Лекции по высокоуровневым методам информатики и программированию
| |Редактор кода представляет собой |
|Первоначально имеет заголовок Unit1.pas. |обычный текстовый редактор, с |
|Окно редактора содержит исходный текст модуля |помощью которого можно |
|разработки. Редактор и форма тесно связаны |редактировать текст модуля и другие|
|между собой |текстовые файлы приложения. |
|(переключаться между ними можно клавишей F12). |В редакторе кода можно открывать |
| |несколько файлов, каждый из которых|
| |размещается на отдельной странице. |
| |Между страницами можно |
| |переключаться мышью, т.е. "листать"|
| |файлы по ярлычкам. |
| |Окно Проводника кода размещается |
| |слева от окна Редактора. В нем в |
| |виде дерева отображаются все |
| |объекты модуля формы, например |
| |переменные и процедуры. В окне ПК |
| |удобно просматривать объекты |
| |приложения и можно быстро |
| |обращаться к необходимым объектам, |
| |что особенно важно при работе с |
|В Окне Проводника кода отображаются объекты |большими модулями. ПК |
|модуля формы, что позволяет быстро обращаться к |автоматизирует создание новых |
|объектам и создавать новые классы. |классов. |
|Окна в Delphi могут стыковаться друг с другом с |При закрытии файла закрывается и |
|помощью мыши, сливаться в одно общее окно, |ПК. |
|разделенное на несколько частей. |Проводник кода можно убирать и |
| |выставлять с помощью команды меню |
| |Вид. |
| |Окна удобно перемещать по экрану и |
| |изменять их размеры. |
|1.4. Окно Инспектора объектов | |
|Окно отражает поведение данного компонента для |Если нужно изменить что-нибудь, |
|текущей формы Form1. Состоит из двух страниц |связанное с определенным |
|(вкладок). |компонентом, то это выполняется в |
| |Инспекторе Объектов. К примеру, |
| |можно изменить имя и размер |
| |компонента Tlabel , изменяя |
| |свойства Caption, Top, Height и |
| |Width. |
| |Страница событий связана с |
| |Редактором кола. Страница Свойство |
| |при проектировании формы позволяет |
| |просто изменять свойства |
| |компонентов, что отражается в окне |
| |проектировщика форм. |
| |Если для какого либо События |
| |существует процедура, то в |
|Страница Свойство (список свойств) отображает |разработке процедура выполняется |
|информацию о текущем компоненте. |автоматически при возникновении |
|Страница События (список событий) определяет |этого события. Такие процедуры |
|процедуру, которую компонент должен выполнить |служат для обработки событий, |
|при возникновении указанного события. |поэтому их называют обработчиками. |
| |Каждый компонент имеет свой набор |
| |свойств и событий, определяющих его|
| |индивидуальность и особенности. |
|2. Характеристика проекта Delphi |14 |
| |Три из них относятся к управлению |
|Любой проект имеет не менее шести файлов, |проектом из среды и напрямую |
|связанных с ним: |программистом не меняются. |
|Главный файл проекта (код проекта) – PROGECT.DPR|Основной, представляет собой |
| |программу. |
| |Автоматически появляется вначале |
|Первый модуль программы (модуль формы) UNIT.PAS |работы его можно назвать любым |
| |другим именем |
|Файл главной формы (описания формы) – |Используется для сохранения |
|UNIT.DFM |информации о внешнем виде главной |
| |формы. |
|Файл описание ресурсов – |Содержит иконку для проекта, |
|PROGECT.RES |создается автоматически. |
| |Текстовый файл для сохранения |
|Файл параметры проекта – |установок, связанных с данным |
|PROGECT.OPT |проектом. |
| |Дополнительные Модули. |
|Модули - |При сохранении проекта под другим |
|*.PAS |именем, изменятся название у файлов|
| |с расширением RES,OPT. |
|Форма |Кроме приведенных файлов могут |
| |автоматически создаваться и |
| |резервные копии: (DP - для |
| |DPR-файлов, (РА – для PAS-файлов. |
| |При запуске Delphi автоматически |
|. . . |создается новый проект PROGECT1, |
| |имя которого отображается в |
| |заголовке главного окна Delphi. Он |
|. . . |имеет в своем составе одну форму и |
| |соответствующий ему модуль. |
|. . . |Относительно простой проект |
|Могут автоматически создаваться и резервные |содержит много файлов, которые |
|копии. |целесообразно размещать в отдельном|
|Файлы проекта располагаются в одном каталоге. |каталоге. |
|Для каждого нового проекта целесообразно | |
|создавать отдельный каталог. | |
|Файлы в проекте можно добавлять и удалять. | |
|2.1. Файл проекта PROGECT.DPR | |
|Является основным и представляет собой |Для приложения с одной формой: |
|программу: |совпадает с именем файла и |
|program Project1; |указывается при сохранении файла на|
|{Имя программы} |диске. |
| |Оператор Uses сообщает компилятору,|
|uses |что программа использует модуль с |
|{Оператор} |исходным кодом формы Unit1.pas. |
|Forms, Имя подключаемого модуля Form1 |указано в виде комментария. Кроме |
|Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; |того, перечисляются подключаемые |
|Перечисление модулей |Файл ресурсов имеет имя, |
|{$R *.RES} |совпадающее с именем файла проекта.|
