спецификация и
метод, то оно должно быть процедурой, возвращающей простое значение или
константу того же типа, что тип свойства. Например, если свойство
объявлено:
property Color: TColor read GetColor write SetColor;
тогда метод GetColor должен быть описан как
function GetColor: TColor;
и метод SetColor должен быть описан как
procedure SetColor(Value: TColor);
или
procedure SetColor(const Value: TColor);
Если свойство имеет спецификацию read, то оно имеет атрибут "read only"
(только для чтения). Если свойство имеет спецификацию write, то оно имеет
атрибут "write only" (только для чтения).
18.6. Структура класса
Всякий класс имеет структуру, которая состоит из секций. Каждая секция
объявляется специальным зарезервированным словом. К их числу относятся:
published (декларированные), private (частные), protected (защищенные),
public (доступные), automated (автоматизированные). Внутри каждой секции
сначала объявляются поля, затем – свойства и методы.
Пример:
type
TMyClass = class(TControl)
private
... { частные объявления здесь}
protected
... { защищенные объявления здесь }
public
... { доступные объявления здесь }
published
... { декларированные объявления здесь }
end;
Секции определяют области видимости компонент класса:
. Private – компоненты класса доступны только внутри этого класса;
. Public – компоненты класса доступны в текущем и любом другом модуле,
который содержит ссылку в списке uses на модуль, в котором объявлен
класс;
. Published – то же, что Public, однако в ней должны быть перечислены
свойства, которые доступны не только на этапе выполнения программы, но
и на этапе ее визуального конструирования средствами Delphi;
. Protected – cекция доступна только методам текущего класса и методам
классов-предков;
. Automated – секция используется для объявления свойств и методов
обработки OLE-контейнеров в рамках OLE-технологии.
Порядок следования секций произволен. Любая из секций может быть как
пустой, так и объявлена несколько раз в рамках одного класса.
18.7. Операции над классами
Над классами разрешено выполнять две операции – is и as.
1. Операция is. Синтаксис выражения, содержащего операцию is, имеет вид
object is class
Это выражение имеет логический тип (boolean) и возвращает True, если
переменная object имеет тип class класса, иначе – False.
Пример:
if ActiveControl is TEdit then
TEdit(ActiveControl).SelectAll;
В этом примере: если класс ActiveControl имеет тип TEdit, то будет выполнен
метод TEdit(ActiveControl).SelectAll.
2. Операция as. Синтаксис выражения, содержащего операцию as:
object as class
Результатом вычисления этого выражения является ссылка на объект того же
типа, что и тип класса class. При выполнении программы object может иметь
тот же тип, или тип класса-потомка, или nil.
Примеры:
with Sender as TButton do // если Sender имеет тип TButton
begin // или тип-потомок от TButton
Caption := '&Ok';
OnClick := OkClick;
end;
(Sender as TButton).Caption := '&Ok'; //свойству Caption переменной
// Sender типа TButton или его потомка присваивается значение '&Ok'
Приложение
Перечень
отлаженных процедур и функций,
написанных автором
Ниже использованы глобальные типы и переменные:
Type
CompareType = (Less, Equal, Greater);
Var
Lon, Lon2: LongInt;
Serv: String[255];
1. Procedure Delay(MilliSec: LongInt);
{задержка времени на MilliSec миллисекунд}
Var k: LongInt;
begin
k:=GetTickCount; {в модуле Windows.pas}
While GetTickCount0) then Result:= (Price/Expend-1.0)*100.0
else Result:= 1.e5;
end;
6. Procedure Warn1(S: Variant);
{Окно с Variant-значением, например Warn1('Процесс закончен')}
begin
MessageDlg(S, mtInformation, [mbOk], 0);
