МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предпринимательство: сущность, виды, субъекты

    российскими оптовыми базами). Крупные комиссионные фирмы обычно наряду с

    посредническими оказывают и другие виды услуг — принимают на себя

    ответственность за транспортировку, осуществляют страхование, гарантийное

    обслуживание и т. д.

    Довольно часто посредники выступают в форме оптовиков-купцов (в США, к

    примеру, на их долю приходится более половины общего оптового оборота).

    Оптовики-купцы — независимые коммерческие предприятия, приобретающие

    право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. Это

    профессиональный вид предпринимательской деятельности. Предпринимательский

    доход складывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров оптовиком-

    купцом и оптовой ценой продажи. Оптовик-купец обычно продает товар

    розничным торговцам. Оптовики-купцы функционируют в различных формах:

    1) оптовая фирма,

    2) оптовый дистрибьютор,

    3) снабженческий (торговый) дом.

    Торговый маклер — это предприниматель-посредник, который сам не участвует в

    заключении сделки, а только указывает на возможность ее заключения. Обычно

    его функции сводятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке.

    Предпринимательский доход он получает в форме маклерского вознаграждения,

    размер которого зависит от суммы заключенной сделки. Маклер также

    занимается посреднической деятельностью при заключении торговых сделок на

    биржах. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.

    Дистрибьютор — посредник, специализирующийся на приобретении товаров у

    производителей и реализующий их (распределяющий) своим постоянным клиентам.

    Различают дистрибьюторов товаров промышленного назначения (их партнерами

    являются предприниматели, производящие товары, готовые к потреблению) и

    дистрибьюторов, продающих товары розничным торговцам.

    Весьма распространенной формой посреднических операций служит дилерство.

    К дилерам относятся посреднические структуры, под которыми могут пониматься

    как юридические, так и физические лица. Обычно дилер осуществляет

    перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль

    образуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи

    товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может

    предоставлять им информацию о рынке, оказывать услуги по рекламе, а также

    осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров.

    К посредникам относятся также и джобберы — субъекты посреднической

    сферы, которые обладают запасами готовой продукции, обеспечивают хранение и

    поставку (транспортировку) товаров. Однако основные принципы их

    деятельности аналогичны агентским функциям. Обращение к услугам джобберов

    целесообразно в том случае, если для производителя по каким-либо причинам

    неэффективно создавать собственную сбытовую сеть (сеть продавцов), или же в

    случае, когда он стремится выйти за рамки той территории, где расположены

    его собственные сбытовые (торговые) учреждения.

    Посылторговец — предприниматель-посредник, который занимается

    реализацией товаров путем рассылки каталогов товаров потенциальным

    покупателям. В этом случае посредник должен предусмотреть наличие у него

    складского помещения. Кроме того, обычно предусматривается наличие (или

    возможность использования) какого-либо эффективного вида транспорта.

    Торговый представитель как самостоятельный предприниматель также

    относится к категории посредников. Он одновременно может представлять

    интересы нескольких принципалов.

    Коммивояжер — предприниматель-посредник, который не только продает, но и

    доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). К коммивояжерам обычно

    относят разъездных представителей торговых фирм, которые предлагают

    покупателям товары по имеющимся образцам. Коммивояжеры обеспечивают

    достаточно эффективную рекламу товарам и создают прочные каналы сбыта

    продукции, а также ее послепродажного обслуживания.

    Аукционная форма торговли также относится к категории посреднических

    операций. В осуществлении таких операций участвуют три субъекта

    взаимоотношений (рис.5).

    [pic]

    Рисунок 5 Схема отношений при аукционной сделке

    Аукционатор — лицо, передающее товар аукционисту по договору для его

    последующей реализации на аукционе в соответствии с условиями договора и

    правилами аукциона. Аукционист — лицо, проводящее аукцион.

    Аукционеры — участвующие в аукционе потенциальные покупатели.

    Аукцион представляет собой публичный торг. Это соревнование покупателей

    за право приобретения товара, выставляемого на аукционную продажу. Товары,

    выставляемые на аукцион, имеют стартовую цену и обычно предлагаются к

    продаже лотами.

    Стартовая цена — начальная цена, назначаемая аукционатором и

    аукционистом в аукционном договоре, с которой начинается торг во время

    проведения аукциона.

    Лот — неделимая партия товара, выставляемая на аукционную продажу. Все

    лоты под номерами обычно выставляются для предварительного осмотра до

    начала аукциона. Товар (лот) считается проданным после третьего удара

    молотка аукциониста тому аукционеру, который предложил наивысшую цену. На

    международные аукционы выставляются пушнина, скаковые лошади, пряности,

    чай, табак, шерсть, ряд других товаров, включая антиквариат.

    Биржевое предпринимательство по сравнению с другими формами

    профессиональной предпринимательской деятельности имеет ряд специфических

    особенностей, что позволяет выделить его в особый тип и классифицировать

    как самостоятельное направление деловой практики. Во-первых, биржи

    представляют собой посреднические структуры. При этом, однако, они

    выделяются из всего ряда посредников тем, что практически ни один

    предприниматель не обходится без обращения к ним. Во-вторых, биржи

    обслуживают клиентов — это их главная функция.

    Неотъемлемым элементом биржевой торговли всегда выступала спекуляция.

    Она присуща экономическим (торговым) отношениям, основу которых составляет

    обмен. А обмен всегда (или в подавляющем большинстве случаев) распадается

    на две отдельные операции — продажу и покупку. В условиях неопределенности

    рынка и отсутствия достоверной информации это делает возможным

    осуществление операций по "деланию денег" без обращения к процессу

    производства. Спекуляция определяется как торговля в надежде получить

    прибыль от изменения рыночной цены. Она связана с ожиданиями продавцов

    относительно повышения или понижения цен. Спекулянтов в зависимости от

    направленности их действий называют быками и медведями.

