Основные понятия алгоритмического языка
Для всех операторов цикла выход из цикла осуществляется как
вследствие естественного окончания оператора цикла, так и с
помощью операторов перехода и выхода.
В версии ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0 определены стандартные процедуры Break и
Continue. Процедура Break выполняет безусловный выход из цикла. Проце-
дура Continue обеспечивает переход к началу новой итерации цикла.
20. О П Е Р А Т О Р В А Р И А Н Т А{}
21. П Е Р Е Ч И С Л Я Е М Ы Й Т И П Д А Н Н Ы Х
Перечисляемый тип представляет собой ограниченную упорядоченную
последовательность скалярных констант, составляющих данный тип. Зна-
чение каждой константы задается ее именем. Имена отдельных констант
отделяются друг от друга запятыми, а вся совокупность констант, сос-
тавляющих данный перечисляемый тип, заключается в круглые скобки.
Программист объединяет в одну группу в соответствии с каким - либо
признаком всю совокупность значений, составляющих перечисляемый тип.
Например, перечисляемый тип Rainbow(РАДУГА) объединяет скалярные
значения
RED, ORANGE, YELLOW, GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET (КРАСНЫЙ,
ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ). Пе-
речисляемый тип Traffic_Light (СВЕТОФОР) объединяет скалярные
значения RED, YELLOW, GREEN (КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ).
Перечисляемый тип описывается в разделе описания типов, который
начинается со служебного слова type, например:
type
Rainbow = (RED, ORANGE, YELLOW, GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET);
Каждое значение является константой своего типа и может принадле-
жать только одному из перечисляемых типов, заданных в программе. Нап-
ример, перечисляемый тип Traffic_Light не может быть определен в
одной
программе с типом Rainbow, так как оба типа содержат одинаковые конс-
танты.
Описание переменных, принадлежащих к скалярным типам, которые объ-
явлены в разделе описания типов, производится с помощью имен типов.
Например:
type Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN);
var Section: Traffic_Light;
Это означает, что переменная Section может принимать значения RED,
YELLOW или GREEN.
Переменные перечисляемого типа могут быть описаны в разделе описа-
ния переменных, например:
var Section: (RED, YELLOW, GREEN);
При этом имена типов отсутствуют, а переменные определяются сово-
купностью значений, составляющих данный перечисляемый тип.
К переменным перечисляемого типа может быть применим оператор
присваивания:
Section:= YELLOW;
Упорядоченная последовательность значений, составляющих перечисля-
емый тип, автоматически нумеруется, начиная с нуля и далее через еди-
ницу. Отсюда следует, что к перечисляемым переменным и константам мо-
гут быть применены операции отношения и стандартные функции Pred,
Succ, Ord.
Переменные и константы перечисляемого типа не могут быть элемента-
ми списка ввода или вывода.
22. И Н Т Е Р В А Л Ь Н Ы Й Т И П Д А Н Н Ы Х
Отрезок любого порядкового типа
может быть определен как интервальный или ограниченный
тип. Отрезок задается диапазоном от минимального до максимального
значения констант, разделенных двумя точками. В качестве констант мо-
гут быть использованы константы, принадлежащие к целому, символьному,
логическому или перечисляемому типам. Скалярный тип, на котором стро-
ится отрезок, называется базовым типом.
Минимальное и максимальное значения констант называются нижней и
верхней границами отрезка, определяющего интервальный тип. Нижняя
граница должна быть меньше верхней.
{}
Над переменными, относящимися к интервальному типу, могут выпол-
няться все операции и применяться все стандартные функции, которые
допустимы для соответствующего базового типа.
При использовании в программах интервальных типов данных может
осущест-
вляться контроль за тем, чтобы значения переменных не выходили за
границы, введенные для этих переменных в описании интервального типа.
23. М А С С И В Ы
Массивы представляют собой ограниченную упорядоченную совокупность
однотипных величин. Каждая отдельная величина называется компонентой
массива. Тип компонент может быть любым, принятым в языке ПАСКАЛЬ,
кроме файлового типа. Тип компонент называется базовым типом.
Вся совокупность компонент определяется одним именем. Для обозна-
чения отдельных компонент используется конструкция, называемая пере-
менной с индексом или с индексами:
A[5] S[k+1] B[3,5].
В качестве индекса может быть использовано выражение. Тип индексов
может быть только интервальным или перечисляемым. Действительный и
целый типы недопустимы. Индексы интервального типа, для которого ба-
зовым является целый тип, могут принимать отрицательные, нулевое и
положительные значения.{}
В операторной части
программы один массив может быть присвоен другому, если их типы иден-
тичны, например:
R1:=Z.
Для ввода или вывода массива в список ввода или вывода помещается
переменная с индексом, а операторы ввода или вывода выполняются в
цикле.
{}
Первый индекс определяет номер строки, второй - номер столбца.
Двумерные массивы хранятся в памяти ЭВМ по строкам.
Инициализация массивов (присвоение начальных значений всем компо-
нентам массивов) осуществляется двумя способами.