Screen.ActiveForm.Refresh;
End;
7. Procedure Warn4(s1,s2,s3,s4: String);
{то же , что Warn1, но в 4 строки}
var i,j: byte;
begin
i:=Length(s1); j:=i;
i:=Length(s2);
if (i>j) then j:=i;
i:=Length(s3);
if (i>j) then j:=i;
i:=Length(s4);
if (i>j) then j:=i;
Warn1(Center(s1,j)+''#13#10+''+Center(s2,j)
+''#13#10''+Center(s3,j)+''#13#10+''+Center(s4,j));
end;
8. Function DaNet(S: String): boolean;
{Окно. Предназначено для вопроса, на который можно ответить, щелкнув
по одной из кнопок "Да" или "Нет"}
begin
DaNet:=MessageDlg(S, mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0)=mrYes;
Screen.ActiveForm.Refresh;
end;
9. Function DaNet4(s1,s2,s3,s4: String): boolean;
{Окно. То же, что DaNet, только в 4 строки}
begin
DaNet4:=MessageDlg(Trim(s1)+''#13#10+''+Trim(s2)+''#13#10''+Trim(s3)
+''#13#10+''+Trim(s4),mtConfirmation,[mbYes, mbNo], 0)=mrYes;
Screen.ActiveForm.Refresh;
end;
10. Function InOtrReal(i,a,b: real): boolean;
{Если i в орезке [a, b], то возвращает True}
begin
Result:=(i>=a) and (i 0) and (StartPos = Lon);
end;
13. Function ChStr(Ch: Char; d: Word): String;
{создает строку из символа Ch, повторенного d раз}
begin
if d>0 then
begin
SetLength(Result,d);
FillChar(Result[1],d,Ch);
end;
end;
14. Function Prop(d: Word): String;
{создает строку из d пробелов}
begin
Result:=ChStr(' ',d);
end;
15. Function Pad(s: String; d: Word): String;
{вставляет справа от строки пробелы, добирая ее до длины d}
begin
Serv:=s;
Lon:=Length(s);
If (d>Lon) then Serv:=s+Prop(d-Lon);
Result:=Serv;
end;
16. Function PadCopy(s: String; n,d: Word): String;
{копирует из s начиная с позиции n строку длины d. В случае меньшей
строки добирает ее до длины d}
begin
Serv:=Copy(s,n,d);
if Length(Serv) < d then Serv:=Pad(Serv,d);
Result:=Serv;
end;
17. Function LeftPad(s: String; d: Word): String;
{вставляет слева от строки пробелы, добирая ее до длины d}
begin
Serv:=s;
Lon:=Length(s);
if (d>Lon) then Serv:=Prop(d-Lon)+s;
Result:=Serv;
end;
18. Function Center(s: String; d: Word): String;
{вставляет слева и справа от строки поровну пробелы, добирая ее до
длины d}
begin
Serv:=s;
Lon:=Length(s);
Lon2:=Round(0.5*(d-Lon));
if (d>Lon) then Serv:=Prop(Lon2)+s+Prop(d-Lon2);
Result:=Serv;
end;
19. Function CompStrings(s1,s2: String): CompareType;
{сравнение строк: s1s2 - Greater}
begin
if (s1s2) then CompStrings:=Greater
else
CompStrings:=Equal;
end;
20. Function CompReal(r1,r2: Real): CompareType;
{сравнение вещественных чисел}
begin
if (r1r2) then Result:=Greater
else
Result:=Equal;
end;
21. Procedure IncRe(Var r: Real; h: real);
begin
r:=r+h;
end;
22. Function LongToStr(L: LongInt; d: byte): String;
{конвертирует целое в строку длины d}
begin
Str(L,Serv);
Result:=LPad(Serv,d);
end;
23. Function Long2Str(L: LongInt): String;
{конвертирует целое в строку}
begin
Str(L,Serv);
Result:=Serv;
end;
24. Function StrLong(st: String): LongInt;
{конвертирует строку в целое }
begin
Val(Trim(st),Lon,Code);
Result:=Lon; end;
25. Function Str2Long(st: String; Var L: LongInt): boolean;
{конвертирует строку в целое. Возвращает True в случае успеха}
begin
Val(Trim(st),L,Code);
Result:=(Code=0);
end;
26. Function RealToStr(R: Real; Posle: byte): String;
{Конвертирует Real в строку, Posle – количество символов в дробной
части R}
begin
Str(R:20:Posle,Serv);
RealToStr:=Trim(Serv);
end;
27. Function Slash(Dir: String): String;
{ставит в конец пути символ '\'}
begin
Serv:=Trim(Dir);
if (Serv[Length(Serv)]<>'\') then Result:=Serv+'\'
else Result:=Serv;
end;
28. Function ChWinDos(Ch: Char): Char;
{преобразует русский Windows-символ в русский DOS-символ}
Var i,j: byte;
begin
i:=Ord(Ch);
Case i of
168: {Ё} j:=240;
184: {ё} j:=241;
