Автоматизация банковских систем
ему необходимо "на выходе".
Создание новой технологии помимо общесистемных принципов требует
учета особенностей структуры банковских систем и специфики банковской
деятельности.
В основе НИТ заключается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ
и формирование на их базе взаимосвязанных специализированных АРМов
различных уровней.
Жизненный цикл ИТ.
Компьютерная система независимо от ее размеров и сложности состоит из 3-х
компонентов: технического обеспечения, программного обеспечения и
информационного обеспечения. Можно считать, что совокупность этих
компонентов определяет ИТ.
ИТ, так же как и любой жизненный фактор, который потребуется не сразу, а
частями, имеет присущий ему жизненный цикл. В течение жизненного цикла
объем использования технологии и спрос на нее изменяется. Обходит 5
периодов:
I- Зарождение данной технологии. Её распределение невелико, но
эффективность очевидна, поэтому масштаб использования увеличивается.
II- Спрос устойчив и опережает предложение. Фаза ускорения роста. Постоянно
предложение начинает опережать спрос и наступает III- замедления роста. В
период зрелости (IV) насыщение спроса достаточно, а в V- наступает спад,
когда спрос снижается и ей на смену следует другая, более эффективная
общественная потребность.
Жизненный цикл технологии поддерживается продуктами, имеющими свой
более короткий жизненный цикл. Например, технологию предоставления
информационно-вычислительных услуг на рабочем месте пользователя
поддерживает целый ряд продуктов:
ПК типа IBM AT-386SX/DX, IBM AT-486SX/DX, Pentium, рабочие станции
локальной вычислительной сети, терминалы мини-ЭВМ и другие. Смена
технологии в банках происходит лишь тогда, когда она перестает принимать
ему прибыль. То, что используется в крупных западных банках, возможно,
скоро будет заменяться, т.к. все компоненты приближаются к последней,
заключающей стадии жизненного цикла. Опыт последних лет это подтверждает.
Например, может служить анализ технологии использования для безналичных
расчетов магнитных и электронных карт. По мнению западных экспертов, у
России есть уникальный шанс внедрить у себя сразу современную технологию,
т.к. у нас нет развитой инфраструктуры по обслуживанию магнитных карт.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение АБС - информационная модель банка бывает
двух видов.
1) Внемашинное ИО - вся совокупность информации в банке, включая системы
показателей, методы классификации и кодирования элементов информации,
документов, документооборота информационных потоков.
2) Внутримашинное ИО - предоставление данных на машинных носителях в виде
разнообразных по созданию, по назначению и специфическим обработкам
органических массивов (файлов), БД и их информационных связей.
Современные системы банковских показателей складываются из
показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которая
отражает рассчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерских,
нормативный, законный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты
функционирования банка. Показатели банковской деятельности характеризуют
соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю
межбанковских операций в общем объёме ресурсов и вложений, определяют
удельный вес и значимость тех или иных операций, их использование позволяет
выявить возможности увеличения прибыльности и кредитоспособности банка.
Спецификой деятельности банков является широкий диапазон их клиентуры - это
предприятия и организации всех отраслей экономики, в т.ч. страховые органы,
бюджетные и внебюджетные структуры, а только население и следовательно
большое разнообразие показателей.
Автоматизация банковских операций требует приведения всего множества
показателей в единую целостную систему, установления четкой взаимосвязи
между ними. Значительная роль при этом игровая классификация и кодирование,
позволяющее обеспечить сжатие призрачной части показателей, уменьшить объём
и время на поиск информации, облегчить обработку информации.
В банковской деятельности для систематизации информации используются
различного рода классификаторы: как ЕСКК, так и отраслевые (банковские):
коды ценностей - банкнот, монет, чеков, акций и т.д.; коды валют, банков и
т.д., так и локальные ( в рамках отдельного банка), например,
классификаторы банковских счетов, регистрационных номеров, внутрибанковских
номеров клиентов и т.д.
Использование кодов и идентификаторов (компактное обозначение
элементов данных) значительно уменьшит трудоемкость поиска, хранения,
передвижения, обработки информации, увеличить эффективность автоматизации,
экономит дорогостоящие ресурсы памяти и технических средств и увеличить
степень безопасности и защиты данных.
Значительную долю внемашинного ИО занимает документация.
Унифицированные типовые документы в банковской системе увеличивают
эффективность автоматизации (платежные поручения, чеки, приходные и
расходные кассовые ордера и др.).
Современные АБС предоставляют возможность получения информации в
различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных
носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом
виде. ПК располагают набором готовых форм первичной и результативной
информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует
прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с
документами табличного типа или предоставления информации в табличном файле
АБС распределяется с использованием таких программных продуктов, которые
имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.
Информационные потоки внемашинного ИО - это направленное стабильное
движение документов от источников формирования информации к её положениям.