Первый способ - с использованием типизированных констант, напри-
мер:
type Dim10= Array[1..10] of Real;
const
raM10: Dim10 = ( 0, 2.1, 4, 5.65, 6.1, 6.7, 7.2, 8, 8.7, 9.3 );
При инициализации двумерных массивов значения компонент каждого из
входящих в него одномерных массивов записывается в скобках:
type Dim3x2= Array[1..3,1..2] of Integer;
const
iaM3x2: Dim3x2= ( (1, 2)
(3, 4)
(5, 6) );
Второй способ инициализации - использование разновидности процеду-
ры FillChar:
FillChar( var V; NBytes: Word; B: Byte );
Эта процедура заполняет участок памяти однобайтовым значением. Напри-
мер, для обнуления массива A[1..10] of Real можно записать:
FillChar(A, 40, 0);
или
FillChar(A, SizeOf(A), 0);
{}
24. С Т Р О К И
Особое место в языке ПАСКАЛЬ занимают массивы символов. Стандарт-
ный ПАСКАЛЬ допускает два способа хранения символьных массивов в па-
мяти ЭВМ: распакованный и упакованный. Распакованные массивы символов
хранятся в памяти ЭВМ по одному символу в машинном слове, упакованные
- по одному символу в байте. При описании упакованного массива симво-
лов используют служебное слово PACKED, например:
var MAS: Packed Array[1..20] of Char;
Описание распакованного массива символов имеет вид:
var M: Array[1..20] of char;
Для преобразования символьного массива из распакованной формы в
упакованную и наоборот, из упакованной в распакованную, в язык ПАС-
КАЛЬ введены две стандартные функции Pack, UnPack.
Упакованный массив символов образует символьную строку. Символьная
строка может быть либо строковой константой, либо строковой перемен-
ной. Строковая константа, или строка, представляет собой совокупность
символов, заключенную в апострофы. Строка - это элементарная конс-
трукция языка ПАСКАЛЬ. Строковые константы могут входить в состав вы-
ражений. Как и числовые константы, они могут быть описаны в разделе
описания констант.
Строковые переменные - это одномерные упакованные массивы симво-
лов, для описания которых в TURBO PASCAL введен тип String.
Например, если строка содержит до 30 символов, ее тип будет опре-
делен как
type s= String[30];
Длина строки не может содержать более, чем 255 символов.
В TURBO PASCAL определено понятие строки переменной длины, в этом
случае ее описание задается как
type s= String;
Тип String без указания длины совместим со всеми типами строк.
Особенностью строковых переменных является то, что к ним можно об-
ращаться как к скалярным переменным, так и к массивам. Во втором слу-
чае применяется конструкция "переменная с индексом", что обеспечивает
доступ к отдельным символам строки. При этом нижняя граница идекса
равна 1. Отдельный символ строки совместим с типом Char.
В памяти ЭВМ строка занимает количество байтов, на единицу большее
ее длины. Нулевой байт строки содержит ее длину.
Для строк определены операции присваивания, слияния (конкатенации)
и сравнения.
Для сравнения строк применяются все операции отношения. Сравнение
строк происходит посимвольно, начиная с первого символа. Строки рав-
ны, если имеют одинаковую длину и посимвольно эквивалентны.
Строки могут быть элементами списка ввода - вывода, при этом запи-
сывается имя строки без индекса.
При вводе строковых переменных количество вводимых символов может
быть меньше, чем длина строки. В этом случае вводимые символы разме-
щаются с начала строки, а оставшиеся байты заполняются пробелами. Ес-
ли количество вводимых символов превышает длину строки, лишние
символы отбрасываются.
Инициализация строк может производиться как с помощью типизирован-
ных констант:
const sName: String[9]= 'IBM PC/AT';
так и с использованием второй разновидности функции FillChar:
FillChar( var V; NBytes: Word; C: Char );
например:
FillChar(A, SizeOf(A), '0');
Для работы со строками в TURBO PASCAL включены процедуры и функ-
ции, которые обеспечивают редактирование и преобразование строк.
{}
25. П Р О Ц Е Д У Р Ы И Ф У Н К Ц И И
Алгоритм решения задачи проектируется путем декомпозиции всей за-
дачи в отдельные подзадачи. Обычно подзадачи реализуются в виде подп-
рограмм.
Подпрограмма - это последовательность операторов, которые опреде-
лены и записаны только в одном месте программы, однако их можно
вызвать для выполнения из одной или нескольких точек программы. Каж-
дая подпрограмма определяется уникальным именем. В языке ПАСКАЛЬ су-
ществуют два типа подпрограмм - процедуры и функции.
Процедура и функция - это именованная последовательность описаний
и операторов. При использовании процедур или функций ПАСКАЛЬ - прог-
рамма должна содержать текст процедуры или функции и обращение к про-
цедуре или функции. Тексты процедур и функций помещаются в раздел
описаний процедур и функций.