192..255: if (i>239) then j:=i-16 else j:=i-64
else j:=i;
end;
Result:=Char(j);
end;
29. Function ChDosWin(Ch: Char): Char;
{преобразует русский DOS-символ в русский Windows-символ}
Var i,j: byte;
begin
i:=Ord(Ch);
Case i of
240: {Ё} j:=168;
241: {ё} j:=184;
128..175: j:=i+64;
224..239: j:=i+16
else j:=i;
end;
Result:=Char(j);
end;
30. Function StrWinDos(st: String): String;
{преобразует русскую Windows-строку в русскую DOS-строку}
Var
n, i: byte;
s: ^String;
begin
New(s);
n:=Length(st);
s^:= '';
if (n>0) then
for i:=1 to n do
s^:= s^+ChWinDos(st[i]);
Result:=s^;
Dispose(s);
end;
31. Function StrDosWin(s: String): String;
{преобразует русскую DOS-строку в русскую Windows-строку}
Var
n,i: byte;
s: ^String;
begin
New(s);
n:=Length(st);
s^:= '';
if (n>0) then
for i:=1 to n do
s^:= s^+ChDosWin(st[i]);
Result:=s^;
end;
32. Function InputStr(const Prompt: String; Var s: String; IsParol: byte):
boolean;
{ввод строки. Prompt – пояснение, s – вводимая строка,
isParol=1, если засекреченный ввод, иначе видимый}
begin
Result:=
KdnInputQuery('Ввод строки', Prompt, s, clBlack, (IsParol=1));
end;
33. Function ParolControl(RealParol: String): boolean;
{возвращает True, если введенная строка совпадает с RealParol}
var
b,h: boolean;
i: byte;
begin
St:='';
i:=0;
b:=false;
Repeat
Inc(i);
h:=InputStr('Введите пароль ...',St,1);
if h then b:= (St=RealParol);
if not b and h then Warn1('Ошибка');
Until b or (i=3) or (not h);
Result:=b;
end;
34. Function ExistSubDir(SubDir:String; Dir: tPathStr):boolean;
{устанавливает наличие субдиректории SubDir внутри директории Dir.
Например, в D:\DIR0001 субдиректории BAR }
begin
Result:=DirectoryExists(Slash(SubDir)+Dir);
end;
35. Function GetFileSize(const FileName: string): LongInt;
{размер файла}
var Sr: TSearchRec;
begin
if FindFirst(ExpandFileName(FileName), faAnyFile, Sr) = 0 then
Result := Sr.Size
else Result := -1;
end;
36. Function FileDateTime(const FileName: string): System.TDateTime;
{время создания файла FileName, например:
s:= DateTimeToStr(FileDateTime('c:\KdnBread\Bread.exe'))}
begin
Result := FileDateToDateTime(FileAge(FileName));
end;
37. Function HasAttr(const FileName: string; Attr: Word): Boolean;
{имеет ли файл FileName атрибут Attr}
begin
Result := (FileGetAttr(FileName) and Attr) = Attr;
end;
38. Procedure AppendText(Var f: Text; nF: String);
{открывает текстовой файл для добавления строк}
begin
Assign(f,nF);
if KdnFS(nF,1)>0 then Append(f) else Rewrite(f);
end;
39. Procedure AppendToText(nF,s: String);
{добавляет строку в конец текстового файла}
Var f: TextFile;
begin
AppendText(f, nF);
Writeln(f,s);
CloseFile(f);
end;
40. Procedure KdnExec(Command: String);
{запуск другого приложения, например 'c:\KdnBreadDir\KdnBread.exe'}
begin
Serv:=Command+#0;
If WinExec(@Serv[1], SW_SHOWNORMAL)<32
then Warn2('Ошибочное завершение WinExec');
end;
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев В. А.. Turbo Pascal 6.0, 7.0. М.: Веста; Радио и связь, 1993. 384
с.
2. Епанишников А. М., Епанишников В. А. Программирование в среде Turbo
Pascal 7.0. М.: Диалог МИФИ, 1993. 288 с.
3. Сван Т. Основы программирования в среде для Windows 95. Пер. с англ.,
Киев: Диалектика, 1996. 480 с.
4. Фаронов В. В. Delphi 4. Учебный курс. М.: Нолидж, 1999. 464 с.
5. Федоров А. Г. Создание Windows-приложений в среде Delphi. М.: ТОО
"Компьютер Пресс", 1995. 287 с.
6. Хендерсон К. Руководство разработчика баз данных в Delphi 2. Киев:
Диалектика, 1996. 544 с.
7. Шумаков П. В. Delphi 3 и разработка приложений баз данных. М.: Нолидж,
1998. 704 с
8. Справочная система Delphi 5.0 Help.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|