Организация электронной торговли и перспективы ее развития
роковой необходимостью встанет вопрос - или закрывать проект, либо
стремиться сделать его, по крайней мере, безубыточным.
В третьем квартале 2000 года затраты интернет- предприятий достигли $2
млрд. При этом прибыли в этом бизнесе оказались значительно меньше. С
учетом того, что в этом году ожидается дальнейший спад в области
электронной коммерции, многие компании не сумеют найти средств к
существованию. В результате превышение затрат над доходами станет основой
проблемой, которую придется решать интернет-проектам.
По данным компании Webmergers.com, в течение 2000 года прекратили свое
существование 210 интернет-фирм, при этом 60% из них были закрыты в течение
четвертого квартала ушедшего года.[15]
Низкий уровень компьютеризации и сравнительно незначительное
количество индивидуальных пользователей Интернет не позволяют России
повторить динамику развития, характерную для промышленно развитых стран
Запада, когда объемы сделок типа В2С увеличивались из года в год в разы.
Кроме того, темпы развития этого сектора электронного бизнеса в России в
существенной мере зависят от темпов развития экономики в целом. Однако,
несмотря на ограничивающие электронную торговлю потребительскими товарами
факторы, этот вид бизнеса весьма перспективен и будет особенно быстро
развиваться в крупных относительно хорошо компьютеризированных и охваченных
сетью Интернет городах России.
По состоянию на середину 2000 года в России было зарегистрировано
свыше 500 Интернет-магазинов, из которых реально функционировало лишь 80.
Их совокупный доход за 1999 год составил всего 1-1,5 млн. долл. Роль
Интернет- торговли для бизнеса, как правило, сводилась к размещению
информации о компаниях и их услугах на страницах Рунета (часть сети
Интернет, в которой преобладающим языком общения является русский) и
документообороту через Интернет.
Одним из главных препятствий широкому распространению электронной
коммерции в России, особенно по направлению В2С (потребитель-бизнес),
является отсутствие адекватных современных систем безналичного расчета.
Начавшееся распространение системы пластиковых карт резко затормозилось
после августовского 1998 года финансового кризиса. В настоящее время лишь в
крупных Интернет-магазинах можно расплатиться с помощью недебетовых карт. В
более мелких - наличными с курьером или через систему CyberPlat (для чего
нужен счет в соответствующем банке) наложенным платежом, через Сбербанк,
почтовым переводом. Осваиваются и более прогрессивные технологии расчетов в
Интернет. Так, некоторые российские банки уже в 1999 году начали осваивать
системы электронных платежей, позволяющие приобретать товары в Интернет-
магазинах. В основу таких систем закладывается технология "цифровых
наличных" или электронных кошельков.
Электронный кошелек представляет собой клиентскую программу,
позволяющую переводить и получать деньги, хранить их в Интернет-банке,
конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета, проводить
ряд других операций. В настоящее время с помощью этой технологии расчетов
можно купить такие товары и услуги, как доступ в Интернет или услуги
компьютерной телефонии, справки о прогнозе погоды, адреса служб знакомств,
пейджинговую связь. Технология цифровых наличных имеет высокую степень
конфиденциальности информации и защиты от подделок, фальсификаций и
копирования.
Следует отметить, что в России успех развития электронного бизнеса
типа В2С будет существенно зависеть от возможности завоевания необходимого
уровня доверия населения к компаниям, продающим товар через виртуальный
магазин. Косвенным признаком перспективности розничного сектора
электронного рынка России, а также приближающейся острой конкуренции в
российской части Интернет является оживление инвестиционной активности в
этом направлении.
Все чаще стала появляться информация о заинтересованности западных
инвесторов в приобретении российских Интернет-компаний и Интернет-
магазинов. Еще в конце 1999 года Холдинг Golden Telecom объявил о покупке
своей дочерней структурой, компанией "ТелеРосс", двух петербургских
Интернет- компаний - "Невалинк" и "Нева Телеком". В начале 2000 года
инвестиционная группа "Русские фонды" и компания Orion Capital Advisors
приобрели контрольный пакет "Компании Стек", владельца одного из самых
популярных сайтов в российской Сети - информационно-поисковой системы
Rambler. Кроме того, участники этой сделки не скрывали своих намерений
инвестировать в ближайшее время и в другие проекты русскоязычной части
Интернета несколько десятков миллионов долларов.