Отражают организационно-функциональную структуру банка.
Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения
разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской
системы. Информация представляется в виде файлов (массивов),БД-х, банков
данных. По содержанию документы адекватно отражают реальную деятельность
банка и его подразделений, т.е. конкретную предметную область. Предметная
область банковской деятельности характеризуется набором объектов, их
свойств и взаимосвязей (клиент, договор, счета и др.). Для каждого объекта
выделяется набор его характеристик. Например, для клиента банка - это
наименование его организации, адрес, реквизиты руководителя и главного
бухгалтера, регистрационный номер, номер расчетного счета и т.п.
Новая технология требует интеграции информационных процессов и , в
частности, организации информации в виде совокупности баз данных.
Существуют различные инструментальные программные средства как для
проектирования, так и для управления и поддержания БД - это проще всего
различные СУБД: [* dBASE фирмы Ashton-Jate Corp; * R:BASE файл Microrim
Inc; * PARADOX файл Borlanol International; FoxBase и FoxPro файл Fox
Software Inc и другие. Для российских банков характерным является
использование прикладных банковских систем на основе перечисленных СУБД.
Одни подобные программы оформлены только для необходимых банков, в которых
отражается не более 5000 документов ежедневно. Тенденция же к расширению
банковских систем на обработку восемьдесят или сотни тысяч документов
ежедневно в режиме реального времени, обеспечение гарантированной
конфиденциальности информации в БД, высокой степени безопасности и
надежности БД делает необходимым применение технологии "клиент-сервер", а
для неё нужны специальные СУБД. Современные СУБД, реализуемые технологию
"клиент-сервер" при работе с БД, - это сложные и дорогие программные
продукты, поэтому выбор конкретных СУБД для банков должен быть хорошо
обоснован. Мировой рынок СУБД выделил лидеров - "большую четверку": Oracle,
Sybase, Informix, Indres. Из других доступных у нас можно назвать Progres,
Gupta, Interbase.]
К внутримашинному ИО банковских систем представляется ряд требований:
1. Система должна предоставлять возможность экспорта-импорта данных в
текстовом и DBF-форматах, что позволит обмениваться информацией со
специализированными прикладными программами, электронной таблицей,
текстовыми редакторами и т.д., а экспортируемый из системы документ может
быть послан по электронной почте;
1. Документы реализуются в режиме реального масштаба времени, при котором
изменения в данных, произведенные одним пользователем, сразу должны
становиться доступны остальным пользователям банковской системы;
1. Безопасность хранения банковской информации. Это достигается
ограничением доступа пользователей к различным функциональным
подсистемам, регламентацией работы с информацией и т.п.;
1. Система должна обеспечить сохранение целостности информации при отказе
аппаратуры (дублирование информации сервера БД).
Техническое оснащение решения банковских задач.
Предоставление банковских услуг на основе комплексных систем
может представлять в виде 3-х уровней:
1) Различные банковсие услуги, предусматривающие исполнение автоматов-
кассиров, пластиковых карточек и систем расчета в торговых точках, а только
услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.
2) Услуги по управлению денежными операциями и их контролю.
3) Деятельность РКЦ, автоматизированных расчетных палат, межбанковских
расчетных палат, клиринговых центров, создаваемых несколькими банками для
обеспечения и ускорения взаиморасчетов.
Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в
которые входят:
1. средства вычислительной техники;
1. оборудование локальных вычислительных сетей;
1. средства телекоммуникаций и связи;
1. оборудование, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для
подсчета и подтверждения подлинности купюр и т.д)
Одним из показателей развития отечественной банковской системы
можно считать быстрое распределение электронных расчетов между банками и
клиентами. В условиях обострения конкуренции и на финансовом рынке наличие
в банке электронной системы расчетов является весомым фактором для
привлечения клиентов.
Система "клиент-банк" позволяет банку и его клиентам
обмениваться подписями и зашифрованными пакетами документов по телефонным
линиям связи. Она состоит из модуля "Банк", который устанавливается на
коммуникационной ПЭВМ в банке, и модуля "Клиент", установленным на
компьютере клиента.
Клиенту банка эта система дает возможность не покидая офиса,
проводить стандартные банковские операции и постоянно поддерживать с банком
оперативную связь (оформление рублевых и валютных платежных поручений,
получение выписок по счетам и отправка банку сообщений сводного формата
путем электронной почты; формирование заявки на продажу-покупку валюты,
оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными
бумагами и т.д.). Кроме того, предоставляется достаточно обширный
справочный материал.
Развитие рыночных отношений вовлекает все большее количество
банков в международные расчеты. Они могут быть реализованы с высокой
степенью надежности и достоверности с помощью системы SWIFT, которая
является лишь транспортной межбанковской сетью и не выполняет расчетных
(клиринговых) функций.
Программное обеспечение АБС.