| |добавив директивы и указав в них |
|begin |нужные имена. |
|{Главный блок программы} |Операторы выполняют инициализацию |
|Application.Initialize; |приложения, создание формы и запуск|
|{Инициализация приложения} |приложения. При выполнении операций|
|Application.CreateForm(TForm1,Form1); |формируется Delphi автоматически. |
|Application.Run; | |
|{Запуск приложения} | |
|end. | |
|Просмотреть и отредактировать код файла в окне | |
|Редактора кода можно с помощью команды: | |
|Project/View Source (Проект/Просмотр источника).| |
|2.2. Файлы формы |Модуль формы и описание формы |
| |15 |
|Для каждой формы создаются автоматически файл | |
|описания UNIT.DFM и файл модуля UNIT.PAS. |Используя Конструктор формы и |
| |Инспектор объектов, разработчик сам|
|Файл описания формы (*.dfm) содержит |управляет этим файлом. Пример |
|характеристики формы и ее компонентов |описания формы с кнопкой Button1. |
|(двоичный). | |
|При конструировании формы в Файл описания |Object Form1:TForm1 |
|автоматически вносятся соответствующие | |
|Для каждой формы декларируется тип, определяющий|Left = 193 |
|эту форму как класс. Он содержится в модуле |Top = 246 |
|UNIT1.PAS |Width = 544 |
|Чтобы отобразить этот файл на экране необходимо:|Height = 375 |
| |Caption = 'Form1' |
|Закрыть окно Конструктора той формы, для которой|Color = clBtnFace |
|нужно отобразить файл описания; |Font.Charset = DEFAULT_CHARSET |
|Активизировать команду File/Open (Файл/Открыть);|Font.Color = clWindowText |
| |Font.Height = -11 |
|В диалоговом окне ( ДО ) Open (Открыть) в списке|Font.Name = 'MS Sans Serif' |
|типов файлов найти и установить маску *.dfm; |Font.Style = [ ] |
|Выделить нужный файл и нажать на кнопку Open. |OldCreateOrder = False |
| |PixelsPerInch = 96 |
| |TextHeight = 13 |
| |end. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|Редактор кода и его содержимое будет доступно | |
|для просмотра и редактирования. | |
| |Interface |
|Чтобы открыть окно Конструктора формы: |{описание класса формы} |
|Закрывается Редактор кода командой File/Close; |uses |
|Открывается Конструктор формы командой View/ |Windows, Messages, SysUtils, |
|Forms, в ДО которого выбирается нужная форма. |Classes, Graphics, Controls, Forms,|
| |Dialogs, |
|Файл модуля формы (*.pas) содержит описание |StdCtrls; |
|класса формы (поведение компонент и |type |
|функционирование обработчиков событий). |TForm1 = class(TForm) |
|Создается автоматически при добавлении новой |private |
|формы. |{ Private declarations } |
|При размещении на форме компонентов, в модуль |public |
|формы вносятся соответствующие изменения. |{ Public declarations } |
|Часть изменений вносит Delphi, а часть – |end; |
|разработчик. |var |
|Открыть модуль формы можно с помощью: |Form1: TForm1; |
|команды File/Open или |Implementation {Подключение к |
|в ДО View/Units (Просмотр/Модули), где |модулю описа |
|выбирается нужный модуль. |{$R *.DFM} ния |
| |соответствующей формы} |
|Файлы Модуля формы и Описания формы имеют |end. |
|одинаковое имя, которое отличается от имени |Тексты модулей форм отображаются в |
|файла проекта. |окне Редактора кода и редактируются|
| |с его помощью. |
|2.3. Файлы модулей *.PAS |16 |
| |Помимо файлов, создаваемых Delphi, |
|Это модули не связанные с какой-либо формой. |в проект могут включаться ваши |
|Они оформляются по правилам языка |собственные файлы, написанные на |
|программирования Object Pascal и сохраняются в |языке Pascal более ранних версий |
|отдельных файлах. |или на других языках |
|Для подключения модуля его имя указывается в |программирования. |
|разделе uses того модуля или проекта, который |В отдельном модуле целесообразно |
|использует этот модуль. |размещать процедуры, функции, |
| |константы или переменные, общие для|
| |нескольких модулей проектов.. |
|2.4. Файл ресурсов PROGECT.RES | |
| |Эти компоненты являются ресурсами |
|При первом сохранении проекта автоматически |Windows, поскольку они разработаны |
|создается файл ресурсов с именем, совпадающим с |в соответствии со стандартами этой |
|именем файла проекта. |системы. |
|Файл содержит следующие ресурсы: | |
|пиктограммы; | |
|растровые изображения; | |
|курсоры. | |
|Файл ресурсов первоначально содержит пиктограмму| |
|проекта. Его можно изменить, используя |На рисунке показано окно редактора,|
|графический редактор Image Editor 3.0. |в которое загружен файл и |
|Вызывается редактор командой Tools / Image |выполняется редактирование |
|Editor |пиктограммы приложения. |
|(Инструменты/Редактор изображений). |Файл ресурсов имеет иерархическую |
| |структуру, в которой ресурсы |
| |разбиты на группы, а каждый ресурс |
| |имеет уникальное в пределах группы |
| |имя. Имя ресурса задается при его |
| |создании и в последующем |
| |используется в приложении для |
| |доступа к этому ресурсу. |
| |Программа проекта находится в |
| |группе Icon и по умолчанию имеет |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|