Об обострении конкуренции свидетельствует почти одновременное
появление и второго крупного инвестора: о создании совместного предприятия
ru-Net Holdings для вложения средств в российский Интернет объявили
компания Baring Vostok Capital Partners (дочерняя фирма инвестиционного
фонда Baring Private Equity Partners, входящего в ING Group) и российский
банк "Объединенная финансовая группа". Кроме двух главных партнеров, в
фирме ru-Net Holdings еще около 15 акционеров. Общий капитал холдинга
составляет сегодня около 20 млн. долл. Первым проектом ru-Net стало
приобретение контрольного пакета крупнейшего отечественного Интернет-
магазина "Озон" за 1,8 млн. долл. Еще 1,2 млн. долл. новый владелец должен
вложить в магазин до конца 2000 года. В 2001 году компания обещала
инвестировать средства еще в 4-6 крупных проектов. Возможно, повышенная
заинтересованность иностранных инвесторов в российских компаниях,
занимающихся электронной торговлей, подогревается их надеждами в
перспективах развития фондового рынка России. Зарубежный, особенно
американский, опыт свидетельствует о поразительной динамике компаний
электронного бизнеса и Интернет-компаний. Так, по данным на ноябрь 1999
года, отношение рыночной стоимости ряда компаний к их обороту выглядело
следующим образом:
электронный бизнес
Amazon.com - 35;
CDNOW - 7,3;
Charles Schwab - 9;
традиционный бизнес
Borders - 0,4;
Musicland - 0,2;
Merill Lynch - 0,8.
Капитализация Интернет-компании Amazon.com за три года достигла 27
млрд. долларов, что заметно превышает рыночную стоимость инвестиционного
банка J.P. Morgan (21 млрд.) и более чем в три раза выше стоимости одной из
ведущих авиастроительных компаний мира - Lockheed Martin. Еще контрастнее
выглядит отношение капитализации к объему полученной прибыли (коэффициент -
Е/Р). Этот показатель для электронных компаний, занятых в потребительском
секторе экономики, составил 1038. Для сравнения: для крупнейших федеральных
банков США этот коэффициент на уровне 20, для крупнейших региональных
банков США - 18. В США очень скоро из-за чрезвычайно высоких темпов роста
капитализации компании электронного бизнеса станут недосягаемыми для
корпораций реального сектора экономики. Уже сейчас чаще наблюдается
обратная ситуация: электронный бизнес приобретает компании реального
сектора. Этот факт должны иметь в виду и российские компании, решившие
создать современную структуру в области Интернет-технологий и электронного
бизнеса.[13]
3.2 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-бизнес.
В последнее время эйфория в сфере электронной коммерции не то чтобы
прошла, а скорее сместилась из области близких и понятных каждому обывателю
B2C-проектов в область B2B-проектов. Как ни странно, но проекты последнего
типа должны найти в россии плодородную почву. Например, в центральной
отрасли "старой" экономики - машиностроении.