Качественная эволюция деятельности банков, их все возрастающие
требования и финансовые возможности меняют подходы к автоматизации ИТ.
Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для
разработки прикладной части программных средств (операционные системы, СУБД
и др. программные средства системного назначения).
Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость
обработки больших объёмов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть
падает на операции ввода, чтения,. записи и передачи данных. Поэтому
базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим
объёмам данных без потери производительности.
Наличие в спектре базовых средств сетевых функций - непременный
атрибут современных АБС (обеспечивается многоуровненность, возможность
объединения различных программных платформ (DOC, "NetWare", Windows NT,
UNIX и прочие)).
Телекоммуникационные возможности базовых средств позволяет перевести
технологию межбанковских расчетов на принципиально иной уровень за счет
уменьшения времени подачи документов. Это заметно расширит возможности
банка.
Банковской системе необходимо иметь режимы многозадачности и
многопользовательского доступа к данным, а только одновременного доступа к
данным и одновременного выполнения действий над ними. Должны иметь
возможность запуска автономных, фоновых процессов, отчужденных от рабочего
места оператора. Фоновые процессы могут использовать задания по
предварительной обработке данных, поступивших по телеканалу ,
формированию отчетов и т.д., и тем самым высвободить рабочие места.
Подобный режим позволяет переложить на систему не только выполнение
значительного числа стереотипных рублевых операций, но и обеспечить
автоматический контроль за целостностью обработки поступивших данных. Это
увеличит эффективность и надежность функционирования систем.
Основным свойством АБС с точки зрения прикладных потребительских
средств является достаточная широта функционального набора.
Прикладные характеристики АБС, кроме того, должны отвечать
требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и
настраиваемости системы.
Полномасштабное отражение банковских процессов позволит приблизить
автоматизацию ИТ к проблемам принятия оптимальных решений в среднем и
верхнем звене управления, построить ПУ на базу моделирования и
прогнозирования экономических ситуаций.
Конфигурируемость означает возможность приобретения различных
конфигураций системы (минимальной с последним расширением путей введения
дополнительных модулей).
Открытость предполагает наличие средств для развития и модификации.
Современная методология и инструментальные программные средства дают
такую возможность (CASE-средства)(для внесения изменений без помощи фирмы-
разработчика)
Настраиваемость необходима для адаптации к технологии конкретного
банка.
Недолгая история развития отечественных систем показывают, что в
функциональном плане в целом, они соответствуют развитию банковского дела в
стране. Большинство эксплуатируемых в настоящее время систем являются DOS-
комплексами. Эти системы отражают средний уровень развития банковской
практики в стране (приемлемый компромисс малой стоимости и ограниченных
возможностей).
В качестве ступени, следующей за DOS-комплексами, можно рассматривать
системы, построенные в архитектуре "Клиент-сервер", в рамках "Novell Net
Ware". Под сервером понимается логическая процедура,которая обеспечит
обслуживание поступивших к нему запросов. Клиентами сервера являются
процедуры ПЭВМ, посылающие серверу запросы на тот или иной вид
обслуживания. Задачей клиента является :
1) установление связи с сервером;
2) формирование запроса конкретного вида на обслуживание;
3) получение результатов;
4) подтверждение окончательного процесса обслуживания.
Например, такой технологии: сетевые базы данных с реализацией стандартного
структурированного языка запросов SQL.
Глава III. Системы автоматизации банковской деятельности за рубежом.
Первые АБС -50-е гг. - автоматические системы, обеспечивающие
подсчеты балансов и подготовку отчетной документации.
60-е гг. - С помощью ЭВМ решались в основном задачи моделирования,
оптимизации и планирования, создания автоматических архивов.
Дальнейшее развитие ЭВТ, появление возможностей телеобработки привело
к системе коллективного пользования.
70-е гг. - Увеличение объемов банковских услуг типичных БС - машинно-
обрабатываемая ЭВМ, к которой подключались регионные конструкторы,
обеспечивающие распределение информации на местах (высокая стоимость
средств телекоммуникации, значительные накладные расходы, сложность
настройки системного и разработки и отладки прикладного обслуживания).
80-е гг. - появились высоко производственные мини-ЭВМ, автоматизация
обработки банковской информации на рабочих местах. На базе вычислительных
машин фирмы DEC (США) стали создаваться системы автоматизации банковских
офисов, которые могут интегрироваться в более крупные.
90-е гг. - ускоренное развитие финансового сектора рынка. Необходимы
были интегрированные системы, в которых результаты всех банковских
транзакций могли бы незамедлительно отражаться и учитываться в операциях
всех входящих в них подразделений. Только так авто обработка банковской
информации может обеспечить руководству банков согласованное управление
рисками, ликвидностью, активами и обязательствами. В результате на рынке
появится новый вид программно-технической и интеллектуальной продукции -
"банковская платформа" (продукты совместной деятельности банков и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|