    Бык — биржевой игрок, полагающий, что цены скоро возрастут, и скупающий

    по этой причине или сохраняющий ранее приобретенные контракты. Спекулянт,

    играющий на повышение.

    Медведь — биржевой игрок, полагающий, что цены вскоре пойдут на

    снижение, и по этой причине продающий контракты. Спекулянт, играющий на

    понижение.

    К сделкам спекулятивного характера относится хеджирование (от

    "хеджировать" — ограждать, страховать себя от возможных потерь).

    Хедж — страховка от ценовых рисков или фьючерсный контракт по

    страхованию от ценовых рисков. Хедже? — фирма, осуществляющая хеджирование.

    Предпринимательство в биржевой деятельности может быть связано: 1) с

    организацией деятельности биржи как коммерческой структуры; 2) с

    организацией брокерской конторы или брокерской фирмы.

    Осуществлением всех операций на бирже занимаются биржевые брокеры —

    посредники, которые содействуют совершению сделок между заинтересованными

    сторонами — клиентами. Сделки заключаются брокерами обычно от имени,

    [pic]

    Брокерские места на бирже продаются и покупаются. Продажи брокерских

    мест осуществляет биржевой комитет. Профессионалы-брокеры работают в

    биржевом зале. Клиент (или заказчик), т. е. тот, кто хочет продать или

    купить акции, может получить информацию по телефону от брокера,

    представляющего его интересы по поручению и за счет клиента. Они могут

    также действовать от своего имени, но за счет доверителя на основе

    заключенных с клиентами соглашений. За совершение сделок брокер получает

    брокерское вознаграждение или в размере, согласованном с клиентом, или по

    таксе, установленной биржевым клиентом. Схема осуществления операций на

    бирже приведена на рис. 6

    Рисунок 6 Схема отношений по биржевой сделке:

    1 — поручение продавца брокеру; 2 — поручение покупателя брокеру; 3 —

    совершение сделки в соответствии с поручениями продавца и покупателя

    Вывод. Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже

    отмечали, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга,

    превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю

    в целостный и достаточно эффективный процесс (рис.7).

    [pic]

    Рисунок 7 Типология предпринимательской деятельности

    Глава II Развитие малого бизнеса в Российской Федерации.

    В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые

    предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы

    хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в

    сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по

    официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в

    общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП

    приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимости основных

    средств экономики России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают

    всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко

    не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого

    предпринимательства.

    В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый

    факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах

    российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,

    на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на

    которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с

    учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

    доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

    -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

    В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

    кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

    замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов

    для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и

    количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около

    80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло

    уже снижение их числа на 2,2°о.

    Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП

    необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".

    Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние

    десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый,

    четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях

    бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за

    счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в

    экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому

    веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое

    и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров

    широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда

    бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

    Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия

    выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых

    госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто

    криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное

    последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства,

    накапливаемые в мартом предпринимательстве методом "доразграбления"

    госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы

    накопления и не использовались для развития национального производства и

    его инфраструктуры.

    |Таблица 1 |

    |Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) |

    |- |Отраслев|Отраслевая |Структура |

    | |ая |структура |производства |

    | |структур|полной |продукции (работ, |

    | |а числа |численности |услуг) по основным|

    | |МП |занятых на МП|отраслям МП |

    |Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |

    |Сельское хозяйство |1,1 |0,8 |0,3 |

    |Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |

    |Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |

    |Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |

    |Торговля и | | | |

    |общественное | | | |

    |питание |42,7 |24,6 |50,5 |

    |Материально-техническо| | | |

    |е | | | |

    |снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |

    |Информационное | | | |

    |обслужи- | | | |

    |вание |0,8 |0,5 |0,2 |

    |Общая коммерческая | | | |

    |деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |

    |Прочая деятельность в | | | |

    |ма- | | | |

    |териальном |1.5 |1,4 |0,7 |

    |производстве | | | |

    |Бытовые услуги, жилищ-| | | |

    |ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |

    |Здравоохранение, | | | |

    |спорт, | | | |

    |социальное обеспечение|1,9 |1,3 |0,1 |

    |Народное образование |0,9 |1,0 |0,04 |

    |Культура и искусство |0,9 |0,7 |0,06 |

    |Наука и научное | | | |

    |обслужи- | | | |

    |вание |5,6 |5,3 | |

    |Финансы, пенсионное | | | |

    |обеспечение |1,3 |0,9 | |

    |Прочие |1,05 |3,15 | |

    |Таблица 2 |

    |Региональная структура малого предпринимательства (в %) |

    |Экономические |Доля в общем числе МП |

    |районы | |

    |Центральный, |30,5 |

    |в том числе Москва |20,0 |

    |Северный |2,9 |

    |Северо-западный |9,6 |

    |Волго-вятский |2,9 |

    |Центрально-Чернозем|2.7 |

    |ный | |

    |Поволжский |9,6 |

    |Северо-Кавказский |9,8 |

    |Уральский |10,6 |

    |Западно-Сибирский |10,5 |

    |Восточно-Сибирский |5,2 |

    |Дальневосточный |5,0 |

    [4]

    Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы

    перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый

    правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И

    разгосударствление, и обучение широких масс населения основам

    предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

    Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые

    ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с

    другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной

    попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой

    исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки

    центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых

    доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными

    ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП,

    использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность

    государственного аппарата.

    Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился

    уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй,

    этап и в развитии российского малого предпринимательства.

    1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с

    середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и

    численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,

    поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.