В России с учетом ее специфики наибольшие перспективы имеет
распространение В2В направления электронного бизнеса. Следует отметить, что
и в странах, где электронная коммерция получила наиболее широкое
распространение, на этот вид электронного бизнеса приходится около 80% его
общего объема. Но даже и в этих странах с дальнейшим продвижением в
Интернет-бизнес крупных компаний реального сектора эксперты связывают новый
этап развития электронной коммерции. По оценкам "Гига информэйшн груп", в
1998 году общая сумма экономии за счет электронной торговли по всему миру
составила 15,2 млрд. долл. Ожидается, что к 2002 году будет сэкономлено
1,25 трлн. долл., причем половина этой суммы придется на американские
компании. В России налицо объективные предпосылки для развития электронной
торговли В2В. Крупные российские корпорации имеют достаточно высокий
уровень компьютеризации, освоили сетевые Интернет/интранет технологии,
обладают высокопрофессиональными специалистами, способными поддерживать эти
технологии. Наконец, Интернет-бизнес в России - область информационно-
технологического развития, отставание в которой может привести в будущем к
неизмеримо большим, по сравнению с затратами на освоение этих технологий,
потерям. И, действительно, в России все чаще распространяется информация о
намерениях крупных предприятий осуществлять проекты в сфере электронного
бизнеса. Основные выгоды от участия в электронной коммерции предприятия
реального сектора получают в результате:
. увеличения объемов реализации производимой продукции;
. повышения эффективности вследствие снижения коммерческих расходов
(благодаря Интернет-коммерции продавцы получают полную информацию о
запросах клиентов. Это позволяет отказаться от дорогостоящего
складского хранения товара);
. снижения затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
В результате произошедшей в начале 90-х годов структурной перестройки
экономики, были кардинально нарушены экономические связи между
предприятиями и их потребителями. Ситуация осложняется следующими
специфическими особенностями российских предприятий:
. расходы на транспортировку чрезвычайно велики из-за того, что
предприятия разнесены на огромные расстояния, а коммуникации и
транспортные средства характеризуются высокой степенью износа и
энергоемкостью;
. многие крупные предприятия, в особенности предприятия военно-
промышленного комплекса, частично поменяли ассортимент выпускаемой
продукции вследствие снижения объема государственного заказа;
. взаимодействие продавцов и покупателей обеспечивается длинными
цепочками посредников;
В связи с этим у отечественных предприятий и их клиентов существуют
следующие потребности, которые могут быть удовлетворены посредством В2В-
проектов:
Покупатели оборудования и комплектующих получают возможность снизить
цену в результате конкуренции между производителями и, таким образом,
получить экономическую выгоду. С другой стороны, производители редкого
оборудования могут повысить цену в результате конкуренции покупателей. В
целом можно сказать, что в результате функционирования торговой системы
реализуется более эффективное ценообразование, чем в случае отдельных
сделок, разнесенных во времени и пространстве, когда может возникать
монопольное преимущество в результате асимметрии информации.
Реализация механизма быстрого поиска предложений на покупку и продажу
оборудования и комплектующих обеспечивает значительное снижение расходов,
связанных с этой процедурой, имеющих непроизводственный характер. Следует
отметить, что снижаются расходы как со стороны производителей, так и со
стороны потребителей (реклама, связь и дополнительный персонал), отпадает
потребность в использовании широкой посреднической сети.
У предприятий существует возможность осуществлять планирование
производства, располагая при этом развернутой картиной рынка, значительно
снизив при этом затраты на маркетинговые исследования. Так, например, этому
способствует непрерывно накапливающаяся статистика о существующих объемах
производства и сбыта продукции. [8]
Рассмотрим типичный пример взаимодействия поставщика и потребителя в
секторе экономики business-to-business. Сотрудник фирмы-покупателя звонит
менеджеру фирмы продавца. Выяснив все особенности товаров или услуг,
которые он хочет заказать, сотрудник фирмы-покупателя принимает решение о
покупке и запрашивает у менеджера счет. Для этого менеджеру продающей фирмы
нужны координаты покупателя, как минимум название фирмы, телефон и факс, на
который нужно слать копию счета. Для подготовки счета менеджеру требуется
определенное время. Когда счет готов, менеджер пересылает его по факсу в
сотруднику фирмы покупателя. Это тоже нередко отнимает много времени и
усилий, т.к. при плохой телефонной связи приходится несколько раз повторять
факс, а затем еще сверять по телефону с принимающей стороной суммы и номера
банковских счетов. В среднем все описанные выше процедуры занимают половину
рабочего дня.
