МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

    преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер.

    Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах

    отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения.

    Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными

    ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества,

    обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение

    дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть

    не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и

    инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою

    новизну и защиту от использования конкурентами.

    Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки,

    отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производителей

    продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико-

    экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается

    ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может

    рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации

    обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно

    невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в

    производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило,

    создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за

    счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной

    технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам,

    компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим

    получение средней прибыли.

    Морально устаревшая технология относится к разработкам, не

    обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-

    экономических показателей производства, достигнутых у большинства

    производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок

    закрепляет технологическую отсталость её владельцев.

    Говоря о месте мировой торговли лицензиями в международном

    технологическом обмене, следует иметь в виду, что она имеет дело с

    уникальной и прогрессивной технологиями, передаваемыми как в виде «чистых»,

    так и сопутствующих лицензий. К «чистым» лицензиям следует относить продажу-

    покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые

    оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий

    нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и

    т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям

    относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых

    осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм

    технологического обмена.

    Из множества форм международного технологического обмена только

    лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в

    отдельный мировой рынок лицензий.

    Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной

    и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для

    участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения

    лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и

    при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров,

    подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.

    VI. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с

    зарубежными странами

    Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим

    радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно-

    лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия

    отечественных предприятий и организаций в международной торговле

    лицензиями.

    Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также

    кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной

    системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности,

    возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию

    нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на

    рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной

    торговли Российской Федерации с зарубежными странами.

    Действовавший в рамках бывшего Советского Союза плановый, строго

    регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм

    государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов

    оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные

    управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и

    организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой

    области законодательные акты, оказалось нарушенным единое патентное

    пространство на территории входивших в СССР республик. Уникальный опыт,

    знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника»

    оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз

    отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах

    разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.

    Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации

    оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную

    деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально

    изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы,

    определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм

    собственности в международной торговле лицензиями.

    VI.1. Участие Российских предприятий в международной торговле лицензиями

    Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по

    охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в

    10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС[1]:

    Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной

    собственности;

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности;

    Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;

    Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для

    регистрации знаков;

    Локарнское соглашение об учреждении международной классификации

    промышленных образцов;

    Договор о патентной кооперации;

    Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;

    Договор о регистрации товарных знаков;

    Будапештский договор о международном признании депонирования

    микроорганизмов для целей патентной процедуры;

    Найробский договор об охране олимпийского символа.

    На следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД

    Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих

    соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС,

    являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли

    пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.

    В ноте заявлялось, что “членство Союза Советских Социалистических

    Республик во Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех

    её органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и других

    международно-правовых документах, подписанных в рамках Всемирной

    организации интеллектуальной собственности или под её эгидой, продолжается

    Российской Федерацией”. Этой же нотой Россия приняла на себя полную

    ответственность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.

    В соответствии с Указом президента России «О либерализации

    внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября

    1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем

    зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их

    объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что

    юридические лица, зарегистрированные в качестве участников

    предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в

    международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] России прекратило

    выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической

    деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.

    Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности,

    а следовательно, и получение права на участие в международной торговле

    лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:

    1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса

    (помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и

    заверение нотариусом.

    2. Сдача документов в регистрационную палату района или города.

    Получение временного свидетельства о регистрации.

    3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.

    4. Изготовление печати.

    5. Открытие постоянного счёта в банке.

    6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.

    7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.

    8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих

    выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного

    свидетельства о регистрации.

    При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима

    дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и

    крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по

    антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие

    физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений

    в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические

    организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В

    качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать

    фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-

    лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами

    и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В

    качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные

    внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника»,

    независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы

    предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле

    лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к

    самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно

    отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный

    проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево-

    магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.

    Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций,

    получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях

    производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта,

    квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне

    решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней

    торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при

    незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться

    посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и

    патентно-лицензионных служб.

    Существенные изменения произошли и в сфере государственного

    регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации.

    Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства

    Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и

    квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории

    Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи

    лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего

    зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное

    постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности

    в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки

    лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров,

    исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось

    получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет

    Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному

    постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений,

    ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том

    случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной

    техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики

    и финансов РФ.

    Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-

    хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и

    выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках

    проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на

    основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок

    продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы

    занимавшиеся этими проблемами службы.

    Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в

    Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г.

    Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках

    обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой

    охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий

    интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда

    законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую

    базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому

    законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.

    Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной

    деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского

    свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной

    собственности, передачу исключительного права на их использование из рук

    государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы,

    предприятия и организации различных форм собственности. В результате

    патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации,

    получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу

    лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.

    Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным

    законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству

    советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только

    служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн.,

    посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO

    заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый

    Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих

    поколений.

    В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней

    торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что

    любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать

    изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом,

    лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).

    Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся

    нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны

    применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении

    лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и

    промышленных образцов распространяются на все деловые отношения

    патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями

    на территории России. Императивный характер этих норм означает, по

    существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней

    лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике,

    свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого

    обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов

    рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной

    защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров

    внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими

    предпринимателями.

    Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает

    необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной

    собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных

    лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел

    IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных

    договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными.

    Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам

    (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу

    прав на патент и права на использование изобретения или промышленного

    образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9

    марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации

    лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во

    всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.