{}
Процедура может содержать такие - же разделы описаний, что и ПАС-
КАЛЬ - программа, а именно: разделы описания модулей, меток, конс-
тант, типов, переменных, процедур и функций.
{}
ПЕРЕДАЧА ИМЕН ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ В КАЧЕСТВЕ ПАРАМЕТРОВ. Во многих
задачах, особенно в задачах вычислительной математики, необходимо пе-
редавать имена процедур и функций в качестве параметров. Для этого в
TURBO PASCAL введен новый тип данных - процедурный или функциональ-
ный, в зависимости от того, что описывается.
Описание процедурных и функциональных типов производится в разделе
описания типов:
type
FuncType = Function(z: Real): Real;
ProcType = Procedure (a,b: Real; var x,y: Real);
Функциональный и процедурный тип определяется как заголовок проце-
дуры и функции со списком формальных параметров, но без имени. Можно
определить функциональный или процедурный тип без параметров, напри-
мер:
type
Proc = Procedure;
После объявления процедурного или функционального типа его можно
использовать для описания формальных параметров - имен процедур и
функций.
Кроме того, необходимо написать те реальные процедуры или функции,
имена которых будут передаваться как фактические параметры. Эти про-
цедуры и функции должны компилироваться в режиме дальней адресации с
ключом {$F+}.
Пример. Составить программу для вычисления определенного интеграла
tk
2t
I= S--------------- dt
sqrt(1-sin2t)
tn
по методу Симпсона. Вычисление подинтегральной функции реализовать с
помощью функции, имя которой передается как параметр. Значение опре-
деленного интеграла по формуле Симпсона вычисляется по формуле:
ISimps=2*h/3*(0.5*F(A)+2*F(A+h)+F(A+2*h)+2*F(A+3*h)+...
+2*F(B-h)+0.5*F(B))
где A и B - нижняя и верхняя границы интервала интегрирования,
N - число разбиений интервала интегрирования,
h=(B-A)/N, причем N должно быть четным.
Program INTEGRAL;
type
Func= function(x: Real): Real;
var
I,TN,TK:Real;
N:Integer;
{$F+}
Function Q(t: Real): Real;
begin
Q:=2*t/Sqrt(1-Sin(2*t));
end;
{$F-}
Procedure Simps(F:Func; a,b:Real; N:Integer; var INT:Real);
var
sum, h: Real;
j:Integer;
begin
if Odd(N) then N:=N+1;
h:=(b-a)/N;
sum:=0.5*(F(a)+F(b));
for j:=1 to N-1 do
sum:=sum+(j mod 2+1)*F(a+j*h);
INT:=2*h*sum/3
end;
begin
WriteLn(' ВВЕДИ TN,TK,N');
Read(TN,TK,N);
Simps(Q,TN,TK,N,I);
WriteLn('I=',I:8:3)
end.
{}
26. О П Е Р А Т О Р Ы В Ы Х О Д А
Для завершения работы программ, процедур и функций без предвари-
тельного перехода по меткам к закрывающему end в TURBO PASCAL введены
процедуры Exit и Halt.
Вызов Exit завершает работу своего программного блока и передает
управление вызывающей программе. Если Exit выполняется в подпрограм-
ме, то выполнение этой подпрограммы прекратится, и далее будет выпол-
няться следующий за вызовом этой подпрограммы оператор. Если Exit вы-
полняется в основной программе, выход из нее будет эквивалентен ее
нормальному завершению.
Вызов процедуры Halt, где бы она не находилась, завершает работу
программы и передает управление операционной системе.
Процедура Halt имеет структуру Halt(n), где n - код возврата, ко-
торый может быть проанализирован операционной системой с помощью ко-
манды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному заверше-
нию работы программы. Вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен
вызову Halt(0).
27. М О Д У Л И
Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная биб-
лиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть за-
пущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в
построении программ и других модулей.
Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и
строить программы практически любого размера.
Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и неза-
висимо компилируемую программную единицу.
В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов,
предназначенных для использования другими программами. Под программ-
ными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: констан-
ты, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является
выполняемой программой, его элементы используются другими программны-
ми единицами.
Все программные элементы модуля можно разбить на две части:
- программные элементы, предназначенные для использования другими
программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне моду-
ля;
- программные элементы, необходимые только для работы самого моду-
ля, их называют невидимыми или скрытыми.
В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основ-
ные части, называемые интерфейсом и реализацией.
В общем случае модуль имеет следующую структуру:
unit ; {заголовок модуля}
interface
{ описание видимых программных элементов модуля }
{ описание скрытых программных элементов модуля }
begin
{ операторы инициализации элементов модуля }
end.
В частном случае модуль может не содержать части реализации и час-
ти инициализации, тогда структура модуля будет такой:
unit ; {заголовок модуля}
interface
{ описание видимых программных элементов модуля }
implementation
end.
Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности.
Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вы-
зова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта
информация должна быть доступна для других программ и модулей. С дру-
гой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими
программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок
процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст - в
часть реализации.
Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|