Если же сотрудник фирмы-покупателя зашел на сайт продавца, ознакомился
с каталогом товаров, выбрал нужные ему позиции в нужном количестве, ввел
координаты своей компании, то он проделал все необходимые для выписки счета
операции самостоятельно. Результатом действий покупателя по онлайновому
заказу товаров и услуг должен быть именно счет. Причем необходимые для
счета печати и подписи обязательно должны присутствовать на web-странице
счета, сгенерированного на web-сайте продавца в виде картинок. Тогда такой
счет, распечатанный покупателем из web-броузера уже ничем не будет
отличаться от копии, присланной ему по факсу.
Таким образом, при сохранении традиционного для сектора B2B способа
оплаты банковским переводом, значительно упрощается и ускоряется процедура
оформления заказа, давая ее участникам следующие преимущества:
. Экономятся ресурсы и время как продавца, так и покупателя.
Например, сокращается время телефонных соединений для переговоров и
передачи факсов.
. Исключаются ошибки, которые могут возникать и накапливаться на
любом этапе оформления заказа старым, традиционным способом.
. Исключается много возможностей ошибки при исполнении заказа
продавцом.
. Снижается время обслуживания заказчика. Это приводит к повышению
лояльности заказчика к продавцу и к повышению оборотов продавца.
[1]
Появляются дополнительные возможности для сопровождения и отслеживания
выполнения заказа продавцом
Несмотря на огромную потребность в В2В-проектах, их создание в
российском секторе Интернета только начинается. Большинство проектов
характеризуется очень низким уровнем развития и, как показывает анализ
частоты их ежедневных посещений, они пользуются небольшим интересом. В
среднем они имеют относительно низкие объемы финансирования.
По-настоящему ни один В2В-рынок еще не функционирует. Необходимые
технологические стандарты для обеспечения связи между поставщиками и
потребителями все еще находятся в разработке, в то время как многие
продавцы ПО разрабатывают все новые собственные версии этих стандартов.
Остаются и другие технические проблемы.
Плюс к этому, должны быть созданы платежные системы, обеспечивающие
своевременное и безопасное поступление средств; системы логистики должны
гарантировать, что заказанная продукция поступит в нужное место в нужное
время; вся информация должна быть доступна пользователям в режиме реального
времени. Самое главное, рынок должен делать все необходимое для привлечения
и удержания нужного количества продавцов и покупателей, чтобы выжить.
С учетом всего этого, очень похоже, что некоторые рынки, построенные
с большими затратами, прогорят. Пять факторов повлияют на результат первой
же встряски.
1. Высокая степень ликвидности
Как и на любом рынке, наиболее успешными станут наиболее ликвидные
рынки В2В. Чем больше покупателей на рынке, тем больше поставщиков захотят
участвовать в операциях, что во многих случаях снизит добавленную
стоимость. Более того, успешные рынки будут стремиться обеспечить как можно
больший объем покупаемой в он-лайне продукции за как можно более короткие
сроки.
2. Правильные владельцы
Компании, обеспечивающие ликвидность рынка, логически являются его
учредителями и, таким образом, обладают наилучшими возможностями сохранения
его преимуществ в виде низких цен на товары и услуги. Большинство
промышленных рынков, как, например, в автомобильной и нефтяной отраслях,
будет построено вокруг покупательских пулов. Но покупателей не всегда можно
контролировать. Продавец, имеющий широкий круг покупателей, также может
стать совладельцем рынка. На функционально построенных рынках, где
покупающая и продающая сторона более разобщены, действительным владельцем
может быть электронная посредническая компания, ведущая операции от имени
как покупателей, так и продавцов.
3. Правильное управление
Для работы рынков – особенно тех, на которых действует много
покупателей, – правильное управление необходимо для обеспечения уверенности
в том, что покупатели согласны с условиями участия и будут поддерживать
ликвидность рынка. Если поставщики заметят, что покупатели электронного
рынка не могут договориться по таким вопросам, как общие стандарты или
ограничение количества поставщиков, они вскоре объединятся между собой и
начнут проводить сделки вне рынка, принося прибыль сторонним компаниям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|